Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение в НАТО

  • Last updated 02-Aug-2022 13:47

НАТО давно привержена активной политике в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Североатлантический союз продолжает стремиться к достижению своих целей в сфере безопасности посредством этой политики, в то же время обеспечивая выполнение обязательств по коллективной обороне и полного спектра своих задач.

 

  • НАТО активно вносит вклад в эффективные и поддающиеся проверке усилия в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения посредством своей политики, посредством своей деятельности и усилиями государств-членов НАТО. Сама НАТО не является участницей какого-либо договора, но она оказывает поддержку и способствует диалогу между государствами-членами, партнерами и другими странами, с тем чтобы они выполняли свои международные обязательства.
  • Страны НАТО участвуют в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о запрещении биологического оружия и в других договорах и соглашениях, способствующих контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.
  • НАТО сотрудничает с Организацией Объединенных Наций (ООН), Европейским союзом (ЕС), другими региональными организациями и многосторонними инициативами по проблематике оружия массового уничтожения (ОМУ).
  • Количество ядерных вооружений, предназначенных для обороны НАТО, было сокращено более чем на 90 процентов со времени разгара «холодной войны».
  • НАТО будет оставаться ядерным союзом до тех пор, пока в мире будет существовать ядерное оружие, на уровне, соответствующем его потенциалу в области сдерживания и обороны, основанному на надлежащем сочетании ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими средствами.
  • Страны НАТО также оказывают содействие странам-партнерам в уничтожении избыточных запасов мин, оружия и боеприпасов. Кроме того, бывшим военнослужащим оказывается помощь в профессиональной переподготовке в рамках проектов Целевого фонда в области оборонной реформы.
  • Стратегическая концепция 2022 года, принятая на встрече НАТО в верхах в Мадриде, укрепила важнейшую связь между усилиями НАТО по сдерживанию и обороне и контролем над вооружениями, разоружением и нераспространением, двумя политическими инструментами, которые дополняют и поддерживают безопасность Североатлантического союза.
  • Определения

    Хотя зачастую термины «контроль над вооружениями», «разоружение» и «нераспространение» используются вместе, они означают не одно и то же. Эксперты считают, что эти термины отражают тесно связанные, но различные области одной дисциплины или темы.

    Контроль над вооружениями

    Контроль над вооружениями является самым широким из этих трех терминов и, как правило, означает взаимно согласованные ограничения или меры контроля (обычно между государствами) в отношении разработки, производства, накопления, распространения, развертывания и использования войск, стрелкового оружия, обычных вооружений и оружия массового уничтожения. Контроль над вооружениями включает в себя соглашения, повышающие транспарентность военных сил, средств и мероприятий с целью уменьшения риска неправильного истолкования или просчета.

    Разоружение

    Термин «разоружение» обозначает акт ликвидации или упразднения вооружений (особенно наступательных вооружений) либо в одностороннем порядке, либо на взаимной основе. Это может означать либо сокращение количества оружия, либо ликвидацию целых категорий вооружений.

    Нераспространение

    Для Североатлантического союза «нераспространение означает все усилия, направленные на то, чтобы предотвратить распространение, или, если оно произойдет, – чтобы обратить его вспять любым, отличным от применения военной силы, образом». Термин «нераспространение» применяется как к оружию массового уничтожения (включая ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие), так и к обычным вооружениям, таким как ракеты и стрелковое оружие.

    Распространение оружия массового уничтожения

    Термин «распространение оружия массового уничтожения» означает попытки государственных или негосударственных субъектов разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить или передавать ядерное, радиологическое, химическое или биологическое оружие или устройства и средства их доставки или связанные с ними материалы, включая прекурсоры, без ущерба для прав и обязательств государств-участников следующих соглашений: Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО).

  • Какой вклад вносит НАТО

    Политика НАТО оказывает поддержку консультациям и практическому сотрудничеству в целом ряде областей. К их числу относятся: контроль над обычными вооружениями; вопросы ядерной политики; поощрение противоминной деятельности и борьба с распространением стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ); предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ); и создание и гармонизация сил и средств для защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз.

