Отношения с Украиной

  • Last updated 07-Nov-2019 10:15

Суверенная, независимая и стабильная Украина, твердо приверженная демократии и верховенству права, имеет ключевое значение для евроатлантической безопасности. Отношения между НАТО и Украиной берут свое начало в 1990-е годы, и с тех пор они стали одним из самых существенных партнерств НАТО. С 2014 года, вследствие российско-украинского конфликта, было активизировано сотрудничество в важных областях.

Основные сведения

  • Диалог и сотрудничество начались после окончания «холодной войны», когда получившая независимость Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (1991 год) и программе «Партнерство ради мира» (1994 год).
  • Отношения укрепились после подписания Хартии об особом партнерстве 1997 года, в соответствии с которой для развития сотрудничества была учреждена Комиссия НАТО–Украина (КНУ).
  • Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между НАТО и Украиной, подписанная в 2009 году, поручила КНУ, через Годовую национальную программу Украины, содействовать усилиям Украины по дальнейшему проведению реформ, направленных на реализацию евроатлантических устремлений Украины в соответствии с решениями встречи НАТО в верхах 2008 года в Бухаресте.
  • Со временем происходит углубление взаимовыгодного сотрудничества, при этом Украина активно участвует в операциях и миссиях под руководством НАТО.
  • Приоритет отдается поддержке всесторонних реформ в секторе безопасности и обороны, которые имеют жизненно важное значение для демократического развития Украины и для укрепления ее способности обеспечивать самооборону.
  • В ответ на российско-украинский конфликт НАТО усилила поддержку в области укрепления потенциала и создания сил и средств в Украине. Страны НАТО продолжают осуждать незаконную аннексию Россией Крыма и ее дестабилизирующую и агрессивную деятельность на востоке Украины и в регионе Черного моря. НАТО увеличила свое присутствие на Черном море и активизировала морское сотрудничество с Украиной и Грузией.
  • После встречи НАТО в верхах в Варшаве в июле 2016 года оказываемая Украине практическая поддержка включена во Всеобъемлющий пакет помощи для Украины.
  • В июне 2017 года парламент Украины принял закон, восстанавливающий курс страны на членство в НАТО в качестве стратегической цели внешней политики и политики безопасности.
  • Президент Зеленский подчеркнул свое стремление дать новый импульс взаимодействию его страны с НАТО.

Дополнительная справочная информация

  • Реакция на российско-украинский конфликт

    C самого начала российско-украинского конфликта НАТО заняла твердую позицию, которая состоит в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках ее международно признанных границ. В марте 2014 года страны НАТО немедленно осудили противоправную и незаконную «аннексию» Россией Крыма и с тех пор неоднократно заявляли, что не будут признавать ее. Кроме того, они осудили намеренную дестабилизацию Россией востока Украины, вызванную военным вмешательством и поддержкой боевиков со стороны России. Страны НАТО приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставив при этом открытыми политические и военные каналы связи. С тех пор постоянные представители государств-членов вновь подтверждают твердую позицию НАТО по территориальной целостности и суверенитету Украины на Совете Россия–НАТО, заседания которого проводятся периодически.

    В течение кризиса проводились регулярные консультации в рамках Комиссии НАТО–Украина (КНУ) в условиях непосредственных угроз для территориальной целостности, политической независимости и безопасности Украины. Руководители стран НАТО встречались с Президентом Петром Порошенко на встречах НАТО в верхах в Уэльсе (2014 г.), Варшаве (2016 г.) т Брюсселе (2018 г.). Министры иностранных дел и министры обороны, а также постоянные представители регулярно обсуждали обстановку в области безопасности в Украине и вокруг нее. Совместные заявления, опубликованные министрами иностранных дел стран КНУ в апреле 2014 года, декабре 2014 года и мае 2015 года, и главами государств и правительств на встречах НАТО в верхах в Уэльсе и в Варшаве, демонстрируют непоколебимую поддержку Украины и солидарность с ней.

    Кроме того, страны НАТО обязались поддерживать усилия правительства Украины по осуществлению широкомасштабных реформ для удовлетворения чаяний украинского народа увидеть свою страну неотъемлемой частью европейских демократических стран.

