Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение в НАТО

  • Last updated 05-Aug-2019 11:46

НАТО давно привержена активной политике в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Североатлантический союз продолжает стремиться к достижению своих целей в сфере безопасности посредством этой политики, в то же время обеспечивая выполнение обязательств по коллективной обороне и полного спектра своих задач.

 

Основные сведения

  • НАТО активно вносит вклад в эффективные и поддающиеся проверке усилия в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения посредством своей политики, посредством своей деятельности и через свои государства-члены. Сама НАТО не является участницей какого-либо договора, но она оказывает поддержку и способствует диалогу между государствами-членами, партнерами и другими странами, с тем чтобы они выполняли в полном объеме свои международные обязательства.
  • Страны НАТО участвуют в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Оттавской конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и в других соответствующих договорах и соглашениях.
  • В области оружия массового уничтожения (ОМУ) НАТО сотрудничает с Организацией Объединенных Наций (ООН), Европейским союзом (ЕС), другими региональными организациями и многосторонними инициативами для решения вопросов распространения.
  • Количество ядерных вооружений, переданных под командование НАТО, было сокращено более чем на 95 процентов по сравнению с разгаром «холодной войны».
  • Пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом, но она будет делать это на самом минимально возможном уровне и при адекватном сочетании ядерных и обычных сил и средств.
  • Страны НАТО также оказывают содействие государствам-партнерам в уничтожении избыточных запасов мин, оружия и боеприпасов. Кроме того, бывшие военнослужащие получают содействие в профессиональной переподготовке в рамках проектов целевых фондов в области военной реформы.
  • Определения

     

    Хотя зачастую термины «контроль над вооружениями», «разоружение» и «нераспространение» используются вместе, они означают разные вещи. Фактически эксперты считают, что эти термины отражают тесно связанные, но различные области одной дисциплины или темы.

    Контроль над вооружениями

    Контроль над вооружениями является самым широким из этих трех терминов и, как правило, означает взаимно согласованные ограничения или меры контроля (обычно между государствами) в отношении исследований, производства вооружений или количества и/или мест развертывания войск и систем вооружения.

    Разоружение

    Слово «разоружение», которое часто ошибочно используется в качестве синонима термина «контроль над вооружениями», обозначает акт ликвидации или запрещения вооружений (особенно наступательных вооружений) в одностороннем порядке (в надежде на то, что этому примеру последуют другие) или на взаимной основе.

    Нераспространение

    Для Североатлантического союза «нераспространение означает все усилия, направленные на то, чтобы предотвратить распространение, или, если оно произойдет, – чтобы обратить его вспять любым, отличным от применения военной силы, образом» 1. Термин «нераспространение» обычно применяется к оружию массового уничтожения, которое включает ядерное, химическое и биологическое оружие.

    Распространение оружия массового уничтожения

    Попытки государственных и негосударственных субъектов разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие и средства их доставки или связанные с ними материалы, включая прекурсоры, без ущерба для прав и обязательств государств-участников следующих соглашений: Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО).

    ¹ В соответствии со Всеобъемлющей политикой НАТО стратегического уровня по предотвращению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и защите от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз.

  • Направления эффективного участия НАТО

    НАТО вносит вклад в контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение различными способами: посредством своей политики, посредством своей деятельности и через свои государства-члены.

    Политика НАТО в этой сфере охватывает консультации и практическое сотрудничество в целом ряде областей. К их числу относятся: контроль над обычными вооружениями; вопросы ядерной политики; поощрение противоминной деятельности и борьба с распространением стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ); предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ); и создание и гармонизация сил и средств для защиты от радиологический, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз.

    Обычные вооруженные силы

    Страны НАТО значительно сократили свои обычные вооруженные силы по сравнению с уровнями времен «холодной войны». Государства-члены НАТО, участвующие в ДОВСЕ, сохраняют приверженность режиму Договора. В ответ на одностороннюю «приостановку» Россией выполнения договорных обязательств в 2007 году участвующие в ДОВСЕ страны НАТО в ноябре 2011 года прекратили соблюдать некоторые договорные обязательства в отношении России, при этом продолжая в полной мере соблюдать свои обязательства в отношении всех других государств-участников ДОВСЕ. Страны НАТО заявили, что эти решения могут быть отменены в полном объеме, если Россия вернется к полному выполнению. На встрече в верхах в Чикаго в 2012 году страны НАТО вновь подтвердили свою приверженность контролю над обычными вооружениями и выразили свою решимость сохранить, укрепить и модернизировать режим контроля над обычными вооружениями в Европе, основанный на ключевых принципах и обязательствах.

