Сдерживание и оборона

  • Last updated 04 Jul. 2024 10:39

НАТО – это оборонительный союз, члены которого привержены защите свободы и безопасности друг друга от всех угроз и со всех направлений. Сдерживание и оборона – одна из основных задач НАТО. Североатлантический союз сдерживает агрессию, сохраняя убедительное построение сдерживания и обороны, основанное на соответствующем сочетании ядерного, обычного и противоракетного потенциала, дополненного космическим и кибернетическим потенциалом. Страны-члены НАТО значительно укрепляют сдерживание и оборону Североатлантического союза, что является основой их обязательства по Статье 5 оборонять друг друга.

The USS Gerald R. Ford sails out of the Oslo Fjord in Norway in May 2023. (Photo: Norwegian Armed Forces)

Авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» на выходе из Осло-фьорда в Норвегии, в мае 2023 года. (Фото: Вооруженные силы Норвегии)

 

  • Агрессивная война России против Украины представляет собой серьезнейшую угрозу евроатлантической безопасности за последние десятилетия, которая подорвала мир в Европе и усилила необходимость для НАТО обеспечить, чтобы ее потенциал сдерживания и обороны оставался убедительным и эффективным. 
  • В ответ НАТО ввела в действие свои планы обороны, развернула подразделения Сил реагирования НАТО и значительно увеличила численность сил на своем восточном фланге. 
  • 24 марта 2022 года на внеочередной встрече в верхах лидеры стран НАТО договорились развернуть четыре батальона в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к четырем другим, уже присутствующим в Латвии, Литве, Польше и Эстонии.
  • На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО утвердили новую Стратегическую концепцию, где описывается обстановка в сфере безопасности, с которой имеет дело Североатлантический союз и определяются основные задачи НАТО: сдерживание и оборона, предотвращение кризисов и кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества. В Стратегической концепции говорится, что Россия является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. В ней также указывается, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой наиболее прямую ассиметричную угрозу безопасности граждан стран Североатлантического союза и международному миру и процветанию.
  • На встрече в верхах в Мадриде члены НАТО также обязались развернуть на восточном фланге НАТО дополнительные мощные боеготовые силы в местах постоянной дислокации, которые будут усилены на основе существующих боевых групп на уровне батальона до подразделений на уровне бригады там, и когда это потребуется. Эти силы будут опираться на надежные, быстро доступные подкрепления, заблаговременно размещенную технику и усовершенствованную систему командования и управления. С этой целью союзники согласовали новую модель сил НАТО, которая укрепляет и модернизирует структуру сил НАТО, поддерживая выполнение основных задач НАТО и военные планы нового поколения. 
  • Лидеры стран НАТО взяли за основу эти решения на встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году, договорившись о модернизации НАТО для новой эры коллективной обороны. С этой целью союзники одобрили региональные оборонные планы нового поколения. Они договорились продолжить реализацию модели сил НАТО, чтобы создать более значительный резерв специальных боеспособных сил, включая силы повышенной готовности, такие как новые многонациональные и многосферные силы реагирования союзников. Лидеры стран НАТО также одобрили новую модель ротации современных систем и средств ПВО, а также новую политику по улучшению логистической поддержки для усиления и обеспечения сил.
  • Члены НАТО продолжают осуществлять две военные концепции, которые задают направления для продолжающейся адаптации НАТО: Концепция сдерживания и обороны для евроатлантического региона посвящена применению сил для сдерживания и обороны сегодня, в то время как Базовая концепция боевых действий НАТО определяет перспективы долгосрочного развития боевых действий Североатлантического союза, чтобы он оставался сильным в военном отношении сегодня и в будущем.
  • Члены НАТО добились значительного прогресса в увеличении расходов на оборону, включая инвестирование в основную технику, предпринимая шаги к более справедливому распределению бремени в рамках НАТО. Ожидается, что в 2024 году 23 государства-члена достигнут или превысят целевой показатель по инвестициям в оборону не менее 2% валового внутреннего продукта, тогда как в 2014 году таких государств было всего три.