    Наряду с политической поддержкой Украины НАТО значительно активизировала практическую помощь Украине. Непосредственно после незаконной и противоправной «аннексии» Россией Крыма министры иностранных дел стран НАТО договорились о мерах, призванных повысить способность Украины обеспечивать собственную безопасность. Кроме того, они приняли решение и дальше усиливать практическую поддержку Украины на основе значительного укрепления существующих программ сотрудничества, а также развития существенных новых программ. На встрече в верхах в Варшаве меры НАТО в поддержку Украины стали частью Всеобъемлющего пакета помощи. Всеобъемлющий пакет помощи призван поддержать способность Украины обеспечивать свою собственную безопасность и осуществлять широкомасштабные реформы, в том числе изложенные в Стратегическом оборонном бюллетене 2016 года. Он включает восемь целевых фондов, созданных исключительно для Украины и действующих в важнейших областях реформ и создания потенциала в секторе обороны и безопасности Украины. (Более подробно см. раздел «Ключевые области сотрудничества» ниже.)

  • Ключевые области сотрудничества

    Консультации и сотрудничество между НАТО и Украиной охватывают целый ряд областей, в который входят операции по поддержанию мира, реформа сектора обороны и безопасности, военное сотрудничество, военные технологии, оперативная совместимость и промышленность, гражданская готовность, наука и окружающая среда и общественная дипломатия. В настоящее время укрепляется сотрудничество во многих областях, чтобы повысить способность Украины обеспечивать свою собственную безопасность в связи с конфликтом с Россией и активизировать усилия по осуществлению широкомасштабных реформ.

    Операции по поддержанию мира

    Украина в течение длительного времени вносит активный вклад в обеспечение безопасности в евроатлантическом регионе, направляя свои воинские контингенты, которые действуют вместе с миротворцами из государств НАТО и других государств-партнеров. Несмотря на российско-украинский конфликт, Украина продолжает делать вклад в операции и миссии под руководством НАТО.

    Украина оказывала содействие операциям по поддержанию мира на Балканах под руководством НАТО – в Боснии и Герцеговине и в Косово. Она продолжает выделять свои подразделения в состав Сил для Косово (СДК); в настоящее время она представлена тяжелым инженерным подразделением, обладающим потенциалом борьбы с самодельными взрывными устройствами.

    В поддержку Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане Украина предоставила право на пролет над ее территорией и позволила осуществлять транзит для снабжения развернутых там сил. Кроме того, Украина предоставляла медицинский персонал в поддержку групп восстановления провинций в Афганистане, а также инструкторов в Миссию НАТО по учебной подготовке в Афганистане. После завершения миссии ИСАФ в конце 2014 года Украина в настоящее время оказывает поддержку миссии под руководством НАТО по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам безопасности, известной как «Решительная поддержка».

    С марта 2005 года Украина выделяла офицеров в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Ираке, которая завершилась в декабре 2011 года.

    С 2007 года Украина шесть раз (последний раз – в ноябре 2010 года) направляла свои корабли в поддержку военно-морской операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», цель которой – помогать в сдерживании, срыве и защите от терроризма. В конце 2013 года она выделила фрегат для участия в операции НАТО «Оушн шилд», в рамках которой велась борьба с пиратством у побережья Сомали. После начала морской операции «Си гардиан» в 2016 году Украина продолжает предоставлять информацию для обеспечения осведомленности НАТО об обстановке на Черном море и вокруг него.

    Кроме того, Украина является первым государством-партнером, участвующим в Силах реагирования НАТО (НРФ), выделив в 2010 году в состав НРФ взвод защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных угроз и предоставив в 2011 году свои средства стратегических авиационных перебросок. В 2015 и 2016 годах Украина выделяла средства стратегических авиационных перебросок, военно-морской и медицинский потенциал. В настоящее время Украина выделяет средства стратегических авиационных перебросок.

    Уроки, извлеченные из гибридной войны

    На фоне действий России против Украины на Варшавском саммите в июле 2016 года была создана Платформа НАТО–Украина по противодействию гибридной войне. Она обеспечивает механизм, позволяющий лучше выявлять гибридные угрозы и наращивать потенциал в области выявления уязвимостей и укрепления устойчивости государства и общества. Конференции высокого уровня, проведенные в рамках этой платформы в Варшаве, Вильнюсе и Киеве в 2017 и 2018 годах, способствовали достижению этой цели и повышению осведомленности общественности. В настоящее время осуществляются дальнейшие проекты в поддержку научных исследований, учебной подготовки и консультаций экспертов.

    Реформа сектора обороны и безопасности

    Сотрудничество Украины с НАТО в сфере реформы сектора обороны и безопасности имеет решающее значение для проводимой трансформации построения безопасности Украины и остается существенным элементом демократических преобразований.

