Силы и средства НАТО

  • Last updated 16-Nov-2020 12:04

Современное построение обороны НАТО основано на эффективном сочетании двух ключевых элементов: самых современных систем и платформ вооружения и сил, подготовленных для гармоничного взаимодействия друг с другом. Таким образом, инвестиции в надлежащие силы и средства являются неотъемлемой частью инвестиций в оборону. НАТО играет важную роль в оценке того, какие силы и средства необходимы Североатлантическому союзу, определяя цели по созданию сил и средств на национальном или коллективном уровне и содействуя национальному, многонациональному и коллективному созданию потенциала и инновациям.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посещает экспозицию «Глобал хоук» Системы наблюдения НАТО за наземной обстановкой

 

Основные сведения

  • Стратегическая концепция определяет коллективную оборону, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества в качестве основных задач НАТО. Сдерживание, основанное на надлежащем сочетании ядерных, обычных сил и средств, а также сил и средств обороны от баллистических ракет, по-прежнему являются центральным элементом общей стратегии НАТО.
  • Страны НАТО договорились создавать и поддерживать полный спектр сил и средств, необходимых для сдерживания и обороны от потенциальных противников, в случае необходимости используя многонациональные подходы и инновационные решения. Процесс оборонного планирования НАТО продолжает оставаться главным средством для определения и приоритизации необходимых сил и средств для полного спектра операций и содействия их разработке и созданию.
  • Разработка и закупка сил и средств посредством многонационального сотрудничества помогают обеспечивать экономию на масштабе, снижать затраты и достигать оперативной совместимости по своему замыслу. НАТО активно поддерживает союзников в определении направлений, запуске и осуществлении многонационального сотрудничества.
  • Для приобретения жизненно важных сил и средств Североатлантический союз должен тесно сотрудничать с промышленностью; создавать более сильную оборонную промышленность среди союзников; содействовать расширению промышленного и технологического сотрудничества по ту и другую сторону Атлантики и в Европе; и поддерживать прочную промышленную базу по всей Европе и Северной Америке.

 

  • Текущие задачи

    Как говорится в Стратегической концепции 2010 года, руководители стран Североатлантического союза обязуются обеспечить НАТО полным спектром сил и средств, необходимых для сдерживания и обороны от любой угрозы для безопасности и защищенности населения и территории государств-членов. С этой целью Североатлантический союз будет:

    • поддерживать адекватное сочетание ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны;
    • поддерживать способность обеспечивать параллельные круп­ные объединенные операции и несколько операций меньшего масштаба по коллективной обороне и кризисному реагирова­нию, в том числе на стратегическом расстоянии;
    • создавать и поддерживать мощные, мобильные и готовые к развертыванию обычные силы для выполнения наших обяза­тельств по статье 5, а также проведения экспедиционных опе­раций, в том числе с помощью Сил реагирования НАТО;
    • проводить необходимую подготовку, учения, планирование дейст­вий в чрезвычайных ситуациях и обмен информацией, чтобы обеспечить нашу оборону от всего спектра обычных и новых вызовов в сфере безопасности, а также предоставить соответствующие зримые гарантии и поддержку всем государствам-членам НАТО;
    • обеспечивать как можно более широкое участие государств-членов НАТО в планировании ядерных ролей в рамках коллективной обороны, в базировании ядерных сил в мирное время, а также в механизмах командования, управления и консультаций;
    • создавать средства для защиты населения, терри­торий и сил европейских стран НАТО от нападения с использованием баллистических ракет в качестве одного из ключевых элементов нашей коллективной обороны;
    • продолжать развивать свой потенциал защиты от угрозы радиологического, химического, биологического и ядерного оружия;
    • продолжать совершенствовать свою способность предотвращать и обнаруживать кибернападения, защищаться и ликвидировать ущерб от них, используя процесс планирования НАТО для укрепления и координации национальных средств кибер­защиты, поместив все органы НАТО под централизованную кибер­защиту и интегрируя механизмы НАТО и государств-членов по осведомлению, предупреждению и реа­гированию на киберугрозы;
    • укреплять коллективный потенциал для содействия борьбе с терроризмом, в том числе путем совершенствования анализа угроз, консультаций с партнерами и развития соответствующих военных сил и средств, включая оказание помощи в подготовке сил партнеров для самостоятельной борьбы с терроризмом;
    • обеспечивать, чтобы НАТО осуществляла оценку воздействия новых технологий на безопасность для включения в военное планирование;
    • продолжать анализировать комплексную стратегию НАТО по сдерживанию и обороне от полного спектра угроз Североатлан­тическому союзу с учетом изменяющейся обста­новки в сфере международной безопасности.
  • Решение неотложных и долгосрочных задач

