Отношения с Россией

  • Last updated 23-Apr-2021 08:40

В течение более двух десятилетий НАТО прилагала усилия для создания партнерства с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Практическое сотрудничество было приостановлено в 2014 г. в ответ на военное вмешательство России в Украине, но политические и военные каналы связи остаются открытыми. Обеспокоенность по поводу сохраняющегося дестабилизирующего характера военной деятельности и агрессивной риторики России выходит далеко за рамки вопроса об Украине.

НАТО следует двойному подходу к России: содержательный диалог на основе сильных сдерживания и обороны. (Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг встречается с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, сентябрь 2017 года.)

  • Отношения начали развиваться по окончании «холодной войны», когда Россия вступила в Совет североатлантического сотрудничества в 1991 году. В 1997 году на смену этому форуму для диалога пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет все государства-члены и государства-партнеры НАТО в евроатлантическом регионе.
  • Практическое сотрудничество началось после того, как в 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» и развернула миротворцев в поддержку операций под руководством НАТО по поддержанию мира на Западных Балканах в конце 1990-х годов.
  • Основополагающий акт Россия–НАТО, подписанный в 1997 году, стал официальной основой двусторонних отношений.
  • Диалог и сотрудничество стали более крепкими с созданием в 2002 году Совета Россия–НАТО (СРН), призванного стать площадкой для консультаций по текущим вопросам безопасности и руководить практическим сотрудничеством по широкому ряду направлений.
  • Вслед за несоразмерными военными действиями России в Грузии в августе 2008 года официальные заседания СРН и сотрудничество в некоторых областях приостановлены до весны 2009 года. Страны НАТО продолжают призывать Россию пересмотреть свое решение о признании регионов Грузии Абхазия и Южная Осетия как независимых государств.
  • Все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией в рамках СРН было приостановлено с апреля 2014 года в ответ на военное вмешательство и агрессивные действия России в Украине и на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, которые страны НАТО осуждают самым решительным образом.
  • В то время как НАТО привержена своим международным обязательствам, Россия нарушает ценности, принципы и обязательства, лежащие в основе отношений между НАТО и Россией и изложенные в Учредительном документе Совета евроатлантического партнерства 1997 года, Основополагающем акте Россия–НАТО 1997 года и Римской декларации 2002 года, подрывает доверие, занимающее центральное место в нашем сотрудничестве, и бросает вызов основополагающим принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности. Тем не менее каналы для политических и военных связей остаются открытыми в целях обмена информацией по вопросам, вызывающим взаимный интерес и озабоченность, сокращения числа случаев неверного понимания и повышения предсказуемости.
  • Озабоченность стран НАТО в связи с дестабилизирующими действиями и политикой России не ограничивается Украиной. Она касается провокационной военной деятельности вблизи границ НАТО, от Балтийского до Черного морей; безответственной и агрессивной ядерной риторики, военной концепции и соответствующего потенциала; и нападения в Соединенном Королевстве с применением отравляющего вещества нервно-паралитического действия в марте 2018 года, которое было явным нарушением международных норм.
  • 2 августа 2019 года Североатлантический совет опубликовал заявление в поддержку решения США о выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), принятого в ответ на существенное нарушение Договора Россией. Союзники сожалеют, что Россия не проявила готовности и не предприняла никаких шагов для выполнения своих международных обязательств. НАТО будет взвешенно и ответственно реагировать на значительные риски, создаваемые российской системой SSC-8. В то же время страны НАТО твердо привержены сохранению эффективного международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.
  • В ответ на изменившиеся условия безопасности НАТО усилила свой потенциал сдерживания и обороны, оставаясь при этом открытой для периодического, целенаправленного и предметного диалога с Россией. Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России.
  • В сентябре 2020 года союзники самым решительным образом осудили нападение на российского оппозиционера Алексея Навального с применением нервно-паралитического газа.
  • Реакция на российско-украинский конфликт

    После незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в марте 2014 года страны НАТО приостановили в апреле 2014 года все практическое гражданское и военное сотрудничество, сохраняя при этом открытыми каналы для политических и военных связей. Совет Россия–НАТО (СРН) остается важным форумом для диалога на основе взаимности; с 2016 года прошло десять заседаний СРН. С тех пор Украина оставалась первым пунктом повестки дня каждого заседания СРН.

