Партнерства НАТО
В НАТО входят 32 члена, но она также поддерживает отношения с более чем 40 странами, не входящими в НАТО, а также международными организациями, именующимися партнерами НАТО. Эта сеть партнеров укрепляет безопасность за пределами территории стран НАТО, благодаря чему повышается безопасность и в самом Североатлантическом союзе. НАТО проводит диалог и практическое сотрудничество с партнерами по широкому кругу политических вопросов и вопросов, связанных с безопасностью, включая глобальные вызовы, такие как терроризм и изменение климата. Партнерства НАТО выгодны для всех участвующих сторон и способствуют укреплению безопасности для всего международного сообщества.
Американский военнослужащий - специалист по обезвреживанию взрывоопасных предметов учится вместе со своим молдавским коллегой захватывать предметы, управляя роботом PackBot. Фото СВ США
- Партнеры являются частью многих основных направлений деятельности НАТО: от формирования политики до укрепления оборонного потенциала, развития оперативной совместимости и кризисного регулирования.
- Программы НАТО также помогают странам-партнерам развивать свои институты обороны и безопасности и вооруженные силы.
- Впервые НАТО установила отношения со странами Центральной и Восточной Европы в начале 1990-х годов, после окончания «холодной войны». Партнерство менялось на протяжении ряда лет, охватывая больше стран, используя более гибкие инструменты и новые формы сотрудничества и консультаций.
- Партнеры НАТО
- Основные цели партнерств НАТО
- Партнерские отношения на практике: как НАТО работает с партнерами
- Эволюция партнерств НАТО
Партнеры НАТО
НАТО сотрудничает с различными партнерами через ряд различных структур, в основном в зависимости от их географического региона.
Партнерство ради мира (ПРМ) - это программа практического двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами в евроатлантическом регионе. В нее входят следующие 18 стран-партнеров:
Средиземноморский диалог (СД) - это партнерский форум, целью которого является вклад в безопасность и стабильность в регионе Средиземноморья. В настоящее время в Средиземноморском диалоге НАТО участвуют следующие семь стран, не входящие в НАТО:
Алжир
Египет
Израиль
Иордания
Мавритания
Марокко
Тунис
Стамбульская инициатива о сотрудничестве
Стамбульская инициатива о сотрудничестве (СИС) - это партнерский форум, который предлагает возможность сотрудничать с НАТО странам в регионе Большого Ближнего Востока, не входящим в НАТО. На сегодняшний день к Стамбульской инициативе о сотрудничестве НАТО присоединились следующие четыре страны, входящие в Совет сотрудничества стран Персидского залива:
Бахрейн
Катар
Кувейт
Объединенные Арабские Эмираты
Вне официальных структур партнерства НАТО сотрудничает с целым рядом стран - так называемых партнеров во всем мире – на индивидуальной основе. Взаимодействие НАТО с этими глобальными партнерами приобретает все большее значение в сложной обстановке безопасности, когда многие вызовы, с которыми сталкивается Североатлантический союз, носят глобальный характер и больше не ограничиваются географическими рамками.
Помимо поддержания партнерских отношений со странами, НАТО сотрудничает с рядом международных организаций.
- Организация Объединенных Наций (ООН)
- Европейский союз (ЕС)
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Основные цели партнерств НАТО
Как на региональном, так и на двустороннем уровнях НАТО развивает отношения с партнерами, основанные на общих ценностях, взаимности, взаимной выгоде и уважении. Диалог и сотрудничество с партнерами укрепляют международную безопасность, повышая стабильность и безопасность в странах-партнерах и странах-членах НАТО. Это также вносит вклад в поддержание международного порядка, основанного на правилах, помогая защищать ценности, на которых основан Североатлантический союз.
В соответствии с политикой партнерства НАТО партнерские отношения Североатлантического союза имеют следующие стратегические цели:
- укрепление мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе и в мире в целом;
- содействие региональной безопасности и сотрудничеству;
- продвижение взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая международные усилия по противодействию новым вызовам безопасности;
- подготовка заинтересованных и соответствующих критериям стран к членству в НАТО;
- поощрение демократических ценностей и институциональных реформ, особенно в секторе обороны и безопасности;
- усиление поддержки операций и миссий, проводимых под руководством НАТО;
- повышение осведомленности о событиях в сфере безопасности, в том числе посредством раннего предупреждения в целях предотвращения кризисов;
- укрепление доверия и достижение более полного взаимопонимания, в том числе относительно роли и деятельности НАТО, в частности путем активизации усилий общественной дипломатии.