    Обычные вооруженные силы

    В конце «холодной войны» страны НАТО значительно сократили свои обычные вооруженные силы. Государства-члены НАТО, участвующие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года (ДОВСЕ), сохраняют приверженность режиму данного договора. ДОВСЕ представляет собой «краеугольный камень европейской безопасности» и устанавливает правовые и поддающиеся проверке ограничения в отношении структуры вооруженных сил его 30 государств-участников. С момента его вступления в силу в 1992 году государства-участники Договора поддающимся проверке образом уничтожили 100 000 единиц боевой техники, подлежащей количественным ограничениям в соответствии с договором, такой как танки и ударные вертолеты, и провели более 6 000 инспекций на местах. В ответ на одностороннюю «приостановку» Россией выполнения договорных обязательств в 2007 году участвующие в ДОВСЕ страны НАТО в ноябре 2011 года прекратили соблюдать некоторые договорные обязательства в отношении России, при этом продолжая в полной мере соблюдать свои обязательства в отношении всех других государств-участников ДОВСЕ. Страны НАТО заявили, что эти решения могут быть отменены в полном объеме, если Россия вернется к полному выполнению.

    На последовавших после 2014 года встречах в верхах страны НАТО вновь подтвердили свою давнюю приверженность контролю над обычными вооружениями как одному из ключевых элементов евроатлантической безопасности и отметили важность полного выполнения и соблюдения для восстановления доверия и уверенности. Они подчеркнули, что односторонняя военная деятельность России в Украине и вокруг нее, а также ведущаяся ею с февраля 2022 года жестокая и неспровоцированная война против Украины, подорвала мир в Европе и является наиболее серьезной угрозой основанному на правилах международному порядку за последние десятилетия. Более того, длительное невыполнение Россией ДОВСЕ разрушительно влияет на положительный вклад данного документа о контроле над вооружениями в безопасность и стабильность евроатлантического региона, так же, как и избирательное выполнение ею двух соглашений о контроле над вооружениями – Венского документа (ВД) и Договора об открытом небе.

    В отношении Венского документа, в октябре 2019 года страны НАТО представили самое всеобъемлющее предложение по модернизации данного соглашения с 1994 года. Россия все еще не начала взаимодействовать по предложению по модернизации и продолжает избирательно выполнять ВД. Невыполнение Россией обязательств по ВД было ясно продемонстрировано во время последовавших один за другим раундов наращивания военной мощи в течение 2021 года и в начале 2022 года перед полномасштабным вторжением России в Украину, а также во время неспровоцированной войны России против Украины, начавшейся в феврале 2022 года.

    Что касается Договора об открытом небе, то его эффективность зависит от доброй воли его участников для обеспечения вклада в процесс транспарентности. В ответ на избирательное выполнение Россией и неоднократное нарушение ею данного юридически обязательного договора о контроле над вооружениями, США вышли из Договора об открытом небе в ноябре 2020 года. В июне 2021 года Россия объявила о своем решении выйти из Договора. Несмотря на то, что союзники призывали Россию использовать время до официального выхода для того, чтобы пересмотреть свое решение и вернуться к полному выполнению Договора об открытом небе, Россия официально вышла из Договора 18 декабря 2021 года.

    Ядерные силы

    Страны НАТО поддерживают конечную цель создания мира без ядерного оружия. Однако НАТО будет оставаться ядерным союзом до тех пор, пока в мире будет существовать ядерное оружие, на уровне, соответствующем его потенциалу в области сдерживания и обороны, основанному на надлежащем сочетании ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими средствами.

    Количество ядерных вооружений, предназначенных для обороны НАТО, было сокращено более чем на 90 процентов со времени разгара «холодной войны». Обладающие ядерным оружием государства-члены НАТО также сократили свои ядерные арсеналы и прекратили производство высокообогащенного урана или плутония для ядерного оружия. Страны НАТО сохраняют приверженность созданию условий для дальнейших сокращений в будущем на основе взаимности, признавая тот факт, что прогресс в деле контроля над вооружениями и разоружения должен учитывать преобладающие условия международной безопасности.