    На встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре 2014 года и на последовавших с тех пор встречах на высшем уровне руководители стран НАТО осудили самым решительным образом военное вмешательство России в Украине, призвав Россию прекратить свои действия и вывести свои войска из Украины, а также отвести их от границы с этой страной. Руководители стран НАТО продолжают требовать, чтобы Россия соблюдала международное право и свои международные обязательства и обязанности; прекратила свою незаконную оккупацию Крыма; воздерживалась от агрессивных действий в отношении Украины; остановила поток оружия, техники, людей и денег, идущий через границу к сепаратистам; и прекратила разжигать напряженность у границы с Украиной и по другую сторону этой границы. НАТО не признает в настоящий момент и не признает в будущем неправомерную и незаконную аннексию Россией Крыма.

    Кроме того, страны НАТО отметили, что насилие и отсутствие безопасности в регионе привели к трагическому крушению сбитого 17 июля 2014 года самолета «Малайзийских авиалиний», совершавшего пассажирский рейс MH17, и призвали к тому, чтобы виновные прямым или косвенным образом лица, были привлечены к ответственности и предстали перед судом в ближайшее время. Страны НАТО солидарны с Нидерландами и Австралией, которые призывают Россию взять на себя государственную ответственность за крушение сбитого самолета, совершавшего рейс MH17.

    Страны НАТО решительно поддерживают урегулирование конфликта на востоке Украины дипломатическими и мирными средствами и приветствуют дипломатические усилия, осуществляемые с этой целью. Все стороны, подписавшие Минские соглашения, должны соблюдать свои обязательства и обеспечивать их полное выполнение. Россия несет особую ответственность в этом отношении. В апреле 2021 года в ответ на наращивание Россией военной мощи в Украине и вокруг нее страны НАТО призвали Россию прекратить провокации и немедленно начать деэскалацию напряженности на границах Украины и в незаконно аннексированном Крыму.

  • Более широкая обеспокоенность в связи с поведением России

    Обеспокоенность НАТО выходит далеко за рамки действий России в Украине. Страны НАТО продолжают заявлять о своей поддержке территориальной целостности Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ и призывают Россию вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия. Активизировалась военная деятельность России, особенно вдоль границ НАТО; поведение России продолжает делать обстановку в области безопасности в евроатлантическом регионе менее стабильной и менее предсказуемой, в частности ее практика объявления о внезапных учениях, развертывания рядом с границами НАТО, проведения интенсивной крупномасштабной подготовки и учений и нарушения воздушного пространства Североатлантического союза. Россия также бросает вызов евроатлантической безопасности и стабильности посредством гибридных действий, включая попытки вмешательства в избирательные процессы и суверенитет наших стран, широкомасштабные кампании дезинформации и злонамеренные действия в кибернетической сфере. Кроме того, страны НАТО осуждают применение боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия в Солсбери в марте 2018 года и выражают солидарность с Соединенным Королевством. В результате этого нападения максимальное количество сотрудников Постоянного представительства России при НАТО было сокращено на 10 человек. 4 сентября 2020 года Североатлантический совет опубликовал заявление, осуждающее нападение на российского оппозиционера Алексея Навального с применением нервно-паралитического газа, которое является явным нарушением международного права и противоречит Конвенции по химическому оружию. Страны НАТО призвали Россию продемонстрировать полную транспарентность и привлечь виновных к ответственности. Они также настоятельно призвали Россию раскрыть любую соответствующую информацию Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

