Отношения с Украиной

  • Last updated 20-Jun-2022 09:13

Суверенная, независимая и стабильная Украина, твердо приверженная демократии и верховенству права, имеет ключевое значение для евроатлантической безопасности. Отношения между НАТО и Украиной берут свое начало в 1990-е годы, и с тех пор они стали одним из самых существенных партнерств НАТО. С 2014 года, вследствие российско-украинского конфликта, было активизировано сотрудничество в важных областях.

NATO Secretary General Jens Stoltenberg and the  President of Ukraine Volodymyr Zelenskyy

 

  • Диалог и сотрудничество начались, когда получившая независимость Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (1991 год) и программе «Партнерство ради мира» (1994 год).
  • Отношения укрепились после подписания Хартии об особом партнерстве 1997 года, в соответствии с которой для развития сотрудничества была учреждена Комиссия НАТО–Украина (КНУ).
  • С 2009 года КНУ осуществляет контроль за процессом евроатлантической интеграции Украины, включая реформы в рамках Годовой национальной программы (ГНП).
  • Со временем происходит углубление взаимовыгодного сотрудничества, при этом Украина активно участвует в операциях и миссиях под руководством НАТО.
  • Приоритет отдается поддержке всесторонних реформ в секторе безопасности и обороны, которые имеют жизненно важное значение для демократического развития Украины и для укрепления ее способности обеспечивать самооборону.
  • После встречи НАТО в верхах в Варшаве в июле 2016 года оказываемая Украине практическая поддержка была изложена во Всеобъемлющем пакете помощи для Украины.
  • В июне 2017 года парламент Украины принял закон, восстанавливающий курс страны на членство в НАТО в качестве стратегической цели внешней политики и политики безопасности. В 2019 году вступила в силу соответствующая поправка к Конституции Украины.
  • В сентябре 2020 года президент Владимир Зеленский утвердил новую Стратегию национальной безопасности Украины, которая предусматривает развитие особого партнерства с НАТО с целью членства в НАТО.
  • В ответ на российско-украинский конфликт с 2014 года НАТО усилила поддержку в области создания сил и средств и наращивания потенциала в Украине. Страны НАТО осуждают и не будут признавать незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма и ее дестабилизирующую и агрессивную деятельность на востоке Украины и в регионе Черного моря. НАТО увеличила свое присутствие на Черном море и активизировала морское сотрудничество с Украиной и Грузией.
  • НАТО самым решительным образом осуждает жестокую и неспровоцированную войну России против Украины, начавшуюся в феврале 2022 года. Это грубое нарушение международного права и самая серьезная угроза евроатлантической безопасности за последние десятилетия.
  • Североатлантический союз осуждает решение России признать самопровозглашенные «народные республики» на востоке Украины. Страны НАТО призывают Россию немедленно прекратить войну, вывести все свои силы из Украины и приступить к реальной дипломатии.
  • НАТО поддерживает народ Украины и ее законного, демократически избранного президента, парламент и правительство. Североатлантический союз всегда будет полностью поддерживать территориальную целостность и суверенитет Украины в рамках ее международно признанных границ.
  • Реакция на российско-украинский конфликт

    C самого начала российско-украинского конфликта в 2014 году НАТО заняла твердую позицию, которая состоит в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках ее международно признанных границ. Страны НАТО решительно осуждают и не будут признавать незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, а также осуждают его временную оккупацию. Североатлантический союз также осуждает принятое 22 февраля Россией решение признать самопровозглашенные «Донецкую народную республику» и «Луганскую народную республику» на востоке Украины, что является вопиющим нарушением международного права, которое еще больше подрывает суверенитет и территориальную целостность Украины. Кроме того, НАТО самым решительным образом осуждает жестокую и неспровоцированную войну России против Украины, начавшуюся в феврале 2022 года. Это грубое нарушение международного права и самая серьезная угроза евроатлантической безопасности за последние десятилетия.