    В 2015 году страны НАТО предоставили политические руководящие указания, которые еще больше уточнили всеобъемлющие цели и задачи Стратегической концепции 2010 года. Эти политические руководящие указания определили ожидания относительно того, на что Североатлантический союз должен быть способен как в количественном, так и в качественном отношении, особенно в сложившейся геостратегической обстановке в области безопасности. Определяя приоритеты, эти руководящие указания предписывают обеспечить создание необходимых сил и средств в рамках процесса оборонного планирования НАТО. Они будут пересмотрены в 2019 году.

    Процесс оборонного планирования НАТО

    Процесс оборонного планирования НАТО направлен на согласование деятельности по оборонному планированию на национальном уровне с деятельностью в рамках Североатлантического союза. Он подробно описывает, как следует достигать целей и задач Североатлантического союза, изложенных в политических руководящих указаниях. Устанавливая цели для достижения странами НАТО, на индивидуальной или коллективной основе, он направляет разработку и создание сил и средств на национальном, многонациональном и коллективном уровнях.

    Участвуя в процессе оборонного планирования, страны НАТО, без ущерба для своего национального суверенитета, могут согласовывать свои национальные планы обороны с планами НАТО. Это помогает союзникам в определении, разработке и предоставлении справедливой доли всех сил и средств, необходимых, чтобы Североатлантический союз мог выполнять полный спектр своих миссий.

    Дополнительная информация

    Силы реагирования НАТО

    Силы реагирования НАТО – высокотехнологичное многонациональное соединение, в которое входят компоненты сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил и сил специальных операций, которые Североатлантический союз может оперативно развернуть там, где это будет необходимо. Их общее назначение – быть способными обеспечить быстрое военное реагирование на возникающий кризис, будь то в целях коллективной обороны или других операций по реагированию на кризис. В свете изменения обстановки в области безопасности к востоку и югу от границ Североатлантического союза страны НАТО приняли решение усилить Силы реагирования НАТО, увеличив их численность и создав в их составе «головной отряд», известный как Объединенная оперативная группа повышенной готовности, способный начать развертывание в кратчайшие сроки, особенно на периферии территории НАТО.

    Дополнительная информация

  • Критически важные долгосрочные способствующие силы и средства

    Информационное превосходство помогает командирам всех уровней в боевом пространстве принимать лучшие решения, создавая условия для скорейшего достижения успеха с меньшим риском. Поэтому НАТО будет продолжать разрабатывать и приобретать целый спектр сетевых информационных систем (автоматизированные информационные системы) в поддержку деятельности стратегических командований НАТО. Эти системы охватывают ряд областей, в том числе наземные, воздушные и морские операции, разведку, тыловое обеспечение с целью улучшения информированности и повышения эффективности комплексного надзора, принятия решений и командования и управления.

    Объединенная разведка, наблюдение и рекогносцировка

    Североатлантический союз давно признал основополагающее значение объединенной разведки, наблюдения и рекогносцировки (ОРНР) для его стратегической готовности и успеха его операций и миссий. Цель этого потенциала – поддержка согласованного сбора, обработки, распространения и обмена в рамках НАТО данными разведки, наблюдения и рекогносцировки (РНР), собранными будущей Системой наблюдения НАТО за наземной обстановкой, имеющимися системами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) и национальными силами и средствами РНР.

    В начале 2016 года министры обороны стран НАТО объявили о создании начального оперативного потенциала ОРНР, сосредоточенного на повышении уровня осведомленности об обстановке сил самой высокой готовности НАТО. Этот начальный оперативный потенциал стал лишь первой вехой в рамках общей инициативы ОРНР. Продолжается дальнейшая работа по закреплению этих достижений и расширению их масштабов, и действительно, только что, в июне 2018 года, была завершена программа, которая последовала после создания начального оперативного потенциала. Благодаря постепенной модернизации НАТО стремится иметь устойчивый потенциал ОРНР для повышения всесторонней осведомленности Североатлантического союза.