    НАТО оказывает поддержку в реформировании сектора обороны и связанного с ним сектора безопасности Украины через Совместную рабочую группу по военной реформе, процесс планирования и анализа, Программу укрепления этических основ, Программу углубления военного образования, Совместную рабочую группу по военно-техническому сотрудничеству и консультативную миссию в Представительстве НАТО в Киеве.

    Посредством Всеобъемлющего пакета помощи для Украины, утвержденного Комиссией НАТО–Украина на встрече в верхах в Варшаве в 2016 году, НАТО обязалась оказывать поддержку цели Украины по осуществлению реформ сектора обороны и безопасности в соответствии со стандартами НАТО путем предоставления консультаций стратегического уровня, а также посредством 40 адресных мер поддержки.

    Одной из ключевых всеобъемлющих целей сотрудничества в этой области является укрепление демократического и гражданского контроля над Вооруженными силами и институтами безопасности Украины, как это предусмотрено в Законе «О национальной безопасности Украины» от июня 2018 года. Страны НАТО делают вклад в преобразование оборонных институтов и институтов безопасности Украины в современные и эффективные организации, действующие под гражданским и демократическим контролем, способные обеспечить убедительное сдерживание агрессии и защиту от военных угроз. НАТО оказывает содействие Украине в модернизации структуры ее Вооруженных сил, механизмов командования и управления, в реформе ее системы тылового обеспечения, оборонного потенциала, планов и процедур. Кроме того, НАТО предоставляет адресную помощь в целях укрепления надлежащего руководства и борьбы с коррупцией.

    Процесс планирования и анализа

    Участие Украины в процессе планирования и анализа (ПАРП) предоставляет ей основополагающий механизм для определения реалистичных целей реформ и совершенствования функциональной способности национальных сил обороны и безопасности действовать бок о бок со странами НАТО при проведении операций по реагированию на кризис и других мероприятий на национальном и международном уровнях, призванных содействовать обеспечению безопасности и стабильности.

    ПАРП помогает направлять преобразования и реформы в секторе обороны и безопасности. Пакет целей партнерства 2018 года, в котором изложены цели, согласованные с Министерством обороны и Министерством внутренних дел Украины, направлен именно на поддержку стратегических организационных реформ и институционального строительства для организаций сектора обороны и безопасности. Это окажет Украине поддержку в проведении реформ, предусмотренных в ее Стратегии национальной безопасности 2015 года и Военной доктрине, а также Стратегическом оборонном бюллетене, принятом в 2016 году. Среди целей партнерства 26 предназначаются для Министерства обороны и Вооруженных сил; 15 – для Министерства внутренних дел и его подведомственных организаций по обеспечению безопасности; и одна – для киберзащиты.

    Укрепление потенциала и гражданский контроль

    Программы и инициативы НАТО делают вклад в конкретные аспекты укрепления гражданского контроля над оборонными институтами и связанными с ними институтами безопасности, в том числе и в области разведки. Совершенствование потенциала этих институтов имеет основополагающее значение для развития Украины как демократической страны. Эти аспекты являются основными результатами деятельности в рамках Всеобъемлющего пакета помощи для Украины и целей партнерства в рамках ПАРП. В контексте более широкого сотрудничества в данной области был выдвинут ряд конкретных инициатив.

    В октябре 2005 года была начата программа повышения квалификации для гражданских специалистов, работающих в институтах обороны и безопасности Украины. В 2014 году бюджет этой программы был увеличен вдвое, при этом упор был сделан на поддержку процессов трансформации и реформ путем внедрения стандартов и передовой практики НАТО, создания в Украине собственных самостоятельных возможностей для повышения квалификации, и совершенствования межведомственного сотрудничества и обмена информацией. В 2017 году в рамках программы была начата реализация новых концепций, в том числе проект «100 чемпионов», оказывающий поддержку государственным служащим Украины, которые непосредственно отвечают за процессы евроатлантической интеграции.

    В 2007 году Украина присоединилась к Программе НАТО по укреплению этических основ в целях укрепления добросовестности, транспарентности и подотчетности. Завершенный недавно процесс самооценки и экспертной оценки в области укрепления этических основ (октябрь 2019 г.) предоставляет тщательную оценку предыдущего пакета мер по борьбе с коррупцией и ряд рекомендаций для совершенствования надлежащего управления и осуществления устойчивых антикоррупционных реформ в секторе обороны и связанном с ним секторе безопасности. На этой основе адресная программа мероприятий будет по-прежнему оказывать содействие на двух уровнях: предоставление институтам конкретных экспертных знаний для улучшения надлежащего управления и управления оборонными ресурсами (финансовыми, людскими и материальными) и проведение мероприятий по учебно-образовательной подготовке для развития индивидуальных способностей.

