Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение в НАТО

  • Last updated 18-Feb-2021 09:19

НАТО давно привержена активной политике в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Североатлантический союз продолжает стремиться к достижению своих целей в сфере безопасности посредством этой политики, в то же время обеспечивая выполнение обязательств по коллективной обороне и полного спектра своих задач.

 

Основные сведения

  • НАТО активно вносит вклад в эффективные и поддающиеся проверке усилия в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения посредством своей политики, посредством своей деятельности и через свои государства-члены.  Сама НАТО не является участницей какого-либо договора, но она оказывает поддержку и способствует диалогу между государствами-членами, партнерами и другими странами, с тем чтобы они выполняли свои международные обязательства.
  • Страны НАТО участвуют в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о запрещении биологического оружия, Оттавской конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении и в других договорах и соглашениях, способствующих контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.
  • НАТО сотрудничает с Организацией Объединенных Наций (ООН), Европейским союзом (ЕС), другими региональными организациями и многосторонними инициативами по проблематике оружия массового уничтожения (ОМУ).
  • Количество ядерных вооружений, предназначенных для обороны НАТО, было сокращено более чем на 90 процентов по сравнению с разгаром «холодной войны».
  • НАТО будет оставаться ядерным союзом до тех пор, пока в мире будет существовать ядерное оружие, но будет делать это на самом минимально возможном уровне в соответствии с нашими обязательствами в области сдерживания и обороны и при адекватном сочетании ядерных и обычных вооруженных сил.
  • Страны НАТО также оказывают содействие государствам-партнерам в уничтожении избыточных запасов мин, оружия и боеприпасов. Кроме того, бывшим военнослужащим оказывается помощь в профессиональной переподготовке в рамках проектов Целевого фонда в области оборонной реформы.
  • Определения

    Хотя зачастую термины «контроль над вооружениями», «разоружение» и «нераспространение» используются вместе, они означают не одно и то же. Эксперты считают, что эти термины отражают тесно связанные, но различные области одной дисциплины или темы.

    Контроль над вооружениями

    Контроль над вооружениями является самым широким из этих трех терминов и, как правило, означает взаимно согласованные ограничения или меры контроля (обычно между государствами) в отношении разработки, производства, накопления, распространения, развертывания и использования войск, стрелкового оружия, обычных вооружений и оружия массового уничтожения. Контроль над вооружениями включает в себя соглашения, повышающие транспарентность военных сил, средств и мероприятий с целью уменьшения риска неправильного истолкования или просчета.

    Разоружение

    Термин «разоружение», который часто ошибочно используется в качестве синонима термина «контроль над вооружениями», обозначает акт ликвидации или упразднения вооружений (особенно наступательных вооружений) либо в одностороннем порядке, либо на взаимной основе. Это может означать либо сокращение количества оружия, либо ликвидацию целых категорий вооружений.

    Нераспространение

    Для Североатлантического союза “нераспространение означает все усилия, направленные на то, чтобы предотвратить распространение, или, если оно произойдет, – чтобы обратить его вспять любым, отличным от применения военной силы, образом.”1 Термин «нераспространение» применяется как к оружию массового уничтожения (включая ядерное, химическое и биологическое оружие), так и к обычным вооружениям, таким как ракеты и стрелковое оружие.

    Распространение оружия массового уничтожения

    Попытки государственных и негосударственных субъектов разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие или устройства и средства их доставки или связанные с ними материалы, включая прекурсоры, без ущерба для прав и обязательств государств-участников следующих соглашений: Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО).

    1. В соответствии со Всеобъемлющей политикой НАТО стратегического уровня по предотвращению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и защите от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз.
  • Какой вклад вносит НАТО

    “Нам необходимо в срочном порядке добиваться контроля над ядерными вооружениями и разоружения. Есть три шага, которые могли бы вывести нас на правильный путь к ядерному разоружению: продолжать инвестировать в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), сохранять двусторонний режим контроля над вооружениями между США и Россией и вовлечь Китай в диалог по контролю над ядерными вооружениями”. Таковы необходимые шаги на пути к ядерному разоружению, выделенные Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в ноябре 2020 г. НАТО вносит разнообразный вклад в эти усилия посредством своей политики, посредством своей деятельности и через свои государства-члены.