    На трех последующих после 2014 года встречах в верхах страны НАТО вновь подтвердили свою давнюю приверженность контролю над обычными вооружениями как одному из ключевых элементов евроатлантической безопасности и отметили важность полного выполнения и соблюдения для восстановления доверия и уверенности. Они подчеркнули, что односторонняя военная деятельность России в Украине и вокруг нее подрывает мир, безопасность и стабильность во всем регионе, и ее избирательное выполнение Венского документа и Договора об открытом небе, а также длительное невыполнение ДОВСЕ разрушают позитивный вклад этих документов о контроле над вооружениями. Страны НАТО призвали Россию полностью соблюдать свои обязательства.

    Ядерные силы

    НАТО привержена цели создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, но вновь подтверждает, что пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом. Однако она будет делать это на самом минимально возможном уровне и при адекватном сочетании ядерных и обычных сил и средств. Количество ядерных вооружений, переданных под командование НАТО, было сокращено более чем на 95 процентов по сравнению с разгаром «холодной войны». Обладающие ядерным оружием государства-члены НАТО также сократили свои ядерные арсеналы и прекратили производство высокообогащенного урана или плутония для ядерного оружия. Страны НАТО сохраняют приверженность созданию условий для дальнейших сокращений в будущем на основе взаимности, признавая тот факт, что прогресс в деле контроля над вооружениями и разоружения должен учитывать преобладающие условия международной безопасности.

    Кроме того, страны НАТО подчеркивают свою твердую приверженность полномерному выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который является краеугольным камнем глобальных усилий по нераспространению и разоружению в течение почти 50 лет. Североатлантический союз вновь подтверждает свою решимость стремиться к созданию более безопасного мира для всех и принять дальнейшие практические шаги и эффективные меры по созданию условий, необходимых для проведения дальнейших переговоров по ядерному разоружению и достижения конечной цели – мира без ядерного оружия, в полном соответствии с ДНЯО, в том числе статьей VI, таким образом, чтобы эта работа велась все более эффективно, поддавалась проверке, способствовала международной стабильности и была основана на принципе ненанесения ущерба ничьей безопасности. Страны НАТО вновь заявляют о своей приверженности продвижению вперед на пути к достижению целей и выполнению задач ДНЯО по трем взаимно дополняющим направлениям: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

    Страны НАТО решительно выступали за сохранение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Несмотря на усилия США и других стран НАТО, Россия продолжала разработку и развертывание ракетной системы SSC-8/9М729, которая нарушала Договор. В декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод Соединенных Штатов о том, что Россия существенным образом нарушает свои обязательства по ДРСМД и призвали Россию незамедлительно вернуться к полному и поддающемуся проверке соблюдению Договора. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение Договора. В результате 1 февраля 2019 года США заявили о приостановке выполнения своих обязательств по ДРСМД. Выход США из Договора вступил в силу 2 августа 2019 года, через шесть месяцев после этого заявления. В течение этого шестимесячного периода Россия продолжала отрицать свое нарушение Договора и не выполняла свои обязательства путем поддающегося проверке уничтожения своей системы SSC-8/9М729. Поэтому страны НАТО согласились с тем, что Россия несет исключительную ответственность за прекращение действия Договора.

    НАТО согласовала сбалансированный, скоординированный и оборонительный пакет мер для обеспечения того, чтобы потенциал НАТО в области сдерживания и обороны оставался надежным и эффективным перед лицом значительных рисков, связанных с российской ракетной системой. Страны НАТО по-прежнему твердо привержены сохранению эффективного международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.