При этом, каждый партнер определяет – совместно с НАТО – темпы, масштабы, интенсивность и направление своего партнерства с НАТО, а также свои индивидуальные цели. Это часто отражается в документе, определяющем цели взаимоотношений, который подлежит регулярному пересмотру. Однако многие мероприятия в рамках партнерских отношений НАТО охватывают одновременно более одного партнера.
Партнерские отношения на практике: как НАТО работает с партнерами
Для реализации целей партнерства НАТО использует самые различные средства. В широком плане НАТО открывает частично свои процессы, процедуры и структуры для участия партнеров, позволяя им делать конкретный вклад через каналы, обычно используемые только членами организации.
Кроме того, НАТО разработала ряд инструментов и механизмов партнерства для поддержки сотрудничества со странами-партнерами с помощью различных стратегий, программ, планов действий и других договоренностей. В некоторых случаях создаются специальные программы для оказания содействия партнерам и взаимодействия с ними для удовлетворения их конкретных потребностей.
В рамках сотрудничества с НАТО партнеры могут:
- обмениваться идеями относительно областей, представляющих общий интерес или вызывающих общую озабоченность, посредством политических консультаций и совместного использования информации;
- получать доступ к консультациям и поддержке в то время, когда они реформируют и укрепляют оборонные институты и потенциал;
- это включает такие направления деятельности, как учет гендерных вопросов в сфере безопасности и обороны, а также борьбу с коррупцией в оборонном секторе;
- участвовать в широкой программе учебно-образовательных и консультативных мероприятий (примерно 1400 мероприятий в год открыты для партнеров в рамках Перечня мероприятий партнерского сотрудничества);
- готовиться совместно к будущим операциям и миссиям, участвуя в учениях и учебной подготовке;
- делать вклад в текущие операции и миссии под руководством НАТО;
- обмениваться опытом прошлых операций и разрабатывать политику на будущее;
- сотрудничать со странами НАТО в области исследований и создания сил и средств, в том числе в рамках совместных научных проектов; и
- активизируя усилия по контролю или уничтожению вооружений, боеприпасов и неразорвавшихся боеприпасов;
Таким образом, сотрудничество НАТО с партнерами осуществляется в следующих широких областях:
Консультации
Консультации имеют ключевое значение для работы НАТО как союзной организации и играют центральную роль для партнерств. Политические консультации могут помочь членам НАТО и партнерам в понимании событий в сфере безопасности, включая региональные вопросы, и в формировании общих подходов к предотвращению кризисов или решению проблем безопасности. Многочисленные комитеты и органы НАТО часто проводят заседания совместно с партнерами в целях определения форм сотрудничества в конкретных областях. Страны НАТО ежедневно встречаются с партнерами (индивидуально или в группах), чтобы обсудить широкий круг вопросов на различных уровнях.
Оперативная совместимость
Оперативная совместимость – способность проводить совместные операции с использованием согласованных стандартов, доктрин, процедур и оборудования. Она имеет важнейшее значение для деятельности организации, в которую входят многочисленные страны с национальными силами обороны, и не менее важное значение для совместной работы с партнерами, которые желают делать вклад в поддержку достижения Североатлантическим союзом его тактических, оперативных и стратегических целей. Значительная часть повседневного сотрудничества в НАТО – в том числе и с партнерами – сосредоточена на достижении оперативной совместимости.
Инициатива по оперативной совместимости с партнерами создает механизмы для расширения сотрудничества со странами, которые хотят развивать более углубленную оперативную совместимость с НАТО. Инициатива обеспечивает сохранение и дальнейшее укрепление связей, налаженных между силами стран НАТО и стран-партнеров во время проводимых в течение многих лет операций, с тем чтобы партнеры могли вносить вклад в будущие операции под руководством НАТО и, при необходимости, в Силы реагирования НАТО. В рамках этого инструмента партнерства был внедрен ряд нововведений, в том числе перспективы предоставления конкретным партнерам расширенных возможностей для более глубокого сотрудничества. Четыре партнера (Австралия, Грузия, Иордания и Украина) имеют в настоящее время доступ к этому расширенному сотрудничеству, которое включает облегчение процесса участия этих стран в учениях и обеспечивает проведение регулярных консультаций по вопросам безопасности.