    Политика НАТО оказывает поддержку консультациям и практическому сотрудничеству в целом ряде областей. К их числу относятся: контроль над обычными вооружениями; вопросы ядерной политики; поощрение противоминной деятельности и борьба с распространением стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ); предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ); и создание и гармонизация сил и средств для защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз. НАТО также принимает участие в соответствующих конференциях, организованных другими международными организациями, в том числе Управлением ООН по вопросам разоружения, Европейским союзом, Организацией по запрещению химического оружия, Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другими. 

    Обычные вооруженные силы

    Страны НАТО значительно сократили свои обычные вооруженные силы по сравнению с уровнями времен «холодной войны». Государства-члены НАТО, участвующие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года (ДОВСЕ), сохраняют приверженность режиму данного договора. ДОВСЕ представляет собой «краеугольный камень Европейской безопасности» и устанавливает правовые и поддающиеся проверке ограничения в отношении структуры вооруженных сил его 30 государств-участников. С момента его вступления в силу в 1992 году государства-участники Договора поддающимся проверке образом уничтожили 100 000 единиц боевой техники, подлежащей количественным ограничениям в соответствии с договором, такой как танки и ударные вертолеты, и провели более 6 000 инспекций на местах. В ответ на одностороннюю «приостановку» Россией выполнения договорных обязательств в 2007 году участвующие в ДОВСЕ страны НАТО в ноябре 2011 года прекратили соблюдать некоторые договорные обязательства в отношении России, при этом продолжая в полной мере соблюдать свои обязательства в отношении всех других государств-участников ДОВСЕ. Страны НАТО заявили, что эти решения могут быть отменены в полном объеме, если Россия вернется к полному выполнению.

    На последовавших после 2014 года встречах в верхах страны НАТО вновь подтвердили свою давнюю приверженность контролю над обычными вооружениями как одному из ключевых элементов евроатлантической безопасности и отметили важность полного выполнения и соблюдения для восстановления доверия и уверенности. Они подчеркнули, что односторонняя военная деятельность России в Украине и вокруг нее подрывает мир, безопасность и стабильность во всем регионе. Более того, длительное невыполнение Россией ДОВСЕ разрушительно влияет на положительный вклад данного документа о контроле над вооружениями в безопасность и стабильность Евроатлантического региона, так же, как и избирательное выполнение ею двух соглашений о контроле над вооружениями - Венского документа и Договора об открытом небе. В отношении Венского документа, в октябре 2019 г. страны НАТО представили наиболее комплексные предложения по модернизации данного соглашения с 1994 г. Данные предложения обсуждаются в ОБСЕ. В том, что касается Договора об открытом небе, его эффективность зависит от доброй воли его членов для обеспечения ими вклада в процесс транспарентности. В ответ на избирательное выполнение Россией и неоднократное нарушение ею данного юридически обязательного договора о контроле над вооружениями, США вышли из Договора об открытом небе в ноябре 2020 г. Страны НАТО продолжают призывать Россию полностью соблюдать свои обязательства в рамках Договора об открытом небе.

    В Декларации по итогам встречи в верхах в Брюсселе в 2018 г. вновь была подтверждена давняя приверженность НАТО контролю над обычными вооружениями как ключевому элементу евроатлантической безопасности и подчеркнута важность полного осуществления и соблюдения в целях восстановления транспарентности в военной области и повышения предсказуемости в регионе. Руководители стран НАТО также заявили, что агрессивная позиция России и избирательное выполнение Россией Венского документа и Договора об открытом небе, а также длительное невыполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) подрывают безопасность.

    Ядерные силы

    НАТО сохраняет свою приверженность цели создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия. Но пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом, однако будет делать это на самом минимально возможном уровне и при адекватном сочетании ядерных и обычных сил и средств.

    Количество ядерных вооружений, предназначенных для обороны НАТО, было сокращено более чем на 90 процентов по сравнению с разгаром «холодной войны», а также существенно была сокращена роль, отведенная ядерным вооружениям в оборонной доктрине НАТО. Обладающие ядерным оружием государства-члены НАТО также сократили свои ядерные арсеналы и прекратили производство высокообогащенного урана или плутония для ядерного оружия. Страны НАТО сохраняют приверженность созданию условий для дальнейших сокращений в будущем на основе взаимности, признавая тот факт, что прогресс в деле контроля над вооружениями и разоружения должен учитывать преобладающие условия международной безопасности.