    Это усугубляется продолжающимся нарушением, невыполнением и обходом со стороны России многочисленных обязательств и обязанностей в сфере контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности. Страны НАТО уже давно обеспокоены продолжающимся избирательным выполнением Россией Венского документа и Договора по открытому небу, а также ее длительным невыполнением Договора об обычных вооруженных силах в Европе, что подрывает евроатлантическую безопасность. Кроме того, в декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод США о том, что Россия существенным образом нарушила свои обязательства, предусмотренные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД): не обладать, не производить и не проводить летные испытания крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров, и не обладать и не производить пусковые установки таких ракет. Страны НАТО пришли к выводу, что Россия разработала и ввела в действие ракетную систему SSC-8 (9M729), которая нарушила Договор и представляла собой существенный риск для евроатлантической безопасности, а также призвали Россию незамедлительно вернуться к полному и поддающемуся проверке соблюдению. 1 февраля 2019 года Соединенные Штаты приостановили выполнение своих обязательств по ДРСМД, направив Сторонам Договора необходимое письменное уведомление за шесть месяцев до своего выхода. Страны НАТО оставались открытыми для диалога и продолжали взаимодействие с Россией по поводу нарушения ею Договора, в том числе на двух заеданиях Совета Россия–НАТО в январе и июле 2019 года. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение ДРСМД, отказалась предоставить какой-либо убедительный ответ и не предприняла никаких очевидных шагов по возвращению к полному и поддающемуся проверке соблюдению. В результате 2 августа Соединенные Штаты приняли решение выйти из Договора при полной поддержке союзников. НАТО будет взвешенно и ответственно реагировать на значительные риски, создаваемые российской системой SSC-8. В то же время страны НАТО твердо привержены сохранению эффективного международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. На протяжении более трех десятилетий ДРСМД являлся историческим договором в области контроля над вооружениями. Он вступил в силу в 1988 году с целью снижения угроз безопасности и стабильности в Европе, в частности, угрозы нападений на стратегически важные объекты в условиях кратковременного предупреждения, требуя поддающейся проверке ликвидации целого класса ракет, которыми обладали США и бывший Советский Союз.

    Военное вмешательство России и значительное военное присутствие в Сирии создает дополнительные риски для Североатлантического союза. 5 октября 2015 года в ответ на вмешательство России в Сирии страны НАТО призвали Россию немедленно прекратить нападения на сирийскую оппозицию и гражданских лиц, сосредоточить свои усилия на борьбе с так называемым Исламским государством и способствовать урегулированию конфликта путем политического перехода. В апреле 2018 года страны НАТО решительно поддержали совместные военные действия США, Соединенного Королевства и Франции в ответ на применение химического оружия в Сирии.

    В течение более двух десятилетий НАТО прилагала усилия для создания партнерства с Россией, в том числе с помощью механизма СРН, построенного на Основополагающем акте Россия–НАТО 1997 года и Римской декларации 2002 года. Россия подорвала доверие, занимающее центральное место в нашем сотрудничестве, и бросила вызов основополагающим принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности.

    Страны НАТО по-прежнему считают, что партнерство между НАТО и Россией, основанное на уважении международного права, представляло бы стратегическую ценность. Государства-члены продолжают стремиться к сотрудничеству и конструктивным отношениям с Россией, включая взаимные меры укрепления доверия и прозрачности, и к большему взаимопониманию в вопросе о построении НАТО и Россией своих нестратегических ядерных сил в Европе, на основе общей озабоченности в сфере безопасности и общих интересов безопасности, в Европе, где каждая страна свободно выбирает свое будущее. Они сожалеют о том, что условий для этих отношений в настоящий момент не существует. Во время встречи на высшем уровне в Брюсселе в июле 2018 года руководители стран НАТО подчеркнули, что не может быть возвращения к работе в обычном режиме, пока не произойдет четкого, конструктивного изменения в действиях России, свидетельствующего о соблюдении Россией международного права, ее международных обязательств и обязанностей.

  • Основные направления сотрудничества до апреля 2014 года

    В целях содействия регулярным контактам и сотрудничеству Россия учредила в 1998 году дипломатическое представительство при НАТО. В 2001 году НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро, а в 2002 году – Военную миссию связи.

    До того, как в апреле 2014 года деятельность была приостановлена, СРН был структурой для консультаций по текущим вопросам безопасности и практического сотрудничества по широкому спектру направлений, представляющих общий интерес.

