From now on you can download videos from our website
If you would also like to subscribe to the newsletter and receive our latest updates, click on the button below.
Enter the email address you registered with and we will send you a code to reset your password.
Didn't receive a code? Send new Code
The password must be at least 12 characters long, no spaces, include upper/lowercase letters, numbers and symbols.
Click the button to return to the page you were on and log in with your new password.
Updated: 01 July 2025
Безпека України має вагоме значення для НАТО і усіх держав–членів Альянсу. Альянс цілковито підтримує невіддільне право України на самооборону, а також її право обирати власні механізми безпеки. Майбутнє України – в НАТО. Відносини між Україною і НАТО почали розвиватися ще на початку 90-х років XX ст. і відтоді стали одним з найбільш значущих партнерств НАТО. Починаючи із 2014 року, у зв’язку з незаконною анексією Криму Росією, співробітництво між Україною і НАТО у низці ключових галузей було активізовано. Від початку повномасштабного вторгнення Росії у 2022 році як НАТО, так і держави–члени Альянсу надають Україні допомогу на безпрецедентному рівні.
НАТО у найсуворіший спосіб засуджує незаконну, невиправдану і неспровоковану загарбницьку війну, розв'язану Росією проти України, яка істотно підриває євроатлантичну і глобальну безпеку і стабільність і становить тяжке порушення міжнародного права. Згідно з відповідними резолюціями Генеральної Асамблеї Організації Об’єднаних Націй (ООН), держави–члени НАТО вимагають, щоб Росія негайно поклала край війні, припинила застосування сили проти України і беззастережно вивела усі свої війська з території України.
До того ж держави–члени НАТО закликають Росію забезпечити цілковите дотримання міжнародного гуманітарного права і безпечний і безперешкодний доступ для гуманітарних потреб і надання допомоги усім, хто цього потребує. Російські військові злочини й інші звірства такі, як напади на мирних жителів і руйнування цивільної інфраструктури, позбавляючи мільйони українців базових послуг населенню, не можуть залишитися безкарними. Усіх винних у цих злочинах має бути притягнуто до відповідальності за порушення і зловживання правами людини і міжнародним гуманітарним правом, зокрема стосовно цивільного населення України, включаючи примусову депортацію дітей і сексуальне насильство у контексті конфлікту.
Розв’язана Росією війна істотно вплинула на довкілля, ядерну, енергетичну і продовольчу безпеку, світову економіку і добробут мільярдів людей в усьому світі. Держави–члени НАТО і Україна суворо засуджують рішення Росії вийти з Чорноморської зернової угоди і її цілеспрямовані дії з метою перешкоджання експорту української сільськогосподарської продукції, від якої залежать мільйони людей в усьому світі. Держави–члени Альянсу, зокрема у співпраці з Європейським союзом і ООН, докладають зусиль для забезпечення подальшого експорту українського зерна морем і суходолом.
Відколи Росія здійснила незаконну анексію Криму і почала агресію на сході України у 2014 році, НАТО неухильно дотримувалася позиції цілковитої підтримки суверенітету і територіальної цілісності України у межах її міжнародно визнаних кордонів, включаючи територіальні води. Держави–члени Альянсу рішуче засуджують і ніколи не визнають незаконну і нелегітимну анексію Криму Росією і висловлюють осуд його тимчасової окупації.
Держави–члени Альянсу так само засудили російську агресію і дестабілізуючі дії на сході України та у Чорноморському регіоні, починаючи з 2014 року. Збільшено присутність НАТО у Чорному морі й активізовано співпрацю у військово-морській галузі з Україною і Грузією.
НАТО також засуджує незаконні спроби Росії здійснити анексію чотирьох тимчасово окупованих територій у Донецькій, Луганській, Херсонській і Запорізькій областях України у вересні 2022 року, що становить спробу найбільш великомасштабного захоплення земель у Європі з часів Другої світової війни. Псевдореферендуми на тимчасово окупованих територіях були організовані Москвою і нав'язані Україні. Вони не мають легітимності, і НАТО ніколи їх не визнає. Це землі України, і вони назавжди залишаться територією України. Голосування у Генеральній Асамблеї ООН, яке переважною більшістю голосів засудило спроби Росії анексувати ці території, надіслало чіткий і потужний сигнал того, що Росію ізольовано і що увесь світ на боці України, на захисті заснованого на правилах міжнародного порядку.
