Военная структура и органы НАТО
В военную структуру НАТО входят все военные органы и подразделения, вовлеченные и используемые для реализации политических решений, имеющих военные последствия.
Основными элементами военной структуры НАТО являются Военный комитет, в состав которого входят начальники генеральных штабов (НГШ) государств-членов НАТО, его исполнительный орган – Международный военный штаб – и структура органов военного управления НАТО (отличная от организационной структуры вооруженных сил), состоящая из Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации объединенных вооруженных сил НАТО, возглавляемых соответственно Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами в Европе (ВГК ОВС НАТО в Европе) и Верховным главнокомандующим по трансформации объединенных вооруженных сил НАТО (ВГКТ ОВС НАТО).
В организационную структуру вооруженных сил входят организационные механизмы, объединяющие силы, предоставленные государствами-членами в распоряжение НАТО, а также соответствующие структуры командования и управления. Эти силы имеются в наличии для проведения операций НАТО в соответствии с заранее установленными критериями готовности, правилами развертывания и передачи полномочий командованию НАТО, которые могут быть разными для разных стран.
Рабочие механизмы
На практике председатель Военного комитета председательствует в Военном комитете, в котором у каждого государства-члена есть военный представитель начальника генерального штаба. Этот комитет – главный военный руководящий орган НАТО – представляет Североатлантическому совету и Группе ядерного планирования рекомендации по военным вопросам, выработанные на основе консенсуса, то есть, согласованные всеми НГШ стран НАТО.
Военный комитет работает непосредственно с командующими двух Стратегических командований НАТО – ВГК ОВС НАТО в Европе, отвечающим за операции, и ВГКТ ОВС НАТО, отвечающим за трансформацию. Оба они подчиняются Военному комитету по всем военным вопросам Североатлантического союза, входящим в круг их обязанностей.
С одной стороны, Военный комитет дает командующим двух Стратегических командований руководящие указания по военным вопросам; с другой – он тесно взаимодействует с ними, чтобы представить Североатлантическому совету на рассмотрение с политической точки зрения военные оценки, планы, вопросы и рекомендации, а также анализ, который включает эту информацию в более широкий контекст и учитывает озабоченности каждого государства-члена. В исполнении этой функции Военному комитету помогает Международный военный штаб.
В целом, Военный комитет выступает, помимо прочего, в качестве связующего звена между политическим руководством в штаб-квартире и двумя стратегическими командующими.
Способность к адаптации
Помимо этих рабочих механизмов существуют два явления, которые непосредственно затрагивают военную структуру, ее функционирование и развитие: во-первых, изменение международной обстановки и международные события; во-вторых, постоянное взаимодействие политических и военных органов.
Разумеется, политические события с далеко идущими последствиями, такие как окончание «холодной войны» и военные операции, в частности ИСАФ в Афганистане, ведут к масштабным реформам, особенно в структуре органов военного управления НАТО. Чтобы не отставать от всех этих изменений и будущих вызовов, структура органов военного управления и методика работы постоянно меняются. Помимо этого, постоянный обмен информацией, специализированными знаниями и опытом между военными экспертами и политическими органами в штаб-квартире НАТО позволяет неизменно и непрерывно учиться друг у друга. Эта способность военных и гражданских лиц тесно работать вместе делает НАТО уникальной в своем роде организацией.