 

 

 

Быстро меняющаяся обстановка в сфере безопасности

НАТО сталкивается с самой сложной обстановкой в области безопасности со времени окончания «холодной войны». Агрессивная война России против Украины ставит под угрозу европейскую безопасность, а терроризм по-прежнему представляет собой вызов глобальной безопасности и угрозу стабильности. Одновременно, заявленные Китаем амбициозные цели и политика принуждения бросают вызов нашим интересам: безопасности и ценностям. Растущая глобальная неопределенность, более сложные и разрушительные кибер- и гибридные угрозы, повышение значимости ядерного оружия в стратегиях потенциальных противников, а также стремительные технологические изменения оказывают существенное влияние на Североатлантический союз.

Агрессивная война России против Украины подорвала мир в Европе и несет за собой безмерные человеческие страдания и разрушения. Россия представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Ее военное построение, риторика и доказанная готовность использовать силу, имеющие целью принуждение для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок. Объявленное Россией намерение развернуть ядерное оружие и системы, способные нести ядерное оружие, на белорусской территории является очередной демонстрацией того, как повторяющиеся действия России подрывают стратегическую стабильность и общую безопасность в евроатлантическом регионе.  

Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой самую прямую ассиметричную угрозу безопасности населения стран НАТО, а также международной стабильности и процветанию. Конфликты, неустойчивость и нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке напрямую влияют на безопасность Североатлантического союза и его партнеров. Соседние с НАТО регионы на юге, особенно Ближний Восток, Сахель и Северная Африка, сталкиваются с взаимосвязанными вызовами в области безопасности, демографии, экономики и политики. Они усугубляются последствиями изменения климата, нестабильностью институтов, чрезвычайными ситуациями в области здравоохранения и отсутствием продовольственной безопасности.

 

Гарантия свободы и безопасности государств-членов НАТО

Важнейшей и непреходящей целью НАТО является гарантия свободы и безопасности всех ее государств-членов политическими и военными средствами. Коллективная оборона занимает центральное место в Североатлантическом союзе, как это предусмотрено в статье 5 Североатлантического договора. Самая главная обязанность НАТО заключается в защите и обороне территории и населения государств-членов от нападений в мире, где мир и безопасность не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Сдерживание является одним из основных элементов общей стратегии НАТО, направленной на предотвращение конфликтов и войн, защиту государств-членов, сохранение свободы принятия решений и действий, а также поддержание принципов и ценностей, которые отстаивает НАТО: свобода личности, демократия, права человека и верховенство права. Свободные общества и основанный на правилах международный порядок должны быть подкреплены надежной трансатлантической обороной.

На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году НАТО установила новые базовые требования для своего потенциала сдерживания и обороны в соответствии с нашим подходом кругового обзора («360-градусов»), охватывающим сухопутную, воздушную, морскую, кибернетическую и космическую сферы, а также против всех угроз и вызовов.

Основываясь на этих новых базовых требованиях, на встрече в верхах в Вильнюсе лидеры стран НАТО согласовали существенные меры по укреплению потенциала сдерживания и обороны НАТО во всех сферах, включая региональные планы нового поколения для укрепление передовых оборонительных рубежей и повышения способности Североатлантического союза обеспечивать быстрое усиление любого союзника, оказавшегося под угрозой.

Потенциал НАТО в области сдерживания и обороны основан на надлежащем сочетании ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими средствами. НАТО сохраняет свободу действий и гибкость для реагирования на полный спектр вызовов с помощью надлежащего и индивидуального подхода.

 

Устойчивость – первая линия сдерживания и обороны

Повышение устойчивости – неотъемлемый элемент потенциала сдерживания и обороны НАТО. Это означает укрепление способности обществ готовиться к полному спектру угроз и опасностей, реагировать на них, восстанавливаться и адаптироваться к ним. Война России против Украины, растущая геополитическая конкуренция и многие другие вызовы безопасности, с которыми сегодня сталкивается Североатлантический союз, подчеркивают важность подхода НАТО к устойчивости с учетом «всех опасностей» и применительно ко «всему обществу». Подготавливая, расширяя возможности и инвестируя в способность обществ защитить себя от широкого спектра угроз – от кибератак до радиологических, химических, биологических и ядерных инцидентов, терроризма, пандемий и стихийных бедствий – члены НАТО устраняют уязвимые места, которые в противном случае могут быть использованы в качестве рычага давления или стать мишенью для противников. Таким образом, устойчивость является важным аспектом сдерживания путем отрицания, убеждая противника не нападать, внушив ему, что нападение не позволит достичь намеченных целей.