    Все страны НАТО являются государствами-участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступившего в силу в 1970 году. ДНЯО является краеугольным камнем международных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия и оружейных технологий и достижению цели ядерного разоружения. Договор обеспечивает правовую основу для предоставления государствами, обладающими ядерным оружием, гарантий безопасности от применения ядерного оружия государствам, не обладающим ядерным оружием и являющимся участниками Договора. Он также обеспечивает сбалансированную, поэтапную основу для ядерного разоружения и опирается на три взаимодополняющих компонента: нераспространение (Статьи I, II), ядерное разоружение (Статья VI) и мирное использование атомной энергии, науки и технологии (Статья IV).

    ДНЯО представляет собой единственное обязательство по достижению цели ядерного разоружения, имеющее обязательную силу в многостороннем договоре, включающем как государства, обладающие ядерным оружием, так и государства, не обладающие ядерным оружием. 5 марта 2020 года, в 50-ю годовщину вступления в силу Договора, страны НАТО выступили с заявлением, в котором подтвердили свою твердую приверженность полному осуществлению ДНЯО во всех его аспектах и заявили об отсутствии надежной альтернативы данному Договору. В Стратегической концепции 2022 года страны НАТО подчеркнули свою твердую приверженность ДНЯО как важнейшему оплоту против распространения ядерного оружия и его полному выполнению, включая статью VI.

    НАТО не поддерживает Договор о запрещении ядерного оружия (Договор о запрещении), противоречащий существующей архитектуре нераспространения и разоружения, несовместимый с обязательствами Североатлантического союза по коллективной обороне и не способствующий укреплению безопасности ни одной страны. В отличие от ДНЯО Договор о запрещении не имеет механизма проверки и рискует подорвать как ДНЯО, который на протяжении уже более 50 лет находится в центре глобальных усилий по нераспространению и разоружению, так и поддерживающий его режим гарантий Международного агентства по атомной энергии1.

    Договор о запрещении не создаст глобальных условий безопасности, необходимых для ликвидации ядерного оружия. Более того, он рискует породить нереалистичные ожидания. Данный договор не будет содействовать укреплению практического пути к сокращению и ликвидации ядерного оружия.

    Кроме того, страны НАТО решительно выступали за сохранение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Несмотря на многолетние усилия США и других стран НАТО по взаимодействию, Россия продолжала разработку и развертывание ракетной системы SSC-8/9М729 в нарушение ДРСМД. В декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод Соединенных Штатов о том, что Россия существенным образом нарушает свои обязательства по ДРСМД, и призвали Россию незамедлительно вернуться к полному и поддающемуся проверке соблюдению Договора. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение Договора. В результате 1 февраля 2019 года США заявили о приостановке выполнения своих обязательств по ДРСМД. Выход США из Договора вступил в силу 2 августа 2019 года, через шесть месяцев после этого заявления. В течение этого шестимесячного периода Россия продолжала отрицать свое нарушение Договора и не выполняла свои обязательства путем поддающегося проверке уничтожения своей системы SSC-8/9М729. Поэтому страны НАТО согласились с тем, что Россия несет исключительную ответственность за прекращение действия Договора.

    НАТО согласовала сбалансированный, скоординированный и оборонительный пакет мер для обеспечения того, чтобы потенциал НАТО в области сдерживания и обороны оставался убедительным и эффективным перед лицом значительных рисков, связанных с российской ракетной системой. В ответ на произошедшее 24 февраля 2022 года полномасштабное вторжение России в Украину НАТО немедленно приняла дополнительные оборонительные меры. Главы государств и правительств приняли решение усилить безопасность и оборону всех стран НАТО во всех областях, чтобы укрепить долгосрочное построение сдерживания и обороны Североатлантического союза. При этом страны НАТО по-прежнему твердо привержены сохранению эффективного международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. 

    3 февраля 2021 года США и Россия договорились о продлении на пять лет действия нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). В этой связи Североатлантический совет выступил с заявлением о своей полной поддержке такого продления Договора, также подтвердив при этом его важный вклад в международную стабильность. 

    Стрелковое оружие и легкие вооружения (СОЛВ), противоминная деятельность

    Страны НАТО сотрудничают с партнерами и другими международными организациями в поддержку полного выполнения Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли СОЛВ во всех ее аспектах и борьбе с ней. Кроме того, НАТО поддерживает противоминную деятельность по всему миру. Все государства-члены НАТО, за исключением США, являются участниками Конвенции 1997 года о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, часто называемой Оттавской конвенцией, стремящейся положить конец применению противопехотных мин во всем мире.