    Поддержка операций под руководством НАТО. В течение ряда лет Россия оказывала поддержку действующим в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международным силам содействия безопасности (МССБ) через различные механизмы для содействия транзиту по российской территории невоенных грузов для стран-участниц МССБ. Несколько российских кораблей развертывались в поддержку военно-морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», а также в рамках операции НАТО по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога «Оушн шилд». До вывода своего миротворческого контингента в начале 2003 года Россия оказывала поддержку операциям НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и Косово.

    Поддержка афганских вооруженных сил. В рамках проекта Целевого фонда СРН по техническому обслуживанию вертолетов, начатого в 2011 году, оказывалась помощь афганским вооруженным силам в эксплуатации и техническом обслуживании вертолетного парка и в проведении медицинской эвакуации. К концу 2013 года подготовку прошли 40 афганских специалистов по техобслуживанию вертолетов.

    Обучение сотрудников правоохранительных органов из Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проект СРН по обучению методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начатый в декабре 2005 года, оказал помощь в деле наращивания местного потенциала и содействия развитию региональных контактов и сотрудничества среди работников среднего звена из Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Пакистан присоединился к проекту в 2010 году. Постоянное обучение проводилось во взаимодействии с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) в одном из четырех институтов – в Турции, России или США, вместе с тем в каждой из семи стран-участниц проводились выездные курсы. В рамках данного проекта подготовку прошли более 3500 сотрудников. (После того, как сотрудничество с Россией было приостановлено, НАТО организовала новый проект с УНП ООН.)

    Борьба с терроризмом. В декабре 2004 года был утвержден План действий СРН по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в данной области включало проведение учений, регулярный обмен информацией и подробные консультации по различным аспектам, таким как ликвидация последствий, борьба с самодельными взрывными устройствами, проведение особо важных мероприятий и обеспечение их безопасности. В рамках Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства была разработана система обмена информацией для обеспечения транспарентности воздушного движения и раннего предупреждения о подозрительных действиях воздушных судов, чтобы помочь предотвратить теракты, подобные совершенным 11 сентября 2001 года в США. В рамках проекта СТАНДЭКС разрабатывалась технология дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на объектах общественного транспорта; в июне 2013 года были проведены успешные испытания этой технологии в реальных условиях.

    Противоракетная оборона театра военных действий/ противоракетная оборона. Общую обеспокоенность вызывала беспрецедентная опасность, которой подвергаются развернутые группировки, в связи с широкой доступностью высокоточных баллистических ракет. В ходе начатого в 2003 году исследования был проанализирован возможный уровень оперативной совместимости систем противоракетной обороны театра военных действий государств-членов НАТО и России. Были организованы командно-штабные и компьютерные учения в целях разработки механизмов и процедур для совместных операций. На встрече на высшем уровне в Лиссабоне в 2010 году руководители стран СРН утвердили общую оценку угрозы баллистических ракет и договорились разработать совместный анализ будущих рамок для сотрудничества в области противоракетной обороны. (В то время как Россия продолжает высказывать озабоченность в связи с планируемым потенциалом противоракетной обороны НАТО, государства-члены подчеркивают, что он не направлен против России и не подорвет российские стратегические средства сдерживания, но он предназначен для защиты от потенциальных угроз, источники которых находятся за пределами евроатлантического региона.)

    Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями. Дискуссии экспертов были сосредоточены на вопросах, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, выработке рекомендаций по усилению существующих механизмов нераспространения, изучении возможностей для практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия. Велись откровенные дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, таким как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор об открытом небе и меры укрепления доверия и безопасности. Главным приоритетом была работа над ратификацией Адаптированного ДОВСЕ, поэтому страны НАТО выразили озабоченность в связи с принятым Россией в декабре 2007 года решением «приостановить» в одностороннем порядке свое участие в договоре и принятым впоследствии Россией в марте 2015 года решением о приостановлении ее участия в совместной консультативной группе, на регулярных заседаниях которой в Вене обсуждается вопрос о выполнении ДОВСЕ.