Платформа оперативной совместимости - постоянный форум для встреч с отдельными партнерами, которые вносят вклад в операции НАТО или делают конкретные шаги по углублению своей оперативной совместимости с НАТО. В этом формате страны НАТО и партнеры обсуждают проекты и вопросы, которые оказывают влияние на оперативную совместимость в таких областях, как образование, учебная подготовка, учения, оценка, создание потенциала, системы командования и управления и тыловое обеспечение.
Вклад в операции и миссии под руководством НАТО
Партнеры вносят вклад в операции и миссии под руководством НАТО посредством поддержания мира, проводя учебную подготовку сил безопасности на Западных Балканах, или осуществляя мониторинг морской деятельности, в частности в Средиземном море. Партнерам, как участникам этих миссий, предлагается вместе со странами НАТО участвовать в формировании политики и решений, которые оказывают влияние на эти миссии. Был создан ряд инструментов для оказания содействия партнерам в укреплении их способности участвовать в операциях под руководством НАТО и быть оперативно совместимыми с вооруженными силами государств-членов НАТО.
Военная реформа, создание институтов и укрепление потенциала
В течение многих лет НАТО сотрудничает с партнерами в таких областях, как военная реформа, создание институтов и укрепление потенциала. Страны НАТО согласились с тем, что долговременная и прочная стабильность связана с улучшением управления сектором обороны и безопасности и связанными с ним институтами. Жизнеспособные, эффективные и устойчивые оборонные институты имеют решающее значение для долгосрочного успеха усилий, направленных на укрепление потенциала партнеров.
План действий партнерства по созданию оборонных институтов направлен на укрепление усилий стран-партнеров по реформированию и реструктуризации своих оборонных институтов в соответствии с внутренними потребностями и международными обязательствами. В контексте НАТО такая работа может варьироваться от установления стратегических целей и проведения совместных обзоров до оказания экспертной помощи и содействия, а также до целевой учебно-образовательной подготовки. Консультации по вопросам обороны и реформ предоставляются в рамках двусторонних программ партнерского сотрудничества, а также в рамках экспертных консультативных программ, ориентированных на конкретные аспекты строительства оборонных институтов, таких как Программа углубления военного образования или Инициатива об укреплении этических основ.
Инициатива об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности основана на многолетнем опыте и экспертных знаниях НАТО в области предоставления поддержки, консультаций, содействия, учебной подготовки и инструктажа странам, которым необходима поддержка Североатлантического союза в укреплении потенциала. Она позволяет разрабатывать целевые, индивидуальные пакеты мер по укреплению оборонного потенциала стран по их просьбе и с согласия союзников по НАТО. В настоящее время в данной инициативе участвуют следующие партнеры: Босния и Герцеговина, Грузия, Иордания, Ирак, Мавритания, Республика Молдова, Тунис и Организация Объединенных Наций.
Другие области сотрудничества
НАТО также взаимодействует с партнерами по широкому кругу других областей, в которых она накопила опыт и разработала программы. К ним относятся:
- Борьба с терроризмом
- Борьба с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- Новые вызовы безопасности, такие как вызовы, связанные с киберзащитой, энергетической безопасностью и безопасностью на море, включая борьбу с пиратством;
- Гражданская готовность.
Эволюция партнерств НАТО
Партнерские отношения НАТО начались в 1990 году, когда на встрече в верхах в Лондоне НАТО приняла обязательство «протянуть… руку дружбы» своим бывшим противникам по «холодной войне». Вскоре это привело к созданию таких структур сотрудничества, как Совет североатлантического сотрудничества в 1991 году (который был заменен на Совет евроатлантического партнерства в 1997 г.). В январе 1994 года стартовала программа «Партнерство ради мира» – первая официальная программа партнерств НАТО, в центре внимания которой были соседи НАТО в Европе и страны бывшего Советского Союза. В тот же год страны НАТО учредили Средиземноморский диалог для своих соседей в Средиземноморье. В 2004 году члены НАТО создали Стамбульскую инициативу о сотрудничестве для стран Персидского залива, и в течение ряда лет посредством сотрудничества в миссиях и операциях НАТО, Североатлантический союз выстроил отношения с партнерами во всем мире.
