Сдерживание и оборона

  • Last updated 31-Mar-2022 17:55

НАТО это военно-политический союз, чья главная задача – обеспечение защиты граждан его стран и содействие укреплению безопасности и стабильности в североатлантическом регионе. Североатлантический союз должен иметь возможность противостоять всему спектру современных и будущих вызовов и угроз с любого направления одновременно. Североатлантический союз продолжает укреплять свой потенциал сдерживания и обороны в свете изменившихся и меняющихся условий безопасности.

 

  • Агрессия России против Украины представляет собой серьезнейшую угрозу евроатлантической безопасности за последние десятилетия, которая подорвала мир в Европе и усилила необходимость для НАТО обеспечить, чтобы ее потенциал сдерживания и обороны являлся убедительным и эффективным.
  • В ответ НАТО ввела в действие свои планы обороны, развернула подразделения Сил реагирования НАТО и значительно увеличила численность сил на своем восточном фланге.
  • 24 марта 2022 года на внеочередной встрече в верхах, посвященной войне России против Украины, лидеры стран НАТО договорились развернуть четыре батальона в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к четырем другим, уже присутствующим в странах Балтии и Польше. В целом, они решили принять меры по обеспечению безопасности и обороны всех союзников во всех областях, укрепляя построение сдерживания и обороны Североатлантического союза в более долгосрочной перспективе.
  • НАТО продолжает сталкиваться с явными угрозами и вызовами, исходящими со всех стратегических направлений; от государственных и негосударственных субъектов; от вооруженных сил и от террористических, кибер- и гибридных нападений. 
  • Две военные концепции определяют направление продолжающейся эволюции НАТО: Концепция сдерживания и обороны для евроатлантического региона посвящена применению сил для сдерживания и обороны сегодня, в то время как Базовая концепция боевых действий НАТО определяет перспективы долгосрочного развития боевых действий Североатлантического союза, чтобы он оставался сильным в военном отношении сегодня и в будущем.
  • На встрече в верхах в 2021 году в Брюсселе лидеры стран НАТО одобрили инициативу «НАТО-2030», которая привела к введению дополнительных мер призванных обеспечить, чтобы НАТО оставалась сильной в военном отношении, становилась еще сильнее в политическом отношении и применяла более глобальный подход к безопасности.
  • Европейские союзники и Канада добились значительного прогресса в увеличении оборонных расходов и инвестиций в основную технику, предпринимая шаги по обеспечению более справедливого распределения бремени в рамках НАТО: 2021 год стал для них седьмым подряд годом увеличения оборонных расходов, при этом совокупный дополнительный вклад составил 190 млрд долл. США с 2014 года.

 

Быстро меняющаяся обстановка в области безопасности

НАТО сталкивается с самой сложной обстановкой в области безопасности со времени окончания «холодной войны». Вторжение России в Украину ставит под угрозу европейскую безопасность, а терроризм по-прежнему представляет собой вызов глобальной безопасности и угрозу стабильности. В то же время подъем Китая изменяет глобальный баланс сил, что имеет последствия для безопасности, ценностей и образа жизни Североатлантического союза. Растущая глобальная неопределенность, более сложные и разрушительные кибер- и гибридные угрозы, а также стремительные технологические изменения оказывают существенное влияние на Североатлантический союз.

Военная агрессия России против Украины подорвала мир в Европе и несет за собой безмерные человеческие страдания и разрушения. Это наиболее серьезная угроза евроатлантической безопасности и основанному на правилах международному порядку за последние десятилетия. К югу обстановка в области безопасности на Ближнем Востоке и в Африке ухудшается в силу сочетания ряда факторов, которые приводят к гибели людей, вызывают крупномасштабные миграционные потоки и провоцируют террористические нападения в странах НАТО и в других регионах.

Гарантия свободы и безопасности государств-членов

Важнейшей и непреходящей целью НАТО является гарантия свободы и безопасности всех ее государств-членов политическими и военными средствами. Коллективная оборона занимает центральное место в Североатлантическом союзе, как это предусмотрено в статье 5 Вашингтонского договора. Самая главная обязанность НАТО заключается в защите и обороне территории и населения государств-членов от нападений в мире, где мир и безопасность не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Сдерживание является одним из основных элементов общей стратегии НАТО, направленной на предотвращение конфликтов и войн, защиту государств-членов, сохранение свободы принятия решений и действий, а также поддержание принципов и ценностей, которые отстаивает НАТО: свобода личности, демократия, права человека и верховенство права. Свободные общества и основанный на правилах международный порядок должны быть подкреплены надежной трансатлантической обороной.