    В результате незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма страны НАТО в 2014 году приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставив при этом открытыми политические и военные каналы связи. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО ввели беспрецедентные санкции против России, чтобы помочь лишить военную машину Кремля ресурсов. Страны НАТО продолжают совершенствовать санкции, чтобы усилить давление на Москву. Эти усилия затруднят России восстановление ее танков, производство ракет и финансирование своей войны. Страны НАТО призывают Россию немедленно прекратить войну и вывести все свои силы из Украины, полностью соблюдать международное гуманитарное право и предоставить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ и помощь всем нуждающимся. Они также призывают Россию прекратить ограничивать судоходство в районах Черного моря и прекратить препятствовать доступу в Азовское море.

    В течение кризиса проводились регулярные консультации в рамках Комиссии НАТО–Украина (КНУ) в условиях непосредственных угроз для территориальной целостности, политической независимости и безопасности Украины. КНУ проводила чрезвычайные заседания в связи с неоправданным применением Россией военной силы против украинских кораблей вблизи Керченского пролива в ноябре 2018 года и угрожающим наращиванием Россией военной мощи в апреле 2021 года. Другие чрезвычайные заседания КНУ прошли в штаб-квартире НАТО в январе и феврале 2022 года, в центре их внимания были продолжающееся наращивание Россией военной мощи и неспровоцированное вторжение в Украину. 

    Наряду с оказанием политической поддержки Украине НАТО значительно активизировала практическую помощь Украине. Непосредственно после незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в 2014 году министры иностранных дел стран НАТО договорились о мерах, призванных повысить способность Украины обеспечивать собственную безопасность. Кроме того, они приняли решение и дальше усиливать практическую поддержку Украины на основе значительного укрепления существующих программ сотрудничества, а также развития существенных новых программ. На встрече НАТО в верхах 2016 года в Варшаве меры НАТО в поддержку Украины стали частью Всеобъемлющего пакета помощи (ВПП), который призван поддержать способность Украины обеспечивать собственную безопасность и осуществлять широкомасштабные реформы в секторе безопасности и обороны на основе евроатлантических принципов и передовой практики.

    В рамках ВПП НАТО оказывает поддержку Украине в течение многих лет. При помощи разнообразных программ и адресных консультаций НАТО значительно укрепила потенциал и устойчивость сектора безопасности и обороны Украины, а также ее способность противостоять гибридным угрозам. НАТО и государства-члены также оказали широкую поддержку развитию потенциала, в том числе посредством обучения и подготовки, а также предоставления оборудования. В ответ на агрессивную войну России против Украины страны НАТО значительно активизировали свою двустороннюю поддержку и предоставление оборудования, помогая Украине отстаивать ее право на самооборону, которое закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций. Кроме того, страны НАТО оказывают существенную финансовую и гуманитарную помощь, в том числе принимая миллионы беженцев в странах по всему Североатлантическому союзу. Страны НАТО договорились активизировать и обеспечивать свою поддержку до тех пор, пока это необходимо, чтобы Украина одержала верх.

    НАТО поддерживает народ Украины и его законного, демократически избранного президента, парламент и правительство. Североатлантический союз всегда будет оказывать полную поддержку территориальной целостности и суверенитету Украины в пределах ее международно признанных границ.

  • Рамки сотрудничества

    Фундаментом отношений между НАТО и Украиной остается Хартия об особом партнерстве 1997 года. Комиссия НАТО–Украина (КНУ) направляет совместную деятельность по сотрудничеству и является форумом для консультаций между странами НАТО и Украиной по вопросам безопасности, представляющим общий интерес. Заседания КНУ могут проводиться на различных уровнях, в том числе на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел или министров обороны, постоянных представителей, а также в различных форматах на рабочем уровне.

    Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между НАТО и Украиной, подписанная в 2009 году в качестве последующей меры по выполнению решений, принятых на встрече НАТО в верхах 2008 года в Бухаресте, закрепила за КНУ центральную роль в углублении регулярного политического диалога и сотрудничества в целях поддержания усилий Украины в области реформ, касающихся ее евроатлантических устремлений к членству в НАТО. Основным инструментом оказания поддержки этому процессу является Годовая национальная программа (ГНП), которая отражает цели национальной реформы Украины и ежегодные планы осуществления. ГНП состоит из пяти разделов, посвященных политическим и экономическим, оборонным и военным, ресурсным, правовым вопросам, а также вопросам безопасности. Это включает реформы, связанные с такими областями, как надлежащее управление, борьба с коррупцией, верховенство права, права человека, а также с сектором безопасности и обороны в соответствии с евроатлантическими принципами и стандартами.

