Сдерживание и оборона

  • Last updated 23 Jan. 2025 08:02

НАТО – это оборонительный союз, члены которого привержены защите свободы и безопасности друг друга от всех угроз и со всех направлений. Сдерживание и оборона – одна из основных задач НАТО. Североатлантический союз сдерживает агрессию, сохраняя убедительное построение сдерживания и обороны, основанное на соответствующем сочетании ядерного, обычного и противоракетного потенциала, дополненного космическим и кибернетическим потенциалом. Страны-члены НАТО значительно укрепляют сдерживание и оборону Североатлантического союза, что является основой их обязательства по Статье 5 оборонять друг друга.

The USS Gerald R. Ford sails out of the Oslo Fjord in Norway in May 2023. (Photo: Norwegian Armed Forces)

Авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» на выходе из Осло-фьорда в Норвегии, в мае 2023 года. (Фото: Вооруженные силы Норвегии)

 

  • Военная агрессия России против Украины представляет собой серьезнейшую угрозу евроатлантической безопасности за последние десятилетия, которая подорвала мир в Европе и усилила необходимость для НАТО обеспечить, чтобы ее потенциал сдерживания и обороны оставался убедительным и эффективным. 
  • В ответ НАТО произвела крупнейшее за последние десятилетия укрепление системы коллективной обороны, значительно увеличив численность сил на своем восточном фланге и повысив способность быстро укрепить любого союзника, оказавшегося под угрозой. 
  • Действия по укрепление включают:
    • количество многонациональных боевых групп на восточном фланге НАТО увеличилось вдвое, с четырех до восьми;
    • регулярно проводятся учения по масштабированию передовых сухопутных сил от уровня батальонов до бригад, при возникновении необходимости;
    • возможность быстро развернуть подкрепление для поддержки боеспособных сил на местах, в том числе благодаря заранее размещенной технике, улучшенному командованию и управлению;
    • создание новой модели сил НАТО, в которой расширен состав доступных и готовых сил. Таким образом, повысилась способность НАТО реагировать на любые сценарии в кратчайшие сроки;
    • приняты наиболее полные и детальные планы обороны со времен холодной войны, повышена согласованность планирования коллективной обороны НАТО с национальным планированием союзников;
    • утверждена ротационная модель современных систем и средств противовоздушной и противоракетной обороны;
    • разработана новая политика по улучшению логистической поддержки для перемещения, усиления, снабжения и поддержания сил;
    • приобретено новое и современное оборудование, в том числе за счет совместных закупок и увеличения инвестиций в оборонное промышленное производство;
    • Финляндии и Швеции и их соответствующие силы и средства интегрированы в планы, силы и командные структуры НАТО;
    • усилена защита критически важной подводной инфраструктуры;
    • укреплены космические, кибернетические, а также радиологические, химические, биологические и ядерные (РХБЯ) стороны оборонного потенциала НАТО;
    • учения стали более масштабными и проводятся чаще, чтобы продемонстрировать способность НАТО защитить любого союзника, оказавшегося под угрозой.
  • Чтобы поддержать реализацию всех вышеперечисленных мер союзники добились значительного прогресса в увеличении расходов на оборону, повысив в том числе инвестиции в основное оборудование, и предприняли шаги к более справедливому распределению бремени в рамках НАТО. Ожидается, что в 2024 году 23 государства-члена достигнут или превысят целевой показатель по инвестированию в оборону не менее 2% ВВП, в то время как в 2014 году таких стран было всего три.
  • Текущие действия НАТО по адаптации определяются двумя ключевыми военными концепциями: Концепция сдерживания и обороны Евроатлантического региона предполагает применение сил для сдерживания и обороны сегодня, а Базовая концепция боевых действий НАТО предлагает видение для руководства долгосрочного развития военного потенциала НАТО, чтобы союз мог оставаться сильным в военном отношении сейчас и в будущем . 