    Дополнительная информация

    Система наблюдения НАТО за наземной обстановкой

    Программа наблюдения за наземной обстановкой является прекрасным примером трансатлантического сотрудничества благодаря многонациональному промышленному сотрудничеству, на котором была основана эта программа. Система наблюдения за наземной обстановкой – важнейший способствующий потенциал для сил по всему спектру текущих и будущих операций и миссий НАТО. Используя новейшие радиолокационные датчики, система сможет постоянно осуществлять обнаружение и слежение за движущимися объектами (такими как танки, грузовые автомобили или вертолеты, которые движутся на земле или вблизи нее) при любых погодных условиях и предоставлять радиолокационную видовую информацию о представляющих интерес районах на суше и на море.

    Система наблюдения за наземной обстановкой будет дополнять потенциал дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (ДРЛОУ), который уже осуществляет наблюдение за воздушным пространством Североатлантического союза. Основной потенциал Системы будет представлять собой интегрированную систему, состоящую из воздушного, наземного и вспомогательного сегментов. Воздушный сегмент состоит из пяти беспилотных летательных аппаратов и, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в период 2019-2020 годов.

    Дополнительная информация

    Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления

    Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (ДРЛОУ), как наиболее заметный и ощутимый пример того, чего может достичь сотрудничество между государствами-членами, обеспечивает принадлежащий и эксплуатируемый НАТО потенциал воздушного командования, воздушного и морского наблюдения и управления боевым пространством. Широко известная Система ДРЛОУ неизменно доказывает, что является критически важным средством в небе над Ливией и Афганистаном и, в последнее время, обеспечивает безопасность восточного периметра Североатлантического союза и оказывает поддержку силам Глобальной коалиции в их борьбе с ИГИЛ.

    Модернизация парка самолетов ДРЛОУ продолжится, и он будет находиться в эксплуатации до 2035 года. Модернизация парка самолетов ДРЛОУ НАТО чрезвычайно важна для обеспечения безопасности всех союзников и повысит осведомленность и укрепит потенциал стратегического прогнозирования Североатлантического союза.

    Дополнительная информация

    Будущий потенциал наблюдения и управления Североатлантического союза

    На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году руководители стран НАТО предприняли инициативу о будущем потенциале наблюдения и управления Североатлантического союза, с тем чтобы определить, как НАТО будет обеспечивать свою осведомленность об обстановке и командовать союзными силами после того, как в 2035 году будут сняты с вооружения самолеты ДРЛОУ НАТО. В настоящее время НАТО продолжает пересматривать свои будущие средства наблюдения и управления.

    В сотрудничестве с экспертами из стран НАТО, представляющими различные сообщества и специализации, включая военные, промышленные и научно-технические круги, НАТО начинает исследования для оценки новых технологий. Эти исследования послужат основой для решений, которые примут НАТО, отдельные государства-члены или многонациональные группы относительно разработки и приобретения новых систем в будущем. Такие решения могут включать сочетание взаимосвязанных воздушных, наземных, космических или беспилотных систем для сбора и обмена информацией.

    Оборона от баллистических ракет

    В контексте более широкого реагирования на распространение оружия массового уничтожения и средств их доставки НАТО продолжает развивать систему обороны от баллистических ракет. Эта программа была начата в 2005 году для защиты развернутых сил союзников от угрозы баллистических ракет с дальностью до 3000 км. На встрече в верхах в Лиссабоне в 2010 году руководители стран НАТО приняли решение расширить эту программу, с тем чтобы она также включала защиту гражданского населения и территории европейских стран НАТО. Во время встречи в верхах в Варшаве в 2016 году страны НАТО объявили о создании начального оперативного потенциала обороны НАТО от баллистических ракет, обеспечивающего более мощный потенциал, призванный защитить гражданское население, территорию и силы Североатлантического союза от ракетных ударов на всей южно-европейской части НАТО. Конечной целью обороны НАТО от баллистических ракет является достижение полного оперативного потенциала, обеспечивающего прикрытие и защиту всех европейских стран НАТО.

