Отношения с Россией

  • Last updated 16-Nov-2018 13:52

В течение более двух десятилетий НАТО прилагала усилия для создания партнерства с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Сотрудничество было приостановлено в ответ на военное вмешательство России в Украине, но политические и военные каналы связи остаются открытыми. Обеспокоенность по поводу сохраняющегося дестабилизирующего характера военной деятельности и агрессивной риторики России выходит далеко за рамки вопроса об Украине.

NATO Secretary General Jens Stoltenberg meets with the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation, Sergey Lavrov

НАТО следует двойному подходу к России: содержательный диалог на основе сильных сдерживания и обороны. (Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг встречается с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, сентябрь 2017 года.)

  • Отношения начали развиваться по окончании «холодной войны», когда Россия вступила в Совет североатлантического сотрудничества в 1991 году. В 1997 году на смену этому форуму для диалога пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет все государства-члены и государства-партнеры НАТО в евроатлантическом регионе.
  • Практическое сотрудничество началось после того, как в 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» и развернула миротворцев в поддержку операций под руководством НАТО по поддержанию мира на Западных Балканах в конце 1990-х годов.
  • Основополагающий акт Россия–НАТО, подписанный в 1997 году, стал официальной основой двусторонних отношений.
  • Диалог и сотрудничество стали более крепкими с созданием в 2002 году Совета Россия–НАТО (СРН), призванного стать площадкой для консультаций по текущим вопросам безопасности и руководить практическим сотрудничеством по широкому ряду направлений.
  • Вслед за несоразмерными военными действиями России в Грузии в августе 2008 года официальные заседания СРН и сотрудничество в некоторых областях приостановлены до весны 2009 года. Страны НАТО продолжают призывать Россию пересмотреть свое решение о признании регионов Грузии Абхазия и Южная Осетия как независимых государств.
  • Все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией в рамках СРН было приостановлено с апреля 2014 года в ответ на военное вмешательство и агрессивные действия России в Украине, а также незаконную оккупацию и аннексию Россией Крыма, которые страны НАТО осуждают самым решительным образом. Но каналы для политических и военных связей остаются открытыми в целях обмена информацией по вопросам, вызывающим обеспокоенность, сокращения числа случаев неверного понимания и повышения предсказуемости.
  • Обеспокоенность стран НАТО в связи с дестабилизирующими действиями и политикой России, которые не ограничиваются Украиной и включают провокационную военную деятельность вблизи границ НАТО, от Балтийского до Черного морей; безответственную и агрессивную риторику в ядерной сфере, военную концепцию и соответствующий потенциал; риски, создаваемые ее военным вмешательством и поддержкой режима в Сирии; и нападение в Соединенном Королевстве с применением отравляющего вещества нервно-паралитического действия в марте 2018 года, которое было явным нарушением международных норм.
  • В ответ на изменившиеся условия безопасности НАТО усилила свой потенциал сдерживания и обороны, оставаясь при этом открытой для диалога. Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России.

Более подробная справочная информация

  • Реакция на российско-украинский конфликт

    После незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в марте 2014 года страны НАТО приостановили в апреле 2014 года все практическое гражданское и военное сотрудничество, сохраняя при этом открытыми каналы для политических и военных связей. Совет Россия–НАТО (СРН) остается важным форумом для диалога на основе взаимности; с 2016 года прошло восемь заседаний СРН.

    На встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре 2014 года и на последовавших с тех пор встречах на высшем уровне руководители стран НАТО осудили самым решительным образом военное вмешательство России в Украине, призвав Россию прекратить свои действия и вывести свои войска из Украины, а также отвести их от границы с этой страной. Руководители стран НАТО продолжают требовать, чтобы Россия соблюдала международное право и свои международные обязательства и обязанности; прекратила свою незаконную оккупацию Крыма; воздерживалась от агрессивных действий в отношении Украины; остановила поток оружия, техники, людей и денег, идущий через границу к сепаратистам; и прекратила разжигать напряженность у границы с Украиной и по другую сторону этой границы. НАТО не признает в настоящий момент и не признает в будущем неправомерную и незаконную аннексию Россией Крыма.