    Вопросы ядерного оружия. Были проведены семинары, посвященные ядерной доктрине и стратегии, урокам, вынесенным из инцидентов и аварий с ядерным оружием, а также возможным действиям в случае обнаружения самодельных ядерных или радиологических устройств. В период с 2004 по 2007 год эксперты и другие представители стран СРН также присутствовали в качестве наблюдателей на четырех полевых учениях по реагированию на аварию с ядерным боеприпасом, которые были проведены в России и каждом государстве НАТО, обладающем ядерным оружием (Франция, Соединенное Королевство и США). Подобные мероприятия способствовали повышению транспарентности, помогали вырабатывать общее понимание порядка реагирования на аварии с ядерными боеприпасами и сформировали уверенность в том, что ядерные державы были в полной мере способны действенно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, связанную с ядерным оружием.

    Военное сотрудничество. В рамках СРН были усилены механизмы связи и взаимодействия между военными, как в Командовании НАТО по операциям и Командовании НАТО по трансформации, так и в Москве. Основной целью военного сотрудничества было укрепление доверия, уверенности и транспарентности, а также повышение способности сил НАТО и России к взаимодействию при подготовке к возможным совместным военным операциям в будущем. Сотрудничество включало такие направления, как тыловое обеспечение, борьба с терроризмом, поиск и спасание на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД/ПРО, обмен между военными научными учреждениями, а также связанные с ними мероприятия в военной сфере.

    Поиск и спасание экипажей аварийных подводных лодок. С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 год Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО.

    Транспарентность, стратегия и реформа в оборонной сфере. В целях укрепления взаимного доверия и транспарентности велся диалог по различным вопросам доктрины, стратегии и политики, касающимся военной реформы, ядерного оружия, а также строительства и организации вооруженных сил. Выдвигавшиеся инициативы в области военной реформы были сосредоточены на развитии вооруженных сил, управлении людскими и финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности, управлении последствиями военной реформы и связанных с обороной аспектах борьбы с терроризмом. В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации «Россия–НАТО» помогал бывшим российским военнослужащим адаптироваться к гражданской жизни путем предоставления информации о поиске работы и социальной адаптации, подготовки и оказания услуг по трудоустройству. Центр был создан в Москве и постепенно расширял свою деятельность в регионах. Около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ прошли переподготовку и более 80% смогли трудоустроиться в гражданской сфере.

    Оборонно-промышленное сотрудничество. Комплексное «Исследование сотрудничества между НАТО и Россией в области оборонной промышленности, исследований и технологий», начатое в январе 2005 года и завершенное в 2007 году, пришло к выводу о том, что сочетание научно-технологических возможностей открывало потенциал для реагирования на глобальные угрозы.

    Тыловое обеспечение. Использовались возможности по гражданской и военной линии для сотрудничества в области тылового обеспечения по таким направлениям, как воздушный транспорт, дозаправка в воздухе, медицинское обеспечение и водоочистка. На различных встречах и семинарах внимание было сосредоточено на создании прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как принципы, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обобщение опыта.

    Гражданские чрезвычайные ситуации. С 1996 по 2014 год НАТО и Россия сотрудничали в деле создания потенциала для совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные ситуации, такие как землетрясения и наводнения, а также ликвидации последствий террористических актов. Кроме того, на основе российского предложения в 1998 году был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

    Научное сотрудничество. С 1992 года Россия активно участвовала в работе в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности». Ученые и эксперты из России стремились решать целый ряд проблем безопасности, в частности в области защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных веществ, обнаружения мин и противодействия терроризму (включая обнаружение взрывчатых веществ, как например, проект СТАНДЭКС, упомянутый выше), и решения проблем в сфере экологии и безопасности, связанных с разливами нефти и местами захоронения боеприпасов в Балтийском море.

    Терминология и языковая подготовка. По всем направлениям сотрудничества НАТО и России были разработаны глоссарии, помогающие лучше усвоить понятийный аппарат и концепции, используемые НАТО и Россией. В 2011 году лингвистическое сотрудничество было расширено: был начат проект по гармонизации языковой подготовки военных и гражданских специалистов Министерства обороны РФ.