    В 2000 году был создан целевой фонд программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) для оказания странам-партнерам содействия в безопасной ликвидации запасов противопехотных мин. Впоследствии политика была расширена с включением усилий по ликвидации избыточных запасов боеприпасов, неразорвавшихся боеприпасов и СОЛВ, а также оказания поддержки странам-партнерам в управлении последствиями оборонной реформы, учебной подготовке и укреплении этических основ.

    Целевые фонды НАТО/ПРМ могут создаваться государством-членом или государством-партнером НАТО для решения конкретных практических вопросов, связанных с этими областями. Целевые фонды финансируются за счет добровольных взносов отдельных стран НАТО, партнеров и организаций.

    На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году главы государств и правительств стран НАТО отметили необходимость делать больше, чтобы добиться длительного спокойствия и положить конец насилию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые сталкиваются с продолжающимися кризисами и нестабильностью, что непосредственно сказывается на безопасности НАТО. Они также призвали к укреплению практического сотрудничества, в частности путем оказания дальнейшей поддержки в таких направлениях работы, как борьба с терроризмом, стрелковое оружие и легкие вооружения, борьба с самодельными взрывными устройствами и военная защита границ. В Стратегической концепции 2022 года была подтверждена цель работать с «партнерами над устранением общих угроз и вызовов безопасности в регионах, представляющих стратегический интерес для Североатлантического союза, включая регионы Ближнего Востока и Северной Африки, а также регион Сахеля».

    Оружие массового уничтожения (ОМУ)

    НАТО активизировала свою деятельность в области нераспространения ОМУ в 1999 году, выдвинув Инициативу в области оружия массового уничтожения и создав в следующем году Центр по оружию массового уничтожения в штаб-квартире НАТО. Страны НАТО работают над предотвращением распространения ОМУ государственными и негосударственными субъектами в рамках активной политической программы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Они также противодействуют угрозе ОМУ путем создания и гармонизации оборонного потенциала и, в случае необходимости, путем применения этого потенциала в соответствии с политическими решениями в поддержку целей нераспространения. Для безопасности НАТО важное значение имеют как политический, так и военный компоненты, а также готовность к усилиям по восстановлению, в случае если Североатлантический союз пострадает от нападения с использованием ОМУ или от инцидента РХБЯ.

    В Стратегической концепции 2022 года НАТО обязалась продолжать инвестировать в защиту от РХБЯ угроз, совершенствовать свою соответствующую политику, планы, подготовку и учения, а также обеспечивать интеграцию средств защиты от РХБЯ угроз в потенциал Североатлантического союза в области сдерживания и обороны. Кроме того, в июне 2022 года страны НАТО согласовали Политику защиты от химических, биологических, радиологических и ядерных средств, которая обязывает Североатлантический союз обладать военным потенциалом, необходимым для противодействия распространению ОМУ, а также для эффективного проведения операций, ведения боевых действий и достижения победы в любых условиях. Страны НАТО также приняли обязательство укреплять свою национальную и коллективную оборону и устойчивость к РХБЯ угрозам всех типов.

    Североатлантический союз также укрепляет международную безопасность посредством взаимодействия со странами-партнерами и другими международными организациями. Программы партнерства НАТО предоставляют эффективные рамки для диалога, консультаций и координации, внося активный вклад в усилия НАТО по контролю над вооружениями, нераспространению и разоружению. Особое значение имеет развитие связей и сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Европейским союзом (ЕС) и другими организациями и многосторонними инициативами, которые рассматривают вопросы распространения ОМУ.

    С 2004 года НАТО организует ежегодную Конференцию НАТО по контролю над вооружениями ОМУ, разоружению и нераспространению. Это флагманское мероприятие обеспечивает площадку, на которой высокопоставленные национальные должностные лица могут в неформальной обстановке обсудить угрозы ОМУ, и в нем регулярно принимают участие более 150 представителей из пяти десятков стран.  