 

 

Основные угрозы для безопасности государств членов НАТО

НАТО сталкивается с самой сложной обстановкой в области безопасности со времени окончания холодной войны. Военная агрессия России против Украины подорвала мир в Европе и серьезным образом нарушила глобальную безопасность, приведя к безмерным человеческим страданиям и разрушениям. Терроризм по-прежнему представляет собой вызов глобальной безопасности и угрозу стабильности. Одновременно с этим, заявленные Китаем амбициозные цели и политика принуждения бросают вызов нашим интересам, безопасности и ценностям.  Углубление стратегического партнерства между Россией и Китаем, их взаимно усиливающие попытки подорвать и перестроить международный порядок, основанный на правилах, вызывают глубокую озабоченность. Растущая глобальная неопределенность, более сложные и разрушительные кибер- и гибридные угрозы, повышение значимости ядерного оружия в стратегиях потенциальных противников, а также стремительные технологические изменения — все это оказывает существенное влияние на Североатлантический союз.

Россия представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности государств-членов НАТО. Она стремится фундаментальным образом перестроить архитектуру безопасности в евроатлантическом регионе. Она восстанавливает и расширяет свой военный потенциал, продолжает нарушать воздушное пространство и организовывать провокации. Россия ведет кампанию агрессивных гибридных действий против союзников, включая диверсии, акты насилия, провокации на границах государств-членов НАТО, использует для этого нелегальную миграцию, вредоносные кибердействия, электронное вмешательство, кампании по дезинформации и злонамеренное политическое влияние, а также средства экономического принуждения. Ее безответственная ядерная риторика и демонстрация ядерной мощи в целях принуждения, включая объявленное размещение ядерного оружия в Беларуси, свидетельствуют о позиции стратегического запугивания. Североатлантический союз полон решимости сдерживать агрессивные действия России и противостоять им, а также мешать ее способности вести дестабилизирующую деятельность в отношении НАТО и государств-членов. 

Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой самую прямую ассиметричную угрозу безопасности населения стран НАТО, а также международной стабильности и процветанию. Конфликты, неустойчивость и нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке напрямую влияют на безопасность Североатлантического союза и его партнеров. Соседние с НАТО регионы на юге, особенно Ближний Восток, Сахель и Северная Африка, сталкиваются с взаимосвязанными вызовами в области безопасности, демографии, экономики и политики. Они усугубляются последствиями изменения климата, нестабильностью институтов, чрезвычайными ситуациями в области здравоохранения и отсутствием продовольственной безопасности. НАТО продолжит оказывать противодействие террористам и террористическим организациям, сдерживать их, защищать и реагировать на угрозы и вызовы, исходящие от них, путем комбинации мер по предотвращению, защите и воспрещению, которые будут реализовываться с решительностью, решимостью и солидарностью.

 

Цель НАТО: гарантия свободы и безопасности государств-членов

Важнейшей и непреходящей целью НАТО является гарантия свободы и безопасности всех ее государств-членов политическими и военными средствами. Коллективная оборона занимает центральное место в Североатлантическом союзе, как это предусмотрено в статье 5 Североатлантического договора. Самая главная обязанность НАТО заключается в защите и обороне территории и населения государств-членов от нападений в мире, где мир и безопасность не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Сдерживание является одним из основных элементов общей стратегии НАТО, направленной на предотвращение конфликтов и войн, защиту государств-членов, сохранение свободы принятия решений и действий, а также поддержание принципов и ценностей, которые отстаивает НАТО: свобода личности, демократия, права человека и верховенство права. Свободные общества и основанный на правилах международный порядок должны быть подкреплены надежной трансатлантической обороной. Коллективная сила НАТО сдерживает агрессию потенциальных противников.

На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году НАТО установила новые базовые требования для своего потенциала сдерживания и обороны в соответствии с нашим подходом кругового обзора («360-градусов»), охватывающим сухопутную, воздушную, морскую, кибернетическую и космическую сферы, а также против всех угроз и вызовов.

Основываясь на этих новых базовых требованиях, на встречах в верхах в Вильнюсе (2023 г.) и Вашингтоне (2024 г.) лидеры стран НАТО согласовали существенные меры по укреплению потенциала сдерживания и обороны НАТО во всех сферах. В Вильнюсе союзники утвердили региональные планы нового поколения для укрепление передовых оборонительных рубежей и повышения способности Североатлантического союза обеспечивать быстрое усиление любого союзника, оказавшегося под угрозой. В Вашингтоне они взяли на себя обязательство расширить возможности своего оборонно-промышленного производства, чтобы обеспечить наличие наиболее критически важных для коллективной обороны сил и средств.

