Учредительный договор

  • Last updated 24 Jun. 2022 10:04

Основы Организации Североатлантического договора (НАТО) были официально заложены 4 апреля 1949 года в результате подписания Североатлантического договора, более известного как Вашингтонский договор.

The North Atlantic Treaty

 

  • Вашингтонский договор, или Североатлантический договор, является основой Организации Североатлантического договора, или НАТО.
  • Договор был подписан в Вашингтоне, округ Колумбия, 4 апреля 1949 года 12 членами-основателями.
  • Договор основывается на статье 51 Устава Организации Объединенных Наций, в которой подтверждается неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную или коллективную оборону.
  • Принцип коллективной обороны занимает центральное место в Договоре и закреплен в статье 5. Он обязывает государства-члены защищать друг друга и устанавливает дух солидарности внутри Североатлантического союза.
  • Договор короткий – содержит всего 14 статей – и предусматривает неотъемлемую гибкость по всем направлениям.
  • Несмотря на изменяющуюся обстановку в области безопасности, первоначальный Договор никогда не нуждался в изменении, и у каждого союзника есть возможность осуществлять положения Договора в соответствии со своими возможностями и обстоятельствами.

 


  • Договор, его основополагающие ценности и принципы

    Договор состоит всего из 14 статей и является одним из самых коротких документов такого рода. Тщательно разработанные статьи были предметом многомесячных обсуждений и переговоров, прежде чем Договор был фактически подписан. Однако после того, как Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция обсудили эти вопросы, они согласовали документ, в соответствии с которым был учрежден Североатлантический союз.

    Двенадцать стран подписали Североатлантический договор 4 апреля 1949 года в Вашингтоне, округ Колумбия, городе, который дал свое название Договору.

    Договор обязал каждого члена разделять риски, ответственность и выгоды коллективной обороны – концепции, которая занимает центральное место в Североатлантическом союзе. В 1949 году главной целью Договора было создание пакта о взаимной помощи для противодействия риску того, что Советский Союз попытается распространить свой контроль на Восточную Европу и на другие части континента. Договор также требовал от членов не брать на себя никаких международных обязательств, противоречащих Договору, и обязывал их соблюдать цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций (ООН). Более того, в Договоре говорилось, что члены НАТО сформировали уникальное сообщество ценностей, приверженное принципам свободы личности, демократии, прав человека и верховенства закона.

    Помимо коллективной обороны и основных ценностей, принцип принятия решений на основе консенсуса и важность консультаций определяют дух Организации, а также ее оборонительный характер и гибкость.

    Подписание Договора привело к созданию Североатлантического союза, и лишь позднее сформировалась полноценная организация. По сути, Организация Североатлантического договора (НАТО) обеспечивает структуру, которая позволяет реализовывать цели Североатлантического союза. На сегодняшний день эти цели принципиально не изменились, и Договор не был переписан. Единственные так называемые «поправки», внесенные до сих пор, вытекают из серии протоколов о присоединении, которые добавлялись по мере вступления новых членов, что свидетельствует о дальновидности составителей Договора и их способности сочетать международные проблемы и цели с национальными интересами.
     

  • Политический контекст рождения Североатлантического союза

    Враждебность, которая характеризовала отношения между Советским Союзом и западными державами с 1917 года, постепенно возобновилась в конце Второй мировой войны. Этот раскол между Востоком и Западом подпитывался конфликтом интересов и политических идеологий. Происходили столкновения из-за мирных соглашений и репараций, а напряженность усугублялась такими событиями, как блокада Берлина в апреле 1948 года, переворот в Чехословакии в июне 1948 года и прямые угрозы суверенитету Норвегии, Греции и Турции.