    Страны НАТО ежегодно проводят оценку осуществления ГНП. Обязанности по ее осуществлению лежат, прежде всего, на Украине. Комиссия по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины, возглавляемая заместителем премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, обеспечивает общую координацию ее реализации государственными органами.

    Поддержка сотрудничества на местах осуществляется Представительством НАТО в Украине, которое было создано в сентябре 2015 года. В него входят Центр информации и документации НАТО (ЦИДН) и Бюро по связи НАТО.

    • ЦИДН был открыт в Киеве в 1997 году для поддержки усилий по информированию украинской общественности о деятельности НАТО и преимуществах сотрудничества между НАТО и Украиной. ЦИДН является частью Управления общественной дипломатии НАТО и стал первым информационным бюро, созданным НАТО в стране-партнере и открытым для широкой общественности. У Центра есть три ключевых направления работы: повышение осведомленности и углубление понимания НАТО в Украине; информирование украинской общественности о ключевых мероприятиях в рамках сотрудничества между НАТО и Украиной; и предоставление консультаций и поддержки украинским учреждениям в развитии потенциала в области стратегических коммуникаций. Чтобы содействовать основной миссии и деятельности НАТО в Украине, ЦИДН поддерживает различные проекты в области общественной дипломатии и коммуникаций, включая круглые столы, семинары, конференции и мультимедийные проекты.
    • Бюро по связи было создано в Киеве в 1999 году и играет ключевую роль в содействии сотрудничеству между НАТО и Украиной. Его ключевыми контактными ведомствами являются министерства внутренних дел, иностранных дел и обороны, Администрация Президента, Совет национальной безопасности и обороны, парламент и ряд других украинских ведомств. Его главными приоритетами являются: укрепление осуществления Украиной широких евроатлантических реформ; активизация политического и практического диалога между НАТО и Украиной; поддержка трансформации и демократического управления сектором безопасности и обороны; и налаживание оперативной совместимости между вооруженными силами стран НАТО и Украины для противодействия общим вызовам.

    Представительство НАТО в Украине играет ведущую роль в предоставлении консультаций стратегического уровня под эгидой Всеобъемлющего пакета помощи для Украины.

  • Ключевые области сотрудничества

    В нынешних обстоятельствах поддержка, оказываемая НАТО Украине, была усилена в некоторых важнейших областях, в то время как другие мероприятия были приостановлены или адаптированы. Тем не менее, сотрудничество Украины с НАТО является взаимовыгодным и включает:
    Создание сил и средств, оперативная совместимость