Потенциал НАТО в области сдерживания и обороны основан на надлежащем сочетании ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими средствами. НАТО сохраняет свободу действий и гибкость для реагирования на полный спектр вызовов с помощью надлежащего и индивидуального подхода.

 

Устойчивость – первая линия сдерживания и обороны

Повышение национальной и коллективной устойчивости – неотъемлемый элемент потенциала сдерживания и обороны НАТО. Это означает укрепление способности обществ готовиться к полному спектру угроз и опасностей, реагировать на них, восстанавливаться и адаптироваться к ним.

Война России против Украины, растущая геополитическая конкуренция и многие другие вызовы безопасности, с которыми сегодня сталкивается Североатлантический союз, подчеркивают важность подхода НАТО к устойчивости с учетом «всех опасностей» и применительно ко «всему обществу». Это значит, что необходимо готовится, расширять возможности и инвестировать в способность обществ защитить себя от широкого спектра угроз – от кибератак до радиологических, химических, биологических и ядерных инцидентов, терроризма, пандемий, стихийных бедствий, растущих стратегических угроз, в том числе угроз для демократий, критической инфраструктуры, цепочек поставок. Члены НАТО повышают свою устойчивость, устраняя уязвимые места, которые в противном случае могут быть использованы в качестве рычага давления или стать мишенью для противников. Таким образом, устойчивость является важным аспектом сдерживания путем отрицания, убеждая противника не нападать, внушив ему, что нападение не позволит достичь намеченных целей.

Устойчивость также требует тесного военно-гражданского сотрудничества, так как она влияет на способность НАТО осуществлять свои миссии и поддерживать мобильность ее войск и техники. Обеспечение адекватной поддержки национальных сил и войск под командованием НАТО гражданскими ресурсами и инфраструктурой является ключевой характеристикой усилий НАТО по повышению устойчивости. С 2014 года НАТО предоставляет руководящие указания для оказания помощи национальным властям в повышении их устойчивости по семи базовым требованиям путем снижения потенциальной уязвимости. Эти требования регулярно обновляются, чтобы отразить меняющийся характер вызовов, с которыми сталкивается Североатлантический союз.

В соответствии с Повесткой НАТО 2030  и Обязательством по укреплению устойчивости 2021 года, Стратегическая концепция 2022 года подчеркивает важность принятия более комплексного и лучше скоординированного подхода к обеспечению устойчивости в рамках Североатлантического союза, в том числе против российской политики принуждения, а также в поддержке партнеров НАТО в противодействии злонамеренному вмешательству и агрессии. Партнерства со странами, не входящими в НАТО, и другими организациями необходимы для укрепления национальной и коллективной устойчивости членов НАТО, а также для поддержки планирования и готовности Североатлантического союза путем обмена информацией и передовым опытом.

 

Укрепление сдерживания и обороны НАТО с 2014 г.

На протяжении всей своей истории НАТО постоянно адаптировала систему сдерживания и обороны к вызовам меняющейся обстановки в сфере безопасности. В частности, в последнее десятилетие – после незаконной аннексии Россией Крыма у Украины в 2014 году и ее все более угрожающего построения по отношению к Североатлантическому союзу – НАТО пересмотрела свои планы и структуры, чтобы обеспечить готовность союзников к реагированию на любую угрозу с любого направления.

2014 — План действий по обеспечению готовности

План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, стал одной из основных движущих сил перемен в потенциале Североатлантического союза в области сдерживания и обороны. План действий включал меры по обеспечению гарантий странам НАТО в Центральной и Восточной Европе для заверения их населения, сдерживания потенциальной агрессии и укрепления их обороны. Он также включал меры по адаптации — долгосрочные изменения в структуре сил и командовании НАТО — которые стали началом самого значительного укрепления коллективной обороны НАТО с конца холодной войны.