Внаслідок незаконної і нелегітимної анексії Криму Росією у 2014 році держави–члени Альянсу вирішили призупинити усіляке практичне цивільне та військове співробітництво з Росією, втім залишивши відкритими політичні і військові канали зв'язку. Від початку повномасштабного вторгнення Росії в Україну у лютому 2022 року, держави–члени Альянсу запровадили суворі санкції проти Росії, щоб ослабити російську економіку і позбавити її доступу до критичних технологій і ринків, обмеживши спроможність Росії швидше відновлювати національні збройні сили. Держави–члени Альянсу продовжують посилювати санкції з метою збільшення тиску на Москву. Завдяки санкціям Росії буде дедалі складніше ремонтувати бронетанкову техніку і літаки, виробляти ракети і фінансувати війну.
Починаючи з 2014 року, з огляду на безпосередні загрози, яких зазнавали територіальна цілісність, політична незалежність і безпека України, регулярно проводилися консультації на рівні Комісії Україна – НАТО. Позачергові засідання Комісії проходили у зв’язку з агресією Росії в Криму і на сході України у 2014 році, необґрунтованим застосуванням Росією військової сили проти українських суден у Керченській протоці у листопаді 2018 року і небезпечним нарощуванням Росією військової моці у квітні 2021 року. Подальші екстрені засідання Комісії відбулися у штаб-квартирі НАТО у січні і лютому 2022 року і були присвячені нарощуванню Росією військової сили і неспровокованому вторгненню в Україну. Упродовж війни Україна і НАТО проводили консультації під егідою Комісії щодо ситуації у галузі безпеки і підтримки України з боку держав–членів Альянсу. У липні 2023 року на Вільнюському саміті НАТО статус Комісії було підвищено і створено натомість Раду Україна – НАТО, засвідчивши міцність політичних зв’язків і посилення інтеграції України в НАТО.
Солідарність НАТО з урядом і народом України, які героїчно захищають свою державу, свою землю і наші спільні цінності, є непохитною. Альянс цілковито підтримує невіддільне право України на самооборону, закріплене у Статті 51 Статуту Організації Об’єднаних Націй. Держави–члени Альянсу також неухильно віддані подальшому збільшенню політичної і практичної підтримки України, тоді як вона боронить свої незалежність, суверенітет і територіальну цілісність у межах міжнародно визнаних кордонів.
Поряд із політичною підтримкою, було також істотно збільшено практичну допомогу Україні з боку НАТО. Негайно після незаконної та нелегітимної анексії Криму Росією у 2014 році, міністри закордонних справ держав–членів НАТО узгодили низку заходів, спрямованих на підвищення здатності України гарантувати власну безпеку. Вони також ухвалили рішення про подальше розширення практичної допомоги Україні з боку НАТО завдяки істотному зміцненню поточних програм співробітництва, а також запровадженню нових вагомих ініціатив.
На Варшавському саміті НАТО у 2016 році заходи Альянсу на підтримку України було оформлено у вигляді Комплексного пакету допомоги (КПД) Україні, який має на меті сприяти розбудові здатності України гарантувати власну безпеку та запроваджувати у життя широкомасштабні реформи відповідно до стандартів НАТО, євроатлантичних принципів та передової практики.
Протягом багатьох років у рамках КПД НАТО допомагала Україні здійснювати трансформацію національних структур безпеки і оборони, надаючи через Представництво НАТО в Україні і штаб-квартиру НАТО дорадчу допомогу на стратегічному рівні, а також забезпечуючи практичну підтримку за допомогою різноманітних програм й ініціатив у галузі розбудови потенціалу. Завдяки цим програмам й індивідуально розробленим рекомендаціям НАТО істотно сприяла вдосконаленню потенціалу і підвищенню стійкості структур безпеки і оборони України, а також поліпшенню здатності цих структур протистояти гібридним загрозам. НАТО і держави–члени Альянсу також забезпечили широкомасштабну підтримку зусиль у галузі розбудови спроможностей, зокрема, шляхом здійснення підготовки і освіти, а також надання обладнання і техніки.