    Конкретная образовательная программа по укреплению этических основ в целях повышения осведомленности о рисках коррупции и для внедрения принципов укрепления этических основ в существующие учебные программы была начата в 2015 году в учебных заведениях сектора обороны и безопасности Харькова, Хмельницкого, Киева, Львова, Одессы и Житомира, а также в Национальном университете обороны в Киеве. Эта работа активизируется посредством совместного проекта с Программой углубления военного образования (см. ниже). Дополнительная помощь в укреплении потенциала предоставляется гражданским институтам, таким как Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство по предотвращению коррупции, а также представителям гражданского общества. Программа по укреплению этических основ использует экспертные знания и поддержку Европейского союза.

    Программа углубления военного образования

    В ответ на сделанный в 2012 году запрос Министра обороны Украины НАТО разработала для Украины Программу углубления военного образования. Программа является самой крупной из когда-либо проводившихся с государством-партнером НАТО. Она призвана оказывать помощь в совершенствовании и реорганизации системы военного образования и профессиональной подготовки. Особое внимание будет уделяться восьми военным учебным заведениям в Харькове, Киеве, Львове, Одессе и Житомире (включая частичное восстановление потенциала Морской академии в Одессе), а также пяти учебным центрам для военнослужащих сержантского состава в Десне, Николаеве, Старичах, Василькове и Яворове.

    Кроме того, в рамках Программы углубления военного образования предоставляются консультации по вопросам управления академиями и университетами, в том числе оказывается поддержка профессорско-преподавательскому составу в том, что касается методов преподавания и разработки курсов по развитию руководящих навыков и процессу принятия решений. Поддержка также оказывается наращиванию потенциала электронного обучения и совершенствования знаний английского языка среди военных преподавателей. Эти усилия были распространены и на другие области, такие как организация учений с использованием моделирования и курсов для инструкторов по разминированию.

    С 2017 года в рамках Программы углубления военного образования больше внимания уделяется разработке учебных программ в таких областях, как гражданский и демократический контроль, управление персоналом, стратегические коммуникации, руководящие навыки, управление качеством и оперативное планирование НАТО. По просьбе Министерства обороны программа была продлена до 2020 года.

    Учебная подготовка и профессионализация военнослужащих рядового и сержантского состава имеют решающее значение для успеха общей реформы вооруженных сил. В рамках программы были определены четыре области, в которых испытываются потребности, и по которым программа обеспечивает поддержку со стороны стран НАТО на двусторонней основе: a) программа начальной боевой подготовки; б) подготовка преподавателей для обучения инструкторов; в) разработка системы продвижения по службе для военнослужащих сержантского состава; и г) создание системы профессионального военного образования для военнослужащих сержантского состава.

    Переподготовка бывших военнослужащих по гражданским специальностям и их социальная адаптация

    НАТО поддерживает социальную адаптацию бывших военнослужащих к гражданской жизни посредством широкого круга проектов, адаптированных к новым вызовам, возникшим в результате российско-украинского конфликта. НАТО оказывает конкретное содействие в виде профессиональной переподготовки и предоставляет услуги по психологической реабилитации в целях смягчения посттравматического стрессового расстройства среди демобилизованных военнослужащих. Кроме того, НАТО предоставляет консультации по созданию интегрированной комплексной системы переподготовки бывших военнослужащих по гражданским специальностям посредством одного из целевых фондов, учрежденных на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году в поддержку реформы сектора безопасности и обороны (см. ниже).

    Уничтожение запасов оружия и боеприпасов

    Отдельные страны НАТО содействуют Украине в уничтожении запасов противопехотных мин, боеприпасов, а также стрелкового оружия и легкого вооружения в рамках проектов Целевого фонда партнерства. Первый этап целевого фонда под руководством Соединенных Штатов предусматривал безопасное уничтожение 400 000 единиц стрелкового оружия и легкого вооружения (СОЛВ), 15 000 тонн боеприпасов и 1000 единиц переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в период с 2006 по 2011 год. Второй этап был начат в 2012 году. По состоянию на май 2018 года в рамках этого этапа было успешно уничтожено более 130 000 единиц СОЛВ, 27 200 тонн обычных боеприпасов и 1,7 млн противопехотных мин. В период с 2017 по 2018 год сфера действия целевого фонда была расширена, чтобы поддерживать совершенствование обеспечения безопасности боеприпасов.