    • НАТО оказывает поддержку в реформировании сектора обороны и связанного с ним сектора безопасности Украины через Совместную рабочую группу по военной реформе, процесс планирования и анализа по программе ПРМ, Программу НАТО по укреплению этических основ, Программу НАТО по углублению военного образования, Совместную рабочую группу по военно-техническому сотрудничеству и консультативную миссию в Представительстве НАТО в Киеве.
    • С 2016 года в рамках Всеобъемлющего пакета помощи страны НАТО поддерживали цель Украины по осуществлению реформ сектора обороны и безопасности в соответствии со стандартами НАТО путем предоставления консультаций стратегического уровня через Представительство НАТО в Украине и оказания поддержки посредством ряда программ в области наращивания потенциала и целевых фондов. Сотрудничество в этой области имеет решающее значение для продолжающейся трансформации построения безопасности Украины и остается существенным элементом демократических преобразований в стране.
    • С 2014 года в ответ на российско-украинский конфликт было начато несколько проектов целевых фондов для поддержки создания сил и средств и устойчивого наращивания потенциала в ключевых областях:
      • Командование, управление, связь и информатика (C4). Целевой фонд по командованию, управлению, связи и информатике оказывает содействие Украине в реорганизации и модернизации ее структур и возможностей в области С4, способствует их оперативной совместимости с НАТО и вкладу в учения и операции, проводимые под руководством НАТО, и повышает способность Украины обеспечивать свою собственную оборону и безопасность. Проекты в рамках этого целевого фонда находятся на различных стадиях реализации и направлены на удовлетворение потребностей в областях безопасности регионального воздушного пространства; защищенной тактической связи; обмена знаниями; и осведомленности об обстановке.
      • Медицинская реабилитация. Этот целевой фонд, который был создан в 2014 году, направлен на обеспечение быстрого доступа к надлежащей медицинской помощи пациентам, в том числе украинским военнослужащим – мужчинам и женщинам, – находящимся на действительной службе или уволенным в запас, и гражданскому персоналу сектора обороны и безопасности. Кроме того, целевой фонд направлен на оказание поддержки Украине в укреплении ее системы медицинской реабилитации, чтобы обеспечить предоставление долгосрочных устойчивых услуг. Фонд также поддерживает участие Украины в «Играх непобежденных», спортивном мероприятии для раненых, пострадавших и больных военнослужащих и ветеранов.
      • Переподготовка бывших военнослужащих по гражданским специальностям. Этот целевой фонд оказывал содействие Украине в разработке и применении устойчивого, эффективного и интегрированного подхода к социальной адаптации военнослужащих, внедренного в кадровую политику Вооруженных сил. Этот целевой фонд в настоящее время не действует, но он является примером того, как Бюро по связи НАТО в Киеве работает с украинскими министерствами на самом высоком уровне для поддержки разработки и реализации стратегической политики. Он также демонстрирует, как модифицируются конкретные проекты по мере изменения требований.
      • Обезвреживание взрывоопасных предметов (ВОП) и борьба с самодельными взрывными устройствами (СВУ). Этот целевой фонд оказывал непосредственную поддержку конкретным отдельным рекомендациям, содержащимся в Плане НАТО по предоставлению помощи Украине в обезвреживании ВОП и борьбе с СВУ. Фонд оказывал выборочную поддержку гражданской гуманитарной деятельности по очистке от взрывоопасных предметов, включая СВУ, и оказывает помощь в создании основ для трансформации обезвреживания ВОП и разработки борьбы с СВУ в Украине.
      • Киберзащита. Этот целевой фонд, который достиг своих целей и, следовательно, был завершен в 2017 году, был направлен на оказание помощи Украине в разработке исключительно оборонительных технических средств противодействия криберугрозам. В рамках содействия был создан центр управления инцидентами, предназначенный для мониторинга инцидентов в сфере кибербезопасности, а также лабораторий для расследования таких инцидентов.
      • Тыловое обеспечение и стандартизация. Этот целевой фонд был призван оказывать поддержку реформам систем тылового обеспечения и стандартизации Украины для Вооруженных сил, а также, по мере необходимости, для других национальных военных структур, включая Национальную гвардию и Государственную пограничную службу.
    • Участие в процессе планирования и анализа по программе ПРМ помогает Украине ставить и достигать масштабных, но реалистичных целей для проведения реформ сектора обороны и безопасности, трансформации и создания потенциала; для повышения способности своих сил действовать совместно с силами государств-членов и стран-партнеров НАТО в операциях по реагированию на кризис и операциях по поддержанию мира; и для расширения возможностей Украины принимать на своей территории силы государств-членов и стран-партнеров НАТО в целях проведения учений и учебной подготовки.