Способность НАТО к сдерживанию и обороне обеспечивается надлежащим сочетанием ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, которые дополняют друг друга, и подкрепляется разнообразными гражданскими и военными ресурсами для поддержки этих сил и средств и потенциала в более широком смысле. Кроме того, НАТО сохраняет свободу действий и гибкость для реагирования на полный спектр вызовов с помощью надлежащего и индивидуального подхода.

Устойчивость: первая линия сдерживания и обороны

Повышение устойчивости путем укрепления способности обществ противостоять всему спектру угроз и опасностей является неотъемлемой частью потенциала НАТО в области сдерживания и обороны. На своем пике пандемия COVID-19 подчеркнула важность устойчивости, в том числе способности справляться с ситуациями с большим числом пострадавших или обеспечивать непрерывность гражданских цепочек поставок. В то же время устойчивость влияет на способность НАТО осуществлять свои миссии и поддерживать мобильность ее войск и техники. Это требует тесного военно-гражданского сотрудничества и усилий всего правительства и всего общества для обеспечения общей устойчивости. С 2014 года НАТО предоставляет руководящие указания для оказания помощи национальным властям в повышении их устойчивости по семи базовым требованиям путем снижения потенциальной уязвимости.

НАТО прореагировала на кризис, вызванный COVID-19, защищая личный состав вооруженных сил, способствуя переброске по воздуху критически важных предметов медицинского назначения и используя ресурсы для осуществления инновационных мер реагирования. Вооруженные силы союзников поддержали гражданские усилия посредством материально-технического обеспечения и планирования, полевых госпиталей и госпитальных судов, транспортировки пациентов, репатриации граждан из-за границы, дезинфекции в общественных местах и пунктах пересечения границ. Эти усилия помогли повысить устойчивость союзников, в то время как оперативная готовность Североатлантического союза осталась неизменной. Уроки, извлеченные из опыта борьбы союзников с пандемией, важны для того, чтобы Североатлантический союз продолжал противодействовать гибридной деятельности, а также будущим вызовам, нацеленным на гражданские общества государств-членов.

Повышение готовности, усиление способности к реагированию и совершенствование обеспечения подкрепления НАТО

План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, стал одной из основных движущих сил перемен в потенциале Североатлантического союза в области сдерживания и обороны. Осуществление Плана действий было начато, чтобы обеспечить готовность Североатлантического союза быстро и решительно реагировать на новые вызовы с востока и с юга.

На встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года, основываясь на Плане действий, главы государств и правительств стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны. Это предоставляет НАТО широкий круг вариантов, позволяющих реагировать на любые угрозы, откуда бы они ни исходили, в целях защиты территории, населения, воздушного пространства и морских путей сообщения стран Североатлантического союза. Например, четыре многонациональные боевые группы были развернуты в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, а также были приняты меры для укрепления безопасности в юго-восточном регионе Североатлантического союза. Кроме того, был принят ряд мер по адаптации Североатлантического союза к вызовам, исходящим с юга, включая укрепление потенциала, специализированные учения и заблаговременное планирование, а также создание Регионального хаба для юга в Неаполе, Италия, который способствует повышению осведомленности НАТО об обстановке.

Учения остаются неотъемлемой частью осуществляемых НАТО сдерживания и обороны, поскольку военная подготовка является важнейшим требованием для поддержания уровня готовности и оперативной совместимости Североатлантического союза.

Усилия НАТО в области адаптации продолжаются во всех сферах и в таких областях, как гражданская готовность и противодействие гибридным угрозам, в том числе в сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС). Отношения с ЕС включают расширение сотрудничества, а также создание взаимодополняющего и оперативно совместимого потенциала во избежание дублирования усилий и для содействия трансатлантическому распределению бремени.

На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году руководители стран НАТО подтвердили свою решимость повышать готовность, усиливать способность к реагированию и совершенствовать обеспечение подкрепления Североатлантического союза для реагирования на угрозы с любого направления в рамках подхода кругового обзора («360 градусов»). Инициатива НАТО об обеспечении готовности была предпринята для укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию либо в целях предоставления подкрепления странам НАТО в поддержку сдерживания или коллективной обороны, в том числе для ведения интенсивных боевых действий, либо в случае срочного военного кризисного вмешательства, при необходимости. C тех пор союзники обязались предоставить 30 мотопехотных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или раньше, и работают над достижением и поддержанием уровня готовности этих сил и организацией их в более крупные формирования.

НАТО продолжает рассматривать последствия для безопасности растущего российского арсенала ракет, способных нести ядерные заряды, который представляет значительный риск для безопасности Североатлантического союза и нарушает Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Североатлантический союз отвечает на это укреплением своих передовых обычных потенциалов, инвестируя в новые платформы – включая истребители пятого поколения – и осуществляя адаптацию своих учений, разведки и построения противовоздушной и противоракетной обороны. НАТО делает это, обеспечивая при этом, чтобы ее средства ядерного сдерживания оставались защищенными, безопасными и эффективными. В то же время НАТО сохраняет неизменную приверженность эффективному контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению и продолжает призывать всех субъектов, включая Россию и Китай, к конструктивному взаимодействию.