    Еще один целевой фонд под руководством Германии оказывает поддержку удалению радиоактивных отходов с бывших советских военных объектов. Проект, позволяющий Украине осуществить сбор и обеспечить безопасность радиоактивных материалов в соответствии с международными стандартами и восстановить первоначальное состояние объекта, был реализован в 2016-2017 годы. В декабре 2017 года был начат последующий проект.

    Обмен данными о воздушной обстановке

    Украина присоединилась к программе по обмену данными о воздушной обстановке в июле 2006 года. Посредством обмена отсортированной информацией о воздушной обстановке программа снижает риск потенциальных трансграничных инцидентов и оптимизирует реагирование на террористические акты с применением гражданских самолетов. С конца 2008 года функционирует первый канал связи между НАТО и Украиной через Венгрию, а второй канал связи, через Турцию, функционирует с середины 2011 года. В связи с российско-украинским кризисом НАТО увеличила район, по которому предоставляется информация о воздушной обстановке. Продолжается работа по обеспечению Украины каналом связи для передачи закрытой информации.

    Целевые фонды, содействующие реформе сектора безопасности и обороны и формированию сил и средств

    На встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году страны НАТО приняли решение начать реализацию существенных новых программ в целях активизации содействия со стороны НАТО в области формирования сил и средств и устойчивого наращивания потенциала в секторе безопасности и обороны Украины. Были созданы шесть целевых фондов с использованием механизма, который позволяет отдельным государствам-членам и государствам-партнерам НАТО предоставлять финансовую поддержку конкретным проектам на добровольной основе. Впоследствии все страны НАТО способствовали тем или иным образом развитию этих целевых фондов. Эти целевые фонды включают:

    Целевой фонд по командованию, управлению, связи и информатике (С4)

    Целевой фонд по командованию, управлению, связи и информатике оказывает содействие Украине в реорганизации и модернизации ее структур и возможностей С4, способствует их оперативной совместимости с НАТО и вкладу в учения и операции, проводимые под руководством НАТО, и повышает способность Украины обеспечивать свою собственную оборону и безопасность.

    Ведущими государствами целевого фонда являются Канада, Германия и Соединенное Королевство, а Агентство НАТО по связи и информации выступает в качестве организации-исполнителя. НАТО провела технико-экономическое обоснование в области С4 для оценки возможностей и потребностей Украины на основе поездок в Украину для установления фактов в целях выявления приоритетных потребностей в области С4 посредством консультаций с украинскими властями. В сентябре 2016 года был представлен заключительный доклад, содержащий рекомендации по реформам, реорганизации и модернизации Вооруженных сил Украины и потенциала в области С4.

    Четыре проекта были согласованы и находятся на различных стадиях реализации:

    • Региональная программа по безопасности воздушного пространства имеет целью способствовать региональному сотрудничеству в области безопасности воздушного пространства и оперативной совместимости с НАТО, улучшить внутреннее военно-гражданское сотрудничество в воздушном пространстве Украины и создать потенциал трансграничной координации со странами НАТО для более эффективного реагирования на инциденты в области авиационной безопасности. Этот проект будет реализован к весне 2020 года, и в настоящее время разрабатывается последующий проект для обеспечения непрерывной поддержки.
    • Проект по защищенной тактической связи для содействия странам НАТО в предоставлении оборудования для защищенной связи в целях укрепления потенциала Украины в области защищенного командования и управления и осведомленности об обстановке для ее вооруженных сил. Проект был реализован, обеспечивая устойчивый потенциал связи на тактическом уровне. В настоящее время разрабатывается последующий проект по предоставлению дополнительного оборудования.
    • Обмен информацией с целью предоставления экспертных знаний, документации, учебной подготовки, передовой практики, инструктажа и консультаций со стороны НАТО группам, осуществляющим проекты, и специалистам-предметникам в области С4 в Украине. Первый этап этого проекта был завершен, и в настоящее время осуществляется последующий проект.
    • Проект в области осведомленности об обстановке, направленный на предоставление справочных услуг в целях применения стандартов, программных средств (JOCWatch, JCHAT, iGeoSit), процедур НАТО, а также на оказание поддержки посредством инструктажа и профильных экспертов для наращивания потенциала Украины.