    • В октябре 2005 года была начата Программа повышения квалификации для гражданских специалистов, работающих в институтах обороны и безопасности Украины. В 2014 году бюджет этой программы был увеличен вдвое в целях поддержки процессов трансформации и реформ. В 2017 году в рамках программы была начата реализация новых концепций, в том числе проект «100 чемпионов», оказывающий поддержку государственным служащим Украины, которые непосредственно отвечают за процессы евроатлантической интеграции.
    • С 2007 года Украина участвует в Инициативе по укреплению этических основ, которая предоставляет практическое содействие и консультации по укреплению этических основ, подотчетности и транспарентности в секторе обороны и безопасности. В октябре 2019 года девять учреждений сектора обороны и безопасности Украины завершили самооценку и экспертную оценку в области укрепления этических основ НАТО, которые обеспечили тщательную оценку институциональных потребностей и уязвимостей и предложили ряд директивных рекомендаций на секторальном уровне для совершенствования надлежащего управления и осуществления устойчивых антикоррупционных реформ в секторе обороны и связанном с ним секторе безопасности. На этой основе адресная программа мероприятий продолжает оказывать поддержку в области наращивания потенциала на двух уровнях: предоставление институтам конкретных экспертных знаний для совершенствования надлежащего управления и управления оборонными ресурсами (финансовыми, людскими и материальными) и проведение мероприятий по учебно-образовательной подготовке для развития индивидуальных способностей и укрепления организационной культуры этичности.
    • Программа углубления военного образования оказывает помощь в совершенствовании и реструктуризации систем военного образования и профессиональной подготовки, уделяя особое внимание восьми военным учебным заведениям и пяти учебным центрам для военнослужащих сержантского состава. Кроме того, в рамках Программы предоставляются консультации по вопросам управления академиями и университетами, оказывая поддержку профессорско-преподавательскому составу в области методов преподавания и помогая в разработке курсов по развитию руководящих навыков и процессу принятия решений.
    • НАТО обеспечивает наращивание потенциала в области киберзащиты для укрепления межведомственного сотрудничества и координации, а также для поддержки разработки национальной стратегии кибербезопасности Украины.
    • С 2004 года Совместная рабочая группа НАТО–Украина по военно-техническому сотрудничеству работает над расширением сотрудничества в области создания потенциала, процессов закупок военного оборудования и разработки технических стандартов. Это включает стандартизацию, кодификацию, тыловое обеспечение и управление жизненным циклом, а также сотрудничество с Конференцией руководителей национальных ведомств по вооружениям НАТО и Организацией НАТО по науке и технологии. Совместная рабочая группа также является форумом, на котором обсуждаются усилия Украины по реформированию оборонной промышленности.
    • Украина присоединилась к Программе по обмену данными о воздушной обстановке в июле 2006 года. Программа снижает риск потенциальных трансграничных инцидентов и оптимизирует реагирование на террористические акты, в которых используются гражданские самолеты. В связи с российско-украинским кризисом НАТО увеличила район, по которому предоставляется информация о воздушной обстановке.
    • Участие в широком спектре военных мероприятий и учений в рамках Плана работы Военного комитета с Украиной направлено на повышение оперативной совместимости и оперативного потенциала Вооруженных сил Украины, а также вносит существенный вклад в проводимую реформу сектора обороны и безопасности.
    • Активное участие Украины в Программе оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов НАТО поддерживает дальнейшее развитие Вооруженных сил, позволяя при этом Североатлантическому союзу формировать специально предназначенные комплекты сил, которые могут быть развернуты в поддержку операций и миссий под руководством НАТО.
    • Была разработана правовая база, которая позволяет Украине и НАТО и дальше развивать оперативную составляющую сотрудничества; она включает Соглашение о статусе сил «партнерства ради мира (ПРМ) (вступило в силу в мае 2000 года); Соглашение о поддержке принимающей страны (ратифицировано в марте 2004 года); и Соглашение о стратегических воздушных перевозках (ратифицировано в октябре 2006 года).
    • В июне 2020 года Украина стала партнером с расширенными возможностями. Этот статус предоставляется тем участникам Инициативы НАТО по оперативной совместимости с партнерами, которые внесли особенно значительный вклад в операции НАТО и в достижение других целей Североатлантического союза. Статус партнера с расширенными возможностями способствует сотрудничеству, предоставляя Украине преимущественный доступ к инструментам обеспечения оперативной совместимости НАТО, включая учения, учебную подготовку, обмен информацией и осведомленность об обстановке. Другими партнерами с расширенными возможностями являются Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия и Швеция.
    • Украина также наращивает потенциал и повышает оперативную совместимость посредством участия в Силах реагирования НАТО.