    Кроме того, страны НАТО отметили, что насилие и отсутствие безопасности в регионе привели к трагическому крушению сбитого 17 июля 2014 года самолета «Малайзийских авиалиний», совершавшего пассажирский рейс MH17, призвав к тому, чтобы виновные прямым или косвенным образом лица, были привлечены к ответственности и предстали перед судом в ближайшее время. В мае 2018 года совместная следственная группа, проводящая расследование крушения самолета, совершавшего рейс MH17, сделала вывод о том, что ЗРК «БУК-ТЕЛАР», использовавшийся для того, чтобы сбить самолет, принадлежал курской 53-й зенитной ракетной бригаде ВС России. Страны НАТО солидарны с Нидерландами и Австралией, которые призывают Россию взять на себя государственную ответственность за крушение сбитого самолета, совершавшего рейс MH17.

    Страны НАТО решительно поддерживают урегулирование конфликта на востоке Украины дипломатическими и мирными средствами и приветствуют дипломатические усилия, осуществляемые с этой целью. Все стороны, подписавшие Минские соглашения, должны соблюдать свои обязательства и обеспечивать их полное выполнение. Россия несет особую ответственность в этом отношении.

  • Более широкая обеспокоенность в связи с поведением России

    Обеспокоенность НАТО выходит далеко за рамки действий России в Украине. Страны НАТО продолжают заявлять о своей поддержке территориальной целостности Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ и призывают Россию вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия. Активизировалась военная деятельность России, особенно вдоль границ НАТО; поведение России продолжает делать обстановку в области безопасности в евроатлантическом регионе менее стабильной и менее предсказуемой, в частности ее практика объявления о внезапных учениях, развертывания рядом с границами НАТО, проведения интенсивной крупномасштабной подготовки и учений и нарушения воздушного пространства Североатлантического союза. Россия также бросает вызов евроатлантической безопасности и стабильности посредством гибридных действий, включая попытки вмешательства в избирательные процессы и суверенитет наших стран, широкомасштабные кампании дезинформации и злонамеренные действия в кибернетической сфере. Кроме того, страны НАТО осуждают применение боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия в Солсбери в марте 2018 года и выражают солидарность с Соединенным Королевством. В результате этого нападения максимальное количество сотрудников Постоянного представительства России при НАТО было сокращено на 10 человек.

    Это усугубляется продолжающимся нарушением, невыполнением и обходом со стороны России многочисленных обязательств и обязанностей в сфере контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности. Страны НАТО обеспокоены тем, что Россия нарушает свои обязательства, предусмотренные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: не обладать, не производить и не проводить летные испытания крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров, и не обладать и не производить пусковые установки таких ракет. Договор, вступивший в силу в 1988 году, был заключен с целью снижения угроз безопасности и стабильности в Европе, в частности, угрозы нападений на стратегически важные объекты в условиях кратковременного предупреждения, и требовал поддающейся проверке ликвидации целого класса ракет, которыми обладали США и бывший Советский Союз. Договор остается ключевым элементом евроатлантической безопасности, который идет во благо безопасности всех сторон и должен быть сохранен. Кроме того, избирательное выполнение Россией Венского документа и Договора об открытом небе, а также длительное невыполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе подрывают евроатлантическую безопасность.

    Военное вмешательство России и значительное военное присутствие в Сирии создает дополнительные риски для Североатлантического союза. 5 октября 2015 года в ответ на вмешательство России в Сирии страны НАТО призвали Россию немедленно прекратить нападения на сирийскую оппозицию и гражданских лиц, сосредоточить свои усилия на борьбе с так называемым Исламским государством и способствовать урегулированию конфликта путем политического перехода. В апреле 2018 года страны НАТО решительно поддержали совместные военные действия США, Соединенного Королевства и Франции в ответ на применение химического оружия в Сирии.

    В течение более двух десятилетий НАТО прилагала усилия для создания партнерства с Россией, в том числе с помощью механизма СРН, построенного на Основополагающем акте Россия–НАТО 1997 года и Римской декларации 2002 года. Россия нарушила свои обязательства, а также нарушила международное право и тем самым подорвала доверие, занимающее центральное место в сотрудничестве между НАТО и Россией.