    Целевой фонд по тыловому обеспечению и стандартизации

    Данный целевой фонд оказывает поддержку проводимым реформам систем тылового обеспечения и стандартизации Украины, рассчитанных на Вооруженные силы, а также, по мере необходимости, на другие национальные военные структуры, в частности Национальную гвардию и Государственную пограничную службу.

    Проект, под руководством Чешской Республики, Нидерландов и Польши, основывается на результатах Анализа недостатков стратегического уровня, проведенного в течение 2015 года.

    Он дополняет и согласуется с другими мероприятиями НАТО, осуществляемыми в этих областях, в частности в рамках процесса планирования и анализа, Совместной рабочей группы по военно-техническому сотрудничеству и Совместной рабочей группы по военной реформе.

    В течение трех лет цели проекта будут достигнуты благодаря осуществлению трех инициатив, обусловленных потенциалом, в поддержку долгосрочных целей с акцентом на совершенствование национального потенциала в области кодификации, совершенствование потенциала управления системой снабжения и совершенствование потенциала в области управления стандартизацией.

    Целевой фонд по киберзащите

    Данный целевой фонд, под руководством Румынии, направлен на оказание помощи Украине в разработке исключительно оборонительных технических средств противодействия криберугрозам. В рамках содействия предусматривается создание центра управления инцидентами, предназначенного для мониторинга инцидентов в сфере кибербезопасности, а также лабораторий для расследования таких инцидентов. Проект был завершен в 2017 году. В настоящее время усилия сосредоточены на определении последующих мероприятий в области киберзащиты.

    Целевой фонд по медицинской реабилитации

    Данный целевой фонд призван обеспечить, чтобы пациенты – украинские военнослужащие, находящиеся на действительной службе или уволенные в запас, а также гражданские сотрудники сектора обороны и безопасности – имели быстрый доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию. Кроме того, целевой фонд направлен на оказание поддержки Украине в укреплении ее системы медицинской реабилитации, чтобы обеспечить предоставление длительных устойчивых услуг.

    Данный проект, которым руководит Болгария, а организацией-исполнителем которого является Агентство НАТО по обеспечению и закупкам, был начат в 2015 году и осуществляется в течение четырех лет.

    По состоянию на май 2018 года была оказана поддержка в медицинской реабилитации 270 военнослужащих, а 15 военнослужащим были предоставлены протезы. В период с 2018 по 2019 год поддержка будет оказана еще 100 военнослужащим. Кроме того, 13 военнослужащих из Министерства обороны воспользовались услугами по профессиональной реабилитации. Еще 148 бывших военнослужащих и 140 гражданских лиц/внутренне перемещенных лиц из Донбасса получили доступ к реабилитации через спорт. В партнерстве с осуществляемым при финансовой поддержке НАТО проектом по социальной адаптации бывших военнослужащих более 6000 бывших военнослужащих воспользовались услугами по психологической поддержке. Кроме того, в 2017 году Украине была оказана поддержка для участия в ее первых «Играх непобежденных».

    Пять отделений медицинской реабилитации в госпиталях получили соответствующее оборудование в целях повышения качества услуг. В 2016 году были предоставлены первая эрготерапевтическая кухня в Украине, первый реабилитационный плавательный бассейн и первая мастерская для обслуживания и ремонта инвалидных колясок в государственном учреждении. Более 2200 украинских специалистов в области физического и психологического здоровья, работающих в сфере медицинской реабилитации, как из государственных, так и негосударственных учреждений, приняли участие в мероприятиях по повышению квалификации. С марта 2018 года целевой фонд также оказывает поддержку в разработке международно признанных учебных планов для протезистов/ортезистов и ортопедов-технологов – профессий, недавно признанных в 2016 году.

    Целевой фонд по переподготовке бывших военнослужащих по гражданским специальностям

    Данный целевой фонд, под руководством Норвегии, оказывает содействие Украине в разработке устойчивого, эффективного и интегрированного подхода к социальной адаптации военнослужащих, который был бы внедрен в кадровую политику вооруженных сил.

    Проект имеет целью улучшать понимание среди украинских должностных лиц основных организационных и управленческих концепций систем социальной адаптации, а также развивать их профессиональные навыки. Он также поможет определить параметры для оказания содействия при социальной адаптации в Вооруженных силах путем проведения семинаров, практикумов, ознакомительных визитов и аналитических обзоров.