    Дополнительная информация

    Система воздушного командования и управления

    НАТО создает полностью оперативно совместимую Систему воздушного командования и управления (СВКУ). Эта система предоставит полностью интегрированный набор инструментов для поддержки проведения всех воздушных операций как в реальном, так и не в реальном времени. Система состоит из статичных и развертываемых элементов с оборудованием, которое будет применяться как в рамках органов военного управления НАТО, так и отдельными странами НАТО. После добавления функций командования и управления для обороны от баллистических ракет СВКУ обеспечит полностью интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны. На настоящий момент планируется, что СВКУ будет полностью введена в действие в период 2021-2024 годов. В конечном счете СВКУ предоставит потенциал для планирования, руководства, постановки задач, координации, контроля, оценки и предоставления отчета о действиях всех выделенных сил и средств авиации в мирное время, в условиях кризиса и конфликта.

    Дополнительная информация

    Интегрированные сети для миссий

    Создание интегрированных сетей для миссий представляет собой ключевой вклад в Инициативу о сопряженных силах, который помогает силам государств-членов и стран-партнеров более эффективно обеспечивать связь, проходить подготовку и действовать вместе. Цель данной программы – оказывать поддержку командованию и управлению, а также процессу принятия решений в будущих операциях, обеспечивая усовершенствованный обмен информацией посредством общих стандартов, протоколов и процедур.

    Создание интегрированных сетей для миссий основано на обобщенном опыте Сети для миссии в Афганистане, в частности на потребности в согласованных оперативных процессах и масштабируемых вспомогательных системах для всех будущих миссий коалиции. Задача интегрированных сетей для миссий – обеспечение консультаций, командования и управления; оперативной совместимости и готовности. Они будут поддерживать способность Североатлантического союза подключать свои информационные системы и эффективно действовать, в том числе вместе с партнерами, во время учебной подготовки, учений и операций.

    Дополнительная информация

    Киберзащита

    Кибернетические угрозы и нападения становятся все более распространенными, изощренными и причиняют все больший ущерб. Североатлантический союз сталкивается с изменяющимся сложным характером угроз. НАТО и ее государства-члены полагаются на мощные и устойчивые системы киберзащиты для выполнения основных задач Североатлантического союза: коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества. НАТО должна быть готова защищать свои сети и оперативный потенциал от растущей изощренности киберугроз и кибернападений, с которыми она сталкивается.

    Основное внимание НАТО в области киберзащиты уделяется защите своих собственных сетей (включая операции и миссии) и повышению устойчивости всего Североатлантического союза.

    На встрече НАТО в верхах в Уэльсе в 2014 году союзники признали, что международное право применяется в киберпространстве и что могут оказать столь же вредное воздействие на наши общества, что и обычные нападения. В результате киберзащита была признана частью основной задачи НАТО по коллективной обороне.

    На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году государства-члены подтвердили оборонительный характер мандата НАТО и признали киберпространство как сферу операций, где НАТО должна так же эффективно обороняться, как и в воздухе, на суше и на море. Кроме того, страны НАТО обязались усиливать и совершенствовать киберзащиту своей национальной инфраструктуры и сетей. Цель Обязательства по киберзащите – обеспечить, чтобы Североатлантический союз шел в ногу с быстро изменяющимся ландшафтом киберугроз, и чтобы страны НАТО были способны защитить себя в киберпространстве. 

    Дополнительная информация

    Тыловое обеспечение

    Планирование тылового обеспечения – неотъемлемая часть процесса оборонного планирования НАТО. На практике планирование тылового обеспечения осуществляется через процесс планирования строительства вооруженных сил и процесса планирования и анализа по программе «Партнерство ради мира». Командующие стратегическими командованиями в консультации с участвующими странами определяют силы и средства тылового обеспечения, необходимые для развертывания, обеспечения длительных действий и перегруппировки сил Североатлантического союза.

    Силы и средства тылового обеспечения могут привлекаться командующими НАТО в рамках процесса планирования операции для использования в операции под руководством НАТО. Национальные планы тылового обеспечения и планы тылового обеспечения НАТО должны обеспечивать, при необходимости, наличие достаточного количества и качества ресурсов тылового обеспечения на одинаковом уровне готовности и развертываемости для поддержки сил.

    Дополнительная информация

  • Создание сил и средств в рамках многонационального сотрудничества

    НАТО начала адаптацию своего потенциала обороны в 2014 году в ответ на серьезные изменения в обстановке в области безопасности. На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году страны НАТО договорились еще больше укрепить потенциал Североатлантического союза в области сдерживания и обороны, чтобы более эффективно защищать своих граждан, территорию и силы, а также чтобы активизировать усилия НАТО по проецированию стабильности в соседних регионах.