2016 — Укрепление потенциала сдерживания и обороны, в том числе через усиленное передовое присутствие

На встрече в верхах Варшаве в 2016 году, основываясь на Плане действий, главы государств и правительств стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны. Это предоставило НАТО широкий круг вариантов, позволяющих реагировать на любые угрозы, откуда бы они ни исходили, в целях защиты территории, населения, воздушного пространства и морских путей сообщения стран Североатлантического союза. Члены НАТО договорились о создании усиленного передового присутствия на востоке Североатлантического союза, и в 2017 году четыре многонациональные боевые группы были развернуты в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Были приняты дополнительные меры для укрепления безопасности в юго-восточном регионе Североатлантического союза, а также было создано специальное передовое присутствие в Черноморском регионе. Кроме того, был принят ряд мер по адаптации Североатлантического союза к вызовам, исходящим с юга, включая укрепление потенциала, специализированные учения и заблаговременное планирование, а также создание Регионального хаба для юга в Неаполе, Италия, который способствует повышению осведомленности НАТО об обстановке.

2018 Инициатива НАТО об обеспечении готовности

На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году руководители стран НАТО подтвердили свою решимость повышать готовность, усиливать способность к реагированию и совершенствовать обеспечение подкрепления Североатлантического союза для реагирования на угрозы в рамках подхода кругового обзора («360 градусов»). Инициатива НАТО об обеспечении готовности была предпринята для укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию либо в целях предоставления подкрепления странам НАТО в поддержку сдерживания или коллективной обороны, в том числе для ведения интенсивных боевых действий, либо в случае срочного военного кризисного реагирования, при необходимости. Эта инициатива заключалась в предоставлении 30 тяжелых или средних маневренных батальонов, 30 боевых воздушных эскадрилий и 30 крупных военно-морских кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или раньше.

2020 Концепция сдерживания и обороны евроатлантического региона

В 2020 году союзники утвердили Концепцию сдерживания и обороны евроатлантического региона. Концепция сдерживания и обороны обеспечивает союзникам по НАТО единую, согласованную структуру противодействия, сдерживания и защиты от основных угроз Североатлантическому союзу в многосферной обстановке. Она также повышает готовность Североатлантического союза к противодействию вызовам путем усиления заблаговременного планирования НАТО на случай возможных сценариев кризиса или конфликта. В рамках концепции НАТО разрабатывает стратегические, специфические для каждой сферы и региональные военные планы, чтобы повысить способность Североатлантического союза реагировать на любые непредвиденные ситуации. Эти планы полностью согласуются с планированием сил союзников и новой моделью сил НАТО и включают в себя управление потенциалом, развитие сил и средств (включая обучение и учения), а также командование и управление.

2021 Повестка дня НАТО 2030 и Базовая концепция боевых действий НАТО

На встрече на высшем уровне в Брюсселе в 2021 году союзники согласовали повестку дня НАТО 2030, призванную еще больше укрепить Североатлантический союз и направить его адаптацию в будущем. Эта повестка включает сдерживание и оборону в качестве центрального элемента трансатлантических связей между Европой и Северной Америкой, лежащего в основе Североатлантического союза. Лидеры стран Североатлантического союза приветствовали значительный прогресс, достигнутый в укреплении потенциала сдерживания и обороны НАТО с 2014 года, включая увеличение расходов на оборону, современные силы и средства, повышение политической и военной оперативности реагирования и боеготовности.

Руководство стран также приветствовало продолжающуюся реализацию Концепции сдерживания и обороны и Базовой концепции боевых действий НАТО, которые обеспечивают долгосрочное видение сохранения и развития решающего военного превосходства НАТО, гарантируя, что Североатлантический союз будет постоянно развивать свое военное и технологическое преимущество по мере изменения характера конфликта.

2022 — Реакция на войну России против Украины

После полномасштабного вторжения России на Украину 24 февраля 2022 года лидеры стран НАТО собрались в Брюсселе 24 марта 2022 года для рассмотрения последствий действий России и принятия мер по дальнейшему укреплению сдерживания и обороны НАТО. Они приняли решение развернуть четыре многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к тем, которые уже находятся в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, тем самым удвоив количество боевых групп на восточном фланге с четырех до восьми. Они также решили усилить киберзащиту и расширить учения, направленные на коллективную оборону и оперативную совместимость. 