На саміті НАТО у Мадриді у 2022 році держави–члени Альянсу вирішили підсилити КПД і забезпечити подальше збільшення допомоги Україні. Підсилений КПД передбачає як ініціативи, покликані забезпечити Україні невідкладну, короткострокову нелетальну військову допомогу, так і запровадження структур для посилення довгострокової підтримки України з боку НАТО. На Вільнюському саміті у 2023 році держави–члени Альянсу вирішили надати КПД подальшого розвитку, перетворивши його на багаторічну програму допомоги Україні, підкріплену стабільним і передбачуваним фінансуванням. Підтримку України у довгостроковій перспективі організовано за трьома основними напрямками ініціатив: відновлення і відбудова, інституційні перетворення, а також перехід до взаємосумісності з НАТО.
Докладніше: Комплексний пакет допомоги (КПД) Україні
Спільний центр Україна – НАТО з питань аналізу, підготовки і освіти (JATEC) у Бидгощі, Польща, є першою спільною установою Україна – НАТО і вагомою підвалиною відносин між Україною і Альянсом. Центр укомплектовано фахівцями з України і держав–членів НАТО, які разом докладають зусиль для визначення і застосування досвіду, набутого внаслідок війни Росії проти України, і його практичного впровадження у стратегіях, політиці і операціях України і НАТО, водночас сприяючи розбудові Збройних Сил України і підвищенню їхньої взаємосумісності з НАТО.
JATEC входить до складу командної структури НАТО і безпосередньо підпорядковується Командуванню НАТО з питань трансформації. Відколи він почав роботу, запроваджено низку проєктів у галузі протиповітряної оборони, захисту критичної інфраструктури і стійкості.
Рішення про створення Спільного центру Україна – НАТО з питань аналізу, підготовки і освіти було ухвалено міністрами оборони України і НАТО у лютому 2024 року. На Вашингтонському саміті у липні 2024 року лідери держав–членів Альянсу вжили подальших кроків для створення Центру як цивільно-військової установи зі статусом військового штабу НАТО. Він офіційно розпочав роботу у лютому 2025 року.
Ініціатива НАТО з безпекової допомоги і навчання для України (NSATU) – це командування Альянсу, завданням якого є координація надання Україні військового обладнання і техніки і забезпечення підготовки українських військовослужбовців інструкторами з країн НАТО і партнерів. Йдеться про такі заходи:
Завдяки NSATU створено надійну основу для забезпечення безпекової допомоги Україні, гарантуючи посилену, передбачувану і послідовну підтримку у довгостроковій перспективі. У рамках NSATU істотну частину безпекової допомоги Україні з боку міжнародної спільноти об’єднано в єдину всеохоплюючу структуру, внаслідок чого вдосконалено координацію, підзвітність і розподіл тягаря витрат між союзниками по НАТО. Ініціатива NSATU, що діє виключно на території держав–членів Альянсу, допомагає Україні реалізувати закріплене у Статуті ООН право на самооборону і за міжнародним правом не робить НАТО стороною конфлікту.
Штаб NSATU розташовано у Вісбадені, Німеччина, з трьома логістичними центрами на сході Альянсу. Його командувачем є офіцер у ранзі генерал-лейтенанта, безпосередньо підпорядкований Верховному головнокомандувачу ОЗС НАТО у Європі. Штаб NSATU укомплектовано близько 700 військовослужбовцями з країн Альянсу і партнерів, включаючи Україну.
NSATU створено за рішенням, ухваленим лідерами НАТО на Вашингтонському саміті у липні 2024 року. Станом на грудень 2024 року NSATU працює на повну силу. На початку січня 2025 року НАТО перебрала від Сполучених Штатів Америки командування і управління системою ППО у Польщі, яка захищає центри логістичного забезпечення NSATU.
Від початку загарбницької війни Росії проти України держави–члени Альянсу забезпечили безпрецедентну політичну, економічну, військову, фінансову і гуманітарну підтримку, включаючи військову допомогу у розмірі близько 40 мільярдів євро щорічно. Україна також отримала доступ до оборонно-промислових ресурсів держав–членів Альянсу для своїх потреб. Усе це істотно впливає на ситуацію, даючи змогу українцям захищатися і завдавати серйозних втрат Росії.
