Сдерживание и оборона

  • Last updated 24-Jul-2019 12:34

НАТО это военно-политический союз, чья главная задача – обеспечение защиты граждан его стран и содействие укреплению безопасности и стабильности в североатлантическом регионе. Североатлантический союз должен иметь возможность противостоять всему спектру современных и будущих вызовов и угроз на любом направлении одновременно. Североатлантический союз укрепляет свой потенциал сдерживания и обороны в свете изменившихся и меняющихся условий безопасности.


Основные сведения

  • Сегодня обстановка в области безопасности является более сложной и напряженной, чем когда-либо после окончания «холодной войны», что усиливает необходимость того, чтобы НАТО обеспечивала надежность и эффективность своего потенциала сдерживания и обороны.
  • НАТО сталкивается с вызовами и угрозами, исходящими с востока и с юга; от государственных и негосударственных субъектов; от вооруженных сил и террористических, кибернетических или гибридных нападений.
  • План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено в 2014 году, позволил значительно усилить коллективную оборону НАТО.
  • В 2016 году руководители стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны, наиболее заметным результатом которого стало развертывание многонациональных батальонов передового присутствия в Латвии, Литве, Польше и Эстонии.
  • В 2018 году руководители стран НАТО приняли Инициативу по обеспечению готовности для того, чтобы НАТО могло быть предоставлено большее количество высококачественных, боеспособных национальных вооруженных сил высокой степени готовности.
  • НАТО привержена контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, что также вносит важный вклад в достижение целей в области безопасности Североатлантического союза и обеспечение стратегической стабильности и нашей коллективной безопасности.
  • К усилению потенциала сдерживания и обороны

    Коллективная оборона остается важнейшей обязанностью Североатлантического союза, и сдерживание по-прежнему является основной составляющей общей стратегии НАТО, направленной на предотвращение конфликтов и войн, защиту государств-членов, сохранение свободы принятия решений и действий и поддержание принципов и ценностей, которые отстаивает НАТО: свобода личности, демократия, права человека и верховенство права. Способность НАТО к сдерживанию и обороне обеспечивается адекватным сочетанием сил и средств. Ядерные и обычные силы и средства, а также силы и средства противоракетной обороны дополняют друг друга. Кроме того, НАТО сохраняет свободу действий и гибкость для реагирования на полный спектр вызовов с помощью надлежащего и индивидуального подхода при минимальном уровне сил.

    Россия становится все более напористой: незаконная аннексия Крыма в 2014 году и дестабилизация восточной части Украины, а также наращивание военной мощи рядом с границами НАТО. Наряду с этим, к югу обстановка в области безопасности на Ближнем Востоке и в Африке ухудшается в силу сочетания ряда факторов, которые приводят к гибели людей, вызывают крупномасштабные миграционные потоки и побуждают к террористическим актам в странах НАТО и в других регионах.

    План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, стал одной из основных движущих сил перемен в потенциале сдерживания и обороны Североатлантического союза. Осуществление Плана действий было начато, чтобы обеспечить готовность Североатлантического союза быстро и решительно реагировать на новые вызовы с востока и с юга. На встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года, основываясь на Плане действий, главы государств и правительств стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны. Он предоставляет НАТО широкий круг вариантов, позволяющих реагировать на любые угрозы, откуда бы они ни исходили, в целях защиты территории, населения, воздушного пространства и морских путей сообщения Североатлантического союза. Например, четыре боевые группы были развернуты в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, и приняты меры для укрепления безопасности в юго-восточном регионе Североатлантического союза. Кроме того, был принят ряд мер по адаптации Североатлантического союза к вызовам, возникающим на юге.

    Руководители стран НАТО подтвердили свою решимость на встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году, приняв Инициативу об обеспечении готовности для укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию либо в целях предоставления подкрепления странам НАТО в поддержку сдерживания или коллективной обороны, в том числе для ведения интенсивных боевых действий, либо в случае срочного военного кризисного вмешательства, при необходимости. В рамках Инициативы об обеспечение готовности или так называемой Инициативой «4-30» страны НАТО приняли обязательство сформировать – к 2020 году – 30 мотопехотных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или раньше. Они смогут реагировать на угрозы с любого направления и обеспечат дальнейшее укрепление потенциала НАТО в области сдерживания и обороны.

    Адаптация структуры органов военного управления НАТО в сочетании с благоприятствованием материально-техническому обеспечению на европейской территории НАТО поможет обеспечить, чтобы войска и техника НАТО могли развертываться в масштабах Европы без задержек, как для учений, так и для усиления при возникновении кризисных ситуаций. Кроме того, создание Центра киберопераций в Бельгии и формирование групп поддержки по борьбе с гибридными действиями для оказания помощи тем странам НАТО, которые в ней нуждаются, также активизируют усилия Североатлантического союза в области сдерживания, особенно после того, как НАТО признала киберпространство сферой операций, в которой она должна защищать себя, как и в воздухе, на суше и на море.