    Химическое оружие

    С момента вступления в силу в 1997 году Конвенция о запрещении химического оружия стала одним из столпов глобального режима нераспространения. Конвенция запрещает разработку, передачу и применение химического оружия. В число государств-участников Конвенции входят все страны НАТО. Они обязуются не разрабатывать, не производить или не приобретать, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было. Государства-участники также обязуются не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к проведению запрещаемой деятельности.

    Первое с момента создания НАТО применение вещества нервно-паралитического действия в наступательных целях на территории Североатлантического союза произошло 4 марта 2018 года в Солсбери, Соединенное Королевство. Боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия было такого типа, который разрабатывался в России. Страны НАТО согласились с тем, что нападение было явным нарушением международных норм и соглашений, и призвали Россию предоставить Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) информацию о программе «Новичок». В сентябре 2020 года страны НАТО осудили нападение на российского оппозиционного деятеля Алексея Навального с применением вещества нервно-паралитического действия из запрещенной группы «Новичок». Они ясно дали понять, что любое применение химического оружия при любых обстоятельствах является нарушением международного права и противоречит Конвенции о запрещении химического оружия, запрещающей применение любого химического оружия.

    Страны НАТО также решительно осудили многократное применение химического оружия сирийским режимом и призвали привлечь к ответственности виновных. Несмотря на непрерывные дипломатические усилия, многократное применение сирийским режимом химического оружия против гражданского населения привело к ужасающим страданиям людей с начала конфликта в 2011 году. Применение такого оружия стало вопиющим нарушением международных стандартов и норм в области нераспространения, многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН и Конвенции о запрещении химического оружия, которую Сирия ратифицировала в 2013 году. НАТО считает, что любое применение химического оружия государственными или негосударственными субъектами представляет собой угрозу для международного мира и безопасности.

    Биологическое оружие

    Все страны НАТО являются государствами-участниками Конвенции о биологическом и токсинном оружии (КБТО) и полностью соблюдают ее запреты на разработку, производство, приобретение, передачу, накопление и применение биологического и токсинного оружия. Страны НАТО привержены укреплению процесса осуществления КБТО как краеугольного камня международного режима борьбы с распространением ОМУ.

    1. Заявление Североатлантического совета о Договоре о запрещении ядерного оружия, 20 сентября 2017 года.
  • Как эволюционирует вклад НАТО

    Активная политика в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения является неотъемлемой частью вклада НАТО в безопасность и стабильность с 1957 года, когда государства-члены НАТО представили в Лондоне первое Предложение НАТО о разоружении и впоследствии учредили регулярные совещания экспертов по разоружению в штаб-квартире НАТО. Данная политика была предельно четко сформулирована в Докладе Армеля в 1967 году.

    Доклад Армеля

    Этот доклад лег в основу политики безопасности НАТО. В нем изложены две цели: поддержание достаточного военного потенциала, который мог бы действовать в качестве эффективного и убедительного средства сдерживания против агрессии и других форм давления, и, исходя из этого, стремление улучшить отношения между Востоком и Западом путем диалога. Цели Североатлантического союза в области контроля над вооружениями связаны с достижением обеих целей. Сдерживание и оборона помогают предотвращать войну с враждебно настроенными противниками; контроль над вооружениями и диалог помогают предотвращать войну, когда стороны находят общий интерес в том, чтобы избежать конфликта. Поэтому важно, чтобы политика обороны и сдерживания и политика контроля над вооружениями оставались взаимоукрепляющими, преследуя общую цель предотвращения войны.

    Всеобъемлющая концепция контроля над вооружениями и разоружения

    В мае 1989 года НАТО приняла Всеобъемлющую концепцию контроля над вооружениями и разоружения, которая позволила Североатлантическому союзу двигаться вперед в сфере контроля над вооружениями. В ней рассматривалась роль контроля над вооружениями в отношениях между Востоком и Западом, принципы безопасности Североатлантического союза и ряд руководящих принципов и целей, определяющих политику НАТО в области контроля над ядерным и химическим оружием и обычными вооружениями.

    В документе четко изложены взаимоотношения между контролем над вооружениями и оборонной политикой, а также установлены общие концептуальные рамки, в которых Североатлантический союз стремился достичь прогресса по каждому из направлений своей повестки дня в сфере контроля над вооружениями.