    Многонациональные подходы

    Многие силы и средства, необходимые для противодействия современным вызовам, могут быть очень дорогостоящими для отдельных стран, если они будут стремиться получить их в одиночку. Многонациональные подходы к созданию сил и средств не только позволяют распределить расходы, но и могут получать преимущества от экономии на масштабе. Для НАТО многонациональное сотрудничество остается важным средством создания сил и средств, необходимых государствам-членам. Создание более эффективных европейских военных сил и средств посредством многонационального сотрудничества будет продолжать укреплять трансатлантическую связь, повышать безопасность всех стран НАТО и содействовать равному распределению бремени, совместному использованию преимуществ и разделению обязанностей, связанных с членством в Североатлантическом союзе. В этой связи НАТО тесно сотрудничает с Европейским союзом для обеспечения взаимодополняемости усилий. Кроме того, страны НАТО способствуют поддержанию сильной оборонной промышленности в Европе, обеспечивая максимально возможное использование военно-промышленного сотрудничества в масштабах всего Североатлантического союза.

    Концепция рамочных стран

    В июне 2014 года министры обороны стран НАТО согласовали Концепцию рамочных стран, в соответствии с которой группы стран объединяются с двумя целями. Во-первых, рамочные страны стремятся поддерживать существующие силы и средства и выступать в качестве основы для согласованного создания новых сил и средств в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основой для этого являются принципы многонационального создания сил и средств. Во-вторых, Концепция рамочных стран укрепляет взаимодействие между странами в качестве механизма для коллективной учебной подготовки и учений в целях подготовки группировок сил. Например, те страны НАТО, которые имеют широкий спектр сил и средств предоставляют рамки для «подключения» других стран НАТО.

    Стратегические средства переброски и средства переброски на театре военных действий

    Стратегические средства переброски и средства переброски на театре военных действий являются ключевым инструментом реализации для операций и позволяют обеспечить быстрое развертывание сил и техники там, где они необходимы. Хотя значительные закупки проводятся на национальном уровне, многие страны НАТО объединяют ресурсы, в том числе со странами-партнерами, для приобретения новых потенциалов, чтобы получить доступ к дополнительным видам транспортировки для быстрой переброски войск, техники и предметов снабжения по всему миру.

    Дополнительная информация

    Дозаправка в воздухе

    Самолеты-топливозаправщики, осуществляющие дозаправку в воздухе, представляют собой критически важный инструмент реализации для проецирования мощи военно-воздушных сил. В рамках коалиционных операций эти самолеты-топливозаправщики являются средствами общего использования; поэтому оперативная совместимость чрезвычайно важна. Модернизация самолетов-заправщиков в Европе достигается в рамках многонациональной программы, результатом которой будет создание парка многоцелевых транспортных самолетов-заправщиков в период 2020-2024 годов. Благодаря тесному сотрудничеству с Европейским оборонным агентством и Объединенным центром передового опыта ВВС (центр передового опыта НАТО, расположенный в Германии), НАТО продолжает обеспечивать оперативную совместимость и учебную подготовку, необходимые для реализации этого потенциала.

    Обеспечение высокоточными боеприпасами

    Создание достаточных запасов высокоточных боеприпасов необходимо для обеспечения возможности проведения операций НАТО. Группы союзников создали рамки для агрегирования своих индивидуальных потребностей в области боеприпасов воздушного, наземного и морского базирования. Эти усилия позволят им добиться снижения расходов при закупке и сэкономить денежные средства, применяя многонациональные складские решения для хранения. В то же время технические и правовые препятствия для совместного использования и обмена боеприпасами сокращаются, что дает участвующим союзникам бóльшую гибкость в управлении своими запасами боеприпасов. В долгосрочной перспективе союзники стремятся еще больше гармонизировать свои запасы боеприпасов, чтобы они могли беспрепятственно и эффективно действовать вместе.

    Силы специальных операций

    Силы специальных операций являются важным и весьма универсальным инструментом в арсенале НАТО по сдерживанию и обороне. НАТО признала их важность создав в 2010 году Штаб сил специальных операций в Монсе, Бельгия. Все более возрастающий многонациональный характер их операций делает сотрудничество в этой области особенно востребованным. В этом контексте несколько союзников предприняли ряд усилий по созданию развертываемых многонациональных элементов командования и управления и сотрудничеству в создании авиационных подразделений для использования Сил специальных операций в миссиях НАТО.