    Вооруженные силы

    На основе рамок сотрудничества со странами, не являющимися членами НАТО, Североатлантический союз поддерживает реформу сектора обороны и безопасности, уделяя особое внимание гражданскому контролю над вооруженными силами, подотчетности и реструктуризации вооруженных сил до минимальных, более доступных в финансовом отношении и годных к применению уровней.

    Стрелковое оружие и легкие вооружения (СОЛВ), противоминная деятельность

    Страны НАТО сотрудничают со странами, не являющимися членами Североатлантического союза, и другими международными организациями в поддержку полного выполнения Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли СОЛВ во всех ее аспектах и борьбе с ней.

    Кроме того, НАТО поддерживает противоминную деятельность по всему миру. Все государства-члены НАТО, за исключением США, являются участниками Договора о запрещении мин 1997 года, часто называемого Оттавской конвенцией.

    В 2000 году был создан целевой фонд программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) для оказания странам содействия в выполнении ими своих обязательств по ликвидации избыточных запасов противопехотных мин в соответствии с Оттавской конвенцией. Впоследствии политика была расширена с включением усилий по выполнению программы действий ООН по СОЛВ. В последнее время политика целевого фонда также была расширена с включением проектов в отношении последствий военной реформы, учебной подготовки и укрепления этических основ.

    Целевые фонды НАТО/ПРМ могут создаваться государством-членом или государством-партнером НАТО для решения конкретных практических вопросов, связанных с этими областями. Целевые фонды финансируются за счет добровольных взносов отдельных стран НАТО, партнеров и организаций.

    На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году главы государств и правительств стран НАТО отметили необходимость делать больше, чтобы добиться длительного спокойствия и положить конец насилию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые сталкиваются с продолжающимися кризисами и нестабильностью, что непосредственно сказывается на безопасности НАТО. Они также призвали к укреплению практического сотрудничества, в частности путем оказания дальнейшей поддержки в области борьбы с терроризмом, стрелкового оружия и легких вооружений, борьбы с самодельными взрывными устройствами и военной защиты границ.

    Оружие массового уничтожения (ОМУ)

    «С учетом главным образом военной миссии Североатлантического союза, НАТО будет прилагать активные усилия по предотвращению распространения ОМУ государственными и негосударственными субъектами, чтобы защитить Североатлантический союз от угроз ОМУ, если предотвращение не принесет результатов, и будет готова к усилиям по восстановлению, если Североатлантический союз пострадает от нападения с использованием ОМУ или от инцидента РХБЯ, в рамках своей компетенции и когда она может обеспечить дополнительные преимущества посредством комплексного – политического, военного и гражданского – подхода» 2.

    НАТО активизировала свою деятельность в этой области в 1999 году, выдвинув Инициативу в области оружия массового уничтожения и создав в следующем году Центр по оружию массового уничтожения в штаб-квартире НАТО. Страны НАТО участвуют в предотвращении распространения ОМУ государственными и негосударственными субъектами в рамках активной политической программы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Они также делают это путем создания и гармонизации оборонного потенциала и, в случае необходимости, путем применения этого потенциала в соответствии с политическими решениями в поддержку целей нераспространения. Для безопасности НАТО важное значение имеют как политический, так и военный компоненты, а также готовность к усилиям по восстановлению, в случае если Североатлантический союз пострадает от нападения с использованием ОМУ или от инцидента РХБЯ.

    Североатлантический союз активно участвует в усилиях по повышению международной безопасности посредством партнерства с соответствующими государствами и другими международными организациями. Поэтому программы партнерства НАТО призваны обеспечить эффективные рамки для диалога, консультации и координации. Они делают активный вклад в усилия НАТО по контролю над вооружениями, нераспространению и разоружению.

    Особое значение имеет развитие связей и сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Европейским союзом (ЕС) и другими организациями и многосторонними инициативами, которые рассматривают вопросы распространения ОМУ.

    С 2004 года НАТО организует ежегодную конференцию по нераспространению. Это уникальное мероприятие обеспечивает площадку, на которой высокопоставленные национальные должностные лица могут в неформальной обстановке обсудить угрозы ОМУ. Последняя Конференция по ОМУ прошла с 29 по 30 октября 2018 года в Рейкьявике, Исландия.