НАТО признала киберпространство сферой операций, в которой она должна защищать себя так же эффективно, как и в воздухе, на суше и на море. Создание нового Центра киберопераций в Бельгии и формирование групп поддержки по борьбе с гибридными действиями для оказания помощи тем странам НАТО, которые в ней нуждаются, также активизируют усилия Североатлантического союза в области сдерживания.

На встрече лидеров в декабре 2019 года в Лондоне НАТО объявила космос пятой сферой операций. Информация, собираемая и передаваемая через спутники, имеет решающее значение для деятельности, операций и миссий НАТО, включая коллективную оборону, кризисное реагирование и борьбу с терроризмом. В октябре 2020 года министры обороны приняли решение о создании Космического центра НАТО в Рамштайне, Германия. Этот Центр будет служить координационным центром для обмена информацией, координируя усилия союзников и оказывая поддержку операциям и миссиям НАТО.

Наряду с оборонительными мерами, принятыми ими с начала вторжения России в Украину (которое началось 24 февраля 2022 года), лидеры стран НАТО провели встречу 24 марта 2022 года в Брюсселе, чтобы обсудить последствия этой жестокой и неспровоцированной агрессии и принять меры по укреплению сдерживания и обороны НАТО. Они приняли решение развернуть четыре многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к тем, которые уже находятся в странах Балтии и Польше, тем самым удвоив количество боевых групп на восточном фланге с четырех до восьми. Они также решили усилить киберзащиту и расширить учения, направленные на коллективную оборону и оперативную совместимость. Лидеры стран НАТО согласовали ряд мер, которые значительно укрепят потенциал сдерживания и обороны Североатлантического союза в более долгосрочной перспективе, включая создание боеготовых сил и средств, необходимых для поддержания убедительного сдерживания и обороны.

Поддержание военного и технологического преимущества

Североатлантический союз продолжает укреплять свой потенциал сдерживания и обороны в свете изменившихся и меняющихся условий безопасности. Наряду с тем, что Североатлантический союз должен быть в состоянии сохранять мир сегодня, он также должен подготовиться к все более непредсказуемой обстановке в области безопасности в будущем. Поддержание своего технологического преимущества всегда было важным фактором, обеспечивающим способность НАТО осуществлять сдерживание и оборону от потенциальных противников. Инновации в области искусственного интеллекта, автономных систем вооружения, больших данных и биотехнологий меняют характер войны. Чтобы помочь поддержать свое технологическое преимущество, НАТО недавно согласовала стратегию внедрения новых и прорывных технологий. Североатлантический союз будет играть важную роль в качестве форума для сотрудничества по различным аспектам этих новых технологий, связанным с безопасностью.

Инвестиции в оборону

В Обязательстве по оборонным инвестициям, принятом руководителями стран НАТО в 2014 году, содержится призыв ко всем союзникам остановить сокращение военных бюджетов и выполнить согласованное НАТО руководящее указание о выделении не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону в течение десятилетия. Кроме того, страны НАТО договорились, в те же сроки, стремиться к выделению по меньшей мере 20% оборонных расходов на основную новую технику, в том числе на связанные с ней научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Наконец, в соответствии с Обязательством страны НАТО привержены обеспечить, чтобы их сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы соответствовали согласованным НАТО руководящим указаниям по развертываемости и боевой устойчивости, а также другим согласованным показателям, и чтобы их вооруженные силы могли действовать совместно эффективным образом, в том числе посредством осуществления стандартов и доктрин НАТО.

С 2014 года страны НАТО добиваются значительного прогресса в увеличении оборонных расходов и инвестиций в основную технику, предпринимая шаги по обеспечению более справедливого распределения бремени. 2021 год стал седьмым подряд годом увеличения оборонных расходов европейскими союзниками и Канадой, при этом совокупный дополнительный вклад составил 190 млрд долл. США с 2014 года. Союзники не просто формируют необходимые НАТО более тяжелые, высококлассные средства; они также повышают готовность, развертываемость, боевую устойчивость и оперативную совместимость своих сил. В условиях возросших угроз и вызовов безопасности союзники обязались ускорить усилия по выполнению требований Обязательства по инвестициям в оборону 2014 года и представят планы к встрече в верхах в Мадриде в июне. Необходимость инвестировать в оборону по-прежнему имеет важное значение для обеспечения того, чтобы Североатлантический союз располагал необходимыми ему силами и средствами.