Устойчивость также требует тесного военно-гражданского сотрудничества, так как она влияет на способность НАТО осуществлять свои миссии и поддерживать мобильность ее войск и техники. Обеспечение адекватной поддержки национальных сил и войск под командованием НАТО гражданскими ресурсами и инфраструктурой является ключевой характеристикой усилий НАТО по повышению устойчивости. С 2014 года НАТО предоставляет руководящие указания для оказания помощи национальным властям в повышении их устойчивости по семи базовым требованиям путем снижения потенциальной уязвимости. Эти требования регулярно обновляются, чтобы отразить меняющийся характер вызовов, с которыми сталкивается Североатлантический союз.

В соответствии с Повесткой НАТО 2030  и Обязательством по укреплению устойчивости 2021 года, Стратегическая концепция 2022 года подчеркивает важность принятия более комплексного и лучше скоординированного подхода к обеспечению устойчивости в рамках Североатлантического союза, в том числе против российской политики принуждения, а также в поддержке партнеров НАТО в противодействии злонамеренному вмешательству и агрессии. Партнерства со странами, не входящими в НАТО, и другими организациями необходимы для укрепления национальной и коллективной устойчивости членов НАТО, а также для поддержки планирования и готовности Североатлантического союза путем обмена информацией и передовым опытом.

 

Повышение готовности, усиление способности к реагированию и совершенствование обеспечения подкрепления НАТО

На протяжении всей своей истории НАТО постоянно адаптировала систему сдерживания и обороны к вызовам меняющейся обстановки в сфере безопасности. В частности, в последнее десятилетие –  после незаконной аннексии Россией Крыма у Украины в 2014 году и ее все более угрожающего построения по отношению к Североатлантическому союзу – НАТО пересмотрела свои планы и структуры, чтобы обеспечить готовность союзников к реагированию на любую угрозу с любого направления.

План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, стал одной из основных движущих сил перемен в потенциале Североатлантического союза в области сдерживания и обороны. План действий включал меры по обеспечению гарантий странам НАТО в Центральной и Восточной Европе для заверения их населения, сдерживания потенциальной агрессии и укрепления их обороны.

На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году, основываясь на Плане действий, главы государств и правительств стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны. Это предоставило НАТО широкий круг вариантов, позволяющих реагировать на любые угрозы, откуда бы они ни исходили, в целях защиты территории, населения, воздушного пространства и морских путей сообщения стран Североатлантического союза. Члены НАТО договорились о создании усиленного передового присутствия на востоке Североатлантического союза, и в 2017 году четыре многонациональные боевые группы были развернуты в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Были приняты дополнительные меры для укрепления безопасности в юго-восточном регионе Североатлантического союза, а также было создано специальное передовое присутствие в Черноморском регионе. Кроме того, был принят ряд мер по адаптации Североатлантического союза к вызовам, исходящим с юга, включая укрепление потенциала, специализированные учения и заблаговременное планирование, а также создание Регионального хаба для юга в Неаполе, Италия, который способствует повышению осведомленности НАТО об обстановке.

На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году руководители стран НАТО подтвердили свою решимость повышать готовность, усиливать способность к реагированию и совершенствовать обеспечение подкрепления Североатлантического союза для реагирования на угрозы в рамках подхода кругового обзора («360 градусов»). Инициатива НАТО об обеспечении готовности была предпринята для укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию либо в целях предоставления подкрепления странам НАТО в поддержку сдерживания или коллективной обороны, в том числе для ведения интенсивных боевых действий, либо в случае срочного военного кризисного реагирования, при необходимости. Эта инициатива заключалась в предоставлении 30 тяжелых или средних маневренных батальонов, 30 боевых воздушных эскадрилий и 30 крупных военно-морских кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или раньше. В настоящее время эти силы организуются и проходят подготовку как более крупные боевые соединения.