    Поскольку власть Советского Союза распространилась на несколько восточноевропейских стран, среди западноевропейских стран возникло беспокойство, что Москва будет навязывать свою идеологию и власть по всей Европе. После окончания Второй мировой войны в 1945 году правительства западных стран начали сокращать свои оборонные ведомства и демобилизовывать свои вооруженные силы. Однако в январе 1948 года министр иностранных дел Соединенного Королевства Эрнест Бевин заявил о необходимости «договора о союзе и взаимной помощи», оборонительного союза и региональной группировки в рамках Устава ООН.

    Соединенные Штаты согласились бы оказать военную поддержку Европе только в том случае, если бы она была единой. В ответ Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство и Франция подписали Брюссельский договор в марте 1948 года, создав Западный союз. Брюссельский договор, призванный укрепить связи между подписавшими его сторонами и при этом обеспечить общую систему обороны, в конечном итоге стал основой для Вашингтонского договора.

    Тем временем Сенат США принял резолюцию Ванденберга, которая изменила курс американской внешней политики, поскольку она позволила Соединенным Штатам в конституционном порядке участвовать в системе взаимной обороны в мирное время.

    Была заложена основа для начала переговоров о трансатлантическом договоре.
     

  • Проведение переговоров и разработка Договора

    Переговоры по договору, который впоследствии станет Вашингтонским договором, проходили между державами Брюссельского договора (за исключением Люксембурга, который был представлен Бельгией), а также Соединенными Штатами и Канадой. Представители Канады, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов составили основную редакционную группу, но участники из других стран также внесли свой вклад в первоначальные обсуждения при содействии рабочей группы. В результате так называемых «переговоров шести держав» был подготовлен Вашингтонский документ, опубликованный 9 сентября 1948 года, в котором содержался набросок возможных будущих статей Договора.

    Официальные публичные переговоры по договору начались 10 декабря 1948 года на заседании Комитета послов в Вашингтоне, округ Колумбия. Для участия в этих переговорах Люксембург направил своего собственного представителя. Позже Дания, Исландия, Италия, Норвегия и Португалия были приглашены на заключительные переговорные сессии, которые начались 8 марта 1949 года. Хотя страны-участницы согласились с тем, что коллективная оборона будет занимать центральное место в новом союзе, несколько других вопросов все еще не были решены, и их необходимо было проработать, прежде чем формирование Североатлантического союза могло бы стать реальностью.

    Коллективная оборона

    Мнения относительно осуществления статьи 5 разделились. Соединенные Штаты ранее занимали позицию официального отказа от вовлечения в иностранные конфликты. Они была обеспокоены тем, что статья 5 может втянуть страну в конфликт из-за договорных обязательств. Необходимо было что-то предпринять, чтобы Соединенные Штаты могли направлять помощь странам, подвергшимся нападению, без необходимости объявлять войну.

    Европейские страны, с другой стороны, хотели обеспечить, чтобы Соединенные Штаты пришли бы им на помощь, если одна из подписавших соглашение сторон подвергнется нападению. Соединенные Штаты не желали брать на себя такое обязательство, посчитав, что общественность США их не поддержит, поэтому они предложили вариант, который позволил бы каждой стране оказывать помощь другим подписавшим соглашение сторонам «так, как она сочтет необходимым». Другими словами, не будет автоматического объявления войны или обязательства участвовать в военных действиях со стороны государств-членов; действия, которые будут предприняты, будут зависеть от каждого отдельного государства-члена. В конечном счете возобладала американская точка зрения на коллективную оборону.

    Политическое и военное сотрудничество

    Некоторые составители Договора хотели, чтобы подписавшие его стороны сотрудничали не только в военной сфере. Они хотели расширить сотрудничество, чтобы оно развивалось в социальной и экономической областях, но существовали разные мнения о том, как относиться к невоенным вопросам. В конечном счете, была принята статья 2, которая теперь составляет основу политической и невоенной деятельности Североатлантического союза.