    Более широкое сотрудничество

    • На фоне агрессивных действий России против Украины на встрече НАТО в верхах в Варшаве в июле 2016 года была создана Платформа НАТО–Украина по противодействию гибридной войне. Она обеспечивает механизм, позволяющий лучше выявлять гибридные угрозы и наращивать потенциал в области определения уязвимостей и укрепления устойчивости государства и общества. В настоящее время осуществляются проекты в поддержку исследований, проводятся учебная подготовка и консультации экспертов, в ходе которых основное внимание уделяется извлеченным урокам, противодействию дезинформации и повышению устойчивости.
    • С начала кризиса в Крыму и на востоке Украины в 2014 году эксперты предоставляли консультации по планам действий в особой обстановке и мерам кризисного регулирования, связанным с рисками для критически важных объектов энергетической инфраструктуры и рисками в области гражданской защиты. Сегодня сотрудничество ориентировано на повышение национального потенциала гражданской готовности и устойчивости в условиях гибридных угроз. В 2019 году Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости разработала для украинских учреждений рекомендации по повышению устойчивости государства. Совместная рабочая группа по гражданскому чрезвычайному планированию осуществляет надзор за сотрудничеством в этой области. Украина также регулярно участвует в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, и сама принимала многочисленные учения по реагированию на бедствия.
    • С 1991 года Украина активно участвует в программе НАТО «Наука ради мира и безопасности». Совместная рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству способствует определению приоритетных областей практического научного сотрудничества в рамках программы НРМБ. В апреле 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. С 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. Ведущие направления сотрудничества с Украиной в рамках программы НРМБ включают передовые технологии, борьбу с терроризмом, защиту от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ, а также энергетическую и экологическую безопасность. Среди этих мероприятий следует отметить участие Украины в программе «Декстер», которая разрабатывает интегрированную систему обнаружения взрывчатых веществ и огнестрельного оружия в общественных местах.
    • НАТО оказывает поддержку Украине в выполнении резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о женщинах, мире и безопасности.
    • Бюро по связи НАТО руководит консультативной поддержкой НАТО в отношении реформ сектора безопасности и обороны Украины.
    • Центр информации и документации НАТО в Киеве поддерживает усилия национальных органов власти и неправительственных организаций по информированию общественности о НАТО и разъяснению отношений между НАТО и Украиной. Кроме того, НАТО предоставляет консультативную и финансовую поддержку для наращивания потенциала украинских властей в области общественной дипломатии, отношений со СМИ и стратегических коммуникаций.

    Поддержка операций под руководством НАТО

    • Украина оказывала содействие операциям по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и продолжает участвовать в Силах для Косово (СДК), в том числе выделяя инженерно-саперное подразделение с тяжелым оборудованием, обладающее потенциалом борьбы с самодельными взрывными устройствами.
    • В поддержку Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане Украина предоставляла право на пролет над своей территорией, позволяла осуществлять транзит предметов снабжения и выделяла медицинский персонал в поддержку групп восстановления провинций в Афганистане, а также инструкторов в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Афганистане. После завершения миссии ИСАФ в 2014 году Украина оказывала поддержку последующей миссии «Решительная поддержка» (2015-2021 годы) по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам безопасности.
    • С марта 2005 года Украина выделяла офицеров в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Ираке, которая завершилась в декабре 2011 года.
    • С 2007 по 2010 год Украина шесть раз развертывала свои корабли в поддержку «Эктив индевор» – контртеррористической операции по наблюдению за морским пространством в Средиземном море. В 2013 году она также участвовала в операции НАТО по борьбе с пиратством «Оушен шилд». После начала морской операции «Си гардиан» в 2016 году Украина предоставляла информацию для обеспечения осведомленности НАТО об обстановке на Черном море и вокруг него.

    Совместная рабочая группа НАТО-Украина по военной реформе

    • Сотрудничество НАТО и Украины в области реформы сектора обороны и безопасности является более обширным, чем у любой другой страны-партнера. Совместная рабочая группа НАТО-Украина по военной реформе (СРГВР) является основным центром в этой области сотрудничества.
    • Созданная в 1998 году под эгидой Комиссии НАТО-Украина, СРГВР реализует инициативы в области военно-гражданских отношений, демократического контроля и гражданского управления вооруженными силами и другими силовыми ведомствами, оборонного планирования, разработки политики, стратегии и концепций национальной безопасности.
    • СРГВР позволяет Украине использовать значительный опыт и знания стран-союзников и служит инструментом, через который союзники могут направлять помощь. Она также обеспечивает институциональную основу для сотрудничества НАТО с министерствами и ведомствами, участвующими в реализации реформы сектора обороны и безопасности в Украине. К ним относятся Совет национальной безопасности и обороны, министерства иностранных дел и обороны, Национальная гвардия, Пограничная служба, Служба безопасности Украины, Верховная Рада (украинский парламент) и другие.
    • На заседаниях СРГВР представлены все страны-члены НАТО и Украина, а соответствующие страны-партнеры и представители гражданского общества приглашаются на заседания СРГВР на индивидуальной основе.