    Действия Североатлантического союза носят оборонительный характер, они пропорциональны и соответствуют международным обязательствам с учетом угроз в изменившихся и меняющихся условиях безопасности и права Североатлантического союза на самооборону. Кроме того, НАТО по-прежнему полностью привержена нераспространению, разоружению, контролю над вооружениями и мерам укрепления доверия и безопасности в целях повышения безопасности и снижения военной напряженности. Например, все страны НАТО серьезно обеспокоены в связи с развертыванием Россией ракетной системы, способной нести ядерное оружие, которая нарушает Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) и представляет серьезную угрозу безопасности. Однако в ответ страны НАТО не намерены развертывать новые ядерные ракеты наземного базирования в Европе или вступать в новую гонку вооружений. НАТО будет и впредь обеспечивать надежные и эффективные сдерживание и оборону, сохраняя при этом приверженность эффективным контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.

    Учения являются неотъемлемой частью сдерживания и обороны НАТО, поскольку военная подготовка является важнейшим требованием для поддержания уровня готовности и гибкости Североатлантического союза. Государства-члены идут дальше буквы Венского документа и других мер по обеспечению транспарентности при планировании и проведении учений НАТО. Венский документ представляет собой имеющее обязательную политическую силу соглашение, которое было инициировано Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, призванной содействовать укреплению доверия и транспарентности в том, что касается вооруженных сил и военной деятельности государства.

    В частности, усиленный потенциал сдерживания и обороны НАТО сопряжен с усилиями в таких областях, как обычные вооруженные силы, передовое присутствие, объединенная воздушная мощь и военно-морские силы, а также киберзащита, гражданская готовность и противодействие гибридным угрозам, в том числе в сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС). Укрепление отношений с ЕС включает расширение сотрудничества, а также создание взаимодополняющего и оперативно совместимого потенциала во избежание дублирования усилий и содействия трансатлантическому распределению бремени.

    В Обязательстве по оборонным инвестициям, принятом руководителями стран НАТО в 2014 году, содержится призыв ко всем союзникам остановить сокращение военных бюджетов и выполнить согласованное НАТО руководящее указание о выделении 2% валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону в течение десятилетия. Кроме того, страны НАТО договорились, в те же сроки, стремится к выделению по меньшей мере 20% оборонных расходов на основную новую технику, в том числе на связанные с ней научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Наконец, в соответствии с Обязательством страны НАТО привержены обеспечить, чтобы их сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы соответствовали согласованным НАТО руководящим указаниям по развертываемости и боевой устойчивости, а также другим согласованным показателям, и чтобы их вооруженные силы могли действовать совместно эффективным образом, в том числе посредством осуществления стандартов и доктрин НАТО. С 2014 года страны НАТО добиваются значительного прогресса в увеличении оборонных расходов и инвестициях в основную технику. Союзники не просто формируют необходимые НАТО более тяжелые, высококлассные средства; они также повышают готовность, развертываемость, боевую устойчивость и оперативную совместимость своих сил.

  • Проецирование стабильности

    Хотя упор вновь делается на сдерживание и коллективную оборону, НАТО также сохраняет свою способность реагировать на кризисы за пределами своих границ и продолжать активное участие в оказании поддержки партнерам и работе с другими международными организациями, в частности с Европейским союзом. Все это является вкладом НАТО в усилия международного сообщества по проецированию стабильности. Сдерживание и оборона НАТО не осуществляются изолированно. Они являются частью более широкого ответа трансатлантического сообщества в целом на изменившиеся и меняющиеся условия безопасности. Сдерживание и оборона являются взаимодополняющими концепциями, которые взаимно подкрепляют друг друга для обеспечения безопасности Североатлантического союза при применении подхода кругового обзора («360 градусов»).

    Проецирование стабильности состоит из усиления способности НАТО проводить учебную подготовку, консультирование и оказывать содействие местным силам. НАТО имеет продолжительный опыт в этой области – в рамках операций в Афганистане и на Балканах и создания потенциала с более чем 40 партнерами по всему миру. НАТО активизирует свою деятельность, например, путем повышения осведомленности об обстановке, усиления морской составляющей и формирования более стратегического подхода к партнерским отношениям.

    Проецирование стабильности – это также и вклад в борьбу с терроризмом. НАТО является членом Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ и по возможности наращивает местный контртеррористический потенциал. Она проводит небоевую миссию в Афганистане, которая обеспечивает учебную подготовку, консультирование и содействие афганским силам и органам безопасности; она начала миссию по учебной подготовке в Ираке, чтобы помочь предотвратить возрождение ИГИЛ; и она оказывает поддержку в наращивании потенциала Иордании и Туниса. Кроме того, НАТО создала Хаб для юга, штабную структур в Неаполе, Италия, откуда осуществляется мониторинг региональных угроз и координация усилий союзников.

    С учетом современных реалий, а также масштаба и степени сложности вызовов и угроз на периферии НАТО, Североатлантический союз и впредь будет укреплять свою роль в осуществлении вклада в обеспечение безопасности в соответствии с тремя своими основными задачами – коллективной обороной, кризисным регулированием и безопасностью на основе сотрудничества.