На Вашингтонському саміті у 2024 році лідери держав–членів Альянсу оголосили Зобов’язання щодо довгострокової безпекової допомоги Україні. Держави–члени Альянсу домовилися забезпечувати за принципом пропорційних внесків базове фінансування на рівні щонайменше 40 мільярдів євро протягом наступного року і надавати сталий рівень безпекової допомоги для того, щоб Україна перемогла. У 2024 році держави–члени Альянсу істотно перевищили цю цифру, виділивши понад 50 мільярдів євро, причому майже 60% цих коштів надано європейськими членами НАТО і Канадою. Протягом 2025 року держави–члени Альянсу дотепер зобов’язалися додатково виділити 35 мільярдів євро на безпекову допомогу Україні і планується, що така підтримка триватиме.
Держави–члени Альянсу звітують перед НАТО щодо виконання Зобов’язання двічі на рік. Виходячи з цього, Генеральний секретар надає членам Альянсу огляд усіх заявлених внесків. Глави держав і урядів переглядатимуть внески членів Альянсу на майбутніх самітах НАТО.
Окрім надання безпосередньої безпекової допомоги Україні, держави–члени також фінансують ініціативи на підтримку України за допомогою механізмів НАТО. Двома основними каналами фінансування практичної підтримки України є Цільовий фонд КПД для Україні та цивільний бюджет НАТО.
Цільовий фонд КПД
Починаючи з 2014 року, у рамках КПД запроваджено низку Цільових фондів, завдяки чому виділено ресурси на забезпечення розвитку спроможностей і сталу розбудову потенціалу у ключових галузях. У 2021 році усі поточні проєкти Цільових фондів НАТО на підтримку України було об’єднано і передано до єдиного Цільового фонду КПД для України. Цільовий фонд КПД для України дає змогу забезпечувати ресурсами заходи на підтримку України за допомогою єдиного спеціального інструмента, гнучкого і масштабованого фонду, покликаного забезпечити надання Україні як короткострокової нелетальної військової допомоги (забезпечення), так і довгострокової підтримки з питань розбудови потенціалу. Станом на червень 2025 року держави–члени Альянсу і партнери внесли до Цільового фонду КПД для України понад один мільярд євро (близько 1,1 мільярду доларів США).
Цільовий фонд NSATU
Завдяки Цільовому фонду NSATU під управлінням Великої Британії забезпечується спроможність NSATU оперативно реагувати на невідкладні потреби України у період воєнного стану. Для цього у рамках фонду забезпечується придбання і передача Збройним Силам України нагально потрібних товарів і послуг у стислі терміни. Це також допоможе поставити поточну військову допомогу Україні на сталу, регулярну основу.
Збільшення цивільного бюджету НАТО з метою підтримки України
На Мадридському саміті у 2022 році у рамках Порядку денного НАТО – 2030 лідери держав–членів Альянсу вирішили активізувати програми підготовки і розбудови потенціалу, зокрема, для країн-партнерів, а також щорічно збільшувати граничні показники спільного фінансування НАТО у реальному вираженні. Ці видатки почали зростати у 2023 році, завдяки чому забезпечується передбачуване джерело спільного фінансування для досягнення результатів у цих життєво важливих галузях.
Починаючи з січня 2023 року і протягом фінансового року 2025, на ініціативи у галузі «безпеки шляхом співробітництва» виділено майже 35 мільйонів євро з метою забезпечення подальшої підтримки окремих партнерів, включаючи Україну. У рамках КПД кошти, отримані за рахунок цього ключового джерела фінансування, спрямовуються на розробку і реалізацію проєктів у таких сферах, як оборонне планування і взаємосумісність, управління і доброчесність, невідкладна нелетальна практична підтримка, інформаційні технології, а також освіта і підготовка.
НАТО вітає довгострокові двосторонні домовленості, укладені державами–членами Альянсу і партнерами НАТО з Україною, на основі Спільної декларації країн «Групи семи» про підтримку України, ухваленої на Вільнюському саміті у 2023 році.
Ці домовленості підкріплюють одна одну і засвідчують непохитну відданість усіх залучених вільній, незалежній, демократичній та суверенній Україні в межах її міжнародно визнаних кордонів, здатній захистити себе та стримати агресію в майбутньому. Ці зобов’язання, сукупно з рішеннями Вашингтонського саміту 2024 року, передбачають постійну, довгострокову підтримку України, яка відстоює свої суверенітет і територіальну цілісність, а також просувають євроатлантичну інтеграцію України.
Представительство НАТО в Украине содействует политическому и военному диалогу и сотрудничеству между Североатлантическим союзом и Украиной, а также координирует практическую поддержку Украины со стороны НАТО.