    Целевой фонд по обезвреживанию взрывоопасных предметов (ВОП) и борьбе с самодельными взрывными устройствами (СВУ)

    Данный целевой фонд, под руководством Словакии, оказывает непосредственную поддержку конкретным отдельным рекомендациям, содержащимся в Плане НАТО по предоставлению помощи Украине в обезвреживании ВОП и борьбе с СВУ. В рамках проекта оказывается выборочная поддержка гражданской гуманитарной деятельности по очистке от взрывоопасных предметов, включая СВУ. Проект поможет в создании основ для трансформации обезвреживания ВОП и разработки борьбы с СВУ в Украине на основе политики и практики НАТО, в частности в плане межведомственного сотрудничества. В течение двухлетнего периода, начиная с лета 2018 года, будет положено начало трем основным инициативам, охватывающим вопросы доктрины, оперативной совместимости и гражданской поддержки.

    Военное сотрудничество

    Оказание помощи Украине в реализации задач по проведению военной реформы также является одним из основных направлений военного сотрудничества, которое дополняет специальными знаниями в военной области работу, осуществляемую под эгидой Совместной рабочей группы по военной реформе и процесса планирования и анализа.

    Еще одной важной задачей является создание оперативного потенциала и достижение оперативной совместимости с силами стран НАТО с помощью широкого спектра мероприятий и военных учений. Эти учения позволяют военнослужащим получать практический опыт взаимодействия с военнослужащими из стран НАТО и других государств-партнеров. Украина участвует в Инициативе по оперативной совместимости c партнерами, начатой на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, цель которой – поддерживать уровни оперативной совместимости, достигнутые международными силами, проходившими службу в составе руководимых НАТО Международных сил содействия безопасности в Афганистане (2003-2014 годы).

    Важная часть практического военного сотрудничества осуществляется в рамках Плана работы Военный комитета с Украиной с использованием учебно-образовательных и консультативных мероприятий, учений и деятельности по оказанию помощи, участвовать в которых НАТО предлагает государствам-партнерам. За осуществление Плана работы отвечает Директорат военного партнерства Стратегического командования по операциям. Все эти мероприятия направлены на совершенствование оперативной совместимости и укрепление оперативного потенциала Вооруженных сил Украины, а также делают существенный вклад в проводимую реформу сектора обороны и безопасности.

    Активное участие Украины в Программе оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов НАТО поддерживает дальнейшее развитие вооруженных сил, позволяя при этом Североатлантическому союзу формировать специально предназначенные комплекты сил, которые могут быть развернуты в поддержку операций и миссий под руководством НАТО.

    Военные также взяли на себя инициативу по разработке правовой базы, которая позволила бы Украине и НАТО и дальше развивать оперативную составляющую сотрудничества. Она включает:

    • Соглашение о статусе сил «Партнерства ради мира» (ПРМ) (вступило в силу в мае 2000 года) упрощает участие в военных учениях ПРМ, так как оно освобождает участников подобных мероприятий от паспортного и визового режима и иммиграционного контроля при въезде или выезде с территории страны, организующей мероприятие;
    • Соглашение о поддержке принимающей страны (ратифицировано в марте 2004 года) охватывает вопросы, связанные с предоставлением гражданского и военного содействия силам стран Североатлантического союза, находящимся на территории Украины или следующим через нее транзитом в мирное время, во время кризиса или войны;
    • Соглашение о стратегических воздушных перевозках (ратифицировано в октябре 2006 года) позволяет Украине делать значительный вклад в потенциал НАТО по перевозке крупногабаритных грузов за счет предоставления в аренду вооруженным силам стран НАТО самолетов «Антонов», что также приносит экономическую выгоду Украине.

    Кроме того, старшие офицеры из Украины регулярно принимают участие в курсах в Оборонном колледже НАТО в Риме (Италия) и Школе НАТО в Обераммергау (Германия). Контакты с этими учреждениями помогли собрать новый международный преподавательский состав в Национальной академии обороны Украины.

    Военно-техническое сотрудничество

    Военно-техническое сотрудничество сосредоточено на повышении оперативной совместимости сил и средств, выделяемых Украиной для участия в международных операциях, с вооруженными силами стран НАТО.