    Все страны НАТО являются государствами-участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), заключенного в 1968 году (вступившего в силу в 1970 году). ДНЯО является краеугольным камнем международных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия и оружейных технологий и достижению цели ядерного разоружения. Договор обеспечивает правовую основу для предоставления государствами, обладающими ядерным оружием, гарантий безопасности от применения ядерного оружия неядерным государствам, являющимся участниками Договора. Он также обеспечивает сбалансированную, поэтапную основу для ядерного разоружения и опирается на три взаимодополняющих компонента: нераспространение (Статьи I, II), ядерное разоружение (Статья VI) и мирное использование атомной энергии, науки и технологии (Статья IV).

    ДНЯО представляет собой единственное обязательство по достижению цели ядерного разоружения, имеющее обязательную силу в многостороннем договоре, включающем как государства, обладающие ядерным оружием, так и государства, не обладающие ядерным оружием.  По случаю 50-й годовщины Договора 5 марта 2020 г. страны НАТО выступили с заявлением, в котором подтвердили свою твердую приверженность полному осуществлению ДНЯО во всех его аспектах и заявили об отсутствии реальной альтернативы данному Договору.

    НАТО не поддерживает Договор о запрещении ядерного оружия (Договор о запрещении), противоречащий существующей архитектуре нераспространения и разоружения, несовместимый с политикой Североатлантического союза в области ядерного сдерживания и не способствующий укреплению безопасности ни одной страны. В отличие от ДНЯО Договор о запрещении не имеет механизма проверки и рискует подорвать как ДНЯО, который на протяжении уже более 50 лет находится в центре глобальных усилий по нераспространению и разоружению, так и поддерживающий его режим гарантий Международного агентства по атомной энергии.2

    Договор о запрещении не создаст глобальных условий безопасности, необходимых для ликвидации ядерного оружия. Более того, он рискует породить нереалистичные ожидания. Данный договор не будет содействовать укреплению практического пути к сокращению и ликвидации ядерного оружия.

    Кроме того, страны НАТО решительно выступали за сохранение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Несмотря на многолетние усилия США и других стран НАТО по взаимодействию, Россия продолжала разработку и развертывание ракетной системы SSC-8/9М729, которая нарушала Договор. В декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод Соединенных Штатов о том, что Россия существенным образом нарушает свои обязательства по ДРСМД, и призвали Россию незамедлительно вернуться к полному и поддающемуся проверке соблюдению Договора. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение Договора. В результате 1 февраля 2019 года США заявили о приостановке выполнения своих обязательств по ДРСМД. Выход США из Договора вступил в силу 2 августа 2019 года, через шесть месяцев после этого заявления. В течение этого шестимесячного периода Россия продолжала отрицать свое нарушение Договора и не выполняла свои обязательства путем поддающегося проверке уничтожения своей системы SSC-8/9М729. Поэтому страны НАТО согласились с тем, что Россия несет исключительную ответственность за прекращение действия Договора.

    НАТО согласовала сбалансированный, скоординированный и оборонительный пакет мер для обеспечения того, чтобы потенциал НАТО в области сдерживания и обороны оставался надежным и эффективным перед лицом значительных рисков, связанных с российской ракетной системой. Страны НАТО по-прежнему твердо привержены сохранению эффективного международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.

    3 февраля 2021 г. США и Россия договорились о продлении на пять лет действия нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). В этой связи Североатлантический совет выступил с заявлением о своей полной поддержке такого продления Договора, также подтвердив при этом его важный вклад в международную стабильность. Союзники по НАТО также отметили, что рассматривают продление данного договора как начало, а не конец усилий по борьбе с ядерными угрозами, а также с новыми и возникающими вызовами стратегической стабильности.

    Вооруженные силы

    На основе рамок сотрудничества со странами, не являющимися членами НАТО, Североатлантический союз поддерживает реформу сектора обороны и безопасности, уделяя особое внимание гражданскому контролю над вооруженными силами, подотчетности и реструктуризации вооруженных сил до минимальных, более доступных в финансовом отношении и годных к применению уровней.

