Коллективная оборона – статья 5

  • Last updated 20-Apr-2017 09:18

Принцип коллективной обороны занимает центральное место в основополагающем договоре НАТО. Он по-прежнему является уникальным и непреложным принципом, объединяющим членов организации, обязывающим их защищать друг друга и формирующим дух солидарности в Североатлантическом союзе.


Основные сведения

  • Коллективная оборона означает, что нападение на одного из членов НАТО будет рассматриваться как нападение на всех членов НАТО.
  • Принцип коллективной обороны закреплен в статье 5 Вашингтонского договора.
  • Впервые за свою историю НАТО применила статью 5 после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 года против США.
  • НАТО принимала меры коллективной обороны несколько раз, например в ответ на ситуацию в Сирии и вслед за началом российско-украинского кризиса.
  • НАТО имеет постоянные регулярные формирования, которые делают вклад в усилия Североатлантического союза по коллективной обороне на постоянной основе.

Дополнительная справочная информация

  • Применение статьи 5

    Теракты 11 сентября

    11 сентября 2001 года США подверглись жестокому террористическому нападению. В Стратегической концепции Североатлантического союза, принятой в 1999 году, терроризм уже был определен как один из факторов риска, затрагивающих безопасность НАТО. В ответ на теракты 11 сентября Североатлантический союз вступил в активную борьбу с терроризмом, впервые начав проводить операции за пределами евроатлантического региона, и приступил к основательной трансформации своих потенциалов. Кроме того, НАТО впервые за свою историю была вынуждена применить статью 5 Вашингтонского договора.

    Проявление солидарности

    Вечером 12 сентября 2001 года, меньше чем через сутки после нападений, государства-члены организации сослались на принцип, закрепленный в статье 5 Вашингтонского договора. Вслед за этим занимавший в то время пост  Генерального секретаря НАТО лорд Робертсон проинформировал Генерального секретаря ООН о решении, принятом Североатлантическим союзом.

    Североатлантический совет – главный политический орган принятия решений НАТО – пришел к соглашению о том, что если им будет установлено, что руководство нападением на Соединенные Штаты осуществлялось извне, то такое нападение будет считаться действием, подпадающим под статью 5. Второго октября, после того, как Совет был проинформирован о результатах расследования по факту терактов 11 сентября, он постановил, что эти теракты являются действием, подпадающим под статью 5.

    Применив статью 5, государства-члены НАТО проявили свою солидарность с Соединенными Штатами и осудили самым решительным образом террористические нападения на США.

    Предпринятые действия

    После 11 сентября страны НАТО провели консультации, и Североатлантический совет принял решение о проведении коллективных действий. Соединенные Штаты также могли действовать самостоятельно в соответствии со своими правами и обязанностями, предусмотренными Уставом ООН.

    4 октября, когда было установлено, что нападение было совершено извне, НАТО согласовала пакет из восьми мер, направленных на оказание поддержки Соединенным Штатам. По запросу США Североатлантический союз провел с середины октября 2001 по середину мая 2002 года первую в своей истории антитеррористическую операцию «Игл ассист». В рамках операции семь самолетов ДРЛОУ НАТО помогали патрулировать воздушное пространство США. В общей сложности 830 членов экипажа из 13 стран НАТО совершили более 360 вылетов. Впервые НАТО развернула свои военные силы и средства для проведения операции в рамках статьи 5.

    26 октября в ответ на теракты против США Североатлантический союз приступил к проведению второй операции по борьбе с терроризмом – операции «Эктив индевор» («Активные усилия»). Корабли, входящие в состав постоянного оперативного соединения ВМС НАТО, были направлены в восточный район Средиземного моря для патрулирования и мониторинга судоходства, с целью обнаружения и сдерживания террористической деятельности, включая незаконный оборот. В марте 2004 года район проведения операции был расширен на все Средиземное море.

