Сдерживание и оборона

  • Last updated 15-Sep-2022 10:32

НАТО – это оборонительный союз, члены которого привержены защите свободы и безопасности друг друга от всех угроз и со всех направлений. Сдерживание и оборона - одна из основных задач НАТО. Страны-члены НАТО значительно укрепляют сдерживание и оборону Североатлантического союза, что является основой их обязательства по Статье 5 оборонять друг друга.

 

  • Агрессия России против Украины представляет собой серьезнейшую угрозу евроатлантической безопасности за последние десятилетия, которая подорвала мир в Европе и усилила необходимость для НАТО обеспечить, чтобы ее потенциал сдерживания и обороны оставался убедительным и эффективным. 
  • В ответ НАТО ввела в действие свои планы обороны, развернула подразделения Сил реагирования НАТО и значительно увеличила численность сил на своем восточном фланге. 
  • 24 марта 2022 года на внеочередной встрече в верхах лидеры стран НАТО договорились развернуть четыре батальона в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к четырем другим, уже присутствующим в Латвии, Литве, Польше и Эстонии.
  • На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО утвердили новую Стратегическую концепцию, где описывается обстановка в сфере безопасности, с которой имеет дело Североатлантический союз и определяются основные задачи НАТО. В Стратегической концепции говорится, что Россия является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. В ней также указывается, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой наиболее прямую ассиметричную угрозу безопасности граждан стран Североатлантического союза и международному миру и процветанию.
  • На встрече в верхах члены НАТО также обязались развернуть на восточном фланге НАТО дополнительные мощные боеготовые силы в местах постоянной дислокации, которые будут усилены на основе существующих боевых групп на уровне батальона до подразделений на уровне бригады там, где и когда это потребуется, и обеспечить их усиление убедительными быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенной техникой и усовершенствованной системой командования и управления. Союзники согласовали новую модель сил, которая укрепит и модернизирует структуру сил НАТО, поддержит выполнение основных задач НАТО  и обеспечит ресурсами военные планы Североатлантического союза нового поколения.
  • НАТО продолжает сталкиваться с явными угрозами и вызовами, исходящими со всех стратегических направлений; от государственных и негосударственных субъектов, а также от кибер- и гибридных нападений. Повсеместная нестабильность, растущая стратегическая конкуренция и прогрессирующий авторитаризм бросают вызов интересам и ценностям Североатлантического союза.
  • Две военные концепции определяют направление продолжающейся адаптации НАТО: Концепция сдерживания и обороны для евроатлантического региона посвящена применению сил для сдерживания и обороны сегодня, в то время как Базовая концепция боевых действий НАТО определяет перспективы долгосрочного развития боевых действий Североатлантического союза, чтобы он оставался сильным в военном отношении сегодня и в будущем.
  • Члены НАТО добились значительного прогресса в увеличении расходов на оборону и инвестировании в основную технику, предпринимая шаги к более справедливому распределению бремени в рамках НАТО: 2022 год станет для них восьмым подряд годом увеличения расходов на оборону, при этом совокупный дополнительный вклад с 2014 года европейских членов НАТО и Канады составит почти 350 миллиардов долл. США.

 

Быстро меняющаяся обстановка в сфере безопасности

НАТО сталкивается с самой сложной обстановкой в области безопасности со времени окончания «холодной войны». Полномасштабное вторжение России в Украину ставит под угрозу европейскую безопасность, а терроризм по-прежнему представляет собой вызов глобальной безопасности и угрозу стабильности. В то же время подъем Китая изменяет глобальный баланс сил, что имеет последствия для безопасности, ценностей и образа жизни Североатлантического союза. Растущая глобальная неопределенность, более сложные и разрушительные кибер- и гибридные угрозы, а также стремительные технологические изменения оказывают существенное влияние на Североатлантический союз.

Военная агрессия России против Украины подорвала мир в Европе и несет за собой безмерные человеческие страдания и разрушения. Россия является самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Ее военное построение, риторика и доказанная готовность использовать силу, имеющие целью принуждение для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок. Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой самую прямую ассиметричную угрозу безопасности населения стран НАТО, а также международной стабильности и процветанию. Конфликты, неустойчивость и нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке напрямую влияют на безопасность Североатлантического союза и его партнеров. Соседние с НАТО регионы на юге, особенно Ближний Восток, Сахель и Северная Африка, сталкиваются с взаимосвязанными вызовами в области безопасности, демографии, экономики и политики. Они усугубляются последствиями изменения климата, нестабильностью институтов, чрезвычайными ситуациями санитарно-эпидемиологического характера и отсутствием продовольственной безопасности.