Ключевая роль Представительства заключается в предоставлении консультативной помощи сектору безопасности и обороны Украины, помогая Украине в переходе ее вооруженных сил к полной оперативной совместимости с НАТО и реализации ее адаптированной Годовой национальной программы. Представительство также является одной из главных заинтересованных сторон в координации Всеобъемлющего пакета помощи — общих рамок, на основе которых НАТО оказывает практическую поддержку Украине, и руководит деятельностью НАТО по информированию общественности в Украине.
Главными задачами Представительства являются:
Поскольку НАТО и Украина все дальше развивают сотрудничество и укрепляют политическую интеграцию Украины с НАТО, Североатлантический союз усиливает Представительство НАТО в Украине и увеличивает штат его сотрудников в Киеве. С этой целью в июле 2024 года Генеральный секретарь назначил старшего представителя НАТО во главе Представительства и для координации взаимодействия НАТО с украинскими властями в Киеве.
Представительство НАТО в Украине было создано в сентябре 2015 года путем слияния двух уже существовавших структур: Центра информации и документации НАТО (ЦИДН) и Бюро по связи НАТО. ЦИДН был открыт в Киеве в 1997 году для поддержки усилий по информированию украинской общественности о деятельности НАТО и преимуществах сотрудничества между НАТО и Украиной. ЦИДН является частью Управления общественной дипломатии НАТО, ранее именовавшегося Отделом информации и прессы НАТО, и стал первым информационным бюро, созданным НАТО в стране-партнере и открытым для широкой общественности. Бюро по связи было создано в Киеве в апреле 1999 года для содействия участию Украины в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) и поддержки усилий Украины в области оборонной реформы.
Официальные отношения между НАТО и Украиной начались в 1991 году, когда новая независимая страна присоединилась к Совету евроатлантического сотрудничества (СЕАС), форуму для диалога и сотрудничества между союзниками по НАТО и их бывшими противниками из организации Варшавского договора. Несколько лет спустя, в 1994 году, Украина присоединилась к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) – программе практического двустороннего сотрудничества между отдельными странами-партнерами и НАТО. Она была одним из членов-основателей Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), который заменил СЕАС в мае 1997 года.
Фундаментом отношений между НАТО и Украиной остается Хартия об особом партнерстве июля 1997 года. Хартией была учреждена Комиссия НАТО–Украина (КНУ), как руководящий орган, который отвечал за развитие отношений между НАТО и Украиной. Комиссия направляла совместную деятельность по сотрудничеству и являлась форумом для консультаций между странами НАТО и Украиной по вопросам безопасности, представляющим общий интерес.
Декларация о дополнении Хартии, подписанная в 2009 году в качестве последующей меры по выполнению решений, принятых на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году, закрепила за Комиссией центральную роль в углублении политического диалога и сотрудничества в целях поддержания усилий Украины в области реформ, касающихся ее евроатлантических устремлений к членству в НАТО. Основным инструментом оказания поддержки этому процессу является Годовая национальная программа (ГНП), которая отражает цели национальной реформы Украины и ежегодные планы осуществления. ГНП состояла из пяти разделов, посвященных политическим и экономическим, оборонным и военным, ресурсным, правовым вопросам, а также вопросам безопасности. Это включает реформы, связанные с такими областями, как надлежащее управление, борьба с коррупцией, верховенство права, права человека, а также с сектором безопасности и обороны в соответствии с евроатлантическими принципами и стандартами.
Страны НАТО ежегодно проводят оценку осуществления ГНП. Обязанности по ее осуществлению лежат, прежде всего, на Украине. Комиссия по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины, возглавляемая заместителем премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, обеспечивает общую координацию ее реализации государственными органами.
В 2023 году был создан Совет Украина – НАТО, который стал преемником Комиссии НАТО-Украина. Переход от Комиссии к Совету свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины с НАТО. В формате Совета Украина заседает в качестве равноправного участника наряду со всеми странами-членами НАТО. Совет может созываться как Генеральным секретарем, так и отдельными его участниками, включая Украину, для проведения консультаций в условиях кризиса. Инаугурационное заседание Совета Украина – НАТО состоялось 12 июля 2023 года на саммите в Вильнюсе.