    Стратегическая концепция НАТО

    Неизменная приверженность Североатлантического союза этой политике была подтверждена в Стратегической концепции 2022 года (в том, что касается ядерного оружия):

    «Основной целью ядерного потенциала НАТО является сохранение мира, предотвращение принуждения и сдерживание агрессии. Пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом. Цель НАТО – более безопасный мир для всех; мы стремимся создать условия безопасности для мира без ядерного оружия».

    И далее:

    «Ядерное оружие является единственным в своем роде. Обстоятельства, при которых НАТО пришлось бы применить ядерное оружие, крайне маловероятны. Любое применение ядерного оружия против НАТО коренным образом изменило бы характер конфликта. Североатлантический союз обладает силами и средствами, а также преисполнен решимости навязать противнику издержки, которые были бы неприемлемыми и намного перевесили бы выгоды, которых любой противник мог бы надеяться добиться».

    Обзор построения сдерживания и обороны

    В Обзоре построения сдерживания и обороны (ОПСО) НАТО, утвержденном на встрече в верхах в Чикаго в 2012 году, рассматриваются вопросы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. В ОПСО подчеркивается: «Североатлантический союз полон решимости стремиться к более безопасному миру для всех и к созданию условий для мира, свободного от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия, таким образом, чтобы эта работа способствовала международной стабильности и была основана на принципе ненанесения ущерба безопасности для всех». В нем также повторяется, что пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом.

    На основе ОПСО был создан Специальный консультативный комитет по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.

    Декларации по итогам встреч в верхах

    Руководители стран НАТО подтверждали свою приверженность контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению с самой первой встречи в верхах НАТО в 1957 году.  Например, на встрече в верхах в Бухаресте в 2008 году руководители стран НАТО приняли к сведению отчет о повышении роли НАТО в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения;  а на встрече в верхах в Страсбурге/Келе в 2009 году они одобрили Всеобъемлющую политику НАТО стратегического уровня по предотвращению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и защите от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) угроз. В Декларации по итогам встречи в верхах в Варшаве в 2016 году Североатлантический союз вновь подтвердил свою приверженность контролю над обычными вооружениями и подчеркнул важность всецелого выполнения и соблюдения соглашений о контроле над вооружениями для восстановления доверия и уверенности. В 2016 году руководители стран НАТО заявили, что военная деятельность, осуществляемая в одностороннем порядке Россией в Украине и вокруг нее, подрывает мир, безопасность и стабильность во всем регионе; они также подчеркнули, что избирательное выполнение Россией таких соглашений, как Венский документ и Договор об открытом небе, а также длительное невыполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе разрушают положительный вклад этих документов о контроле над вооружениями. В Варшаве НАТО также продолжила призывать Россию к сохранению жизнеспособности ДРСМД и осудила Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) за многочисленные испытания баллистических ракет и ядерные испытания, призвав КНДР немедленно прекратить и отказаться от всех своих существующих ядерных программ и программ по разработке баллистических ракет полным, поддающимся проверке и необратимым образом и вернуться к участию в международных переговорах.

    На встрече в верхах в Брюсселе в июле 2018 года страны НАТО высказали свою позицию о том, что ДРСМД имел крайне важное значение для евроатлантической безопасности. Кроме того, страны НАТО подчеркнули важность эффективного многостороннего подхода и международного сотрудничества, в том числе благодаря действию Конвенции о запрещении химического оружия и работе Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), в деле устранения угроз ОМУ. В этой связи НАТО приветствовала решение, принятое на конференции государств-участников КЗХО в июне 2018 года, в частности попросить независимых экспертов Технического секретариата ОЗХО разработать механизмы по установлению виновных в применении химического оружия в Сирии. Страны НАТО потребовали, чтобы все виновные в совершении нападений с применением химического оружия в любом районе мира были привлечены к ответу, и призвали все страны присоединиться к Международному партнерству против безнаказанности за применение химического оружия. Затем на встрече в верхах в Лондоне в 2019 году страны НАТО вновь подчеркнули свою полную приверженность сохранению и укреплению эффективного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, принимая во внимание преобладающую обстановку в сфере безопасности. Страны НАТО также заявили о своей твердой приверженности полному осуществлению ДНЯО во всех его аспектах, включая ядерное разоружение, нераспространение и использование ядерной энергии в мирных целях.