Гарантия свободы и безопасности государств-членов

Важнейшей и непреходящей целью НАТО является гарантия свободы и безопасности всех ее государств-членов политическими и военными средствами. Коллективная оборона занимает центральное место в Североатлантическом союзе, как это предусмотрено в статье 5 Вашингтонского договора. Самая главная обязанность НАТО заключается в защите и обороне территории и населения государств-членов от нападений в мире, где мир и безопасность не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Сдерживание является одним из основных элементов общей стратегии НАТО, направленной на предотвращение конфликтов и войн, защиту государств-членов, сохранение свободы принятия решений и действий, а также поддержание принципов и ценностей, которые отстаивает НАТО: свобода личности, демократия, права человека и верховенство права. Свободные общества и основанный на правилах международный порядок должны быть подкреплены надежной трансатлантической обороной.

На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году НАТО установила новые базовые требования для своего потенциала сдерживания и обороны в соответствии с нашим подходом кругового обзора («360-градусов»), охватывающим сухопутную, воздушную, морскую, кибернетическую и космическую сферы, а также против всех угроз и вызовов.

Потенциал сдерживания и обороны НАТО обеспечивается надлежащим сочетанием ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, которые дополняются космическими и кибернетическими силами и средствами. НАТО сохраняет свободу действий и гибкость для реагирования на полный спектр вызовов с помощью надлежащего и индивидуального подхода.

Устойчивость: первая линия сдерживания и обороны

Повышение устойчивости путем укрепления способности обществ готовиться к полному спектру угроз и опасностей, реагировать на них, восстанавливаться и адаптироваться к ним является неотъемлемой частью потенциала сдерживания и обороны НАТО. Война России против Украины, пандемия COVID-19, растущая геополитическая конкуренция и многие другие вызовы безопасности, с которыми сегодня сталкивается Североатлантический союз, подчеркивают важность подхода НАТО к устойчивости с учетом «всех опасностей» и применительно ко «всему обществу». Подготавливая, расширяя возможности и инвестируя в способность обществ защитить себя от широкого спектра угроз - от кибератак до радиологических, химических, биологических и ядерных инцидентов, терроризма, пандемий и стихийных бедствий – члены НАТО устраняют уязвимые места, которые в противном случае могут быть использованы в качестве рычага давления или стать мишенью для противников. Поэтому устойчивость является важным аспектом сдерживания воспрещением: убедить противника не нападать, внушив ему, что нападение не позволит достичь намеченных целей.

Устойчивость также требует тесного военно-гражданского сотрудничества, так как она влияет на способность НАТО осуществлять свои миссии и поддерживать мобильность ее войск и техники. Обеспечение адекватной поддержки национальных сил и войск под командованием НАТО гражданскими ресурсами и инфраструктурой является ключевой характеристикой усилий НАТО по повышению устойчивости. С 2014 года НАТО предоставляет руководящие указания для оказания помощи национальным властям в повышении их устойчивости по семи базовым требованиям путем снижения потенциальной уязвимости. Эти требования регулярно обновляются, чтобы отразить меняющийся характер вызовов, с которыми сталкивается Североатлантический союз.

В соответствии с Повесткой НАТО 2030  и Обязательством по укреплению устойчивости 2021 года, Стратегическая концепция 2022 года подчеркивает важность принятия более комплексного и лучше скоординированного подхода к обеспечению устойчивости в рамках Североатлантического союза, в том числе против российской политики принуждения, а также в поддержке партнеров НАТО в противодействии злонамеренному вмешательству и агрессии. Партнерства со странами, не входящими в НАТО, и другими организациями необходимы для укрепления национальной и коллективной устойчивости членов НАТО, а также для поддержки планирования и готовности Североатлантического союза путем обмена информацией и передовым опытом.

Повышение готовности, усиление способности к реагированию и совершенствование обеспечения подкрепления НАТО

План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, стал одной из основных движущих сил перемен в потенциале Североатлантического союза в области сдерживания и обороны. План действий включал меры по обеспечению гарантий странам НАТО в Центральной и Восточной Европе для заверения их населения, сдерживания потенциальной агрессии и укрепления их обороны.

На встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года, основываясь на Плане действий, главы государств и правительств стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны. Это предоставило НАТО широкий круг вариантов, позволяющих реагировать на любые угрозы, откуда бы они ни исходили, в целях защиты территории, населения, воздушного пространства и морских путей сообщения стран Североатлантического союза. Члены НАТО договорились о создании усиленного передового присутствия, и с 2017 года четыре многонациональные боевые группы были развернуты в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Также были приняты дополнительные меры, такие как адаптированное передовое присутствие, для укрепления безопасности в юго-восточном регионе Североатлантического союза. Кроме того, был принят ряд мер по адаптации Североатлантического союза к вызовам, исходящим с юга, включая укрепление потенциала, специализированные учения и заблаговременное планирование, а также создание Регионального хаба для юга в Неаполе, Италия, который способствует повышению осведомленности НАТО об обстановке.

Учения остаются неотъемлемой частью потенциала сдерживания и обороны НАТО, поскольку военная подготовка является важнейшим требованием для поддержания уровня готовности и повышения оперативной совместимости Североатлантического союза.

Усилия НАТО в области адаптации продолжаются во всех сферах и в таких областях, как гражданская готовность и противодействие гибридным угрозам, в том числе в сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС). Отношения с ЕС включают расширение сотрудничества, а также создание взаимодополняющего и оперативно совместимого потенциала во избежание дублирования усилий и для содействия трансатлантическому распределению бремени.

На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году руководители стран НАТО подтвердили свою решимость повышать готовность, усиливать способность к реагированию и совершенствовать обеспечение подкрепления Североатлантического союза для реагирования на угрозы с любого направления в рамках подхода кругового обзора («360 градусов»). Инициатива НАТО об обеспечении готовности была предпринята для укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию либо в целях предоставления подкрепления странам НАТО в поддержку сдерживания или коллективной обороны, в том числе для ведения интенсивных боевых действий, либо в случае срочного военного кризисного реагирования, при необходимости. Эта инициатива заключалась в предоставлении 30 тяжелых или средних маневренных батальонов, 30 боевых воздушных эскадрилий и 30 крупных военно-морских кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или раньше. В настоящее время эти силы организуются и проходят подготовку как более крупные боевые соединения.

НАТО признала киберпространство сферой операций, в которой она должна защищать себя так же эффективно, как и в воздухе, на суше и на море. Создание Центра киберопераций в Бельгии в 2018 году и формирование групп поддержки по борьбе с гибридными действиями для оказания помощи тем странам НАТО, которые в ней нуждаются, также активизируют усилия Североатлантического союза в области сдерживания. На встрече в верхах НАТО в 2021 году страны-члены одобрили новую Всеобъемлющую политику киберзащиты, которая обеспечивает реализацию основных задач НАТО и общего потенциала сдерживания и обороны для повышения устойчивости Североатлантического союза в киберпространстве.

НАТО продолжает рассматривать последствия для безопасности растущего российского арсенала ракет, способных нести ядерные заряды, который представляет значительный риск для безопасности Североатлантического союза и нарушает Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Североатлантический союз отвечает на это укреплением своих передовых обычных потенциалов, инвестируя в новые платформы – включая истребители пятого поколения – и осуществляя адаптацию своих учений, разведки и построения противовоздушной и противоракетной обороны. НАТО делает это, обеспечивая при этом защищенность, безопасность и эффективность ее средств ядерного сдерживания. В то же время НАТО сохраняет неизменную приверженность эффективному контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению и продолжает призывать всех субъектов, включая Россию и Китай, к конструктивному взаимодействию.

На встрече лидеров в декабре 2019 года в Лондоне НАТО объявила космос пятой сферой операций. Информация, собираемая и передаваемая через спутники, имеет решающее значение для деятельности, операций и миссий НАТО, включая коллективную оборону, кризисное реагирование и борьбу с терроризмом. Созданный в 2020 году в Германии Космический центр служит координационным центром для обмена информацией, координируя усилия союзников и оказывая поддержку операциям и миссиям НАТО. На встрече в верхах в 2021 году в Брюсселе НАТО признала, что нападения в космическом пространстве, по направлению к нему или исходящие из него представляют явную угрозу безопасности Североалантического союза и могут привести к задействованию статьи 5 Североатлантического договора.