В 2020 году союзники утвердили Концепцию сдерживания и обороны евроатлантического региона. Концепция сдерживания и обороны обеспечивает союзникам по НАТО единую, согласованную структуру противодействия, сдерживания и защиты от основных угроз Североатлантическому союзу в многосферной обстановке. Она также повышает готовность Североатлантического союза к противодействию вызовам путем усиления заблаговременного планирования НАТО на случай возможных сценариев кризиса или конфликта. В рамках концепции НАТО разрабатывает стратегические, специфические для каждой сферы и региональные военные планы, чтобы повысить способность Североатлантического союза реагировать на любые непредвиденные ситуации. Эти планы полностью согласуются с планированием сил союзников и новой моделью сил НАТО и включают в себя управление потенциалом, развитие сил и средств (включая обучение и учения), а также командование и управление.

На встрече на высшем уровне в Брюсселе в 2021 году союзники согласовали повестку дня НАТО 2030, призванную еще больше укрепить Североатлантический союз и направить его адаптацию в будущем. Эта повестка включает сдерживание и оборону в качестве центрального элемента трансатлантических связей, лежащего в основе Североатлантического союза. Лидеры стран Североатлантического союза приветствовали значительный прогресс, достигнутый в укреплении потенциала сдерживания и обороны НАТО, включая увеличение расходов на оборону, современные силы и средства, повышение политической и военной оперативности реагирования и боеготовности. Руководство стран также приветствовало продолжающуюся реализацию Концепции сдерживания и обороны и Базовой концепции боевых действий НАТО, которые обеспечивают долгосрочное видение сохранения и развития решающего военного превосходства НАТО, гарантируя, что Североатлантический союз будет постоянно развивать свое военное и технологическое преимущество по мере изменения характера конфликта.

После полномасштабного вторжения России на Украину 24 февраля 2022 года лидеры стран НАТО собрались в Брюсселе 24 марта 2022 года для рассмотрения последствий действий России и принятия мер по дальнейшему укреплению сдерживания и обороны НАТО. Они приняли решение развернуть четыре многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к тем, которые уже находятся в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, тем самым удвоив количество боевых групп на восточном фланге с четырех до восьми. Они также решили усилить киберзащиту и расширить учения, направленные на коллективную оборону и оперативную совместимость. 

На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО приняли решения о существенном усилении потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза. С этой целью члены НАТО договорились скорректировать баланс между силами в местах постоянной дислокации и подкреплением. Они обязались развернуть на восточном фланге НАТО дополнительные мощные боеготовые силы в местах постоянной дислокации, которые будут увеличены на основе существующих боевых групп на уровне батальона до подразделений на уровне бригады там, где и когда это потребуется, и усилены убедительными быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенной техникой и усовершенствованной системой командования и управления. Это укрепит сдерживание и обеспечить способность защищать передовые рубежи. Страны НАТО также согласовали новую модель сил, которая укрепит и модернизирует структуру сил НАТО, поддержит выполнение основных задач НАТО и обеспечит ресурсами военные планы Североатлантического союза нового поколения. Члены НАТО договорились поддерживать существенное и постоянное присутствие на суше, на море и в воздухе, в том числе посредством усиления интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны.

На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году лидеры стран НАТО договорились о модернизации НАТО для новой эры коллективной обороны, утвердив наиболее полные и детальные оборонные планы обороны со времен «холодной войны». Эти региональные оборонные планы нового поколения значительно повысят согласованность планирования коллективной обороны НАТО, включая национальное планирование сил, построения, потенциалов, командования и управления союзников. Эти планы определяют, как НАТО будет сдерживать и обороняться от любого агрессора с любого направления, объясняют, как в случае кризиса силы союзников будут обороняться и отражать сложные угрозы на всей территории НАТО. В них также конкретно указывается, что будет ожидаться от членов НАТО в случае кризиса. В связи с усложняющейся обстановкой угроз это более серьезные и высокие требования к союзникам, чем те, которые НАТО предъявляла со времен окончания «холодной войны». Планы гарантируют, что союзники смогут предоставить необходимые силы в необходимое время и в необходимом месте.