    Химическое оружие

    С момента вступления в силу в 1997 году Конвенция о запрещении химического оружия стала одним из столпов глобального режима нераспространения. Конвенция запрещает разработку, передачу и применение химического оружия. Среди государств-участников Конвенции – все страны НАТО; они обязуются не разрабатывать, не производить или не приобретать, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было. Государства-участники также обязуются не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к проведению запрещаемой деятельности.

    Первое с момента создания НАТО применение вещества нервно-паралитического действия в наступательных целях на территории Североатлантического союза произошло 4 марта 2018 года в Солсбери, Соединенное Королевство. Боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия было такого типа, который разрабатывался в России. Страны НАТО согласились с тем, что нападение было явным нарушением международных норм и соглашений, и призвали Россию предоставить Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) информацию о программе «Новичок».

    Страны НАТО решительно осуждают многократное применение химического оружия сирийским режимом и призывают привлечь к ответственности виновных. Несмотря на непрерывные дипломатические усилия, многократное применение сирийским режимом химического оружия против гражданского населения приводит к ужасающим страданиям людей с начала конфликта в 2011 году. Применение такого оружия является вопиющим нарушением международных стандартов и норм в области нераспространения, многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН и Конвенции о запрещении химического оружия, которую Сирия ратифицировала в 2013 году. НАТО считает, что любое применение химического оружия государственными и негосударственными субъектами представляет собой угрозу для международного мира и безопасности.

    1. Всеобъемлющая политика НАТО стратегического уровня по предотвращению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и защите от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз, пункт 4.
  • Эволюция вклада НАТО в контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение

    Активная политика в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения является неотъемлемой частью вклада НАТО в безопасность и стабильность с тех пор, когда в 1967 году был представлен Доклад Армеля.

    Доклад Армеля

    Этот доклад лег в основу политики безопасности НАТО. В нем изложены две цели: поддержание достаточного военного потенциала, который мог бы действовать в качестве эффективного и убедительного средства сдерживания против агрессии и других форм давления, и стремление при этом улучшить отношения между Востоком и Западом. Цели Североатлантического союза в области контроля над вооружениями связаны с достижением обеих целей. Поэтому важно, чтобы оборонная политика и политика в области контроля над вооружениями согласовывались и взаимно укрепляли друг друга.

    Всеобъемлющая концепция контроля над вооружениями и разоружения

    В мае 1989 года НАТО приняла Всеобъемлющую концепцию контроля над вооружениями и разоружения, которая позволила Североатлантическому союзу двигаться вперед в сфере контроля над вооружениями. В ней рассматривалась роль контроля над вооружениями в отношениях между Востоком и Западом, принципы безопасности Североатлантического союза и ряд руководящих принципов и целей, определяющих политику НАТО в области контроля над ядерным и химическим оружием и обычными вооружениями.

    В документе четко изложены взаимоотношения между контролем над вооружениями и оборонной политикой, а также установлены общие концептуальные рамки, в которых Североатлантический союз стремился достичь прогресса по каждому из направлений своей повестки дня в сфере контроля над вооружениями.

    Стратегическая концепция НАТО

    Неизменная приверженность Североатлантического союза этой политике была подтверждена в Стратегической концепции 2010 года (в том, что касается ядерного оружия):
    «Она [Настоящая Стратегическая концепция] выражает решимость НАТО добиваться создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, но вновь подтверждает, что пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом».

    И далее, в более общем плане:

    «НАТО стремится обеспечить свою безопасность на минимально возмож­ном уровне сил. Контроль над вооружениями, разоружение и нераспро­странение способствуют миру, безопасности и стабильности и призваны обеспечить соблюдение принципа ненанесения ущерба безопасности для всех стран-членов НАТО. Мы будем продолжать играть свою роль в укреплении контроля над вооружениями и в содействии разоружению как в сфере обычных вооружений, так и в сфере оружия массового унич­тожения, а также поддерживать усилия по нераспространению».

    Обзор построения сдерживания и обороны

    В Обзоре построения сдерживания и обороны (ОПСО) НАТО, утвержденном на встрече в верхах в Чикаго в 2012 году, рассматриваются вопросы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. В ОПСО подчеркивается: «Североатлантический союз полон решимости стремиться к более безопасному миру для всех и к созданию условий для мира, свободного от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия, таким образом, чтобы эта работа способствовала международной стабильности и была основана на принципе ненанесения ущерба безопасности для всех». В нем также повторяется, что пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом.