    Стрелковое оружие и легкие вооружения (СОЛВ), противоминная деятельность

    Страны НАТО сотрудничают с партнерами и другими международными организациями в поддержку полного выполнения Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли СОЛВ во всех ее аспектах и борьбе с ней. Кроме того, НАТО поддерживает противоминную деятельность по всему миру. Все государства-члены НАТО, за исключением США, являются участниками Договора о запрещении мин 1997 года, часто называемого Оттавской конвенцией, стремящегося положить конец применению противопехотных мин во всем мире.

    В 2000 году был создан целевой фонд программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) для оказания странам-партнерам содействия в безопасной ликвидации запасов противопехотных мин. Впоследствии политика была расширена с включением усилий по ликвидации избыточных запасов боеприпасов, неразорвавшихся боеприпасов и СОЛВ, а также оказания поддержки странам-партнерам в управлении последствиями оборонной реформы, учебной подготовке и укреплении этических основ.

    Целевые фонды НАТО/ПРМ могут создаваться государством-членом или государством-партнером НАТО для решения конкретных практических вопросов, связанных с этими областями. Целевые фонды финансируются за счет добровольных взносов отдельных стран НАТО, партнеров и организаций.

    На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году главы государств и правительств стран НАТО отметили необходимость делать больше, чтобы добиться длительного спокойствия и положить конец насилию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые сталкиваются с продолжающимися кризисами и нестабильностью, что непосредственно сказывается на безопасности НАТО. Они также призвали к укреплению практического сотрудничества, в частности путем оказания дальнейшей поддержки в таких направлениях работы, как борьба с терроризмом, стрелковое оружие и легкие вооружения, борьба с самодельными взрывными устройствами и военная защита границ.

    Оружие массового уничтожения (ОМУ)

    НАТО активизировала свою деятельность в этой области в 1999 году, выдвинув Инициативу в области оружия массового уничтожения и создав в следующем году Центр по оружию массового уничтожения в штаб-квартире НАТО. Страны НАТО работают над предотвращением распространения ОМУ государственными и негосударственными субъектами в рамках активной политической программы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Они также противодействуют угрозе ОМУ путем создания и гармонизации оборонного потенциала и, в случае необходимости, путем применения этого потенциала в соответствии с политическими решениями в поддержку целей нераспространения. Для безопасности НАТО важное значение имеют как политический, так и военный компоненты, а также готовность к усилиям по восстановлению, в случае если Североатлантический союз пострадает от нападения с использованием ОМУ или от инцидента РХБЯ.

    Североатлантический союз активно участвует в усилиях по повышению международной безопасности посредством взаимодействия с государствами-партнерами и другими международными организациями. Программы партнерства НАТО предоставляют эффективные рамки для диалога, консультаций и координации, внося активный вклад в усилия НАТО по контролю над вооружениями, нераспространению и разоружению. Особое значение имеет развитие связей и сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Европейским союзом (ЕС) и другими организациями и многосторонними инициативами, которые рассматривают вопросы распространения ОМУ.

    С 2004 года НАТО организует ежегодную Конференцию НАТО по контролю над вооружениями ОМУ, разоружению и нераспространению. Это уникальное мероприятие обеспечивает площадку, на которой высокопоставленные национальные должностные лица могут в неформальной обстановке обсудить угрозы ОМУ, и в нем регулярно принимают участие более 150 представителей из пяти десятков стран. Последняя Конференция по ОМУ была организована в сотрудничестве с Румынией и прошла в ноябре 2020 года в виртуальном формате.  

    Химическое оружие

    С момента вступления в силу в 1997 году Конвенция о запрещении химического оружия стала одним из столпов глобального режима нераспространения. Конвенция запрещает разработку, передачу и применение химического оружия. В число государств-участников Конвенции входят все страны НАТО. Они обязуются не разрабатывать, не производить или не приобретать, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было. Государства-участники также обязуются не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к проведению запрещаемой деятельности.

    Первое с момента создания НАТО применение вещества нервно-паралитического действия в наступательных целях на территории Североатлантического союза произошло 4 марта 2018 года в Солсбери, Соединенное Королевство. Боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия было такого типа, который разрабатывался в России. Страны НАТО согласились с тем, что нападение было явным нарушением международных норм и соглашений, и призвали Россию предоставить Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) информацию о программе «Новичок». В сентябре 2020 года страны НАТО осудили нападение на российского оппозиционного деятеля Алексея Навального с применением вещества нервно-паралитического действия из запрещенной группы «Новичок». Они ясно дали понять, что любое применение химического оружия при любых обстоятельствах является нарушением международного права и противоречит Конвенции о запрещении химического оружия, запрещающей применение любого химического оружия.