    Восемь согласованных НАТО мер в поддержку США:

      • активизация совместного использования разведывательных данных и сотрудничества как на двусторонней основе, так и в соответствующих органах, связанных с угрозами, исходящими от терроризма, и действиями, которые необходимо предпринимать для противодействия ему;
      • предоставление содействия государствам-членам НАТО и другим странам, индивидуально или коллективно, в случае необходимости и в соответствии с их возможностями, которые подвергаются или могут подвергаться возросшим террористическим угрозам в результате оказания ими поддержки кампании по борьбе с терроризмом;
      • осуществление необходимых мер для усиления безопасности объектов Соединенных Штатов и других стран НАТО на их территории;
      • дополнение отдельных сил и средств в зоне ответственности НАТО, необходимых для оказания непосредственной поддержки операциям против терроризма;
      • предоставление разрешений на пролет для военных летательных аппаратов, принадлежащих США и другим странам НАТО и связанных с операциями против терроризма, в соответствии с необходимыми механизмами организации воздушного движения и национальными процедурами;
      • предоставление доступа Соединенным Штатам и другим странам НАТО к портам и аэродромам на территории государств-членов НАТО для операций против терроризма, в том числе для дозаправки, в соответствии с национальными процедурами;
      • обеспечение готовности Североатлантического союза развернуть формирования своих постоянных оперативных соединений объединенных военно-морских сил в восточной части Средиземного моря в целях обеспечения присутствия НАТО и демонстрации ее решимости;
      • обеспечение готовности Североатлантического союза развернуть формирования своих Сил воздушного дальнего радиолокационного обнаружения в поддержку операций против терроризма.
  • Усиление мер коллективной обороны

    По запросу Турции НАТО трижды принимала меры коллективной обороны: развертывание ЗРК «Патриот» во время войны в Персидском заливе в 1991 году; достижение соглашения о комплексе оборонительных мер и проведении операции «Дисплей детеренс» во время кризиса в Ираке в 2003 году; и развертывание ЗРК «Патриот» в ответ на ситуацию в Сирии в 2012 году.

    В связи с незаконной аннексией Россией Крыма в 2014 году и возрастанием вызовов безопасности с юга, включая жестокие нападения ИГИЛ и других террористических групп на нескольких континентах, НАТО осуществила крупнейшее усиление коллективной обороны со времен «холодной войны». Например, НАТО увеличила втрое численность своих Сил реагирования, создала головной отряд численностью 5000 человек и осуществляет развертывание многонациональных боевых групп в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Кроме того, НАТО увеличивает свое присутствие в юго-восточной части Североатлантического союза, центральным элементом которого является многонациональная бригада в Румынии. Североатлантический союз продолжает активизировать патрулирование воздушного пространства над регионами Балтийского и Черного морей и продолжает создание ключевого военного потенциала, в частности объединенной разведки, наблюдения и рекогносцировки. На встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года страны НАТО признали киберпространство как новую сферу операций, чтобы обеспечить более эффективную защиту сетей, миссий и операций.

  • Постоянные силы

    Меры коллективной обороны осуществляются не только при возникновении какого-либо отдельного события. НАТО имеет ряд постоянных регулярных формирований, которые делают вклад в усилия Североатлантического союза по коллективной обороне на постоянной основе. Они включают постоянные военно-морские формирования, готовые действовать по требованию. Они выполняют различные задачи: от учений до оперативных миссий в мирное время и во время кризисов и конфликтов.

    Помимо этого, НАТО располагает интегрированной системой противовоздушной обороны для защиты от воздушных нападений, которая также включает систему обороны НАТО от баллистических ракет. Кроме того, НАТО осуществляет ряд коллективных миссий по патрулированию воздушного пространства, которые проводятся в мирное время и позволяют НАТО обнаруживать, отслеживать и определять все нарушения своего воздушного пространства и принимать соответствующие меры. В рамках таких миссий истребители стран НАТО осуществляют патрулирование воздушного пространства государств-членов, у которых нет своих собственных истребителей. Они действуют круглосуточно, 7 дней в неделю, 365 дней в году.