    На основе ОПСО был создан Специальный консультативный комитет по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.

    Декларации встреч в верхах

    Руководители стран НАТО подтверждали свою приверженность в декларациях, принятых на каждой встрече в верхах с 1999 года. Например, на встрече в верхах в Бухаресте в 2008 году руководители стран НАТО приняли к сведению отчет о повышении роли НАТО в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Они договорились, что в рамках более масштабных мер, принимаемых по вопросам безопасности, НАТО должна и впредь вносить свой вклад в международные усилия в этих областях, и активным образом следить за этими вопросами. Впоследствии эти обязательства были вновь подтверждены в официальных декларациях встреч в верхах, прошедших с тех пор. Кроме того, на встрече в верхах в Страсбурге/Келе в 2009 году руководители стран НАТО одобрили Всеобъемлющую политику НАТО стратегического уровня по предотвращению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и защите от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз.

    В декларации встречи в верхах в Варшаве в 2016 году Североатлантический союз вновь подтвердил свою давнюю приверженность контролю над обычными вооружениями как ключевой составляющей евроатлантической безопасности и подчеркнули важность всецелого выполнения и соблюдения для восстановления доверия и уверенности. Кроме того, руководители стран НАТО заявили, что военная деятельность, осуществляемая в одностороннем порядке Россией в Украине и вокруг нее, продолжает подрывать мир, безопасность и стабильность во всем регионе, а избирательное выполнение ею Венского документа и Договора об открытом небе, а также длительное невыполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе разрушают положительный вклад этих документов о контроле над вооружениями. В Варшаве НАТО также продолжила призывать Россию к сохранению жизнеспособности ДРСМД и осудила Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) за многочисленные испытания баллистических ракет и ядерные испытания, призвав КНДР немедленно прекратить и отказаться от всех своих существующих ядерных программ и программ по разработке баллистических ракет полным, поддающимся проверке и необратимым образом и вернуться к участию в международных переговорах.

    На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году страны НАТО вновь подтвердили свою многолетнюю позицию о том, что контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение вносят и должны и впредь вносить важный вклад в достижение целей в области безопасности Североатлантического союза и обеспечение стратегической стабильности и нашей коллективной безопасности. НАТО на протяжении длительного времени вносит свой вклад в дело разоружения и нераспространения. Страны НАТО высказали свою позицию о том, что ДРСМД имеет крайне важное значение для евроатлантической безопасности. Кроме того, страны НАТО подчеркнули важность эффективного многостороннего подхода и международного сотрудничества, в том числе благодаря действию Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) и работе ОЗХО, в деле устранения угроз ОМУ. В этой связи НАТО приветствовала решение, принятое на конференции государств-участников КЗХО в июне 2018 года, в частности попросить независимых экспертов Технического секретариата ОЗХО разработать механизмы по установлению виновных в применении химического оружия в Сирии. Страны НАТО потребовали, чтобы все виновные в совершении нападений с применением химического оружия в любом районе мира были привлечены к ответу, и призвали все страны присоединиться к Международному партнерству против безнаказанности за применение химического оружия.

  • Органы НАТО, занимающиеся этими вопросами

    Ряд органов НАТО обеспечивают надзор за различными аспектами деятельности Североатлантического союза в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Общее политическое руководство осуществляет Североатлантический совет, высший политический орган, ответственный за принятие решений. Более детальный надзор за деятельностью и политикой в конкретных областях осуществляет ряд органов, в том числе Целевая группа высокого уровня (ЦГВУ) по контролю над обычными вооружениями, Специальный консультативный комитет по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, Группа высокого уровня Группы ядерного планирования (ГВУ/ГЯП), Верификационный координационный комитет (ВКК), Комитет по вопросам нераспространения ОМУ в военно-политическом и оборонном формате.

    Центральную роль в рамках сотрудничества НАТО играет СЕАП (в частности, Специальная рабочая группа по СОЛВ и противоминной деятельности).