На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО приняли решения о существенном усилении потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза. С этой целью члены НАТО договорились скорректировать баланс между силами в местах постоянной дислокации и подкреплением. Они договорились о том, что при необходимости должна быть возможность масштабировать передовые боевые группы, развернутые на восточном фланге Североатлантического союза, до уровня бригады. Эти развернутые силы поддерживаются надежными быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенной техникой и усовершенствованной системой командования и управления. Страны НАТО также согласовали новую модель сил, которая укрепит и модернизирует структуру сил НАТО, поддержит выполнение основных задач НАТО и обеспечит ресурсами военные планы Североатлантического союза нового поколения. Члены НАТО договорились поддерживать существенное и постоянное присутствие на суше, на море и в воздухе, в том числе посредством усиления интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны.

2023 — Новое поколение планов региональной обороны и План действий в области оборонного производства

На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году лидеры стран НАТО договорились о модернизации НАТО для новой эры коллективной обороны, утвердив наиболее полные и детальные оборонные планы обороны со времен холодной войны. Эти региональные оборонные планы нового поколения значительно повышают согласованность планирования коллективной обороны НАТО, включая национальное планирование сил, построения, потенциалов, командования и управления союзников. Эти планы определяют, как НАТО будет сдерживать и обороняться от любого агрессора с любого направления, объясняют, как в случае кризиса силы союзников будут обороняться и отражать сложные угрозы на всей территории НАТО. В них также конкретно указывается, что будет ожидаться от членов НАТО в случае кризиса. В связи с усложняющейся обстановкой угроз это более серьезные и высокие требования к союзникам, чем те, которые НАТО предъявляла со времен окончания холодной войны. Планы гарантируют, что союзники смогут предоставить необходимые силы в необходимое время и в необходимом месте.

В Вильнюсе государства-члены также согласовали новый План действий в области оборонного производства, чтобы укрепить взаимодействие с оборонно-промышленным комплексом, ускорить проведение совместных закупок, повысить производственные мощности и уровень оперативной совместимости между союзниками.

2024 — Модель сил НАТО и обязательство НАТО по расширению промышленных мощностей

На Вашингтонском саммите 2024 года союзники высоко отметили прогресс, достигнутый после саммитов в Мадриде (2022 г.) и Вильнюсе (2023 г.) в области укрепления и модернизации Североатлантического союза и начала нового этапа коллективной обороны.
Для обеспечения эффективности оборонных планов, согласованных в Вильнюсе, страны НАТО реализуют модель сил НАТО, принятую в Мадриде, которая предоставляет более значительный резерв специальных боеспособных сил, используя региональный опыт и географическую близость для повышения оперативности реагирования сил. В рамках этих усилий страны-члены также создали новые многонациональные Силы быстрого реагирования НАТО в июле 2024 года, которые обеспечивают больше возможностей для быстрого реагирования на угрозы и кризисы на всех направлениях. Модель сил НАТО и Силы быстрого реагирования пришли на смену силам реагирования НАТО. Это базовый инструмент, через который обеспечивается организация и активизация национальных сил союзников, управление, и командование ими, а также предоставляется доступ к большим резервам сил НАТО, что улучшает возможности Союза по реагированию в очень сжатые сроки.

В Вашингтоне лидеры стран НАТО также пришли к согласию по обязательствам по расширению промышленного потенциала НАТО, чтобы расширить сотрудничество с оборонно-промышленным комплексом и в срочном порядке обеспечить наличие наиболее критически важных сил и средств, включая боеприпасы и системы противовоздушной обороны. Это обязательство основывается на Плане действий в области оборонного производства, который союзники согласовали в 2023 году.

На саммите в Вашингтоне лидеры НАТО договорились об укреплении командования и управления НАТО и приветствовали предпринимаемые союзниками усилия по увеличению своего присутствия на восточном фланге НАТО. Кроме того, лидеры стран НАТО обязуются повысить способность НАТО усиливать и обеспечивать силы союзников на всей территории Североатлантического союза, в том числе за счет улучшения координации материально-технического обеспечения и предварительного размещения боеприпасов и техники.