    Страны НАТО также решительно осудили многократное применение химического оружия сирийским режимом и призвали привлечь к ответственности виновных. Несмотря на непрерывные дипломатические усилия, многократное применение сирийским режимом химического оружия против гражданского населения привело к ужасающим страданиям людей с начала конфликта в 2011 году. Применение такого оружия стало вопиющим нарушением международных стандартов и норм в области нераспространения, многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН и Конвенции о запрещении химического оружия, которую Сирия ратифицировала в 2013 году. НАТО считает, что любое применение химического оружия государственными или негосударственными субъектами представляет собой угрозу для международного мира и безопасности.

    1. Заявление Североатлантического совета о Договоре о запрещении ядерного оружия, 20 сентября 2017 г.
  • Как эволюционирует вклад НАТО

    Активная политика в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения является неотъемлемой частью вклада НАТО в безопасность и стабильность с 1957 г., когда государства-члены НАТО представили в Лондоне первое Предложение НАТО о разоружении и впоследствии учредили регулярные совещания экспертов по разоружению в штаб-квартире НАТО. Данная политика была предельно четко сформулирована в Докладе Армеля в 1967 г.

    Доклад Армеля

    Этот доклад лег в основу политики безопасности НАТО. В нем изложены две цели: поддержание достаточного военного потенциала, который мог бы действовать в качестве эффективного и убедительного средства сдерживания против агрессии и других форм давления, и, исходя из этого, стремление улучшить отношения между Востоком и Западом путем диалога. Цели Североатлантического союза в области контроля над вооружениями связаны с достижением обеих целей. Сдерживание и оборона помогают предотвращать войну с враждебно настроенными противниками; контроль над вооружениями и диалог помогают предотвращать войну, когда стороны находят общий интерес в том, чтобы избежать конфликта. Поэтому важно, чтобы политика обороны и сдерживания и политика контроля над вооружениями оставались взаимоукрепляющими, преследуя общую цель предотвращения войны.

    Всеобъемлющая концепция контроля над вооружениями и разоружения

    В мае 1989 года НАТО приняла Всеобъемлющую концепцию контроля над вооружениями и разоружения, которая позволила Североатлантическому союзу двигаться вперед в сфере контроля над вооружениями. В ней рассматривалась роль контроля над вооружениями в отношениях между Востоком и Западом, принципы безопасности Североатлантического союза и ряд руководящих принципов и целей, определяющих политику НАТО в области контроля над ядерным и химическим оружием и обычными вооружениями.

    В документе четко изложены взаимоотношения между контролем над вооружениями и оборонной политикой, а также установлены общие концептуальные рамки, в которых Североатлантический союз стремился достичь прогресса по каждому из направлений своей повестки дня в сфере контроля над вооружениями.

    Стратегическая концепция НАТО

    Неизменная приверженность Североатлантического союза этой политике была подтверждена в Стратегической концепции 2010 года (в том, что касается ядерного оружия):

    «Она [Настоящая Стратегическая концепция] обязывает НАТО добиваться цели создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, но вновь подтверждает, что пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом».

    И далее:

    «НАТО стремится обеспечить свою безопасность на минимально возможном уровне сил. Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение способствуют миру, безопасности и стабильности и призваны обеспечить соблюдение принципа ненанесения ущерба безопасности для всех стран-членов НАТО. Мы будем продолжать играть свою роль в укреплении контроля над вооружениями и в содействии разоружению как в сфере обычных вооружений, так и в сфере оружия массового уничтожения, а также поддерживать усилия по нераспространению».

    Обзор построения сдерживания и обороны

    В Обзоре построения сдерживания и обороны (ОПСО) НАТО, утвержденном на встрече в верхах в Чикаго в 2012 году, рассматриваются вопросы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. В ОПСО подчеркивается: «Североатлантический союз полон решимости стремиться к более безопасному миру для всех и к созданию условий для мира, свободного от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия, таким образом, чтобы эта работа способствовала международной стабильности и была основана на принципе ненанесения ущерба безопасности для всех». В нем также повторяется, что пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом.