Для обеспечения эффективности этих планов страны НАТО реализуют новую модель сил НАТО, которая предоставляет более значительный резерв специальных боеспособных сил, используя региональный опыт и географическую близость для повышения оперативности реагирования сил. В рамках этих усилий страны-члены также создают новые многонациональные Силы быстрого реагирования НАТО в различных сферах, которые обеспечат больше возможностей для быстрого реагирования на угрозы и кризисы на всех направлениях. Лидеры стран НАТО договорились об укреплении командования и управления НАТО и приветствовали предпринимаемые союзниками усилия по увеличению своего присутствия на восточном фланге НАТО. Кроме того, лидеры стран НАТО обязуются повысить способность НАТО усиливать и обеспечивать силы союзников на всей территории Североатлантического союза, в том числе за счет улучшения координации материально-технического обеспечения и предварительного размещения боеприпасов и техники.

Лидеры стран НАТО также договорились о повышении готовности, подготовленности и оперативной совместимости Интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО путем проведения мероприятий во всех сферах по всему спектру конфликтов. Североатлантический союз укрепляет интеграцию и согласованность своей системы ПВО/ПРО за счет регулярной подготовки и ротационного присутствия современных систем, сил и средств ПВО с первоначальным акцентом на уникальную и особую роль ядерного сдерживания. Эти усилия поддержат готовность НАТО, в том числе ее способность сдержать агрессию и управлять рисками эскалации в случае кризиса с ядерным измерением.

НАТО продолжает рассматривать последствия для безопасности продолжающейся модернизации ядерных сил России, включая создание большого запаса оружия театра военных действий и расширение ее новых и разрушительных систем доставки двойного назначения, которые представляют значительный риск для безопасности Североатлантического союза. Нарушения и избирательное выполнение Россией своих обязанностей и обязательств в области контроля над вооружениями привели к ухудшению более широкой обстановки в области безопасности. Североатлантический союз отвечает на это укреплением своих передовых обычных потенциалов, инвестируя в новые платформы – включая истребители пятого поколения – и осуществляя адаптацию своих учений, разведки и построения противовоздушной и противоракетной обороны. При этом НАТО предпринимает все необходимые шаги для того, чтобы ее силы ядерного сдерживания оставались убедительными, эффективными, безопасными и надежными. В то же время НАТО сохраняет неизменную приверженность эффективному контролю над вооружениями, разоружению и продолжает призывать всех субъектов, включая Россию и Китай, к конструктивному взаимодействию.

Учения остаются неотъемлемой частью потенциала сдерживания и обороны НАТО, поскольку военная подготовка является важнейшим требованием для поддержания уровня готовности и повышения оперативной совместимости Североатлантического союза. В этой связи мы активизируем учебную подготовку и учения с использованием моделирования обычного или, для соответствующих членов НАТО, ядерного измерения конфликта, для обеспечения большей слаженности между обычными и ядерными компонентами потенциала сдерживания и обороны во всех сферах и во всем спектре конфликта.

НАТО признала киберпространство сферой операций, в которой она должна защищать себя так же эффективно, как и в воздухе, на суше и на море. Создание Центра киберопераций в Бельгии в 2018 году и формирование групп поддержки по борьбе с гибридными действиями для оказания помощи тем странам НАТО, которые в ней нуждаются, также активизируют усилия Североатлантического союза в области сдерживания. На встрече в верхах НАТО в Брюсселе в 2021 году страны-члены одобрили новую Всеобъемлющую политику киберзащиты, которая обеспечивает реализацию основных задач НАТО и общего потенциала сдерживания и обороны для повышения устойчивости Североатлантического союза в киберпространстве.