Отражая существенные преобразования в политике партнерства НАТО, в соответствии со Стратегической концепцией, принятой в 2010 году, на встрече в верхах в Лиссабоне в 2010 году были предприняты целенаправленные усилия по реформированию политики партнерств НАТО, чтобы сделать диалог и сотрудничество более всеохватными, гибкими, содержательными и стратегически ориентированными. В результате была разработана политика партнерства, которая была одобрена министрами иностранных дел стран НАТО на их встрече в апреле 2011 года в Берлине. Эта политика была направлена на укрепление существующих партнерств путем усиления механизмов консультаций и содействия сотрудничеству, более основанному на содержании. Кроме того, эта политика определила набор механизмов и мероприятий для сотрудничества с партнерами.
В соответствии со Стратегической концепцией 2010 года НАТО предложила своим партнерам «дополнительные возможности политического взаимодействия с Североатлантическим союзом и существенную роль в формировании стратегии и решений в отношении операций под руководством НАТО, в которые они вносят свой вклад». Военно-политические рамки, которые регулируют то, каким образом НАТО привлекает партнеров к политическим консультациям и процессу принятия решений для операций и миссий, в которые они вносят свой вклад, были обновлены, тем самым предоставив вносящим вклад партнерам полномочия формировать решения, но не такие же полномочия принимать решения, какие имеют государства-члены.
Берлинские политические решения открыли возможность для новых форм политического диалога с партнерами, в том числе в рамках более гибких форматов "32+n" (тематических или с привязкой к конкретному мероприятию). Эти гибкие форматы используются в каждом конкретном случае для расширения консультаций по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес, и сотрудничества в приоритетных областях политики, таких как борьба с пиратством и киберзащита. Кроме того, принятая в 2011 году политика дала возможность развития более глубоких отношений с партнерами во всем мире, а также с ключевыми глобальными субъектами и другими новыми сторонами по всему миру, которые разделяют заинтересованность стран НАТО в мирных международных отношениях, но не имеют индивидуальных программ сотрудничества с НАТО. С тех пор ряд партнеров во всем мире присоединились к партнерскому сообществу НАТО; совсем недавно, в 2017 году, партнером стала Колумбия.
На встрече в верхах в Уэльсе в сентябре 2014 года руководители стран НАТО одобрили две важные инициативы для укрепления приверженности Североатлантического союза основной задаче – безопасности на основе сотрудничества: Инициативу об оперативной совместимости с партнерами и Инициативу об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности. Первая инициатива была направлена на укрепление способности НАТО обеспечивать безопасность совместно с партнерами в будущем за счет оперативной совместимости. Вторая в большей степени ориентирована на оказание помощи странам, по их просьбе, в обеспечении их собственной безопасности путем укрепления их оборонного потенциала и связанных с ним институтов и потенциала в области безопасности.
На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году государства-члены подчеркнули, что стремятся внести больший вклад в усилия международного сообщества по проецированию стабильности и укреплению безопасности за пределами территории НАТО.
На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году государства-члены обязались продолжить укрепление роли НАТО в этой связи, помогая партнерам, по их запросу, в создании более сильных оборонных учреждений, улучшении надлежащего управления, повышении их устойчивости, обеспечении своей безопасности и более действенном участии в борьбе с терроризмом. Вклад в безопасность партнеров способствует укреплению безопасности Североатлантического союза в целом, и партнерские отношения продолжают быть принципиально важными для функционирования НАТО в деле преодоления вызовов безопасности.
На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года НАТО приняла новую Стратегическую концепцию, в которой «безопасность на основе сотрудничества» по-прежнему является одной из трех основных задач НАТО. Эта составляющая отражает тот факт, что евроатлантическая безопасность лучше всего обеспечивается через обширную сеть партнерств со странами и организациями во всем мире. Как указано в Стратегической концепции 2022 года, «политический диалог и практическое сотрудничество с партнерами, основанные на взаимном уважении и взаимной выгоде, способствуют стабильности за пределами наших границ, укрепляют нашу безопасность на нашей территории и поддерживают основные задачи НАТО. Партнерские отношения имеют решающее значение для защиты всеобщего достояния, повышения нашей устойчивости и поддержания основанного на правилах международного порядка».