С 2014 года, после незаконной аннексии Россией Крыма, сотрудничество между НАТО и Украиной активизировалось в важнейших областях. После полномасштабного вторжения России в Украину, начавшегося в феврале 2022 года, НАТО и страны-члены оказали Украине поддержку на беспрецедентном уровне.
Но оказание НАТО поддержки Украине и деятельность в партнерстве с этой страной начались не в 2014 или 2022 году. Практическое сотрудничество между НАТО и Украиной продолжается с 1990-х годов. На протяжении многих лет велось взаимовыгодное сотрудничество Украины с НАТО, охватывавшее широкий спектр деятельности – от наращивания потенциала и оперативной совместимости Украины с силами НАТО до содействия реформам в секторе обороны и безопасности Украины и поддержки невоенных видов деятельности, таких как совместные научные исследования и общественная дипломатия.
Сотрудничество НАТО с Украиной осуществляется в рамках следующих программ и инициатив:
На саммите в Вашингтоне в 2024 году лидеры НАТО и Украины одобрили Дорожную карту Украина – НАТО по сотрудничеству в области инноваций. В этом соглашении преследуются пыть ключевых целей:
Согласно дорожной карте, НАТО становится центральной платформой, через которую Украина может уведомлять о своих потребностях в новых технологиях, поощрять инновации и привлекать государственный и частный сектор к удовлетворению этих потребностей. Она также способствует укреплению связей между инновационными инициативами НАТО и Украины, в том числе посредством конкурсов, хакатонов и других совместных мероприятий. Например, в июне 2024 года НАТО и Украина провели первый совместный Форум новаторов в области обороны, который собрал более 450 технологических стартапов, инвесторов, исследователей и государственных чиновников. Эти и подобные усилия помогут раскрыть инновационный потенциал Украины и обеспечить, чтобы НАТО и Украина смогли найти инновационные решения реальных оперативных задач.
На фоне начальных этапов войны России против Украины – не только незаконной аннексии Крыма в 2014 году, но и использования кибернападений, дезинформации и других гибридных действий в последующие годы – на Варшавском саммите НАТО в июле 2016 года была создана Платформа Украина – НАТО по противодействию гибридной войне. Она обеспечивает механизм, позволяющий лучше выявлять гибридные угрозы и наращивать потенциал в области определения уязвимых мест и укрепления устойчивости государства и общества. В настоящее время осуществляются проекты в поддержку исследований, проводятся учебная подготовка и консультации экспертов, в ходе которых основное внимание уделяется извлеченным урокам, противодействию дезинформации и повышению устойчивости.
После нелегальной аннексии Россией Крыма и дестабилизации на востоке Украины в 2014 году эксперты предоставляли консультации Украине по планам действий в особой обстановке и мерам кризисного регулирования с целью защиты критически важных объектов энергетической инфраструктуры и гражданского населения. Сегодня сотрудничество ориентировано на повышение национального потенциала гражданской готовности и устойчивости. В 2019 году Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости разработала для украинских учреждений рекомендации по повышению устойчивости государства. По просьбе Украины, в начале февраля 2022 года, до начала широкомасштабного вторжения России Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости провела дальнейшие консультации, предоставив технические рекомендации по обеспечению долгосрочной устойчивости и мер гражданской готовности. Украина также регулярно участвует в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, и сама принимала многочисленные учения по реагированию на бедствия.
Участие в процессе планирования и анализа помогает Украине ставить и достигать масштабных, но реалистичных целей для проведения реформ сектора обороны и безопасности, трансформации и создания потенциала; для повышения способности своих сил действовать совместно с силами государств-членов и стран-партнеров НАТО в операциях по реагированию на кризис и операциях по поддержанию мира; и для расширения возможностей Украины принимать на своей территории силы государств-членов и стран-партнеров НАТО в целях проведения учений и учебной подготовки.
С 2007 года Украина участвует в Инициативе по укреплению этических основ, которая предоставляет практическое содействие и консультации по укреплению этических основ, подотчетности и транспарентности в секторе обороны и безопасности. В октябре 2019 года девять учреждений сектора обороны и безопасности Украины завершили самооценку и экспертную оценку в области укрепления этических основ НАТО, которые обеспечили тщательную оценку институциональных потребностей и уязвимых мест и предложили ряд директивных рекомендаций на секторальном уровне для совершенствования надлежащего управления и осуществления устойчивых антикоррупционных реформ в секторе обороны и связанном с ним секторе безопасности. На этой основе адресная программа мероприятий продолжает оказывать поддержку в области наращивания потенциала на двух уровнях: предоставление институтам конкретных экспертных знаний для совершенствования надлежащего управления и управления оборонными ресурсами (финансовыми, людскими и материальными) и проведение мероприятий по учебно-образовательной подготовке для развития индивидуальных способностей и укрепления организационной культуры этичности.