 

Укрепление сдерживания и обороны в отдельных областях

Помимо всех вышеперечисленных мер на протяжении последнего десятилетия НАТО усилило свои возможности по сдерживанию и обороне в следующих отдельных областях.

Интегрированная система противовоздушной и противоракетной обороны

Лидеры стран НАТО договорились о повышении готовности, подготовленности и оперативной совместимости Интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО путем проведения мероприятий во всех сферах по всему спектру конфликтов. Североатлантический союз укрепляет интеграцию и согласованность своей системы ПВО/ПРО за счет регулярной подготовки и ротационного присутствия современных систем, сил и средств ПВО с особым вниманием к восточному флангу. Эти усилия поддержат готовность НАТО, в том числе ее способность сдержать агрессию и управлять рисками эскалации в случае кризиса с ядерным измерением.

Ядерное сдерживание и контроль над вооружениями

НАТО продолжает рассматривать последствия для безопасности продолжающейся модернизации ядерных сил России, включая создание большого запаса оружия театра военных действий и расширение ее новых и разрушительных систем доставки двойного назначения, которые представляют значительный риск для безопасности Североатлантического союза. Нарушения и избирательное выполнение Россией своих обязанностей и обязательств в области контроля над вооружениями привели к ухудшению более широкой обстановки в области безопасности. Североатлантический союз отвечает на это укреплением своих передовых обычных потенциалов, инвестируя в новые платформы – включая истребители пятого поколения – и осуществляя адаптацию своих учений, разведки и построения противовоздушной и противоракетной обороны. При этом НАТО предпринимает все необходимые шаги для того, чтобы ее политика и силы ядерного сдерживания оставались убедительными, эффективными, безопасными и надежными. В то же время НАТО сохраняет неизменную приверженность эффективному контролю над вооружениями, разоружению и продолжает призывать всех субъектов, включая Россию и Китай, к конструктивному взаимодействию.

Учения

Учения остаются неотъемлемой частью потенциала сдерживания и обороны НАТО, поскольку военная подготовка является важнейшим требованием для поддержания уровня готовности и повышения оперативной совместимости Североатлантического союза. В этой связи мы активизируем учебную подготовку и учения с использованием моделирования обычного или, для соответствующих членов НАТО, ядерного измерения конфликта, для обеспечения большей слаженности между обычными и ядерными компонентами потенциала сдерживания и обороны во всех сферах и во всем спектре конфликта. Учения играют важную сдерживающую роль, показывая потенциальным противникам возможности сил и средств НАТО, ее решимость и решительность.

Киберпространство

НАТО признала киберпространство сферой операций, в которой она должна защищать себя так же эффективно, как и в воздухе, на суше, на море и в космосе. Создание Центра киберопераций в Бельгии в 2018 году и формирование групп поддержки по борьбе с гибридными действиями для оказания помощи тем странам НАТО, которые в ней нуждаются, также активизируют усилия Североатлантического союза в области сдерживания. На встрече в верхах НАТО в Брюсселе в 2021 году страны-члены одобрили новую Всеобъемлющую политику киберзащиты, которая обеспечивает реализацию основных задач НАТО и общего потенциала сдерживания и обороны для повышения устойчивости Североатлантического союза в киберпространстве. На саммите в Вашингтоне в 2024 году союзники договорились о создании Интегрированного центра киберзащиты НАТО для усиления защиты сетей, улучшения понимания ситуации и разработки киберпространства как сферы операций.

Космос

На встрече лидеров в декабре 2019 года в Лондоне НАТО объявила космос пятой сферой операций (наряду с воздухом, сушей, морем и киберпространством). Информация, собираемая и передаваемая через спутники, имеет решающее значение для деятельности, операций и миссий НАТО, включая коллективную оборону, кризисное реагирование и борьбу с терроризмом. Созданный в 2020 году в Германии Космический центр служит координационным центром для обмена информацией, координируя усилия союзников и оказывая поддержку операциям и миссиям НАТО. На встрече в верхах в 2021 году в Брюсселе НАТО признала, что нападения в космическом пространстве, по направлению к нему или исходящие из него представляют явную угрозу безопасности Североатлантического союза и могут привести к задействованию статьи 5 Североатлантического договора. В 2023 году НАТО объявила о планах по созданию Постоянной космической разведки НАТО (APSS). Эта инициатива призвана повысить качество систем космического мониторинга и разведки, которые позволят улучшить понимание обстановки и принимать более качественные решения.