    Противолодочная борьба

    Современные подводные лодки представляют собой один из самых сложных вызовов Североатлантическому союзу в морской сфере. Создание надлежащих сил и средств будет иметь решающее значение для адекватной защиты средств НАТО и обеспечения свободы судоходства, а также для разработки видения будущей противолодочной борьбы НАТО. Группы союзников начали сотрудничать по различным подходам, включая создание потенциала многоцелевых самолетов военно-морских сил, развертывание морских беспилотных систем и создание сетей подводных средств посредством цифровой связи, чтобы повысить свою осведомленность об обстановке на море и обеспечить эффективное реагирование на угрозы в этой области.

  • Поддержка усилий по созданию национальных сил и средств

    Подавляющее большинство военных сил и средств, имеющихся для проведения операций НАТО, предоставляются государствами-членами НАТО. Хотя создание национальных потенциалов является суверенной обязанностью, НАТО играет важную вспомогательную роль в содействии разработке и созданию национального потенциала. В соответствии с процессом оборонного планирования НАТО, направленного на согласование национальной деятельности по оборонному планированию с деятельностью в масштабе Североатлантического союза, ряд усилий по созданию потенциала предпринимаются странами НАТО индивидуально и осуществляются при твердом руководстве и поддержке со стороны органов и агентств НАТО.

    Борьба с самодельными взрывными устройствами

    Самодельные взрывные устройства (СВУ), как это наблюдалось в Афганистане и других местах, оказались предпочитаемым оружием сил противника, использующих нетрадиционные методы ведения боевых действий. НАТО должна быть готова к борьбе с СВУ во время любых наземных или морских операций, включающих асимметричные угрозы, в которых защита войск будет оставаться одним из важнейших приоритетов.

    Амбициозный план действий НАТО по борьбе с СВУ, институционализирующий обобщенный опыт в области борьбы с СВУ в ходе операций, проведенных за последние двадцать лет, сосредотачивает все большее внимание на силах и средствах для нанесения удара по сетям противника, стоящим за этими разрушительными устройствами. Хотя эти средства были разработаны в контексте борьбы с СВУ, они также могут способствовать борьбе с пиратством, противодействию распространению и контртеррористическим операциям.

    Дополнительная информация

    Противовоздушная оборона наземного базирования XXI века

    Современные системы противовоздушной обороны должны быть способны реагировать на широкий спектр угроз воздушного нападения, от гиперзвуковых крылатых ракет и самолетов-истребителей пятого поколения до низковысотных, малоразмерных и низкоскоростных летательных аппаратов, а также неуправляемых ракет, артиллерийских и минометных систем. Цель инициативы НАТО о противовоздушной обороне наземного базирования XXI века – согласовать национальные потребности и промышленный потенциал с тем, чтобы они могли реагировать на существующие угрозы воздушного нападения и угрозы следующего поколения. Многонациональное сотрудничество в области науки и техники, закупок и расширенного участия промышленности имеют решающее значение для успеха этой инициативы.

    Системы для солдат в пешем строю

    Во время операций НАТО каждый человек, развернутый на поле боя, независимо от того, является ли он военнослужащим сухопутных войск, морской пехоты, военно-морских или военно-воздушных сил, имеет соответствующее снаряжение для успешного выполнения своих задач. Для достижения максимальной эффективности и боевой устойчивости на поле боя чрезвычайно важно, чтобы все то, во что военнослужащие одеты, что имеют при себе и что потребляют, было безопасным, оперативно совместимым и надежным. Поэтому цель систем для солдат в пешем строю – стандартизация и гармонизация индивидуального боевого снаряжения и вспомогательного оборудования для государств-членов и стран-партнеров НАТО.

    Концепция развертываемой авиабазы

    Концепция развертываемой авиабазы НАТО дает НАТО возможность предоставить развернутую авиабазу, которая при наихудшем сценарии будет построена на основе «пустой базы». Развертываемая авиабаза НАТО предназначена для круглосуточной поддержки военных операций при любых погодных условиях. С добавлением развертываемых служб воздушного движения развертываемая авиабаза НАТО также может быть доступна для использования гражданским воздушным транспортом.