На встрече лидеров в декабре 2019 года в Лондоне НАТО объявила космос пятой сферой операций. Информация, собираемая и передаваемая через спутники, имеет решающее значение для деятельности, операций и миссий НАТО, включая коллективную оборону, кризисное реагирование и борьбу с терроризмом. Созданный в 2020 году в Германии Космический центр служит координационным центром для обмена информацией, координируя усилия союзников и оказывая поддержку операциям и миссиям НАТО. На встрече в верхах в 2021 году в Брюсселе НАТО признала, что нападения в космическом пространстве, по направлению к нему или исходящие из него представляют явную угрозу безопасности Североатлантического союза и могут привести к задействованию статьи 5 Североатлантического договора.

Усилия НАТО в области адаптации продолжаются во всех сферах и в областях, охватывающих все общество и соответствующий подход к обороне и безопасности, таких как гражданская готовность и противодействие гибридным угрозам. Североатлантический союз укрепляет эти усилия посредством расширенного сотрудничества с Европейским союзом (ЕС), которое включает создание взаимодополняющего и оперативно совместимого потенциала во избежание дублирования усилий и для содействия трансатлантическому распределению бремени.

 

Поддержание военного и технологического преимущества

Наряду с тем, что Североатлантический союз должен быть в состоянии сохранять мир сегодня, он также должен подготовиться к все более непредсказуемой обстановке в области безопасности в будущем. С этой целью на встрече в верхах в Брюсселе в июне 2021 года лидеры Североатлантического союза согласовали полномасштабную реализацию Базовой концепции боевых действий НАТО, которая является основой для более проактивного и опережающего подхода к военной адаптации. Поддержание своего технологического преимущества всегда было важным фактором, обеспечивающим способность НАТО осуществлять сдерживание и оборону от потенциальных противников. Инновации в области новых и новейших технологий, таких как искусственный интеллект, автономные системы вооружения, большие данные и биотехнологии меняют характер войны. Чтобы помочь сохранить свое технологическое преимущество, НАТО согласовала стратегию внедрения новых и прорывных технологий. Она также создала Катализатор оборонных инноваций для Северной Атлантики и на встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года учредила многонациональный Инновационный фонд, объединяющий правительства, частный сектор и научные круги для укрепления технологического преимущества НАТО. Североатлантический союз будет играть важную роль в качестве форума для сотрудничества по различным аспектам этих новых технологий, связанным с безопасностью.

 

Инвестиции в оборону

В Обязательстве по оборонным инвестициям, принятом лидерами стран НАТО на встрече в вехах в Уэльсе в 2014 году, содержится призыв ко всем союзникам остановить сокращение военных бюджетов и продвинуться вперед в выполнении согласованного НАТО руководящего указания о выделении не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону в течение десятилетия. Кроме того, страны НАТО договорились, в те же сроки, стремиться к выделению по меньшей мере 20% ежегодных оборонных расходов на основную новую технику, в том числе на связанные с ней научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. С того времени все государства-члены увеличили свои оборонные расходы, продолжали развивать свои силы и средства и вносить вклады в операции, миссии и деятельность НАТО. 

На встрече в верхах в Вильнюсе лидеры стран НАТО согласовали новое Обязательство по оборонным инвестициям, взяв на себя неизменное обязательство ежегодно инвестировать в оборону не менее 2% нашего валового внутреннего продукта. Мы подтверждаем, что во многих случаях для восполнения существующих недостатков и удовлетворения требований во всех областях в условиях более оспариваемого порядка в сфере безопасности потребуются расходы, превышающие 2% ВВП. Одновременно лидеры стран НАТО обязались инвестировать не менее 20% своих оборонных бюджетов на основную технику, включая соответствующие исследования и разработки. Союзники также обязались предоставлять необходимые силы, средства и ресурсы для участия в полном спектре операций, миссий и деятельности НАТО.

Ожидается, что в 2024 году 23 государства-члена достигнут или превысят целевой показатель по инвестициям в оборону не менее 2% валового внутреннего продукта, тогда как в 2014 году таких государств было всего три. За последнее десятилетие европейские союзники и Канада постоянно увеличивали свои коллективные инвестиции в оборону – с 1,43 % совокупного ВВП в 2014 году до 2,02 % в 2024 году, в котором они вкладывают в оборону в общей сложности свыше 430 миллиардов долларов США.