Лидеры стран НАТО провели встречу 24 марта 2022 года в Брюсселе, чтобы обсудить последствия жестокой и неспровоцированной агрессии России и принять меры по дальнейшему укреплению сдерживания и обороны НАТО. Они приняли решение развернуть четыре многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к тем, которые уже находятся в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, тем самым удвоив количество боевых групп на восточном фланге с четырех до восьми. Они также решили усилить киберзащиту и расширить учения, направленные на коллективную оборону и оперативную совместимость.

На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО приняли решения о существенном усилении потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза. С этой целью члены НАТО договорились скорректировать баланс между силами в местах постоянной дислокации и подкреплением. Они обязались развернуть на восточном фланге НАТО дополнительные мощные боеготовые силы в местах постоянной дислокации, которые будут увеличены на основе существующих боевых групп на уровне батальона до подразделений на уровне бригады там, где и когда это потребуется, и усилены убедительными быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенной техникой и усовершенствованной системой командования и управления. Это укрепит сдерживание и обеспечить способность защищать передовые рубежи. Страны НАТО также согласовали новую модель сил, которая укрепит и модернизирует структуру сил НАТО, поддержит выполнение основных задач НАТО и обеспечит ресурсами военные планы Североатлантического союза нового поколения. Члены НАТО договорились поддерживать существенное и постоянное присутствие на суше, на море и в воздухе, в том числе посредством усиления интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны.

Поддержание военного и технологического преимущества

Наряду с тем, что Североатлантический союз должен быть в состоянии сохранять мир сегодня, он также должен подготовиться к все более непредсказуемой обстановке в области безопасности в будущем. С этой целью на встрече в верхах в Брюсселе в июне 2021 года лидеры Североатлантического союза согласовали полномасштабную реализацию Базовой концепции боевых действий НАТО, которая является основой для более проактивного и опережающего подхода к военной адаптации. Поддержание своего технологического преимущества всегда было важным фактором, обеспечивающим способность НАТО осуществлять сдерживание и оборону от потенциальных противников. Инновации в области искусственного интеллекта, автономных систем вооружения, больших данных и биотехнологий меняют характер войны. Чтобы помочь сохранить свое технологическое преимущество, НАТО согласовала стратегию внедрения новых и прорывных технологий. Она также создала Катализатор оборонных инноваций для Северной Атлантики и на встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года учредила многонациональный Инновационный фонд, объединяющий правительства, частный сектор и научные круги для укрепления технологического преимущества НАТО. Североатлантический союз будет играть важную роль в качестве форума для сотрудничества по различным аспектам этих новых технологий, связанным с безопасностью.

Инвестиции в оборону

В Обязательстве по оборонным инвестициям, принятом лидерами стран НАТО в 2014 году, содержится призыв ко всем союзникам остановить сокращение военных бюджетов и продвинуться вперед в выполнении согласованного НАТО руководящего указания о выделении не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону в течение десятилетия. Кроме того, страны НАТО договорились, в те же сроки, стремиться к выделению по меньшей мере 20% оборонных расходов на основную новую технику, в том числе на связанные с ней научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Наконец, в соответствии с Обязательством страны НАТО привержены обеспечить, чтобы их сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы соответствовали согласованным НАТО руководящим указаниям по развертываемости и боевой устойчивости, а также другим согласованным показателям, с тем чтобы их вооруженные силы могли действовать совместно эффективным образом, в том числе посредством внедрения странами-членами стандартов и доктрин НАТО.

С 2014 года страны НАТО добиваются значительного прогресса в увеличении оборонных расходов и инвестиций в основную технику, предпринимая шаги по обеспечению более справедливого распределения бремени. 2022 год будет восьмым подряд годом увеличения оборонных расходов европейскими союзниками и Канадой, при этом совокупный дополнительный вклад составит почти 350 млрд долл. США с 2014 года. Союзники не просто формируют необходимые НАТО более тяжелые, высококлассные средства; они также повышают готовность, развертываемость, боевую устойчивость и оперативную совместимость своих сил. В условиях возросших угроз и вызовов безопасности союзники ускоряют усилия по выполнению требований Обязательства по инвестициям в оборону 2014 года. Необходимость инвестировать в оборону по-прежнему имеет важное значение для обеспечения того, чтобы Североатлантический союз располагал необходимыми ему силами и средствами сегодня и будущем.