С 2013 г. в рамках Программы по углублению военного образования оказывается помощь в совершенствовании и реструктуризации систем военного образования и профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется восьми военным высшим учебным заведениям и пяти учебным центрам для военнослужащих сержантского состава. Кроме того, благодаря Программе предоставляются консультации по вопросам управления академиями и университетами, оказывается поддержка профессорско-преподавательскому составу в области методов преподавания и помощь в разработке курсов по развитию руководящих навыков и процессу принятия решений. Для офицеров в данной программе основное внимание уделяется разработке учебных планов и повышению квалификации преподавателей, подготовке инструкторов, обучению английскому языку, развитию профессиональных навыков, разработке системы учета накопленного опыта, системам электронного обучения и повышению институционального потенциала. Для военнослужащих сержантского состава акцент делается на обучении инструкторов, обучении инструкторов по огневой подготовке и обучению командиров боевых отделений.
Украина присоединилась к Программе по обмену данными о воздушной обстановке в июле 2006 года. Эта программа повышает осведомленность и безопасность полетов за счет взаимного обмена данными о воздушной обстановке, что повышает оперативную эффективность противовоздушной обороны за счет идентификации, классификации и потенциального согласования действий летательных аппаратов. Этот потенциал приобрел особую оперативную актуальность и пользу после дальнейшего вторжения России на территорию Украины, начиная с февраля 2022 года. НАТО тесно сотрудничает с Украиной в целях предоставления как можно более актуальной информации.
Участие в широком спектре военных мероприятий и учений в рамках Плана работы Военного комитета с Украиной направлено на повышение оперативной совместимости и оперативного потенциала Вооруженных сил Украины, а также вносит существенный вклад в проводимую реформу сектора обороны и безопасности.
Активное участие Украины в Программе оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов НАТО поддерживает дальнейшее развитие Вооруженных сил, позволяя при этом Североатлантическому союзу формировать специально предназначенные комплекты сил, которые могут быть развернуты в поддержку операций и миссий под руководством НАТО.
С 1991 года Украина активно участвует в программе НАТО «Наука ради мира и безопасности». Рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству способствует определению приоритетных областей практического научного сотрудничества в рамках программы НРМБ. С 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. Ведущие направления сотрудничества с Украиной в рамках программы НРМБ включают передовые технологии, борьбу с терроризмом, защиту от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ, а также энергетическую и экологическую безопасность. Среди этих мероприятий следует отметить участие Украины в программе «Декстер», которая разрабатывает интегрированную систему обнаружения взрывчатых веществ и огнестрельного оружия в общественных местах.
Помимо перечисленных выше программ, Украина участвует во многих других инициативах, организованных через консультативную миссию Представительства НАТО в Украине.
Украина оказывала содействие операциям по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине. Она также участвовала в Силах для Косово (СДК), в том числе выделяя инженерно-саперное подразделение с тяжелым оборудованием, обладающее потенциалом борьбы с самодельными взрывными устройствами.
В поддержку Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане Украина предоставляла право на пролет над своей территорией, позволяла осуществлять транзит предметов снабжения и выделяла медицинский персонал в поддержку групп восстановления провинций в Афганистане, а также инструкторов в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Афганистане. После завершения миссии ИСАФ в 2014 году Украина оказывала поддержку последующей миссии «Решительная поддержка» (2015-2021 годы) по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам безопасности.
С марта 2005 года Украина выделяла офицеров в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Ираке, которая завершилась в декабре 2011 года.
С 2007 по 2010 год Украина шесть раз развертывала свои корабли в поддержку «Эктив индевор» — контртеррористической операции по наблюдению за морским пространством в Средиземном море. В 2013 году она также участвовала в операции НАТО по борьбе с пиратством «Оушен шилд». После начала морской операции «Си гардиан» в 2016 году Украина предоставляла информацию для обеспечения осведомленности НАТО об обстановке на Черном море и вокруг него.