Сотрудничество с Европейским Союзом

Усилия НАТО в области адаптации продолжаются во всех сферах и в областях, охватывающих все общество и соответствующий подход к обороне и безопасности, таких как гражданская готовность и противодействие гибридным угрозам. Североатлантический союз укрепляет эти усилия посредством расширенного сотрудничества с Европейским союзом, которое включает создание взаимодополняющего и оперативно совместимого потенциала во избежание дублирования усилий и для содействия трансатлантическому распределению бремени.

 

Поддержание военного и технологического преимущества

Наряду с тем, что Североатлантический союз должен быть в состоянии сохранять мир сегодня, он также должен подготовиться к все более непредсказуемой обстановке в области безопасности в будущем. С этой целью на встрече в верхах в Брюсселе в июне 2021 года лидеры Североатлантического союза согласовали полномасштабную реализацию Базовой концепции боевых действий НАТО, которая является основой для более проактивного и опережающего подхода к военной адаптации. Поддержание своего технологического преимущества всегда было важным фактором, обеспечивающим способность НАТО осуществлять сдерживание и оборону от потенциальных противников. Инновации в области новых и новейших технологий, таких как искусственный интеллект, автономные системы вооружения, большие данные и биотехнологии меняют характер войны.

Чтобы помочь сохранить свое технологическое преимущество, НАТО согласовала стратегию внедрения новых и прорывных технологий. Она также создала Катализатор оборонных инноваций для Северной Атлантики и на встрече в верхах с в Мадриде в июне 2022 года учредила многонациональный Инновационный фонд, объединяющий правительства, частный сектор и научные круги для укрепления технологического преимущества НАТО. Североатлантический союз будет играть важную роль в качестве форума для сотрудничества по различным аспектам этих новых технологий, связанным с безопасностью.

 

Инвестиции в оборону

В Обязательстве по оборонным инвестициям, принятом лидерами стран НАТО на встрече в вехах в Уэльсе в 2014 году, содержится призыв ко всем союзникам остановить сокращение военных бюджетов и продвинуться вперед в выполнении согласованного НАТО руководящего указания о выделении не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону в течение десятилетия. Кроме того, страны НАТО договорились, в те же сроки, стремиться к выделению по меньшей мере 20% ежегодных оборонных расходов на основную новую технику, в том числе на связанные с ней научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. С того времени все государства-члены увеличили свои оборонные расходы, продолжали развивать свои силы и средства и вносить вклады в операции, миссии и деятельность НАТО. 

На встрече в верхах в Вильнюсе лидеры стран НАТО согласовали новое Обязательство по оборонным инвестициям, взяв на себя неизменное обязательство ежегодно инвестировать в оборону не менее 2% нашего валового внутреннего продукта. Мы подтверждаем, что во многих случаях для восполнения существующих недостатков и удовлетворения требований во всех областях в условиях более оспариваемого порядка в сфере безопасности потребуются расходы, превышающие 2% ВВП. Одновременно лидеры стран НАТО обязались инвестировать не менее 20% своих оборонных бюджетов на основную технику, включая соответствующие исследования и разработки. Союзники также обязались предоставлять необходимые силы, средства и ресурсы для участия в полном спектре операций, миссий и деятельности НАТО.

Ожидается, что в 2024 году 23 государства-члена достигнут или превысят целевой показатель по инвестициям в оборону не менее 2% валового внутреннего продукта, тогда как в 2014 году таких государств было всего три. За последнее десятилетие европейские союзники и Канада постоянно увеличивали свои коллективные инвестиции в оборону – с 1,43 % совокупного ВВП в 2014 году до 2,02 % в 2024 году, в котором они вкладывают в оборону в общей сложности свыше 430 миллиардов долларов США.