    На встрече в верхах в Брюсселе в июне 2021 года союзники приветствовали переговоры между Соединенными Штатами и Россией о будущих мерах по контролю над вооружениями и полностью поддержали их соглашение о продлении нового Договора о СНВ на пять лет. Однако союзники выразили сожаление по поводу того, что со времени встречи в верхах в Брюсселе в 2018 году условия для достижения разоружения не были реализованы. После прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) союзники заявили, что будут продолжать взвешенно и ответственно реагировать на значительные риски для безопасности стран НАТО, создаваемые российской ракетой 9М729 и другими ракетами средней и меньшей дальности. Они вновь заявили о своей поддержке Договора о нераспространении ядерного оружия как важнейшего оплота против распространения ядерного оружия и о своем несогласии с Договором о запрещении ядерного оружия. Они также осудили неоднократное применение химического оружия и приветствовали решение Конференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) от апреля 2021 года о приостановлении прав и привилегий Сирии в соответствии с КЗХО. Кроме того, союзники подтвердили свою приверженность контролю над обычными вооружениями и призвали Россию вернуться к полному выполнению и соблюдению буквы и духа всех своих международных обязательств и обязанностей.

    Жестокое и неспровоцированное вторжение России в Украину, произошедшее 24 февраля 2022, года несет за собой безмерные человеческие страдания и разрушения; оно подорвало мир в Европе и является посягательством на международные нормы. На внеочередной встрече в верхах стран НАТО 25 февраля лидеры стран Североатлантического союза единодушно самым решительным образом осудили полномасштабное вторжение России в Украину и призвали Россию свернуть с избранного ею пути агрессии. 24 марта, на последующей внеочередной встрече в верхах лидеры стран НАТО вновь выразили свое осуждение и призвали к немедленному прекращению войны в соответствии с резолюцией «Агрессия против Украины», принятой на Генеральной Ассамблее ООН 2 марта 2022 года, а также призвали Россию выполнить решение Международного суда ООН от 16 марта и немедленно приостановить военные действия.

    На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО самым решительным образом осудили агрессивную войну России против Украины и ее вопиющее нарушение международного права. В Стратегической концепции 2022 года, принятой в Мадриде, говорится, что Россия является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств-членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Далее в ней говорится, что стратегическая стабильность имеет важное значение и что усилия Североатлантического союза «по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению направлены на снижение рисков и повышение безопасности, а также на обеспечение транспарентности, проверки и соблюдения». С этой целью страны НАТО обязались «использовать все элементы снижения стратегических рисков, включая содействие укреплению доверия и предсказуемости посредством диалога, углубления понимания и создания эффективных инструментов кризисного регулирования и предотвращения кризисов».

  • Комитеты НАТО, занимающиеся вопросами контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения

    Ряд комитетов и органов НАТО обеспечивают надзор за различными аспектами деятельности Североатлантического союза в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. В Международном штабе НАТО надзор за деятельностью комитетов, занимающихся вопросами контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, осуществляется Центром по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению ОМУ. Как и по любым другим направлениям политики, общее политическое руководство осуществляется Североатлантическим советом - высшим политическим органом, ответственным за принятие решений. Общее военное руководство осуществляется Военным комитетом. Более детальный надзор за деятельностью и политикой в конкретных областях осуществляется рядом органов, в том числе Целевой группой высокого уровня (ЦГВУ) по контролю над обычными вооружениями, Специальным консультативным комитетом по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, Верификационным координационным комитетом (ВКК), Комитетом по вопросам нераспространения ОМУ в военно-политическом формате (по глобальным вопросам нераспространения) и оборонном формате (по вопросам защиты от РХБЯ оружия). Совет евроатлантического партнерства и Политический комитет также проводят совещания в специальных форматах по вопросам стрелкового оружия и легких вооружений и противоминной деятельности, координируя работу, осуществляемую странами НАТО и партнерами, направленную на снижение уровня данной серьезной глобальной угрозы.