    Подводные цифровые акустические сети

    В целях усиления средств противолодочной борьбы НАТО впервые разработала стандарт для подводной цифровой акустической связи. Этот стандарт, основанный на протоколе JANUS, является ключевым инструментом реализации для оперативной совместимости морских подводных систем. Этот перспективный потенциал предоставляет военно-морским силам НАТО ключевые технологические преимущества в рамках усилий по совершенствованию средств ведения морских операций в масштабах всего Североатлантического союза.

    Дополнительная информация

    Модульная конструкция кораблей

    Спецификации модульной конструкции кораблей являются новаторскими методами кораблестроения, которые расширяют диапазон выполнимых задач, продлевают срок службы морских платформ и позволяют сокращать флоты без воздействия на оперативный потенциал. Кроме того, они способствуют оперативной совместимости между военно-морскими силами стран НАТО, в то время, когда НАТО предпринимает меры для совершенствования общего военно-морского потенциала. Военно-морские силы стран НАТО осуществляют сотрудничество в области разработки и внедрения стандартов, позволяющих использовать концепцию «plug-and-play» («включил и работай»), которая даст возможность оптимизировать боевые и вспомогательные системы корабля для каждой конкретной задачи и совместно использовать силы и средства при лишь минимальном нарушении готовности и доступности. Как ожидается, принципы модульной конструкции кораблей будут внедрены на всех надводных кораблях НАТО следующего поколения.

  • Другие инициативы

    Морская безопасность

    Морские силы и средства НАТО имеют непреходящую ценность и делают важный сквозной вклад в безопасность Североатлантического союза. В январе 2011 года НАТО приняла Морскую стратегию Североатлантического союза. В соответствии со Стратегической концепцией 2010 года эта стратегия определяет пути использования уникальной морской мощи НАТО, чтобы решать важные проблемы безопасности и играть ключевую роль в сдерживании и коллективной обороне; кризисном регулировании; безопасности на основе сотрудничества; и морской безопасности. В современных условиях безопасности военно-морские силы Североатлантического союза делают значительный вклад в осведомленность об обстановке на море, меры по гарантии безопасности и текущие операции.

    Североатлантический союз продолжает осуществлять свою морскую стратегию посредством создания сил и средств, расширения программы морских учений и учебной подготовки и активизации сотрудничества между НАТО и ее партнерами, включая другие международные организации, такие как Европейский союз. Военно-морские силы НАТО вносят свой вклад в решение многочисленных проблем безопасности, включая морскую роль НАТО в Средиземноморье в рамках операции «Си гардиан» (более широкой операции вне статьи 5 по обеспечению морской безопасности), а также деятельность НАТО в Эгейском море.

    Дополнительная информация

    Системный подход к авиации

    Североатлантический союз будет продолжать создавать свои силы и средства для обеспечения надлежащего доступа к воздушному пространству путем рассмотрения всех аспектов, связанных с авиацией, включая организацию воздушного движения, авиационные технологии, потенциал аэродромов, пилотируемые летательные аппараты и дистанционно-пилотируемые авиационные системы, летную годность, выдачу свидетельств и учебную подготовку, в контексте глобальных событий в сфере авиации в гражданской и военной областях. Успех в выполнении задач авиации Североатлантического союза зависит от сочетания технических, организационных, процедурных и человеческих факторов, которые безупречно работают в целях смягчения опасностей и рисков, обеспечивая защищенность и безопасность в целях усиления поддержки учебной подготовки, учений и операций в воздушном пространстве.

    Взаимодействие с промышленностью

    Большинство сил и средств производятся промышленностью, и в дальнейшем промышленность осуществляет их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию, модификацию и снятие с вооружения. Страны НАТО признали важность более тесного взаимодействия на более раннем этапе с отраслями промышленности, действующими в области обороны и безопасности, в рамках процесса создания сил и средств. Союзники также признают необходимость поддержания мощной оборонно-промышленной базы в Европе и по ту и другую стороны Атлантики, в том числе посредством малых и средних предприятий. Противодействие новым вызовам осуществляется посредством новейших сил и средств. Поэтому устойчивая, инновационная и конкурентоспособная в глобальном масштабе промышленность имеет решающее значение для успеха Североатлантического союза.

    Дополнительная информация