    Страны НАТО по-прежнему считают, что партнерство между НАТО и Россией, основанное на уважении международного права, представляло бы стратегическую ценность. Государства-члены продолжают стремиться к сотрудничеству и конструктивным отношениям с Россией, включая взаимные меры укрепления доверия и прозрачности, и к большему взаимопониманию в вопросе о построении НАТО и Россией своих нестратегических ядерных сил в Европе, на основе общей озабоченности в сфере безопасности и общих интересов безопасности, в Европе, где каждая страна свободно выбирает свое будущее. Они сожалеют о том, что условий для этих отношений в настоящий момент не существует. Во время встречи на высшем уровне в Брюсселе в июле 2018 года руководители стран НАТО подчеркнули, что не может быть возвращения к работе в обычном режиме, пока не произойдет четкого, конструктивного изменения в действиях России, свидетельствующего о соблюдении Россией международного права, ее международных обязательств и обязанностей.

  • Основные направления сотрудничества до апреля 2014 года

    В целях содействия регулярным контактам и сотрудничеству Россия учредила в 1998 году дипломатическое представительство при НАТО. В 2001 году НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро, а в 2002 году – Военную миссию связи.

    До того, как в апреле 2014 года деятельность была приостановлена, СРН был структурой для консультаций по текущим вопросам безопасности и практического сотрудничества по широкому спектру направлений, представляющих общий интерес.

    Поддержка операций под руководством НАТО. В течение ряда лет Россия оказывала поддержку действующим в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международным силам содействия безопасности (МССБ) через различные механизмы для содействия транзиту по российской территории невоенных грузов для стран-участниц МССБ. Несколько российских кораблей развертывались в поддержку военно-морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», а также в рамках операции НАТО по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога «Оушн шилд». До вывода своего миротворческого контингента в начале 2003 года Россия оказывала поддержку операциям НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и Косово.

    Поддержка афганских вооруженных сил. В рамках проекта Целевого фонда СРН по техническому обслуживанию вертолетов, начатого в 2011 году, оказывалась помощь афганским вооруженным силам в эксплуатации и техническом обслуживании вертолетного парка и в проведении медицинской эвакуации. К концу 2013 года подготовку прошли 40 афганских специалистов по техобслуживанию вертолетов.

    Обучение сотрудников правоохранительных органов из Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проект СРН по обучению методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начатый в декабре 2005 года, оказал помощь в деле наращивания местного потенциала и содействия развитию региональных контактов и сотрудничества среди работников среднего звена из Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Пакистан присоединился к проекту в 2010 году. Постоянное обучение проводилось во взаимодействии с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) в одном из четырех институтов – в Турции, России или США, вместе с тем в каждой из семи стран-участниц проводились выездные курсы. В рамках данного проекта подготовку прошли более 3500 сотрудников. (После того, как сотрудничество с Россией было приостановлено, НАТО организовала новый проект с УНП ООН.)

    Борьба с терроризмом. В декабре 2004 года был утвержден План действий СРН по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в данной области включало проведение учений, регулярный обмен информацией и подробные консультации по различным аспектам, таким как ликвидация последствий, борьба с самодельными взрывными устройствами, проведение особо важных мероприятий и обеспечение их безопасности. В рамках Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства была разработана система обмена информацией для обеспечения транспарентности воздушного движения и раннего предупреждения о подозрительных действиях воздушных судов, чтобы помочь предотвратить теракты, подобные совершенным 11 сентября 2001 года в США. В рамках проекта СТАНДЭКС разрабатывалась технология дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на объектах общественного транспорта; в июне 2013 года были проведены успешные испытания этой технологии в реальных условиях.

    Противоракетная оборона театра военных действий/ противоракетная оборона. Общую обеспокоенность вызывала беспрецедентная опасность, которой подвергаются развернутые группировки, в связи с широкой доступностью высокоточных баллистических ракет. В ходе начатого в 2003 году исследования был проанализирован возможный уровень оперативной совместимости систем противоракетной обороны театра военных действий государств-членов НАТО и России. Были организованы командно-штабные и компьютерные учения в целях разработки механизмов и процедур для совместных операций. На встрече на высшем уровне в Лиссабоне в 2010 году руководители стран СРН утвердили общую оценку угрозы баллистических ракет и договорились разработать совместный анализ будущих рамок для сотрудничества в области противоракетной обороны. (В то время как Россия продолжает высказывать озабоченность в связи с планируемым потенциалом противоракетной обороны НАТО, государства-члены подчеркивают, что он не направлен против России и не подорвет российские стратегические средства сдерживания, но он предназначен для защиты от потенциальных угроз, источники которых находятся за пределами евроатлантического региона.)

    Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями. Дискуссии экспертов были сосредоточены на вопросах, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, выработке рекомендаций по усилению существующих механизмов нераспространения, изучении возможностей для практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия. Велись откровенные дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, таким как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор об открытом небе и меры укрепления доверия и безопасности. Главным приоритетом была работа над ратификацией Адаптированного ДОВСЕ, поэтому страны НАТО выразили озабоченность в связи с принятым Россией в декабре 2007 года решением «приостановить» в одностороннем порядке свое участие в договоре и принятым впоследствии Россией в марте 2015 года решением о приостановлении ее участия в совместной консультативной группе, на регулярных заседаниях которой в Вене обсуждается вопрос о выполнении ДОВСЕ.

    Вопросы ядерного оружия. Были проведены семинары, посвященные ядерной доктрине и стратегии, урокам, вынесенным из инцидентов и аварий с ядерным оружием, а также возможным действиям в случае обнаружения самодельных ядерных или радиологических устройств. В период с 2004 по 2007 год эксперты и другие представители стран СРН также присутствовали в качестве наблюдателей на четырех полевых учениях по реагированию на аварию с ядерным боеприпасом, которые были проведены в России и каждом государстве НАТО, обладающем ядерным оружием (Франция, Соединенное Королевство и США). Подобные мероприятия способствовали повышению транспарентности, помогали вырабатывать общее понимание порядка реагирования на аварии с ядерными боеприпасами и сформировали уверенность в том, что ядерные державы были в полной мере способны действенно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, связанную с ядерным оружием.

    Военное сотрудничество. В рамках СРН были усилены механизмы связи и взаимодействия между военными, как в Командовании НАТО по операциям и Командовании НАТО по трансформации, так и в Москве. Основной целью военного сотрудничества было укрепление доверия, уверенности и транспарентности, а также повышение способности сил НАТО и России к взаимодействию при подготовке к возможным совместным военным операциям в будущем. Сотрудничество включало такие направления, как тыловое обеспечение, борьба с терроризмом, поиск и спасание на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД/ПРО, обмен между военными научными учреждениями, а также связанные с ними мероприятия в военной сфере.

    Поиск и спасание экипажей аварийных подводных лодок. С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 год Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО.

    Транспарентность, стратегия и реформа в оборонной сфере. В целях укрепления взаимного доверия и транспарентности велся диалог по различным вопросам доктрины, стратегии и политики, касающимся военной реформы, ядерного оружия, а также строительства и организации вооруженных сил. Выдвигавшиеся инициативы в области военной реформы были сосредоточены на развитии вооруженных сил, управлении людскими и финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности, управлении последствиями военной реформы и связанных с обороной аспектах борьбы с терроризмом. В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации «Россия–НАТО» помогал бывшим российским военнослужащим адаптироваться к гражданской жизни путем предоставления информации о поиске работы и социальной адаптации, подготовки и оказания услуг по трудоустройству. Центр был создан в Москве и постепенно расширял свою деятельность в регионах. Около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ прошли переподготовку и более 80% смогли трудоустроиться в гражданской сфере.

    Оборонно-промышленное сотрудничество. Комплексное «Исследование сотрудничества между НАТО и Россией в области оборонной промышленности, исследований и технологий», начатое в январе 2005 года и завершенное в 2007 году, пришло к выводу о том, что сочетание научно-технологических возможностей открывало потенциал для реагирования на глобальные угрозы.

    Тыловое обеспечение. Использовались возможности по гражданской и военной линии для сотрудничества в области тылового обеспечения по таким направлениям, как воздушный транспорт, дозаправка в воздухе, медицинское обеспечение и водоочистка. На различных встречах и семинарах внимание было сосредоточено на создании прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как принципы, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обобщение опыта.

    Гражданские чрезвычайные ситуации. С 1996 по 2014 год НАТО и Россия сотрудничали в деле создания потенциала для совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные сит