    Статья 2 подкрепляется статьей 4, которая призывает союзников «консультироваться друг с другом» всякий раз, когда они считают это необходимым, тем самым способствуя достижению консенсуса. Практика регулярного обмена информацией и совместных консультаций укрепляет связи между правительствами и знание об их соответствующих озабоченностях, с тем чтобы им было легче согласовывать общую политику или принимать меры.

    Географический охват Североатлантического союза

    Географический охват Североатлантического союза с точки зрения зоны ответственности был еще одной темой, по которой участники переговоров разошлись во мнениях. Соединенные Штаты и Соединенное Королевство рассматривали НАТО как региональную организацию, в то время как другие страны, такие как Франция, считали, что она должна играть более глобальную роль.

    Статья 6 Вашингтонского договора подробно описывает, что понимается под географическим охватом Североатлантического союза:

    «Статья 61

    В целях Статьи 5 считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

    • на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции2, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;
    • на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.
    1. Определение территорий, к которым применяется статья 5, было пересмотрено статьей 2 Протокола к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции, подписанного 22 октября 1951 г.
    2. 16 января 1963 г. Североатлантический совет отметил, что 3 июля 1962 г. соответствующие положения настоящего Договора в отношении алжирских департаментов Франции потеряли юридическую силу».

    Членство в Североатлантическом союзе

    По вопросу о том, кого приглашать присоединиться к Североатлантическому союзу, составители Договора опять разошлись во мнениях. Соединенное Королевство хотело сохранить союз небольшим и сильным, избегая обязательств перед периферийными странами, в то время как Соединенные Штаты выступали за приглашение стран, которые с большей вероятностью подвергнутся советской агрессии. Франция, с другой стороны, была главным образом озабочена защитой своих колониальных территорий. Озабоченность всех трех стран вызывала Германия, вопрос о членстве которой не рассматривался сразу из-за сложности ее положения.

    Составители также обсуждали возможность приглашения Италии, Греции, Турции, Португалии, Исландии и скандинавских стран, в основном из-за их стратегической ценности. Италия, Португалия и Исландия стали одними из членов-основателей, а Греция и Турция, в конечном счете, присоединились к Североатлантическому союзу в 1952 году. Исландия связала свое членство с членством Дании и Норвегии, которые также были в числе членов-основателей в 1949 году; Швеция, с другой стороны, отказалась иметь какие-либо связи с НАТО из-за своей твердой приверженности нейтралитету.

    Кроме того, рассматривался вопрос о предоставлении членства Ирландии, Ирану, Австрии и Испании, но эта идея была отклонена в основном из-за внутренних условий в каждой стране.

    Колониальные территории

    Статус колониальных территорий был одним из вопросов, вызвавших наибольшие разногласия при разработке Вашингтонского договора. Франция настаивала на включении Алжира, в то время как Бельгия просила о включении Конго. Однако Соединенные Штаты и Канада хотели исключить все колониальные территории, в основном потому, что НАТО в конечном итоге пришлось бы решать проблемы, связанные с коренным населением заморских территорий.

    В конце концов, составители удовлетворили просьбу Франции о включении Алжира, который был полностью интегрирован во французскую политическую и административную организацию в качестве французского департамента, но отклонили просьбу Бельгии в отношении Конго.

    Срок действия Договора

    Участвующие в переговорах Страны разошлись во мнениях относительно того, как долго должен действовать Договор. Некоторые страны выступали за долгосрочное соглашение, которое устанавливало бы первоначальный срок действия в 20 лет, в то время как другие опасались, что любой срок, превышающий 10 лет, будет рассматриваться как ненужное продление военных усилий. Наконец, по настоянию Португалии Договор был введен в действие на 10-летний срок, после чего Договор мог быть пересмотрен (статья 12); и только по истечении 20-летнего срока действия Договора любое государство-член Организации могло выйти из нее (статья 13). На сегодняшний день эти два положения ни разу не использовались, т.е. Договор никогда не пересматривался и ни одно государство-член не выходило из Организации.