    На основе ОПСО был создан Специальный консультативный комитет по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.

    Декларации по итогам встреч в верхах

    Руководители стран НАТО подтверждали свою приверженность контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению с самой первой встречи в верхах НАТО в 1957 году.  Например, на встрече в верхах в Бухаресте в 2008 году руководители стран НАТО приняли к сведению отчет о повышении роли НАТО в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения;  а на встрече в верхах в Страсбурге/Келе в 2009 году они одобрили Всеобъемлющую политику НАТО стратегического уровня по предотвращению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и защите от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз. В Декларации по итогам встречи в верхах в Варшаве в 2016 году Североатлантический союз вновь подтвердил свою приверженность контролю над обычными вооружениями и подчеркнул важность всецелого выполнения и соблюдения соглашений о контроле над вооружениями для восстановления доверия и уверенности. Кроме того, руководители стран НАТО заявили, что военная деятельность, осуществляемая в одностороннем порядке Россией в Украине и вокруг нее, подрывать мир, безопасность и стабильность во всем регионе; они также подчеркнули, что избирательное выполнение Россией таких соглашений, как Венский документ и Договор об открытом небе, а также длительное невыполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе разрушают положительный вклад этих документов о контроле над вооружениями. В Варшаве НАТО также продолжила призывать Россию к сохранению жизнеспособности ДРСМД и осудила Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) за многочисленные испытания баллистических ракет и ядерные испытания, призвав КНДР немедленно прекратить и отказаться от всех своих существующих ядерных программ и программ по разработке баллистических ракет полным, поддающимся проверке и необратимым образом и вернуться к участию в международных переговорах.

    На встрече в верхах в Брюсселе в июле 2018 года страны НАТО высказали свою позицию о том, что ДРСМД имеет крайне важное значение для евроатлантической безопасности. Кроме того, страны НАТО подчеркнули важность эффективного многостороннего подхода и международного сотрудничества, в том числе благодаря действию Конвенции о запрещении химического оружия и работе Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), в деле устранения угроз ОМУ. В этой связи НАТО приветствовала решение, принятое на конференции государств-участников КЗХО в июне 2018 года, в частности попросить независимых экспертов Технического секретариата ОЗХО разработать механизмы по установлению виновных в применении химического оружия в Сирии. Страны НАТО потребовали, чтобы все виновные в совершении нападений с применением химического оружия в любом районе мира были привлечены к ответу, и призвали все страны присоединиться к Международному партнерству против безнаказанности за применение химического оружия. Затем на встрече в верхах в Лондоне в 2019 году страны НАТО вновь подчеркнули свою полную приверженность сохранению и укреплению эффективного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, принимая во внимание преобладающую обстановку в сфере безопасности. Страны НАТО также заявили о своей твердой приверженности полному осуществлению ДНЯО во всех его аспектах, включая ядерное разоружение, нераспространение и использование ядерной энергии в мирных целях.

  • Комитеты НАТО, занимающиеся вопросами контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения

    Ряд комитетов и органов НАТО обеспечивают надзор за различными аспектами деятельности Североатлантического союза в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. В Международном штабе НАТО надзор за деятельностью комитетов, занимающихся вопросами контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, осуществляется Центром по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению ОМУ. Как и по любым другим направлениям политики, общее политическое руководство осуществляется Североатлантическим советом - высшим политическим органом, ответственным за принятие решений. Общее военное руководство осуществляется Военным комитетом. Более детальный надзор за деятельностью и политикой в конкретных областях осуществляется рядом органов, в том числе Целевой группой высокого уровня (ЦГВУ) по контролю над обычными вооружениями, Специальным консультативным комитетом по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, Группой высокого уровня Группы ядерного планирования (ГВУ/ГЯП), Верификационным координационным комитетом (ВКК), Комитетом по вопросам нераспространения ОМУ в военно-политическом формате (по глобальным вопросам нераспространения) и оборонном формате (по вопросам защиты от РХБЯ оружия). Совет евроатлантического партнерства и Политический комитет также проводят совещания в специальных форматах по вопросам стрелкового оружия и легких вооружений и деятельности, связанной с разминированием, координируя работу, осуществляемую странами НАТО и партнерами, направленную на снижение уровня данной серьезной глобальной угрозы.