    Сотрудничество в этой области началось с момента присоединения Украины к программе «Партнерство ради мира» и, в частности, с ее участия в работе ряда групп, действующих под эгидой Конференции руководителей национальных ведомств по вооружениям, главного органа НАТО, отвечающего за развитие сотрудничества между странами НАТО и партнерами в области вооружений. С декабря 2014 года участие Украины в Конференции и ее подструктуре осуществляется в контексте Платформы оперативной совместимости. Конференция определяет возможности для сотрудничества между странами в сфере создания потенциала, процесса закупки военной техники и разработки технических стандартов.

    Совместная Рабочая группа по военно-техническому сотрудничеству, которая провела первое заседание в марте 2004 года, содействует дальнейшему развитию сотрудничества между НАТО и Украиной в данной области на основе Дорожной карты военно-технического сотрудничества. К числу нынешних приоритетов относятся:

    • стандартизация и кодификация как средство повышения оперативной совместимости Вооруженных сил Украины с силами стран НАТО;
    • осуществление проектов целевых фондов в области командования, управления, связи и информатики (С4) и демилитаризации устаревших боеприпасов и уничтожения избытков стрелкового оружия и легкого вооружения (см. выше);
    • сотрудничество в рамках Конференции руководителей национальных ведомств по вооружениям и с Организацией НАТО по науке и технологии;
    • обмен опытом в области управления жизненным циклом; Украина провела соответствующий семинар в июле 2019 года;
    • участие Украины в проектах «умной обороны» НАТО, включая проекты «Платформа для обмена информацией о вредоносных программах», «Многонациональные образование и подготовка НАТО в области киберзащиты», «Гибкий и оперативно совместимый инструментарий, отвечающий оперативным потребностям в замкнутых водоемах и на мелководье» и «Женщины-руководители в области обороны и безопасности»;
    • поддержка, оказываемая Украине в области модернизации ее оборонной промышленности;
    • продолжение использования и укрепления программы по обмену данными о воздушной обстановке.

    Гражданская готовность

    Гражданская готовность остается одним из важных факторов сотрудничества НАТО с Украиной. С начала кризиса в Крыму и на востоке Украины в 2014 году гражданская готовность была центральным элементом солидарности и поддержки со стороны Североатлантического союза. В апреле 2014 года группа гражданских экспертов посетила Киев, чтобы предоставить консультации по планам действий в особой обстановке и мерам кризисного регулирования, связанным с рисками для критически важных объектов энергетической инфраструктуры и рисками в области гражданской защиты.

    Сегодня сотрудничество между НАТО и Украиной в области гражданской готовности сосредоточено на совершенствовании национального потенциала гражданской готовности и устойчивости в условиях гибридных угроз посредством обмена извлеченными уроками, передовой практикой и предоставления экспертных консультаций.

    Кроме того, Украина регулярно участвует в учениях по отработке готовности к реагированию и реагированию на стихийные бедствия и катастрофы, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕКЦРСБК). Украина трижды принимала такие учения в 2000, 2005 и 2015 годах. Учения ЕКЦРСБК 2015 года, которые были открыты Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и Президентом Петром Порошенко, были одними из самых крупных полевых учений, организованных центром; в них приняли участие более 1100 человек из 26 государств-членов и государств-партнеров НАТО.

    Программа НАТО «Наука ради мира и безопасности» (НРМБ)

    Активное взаимодействие между Украиной и программой НРМБ началось в 1991 году. Сотрудничеством в этой области руководит Совместная рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству. В апреле 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло дальнейшее укрепление практического сотрудничества с Украиной в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью.

    Сегодня в рамках мероприятий НРМБ в Украине рассматривается широкий спектр новых вопросов безопасности, таких как борьба с терроризмом, передовые технологии, киберзащита, энергетическая безопасность и защита от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ. Кроме того, деятельность НРМБ связана с человеческими и социальными аспектами безопасности, такими как выполнение резолюции 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности; поддержка разработки передовых технологий, имеющих отношение к обеспечению безопасности; и содействие в обнаружении мин и неразорвавшихся боеприпасов и очистка местности от них. Многие текущие мероприятия помогают Украине преодолевать негативные последствия кризиса, привлекая ученых и экспертов из стран НАТО и Украины к конструктивному практическому сотрудничеству, укрепляя сети и поддерживая наращивание потенциала в стране.

    Посредством адресных мер по наращиванию потенциала и возможностей программа НРМБ оказывала поддержку Всеобъемлющему пакету помощи для Украины, утвержденному на встрече в верхах в Варшаве в 2016 году. В рамках одного важного проекта Украине оказывается помощь в области гуманитарного разминирования путем повышения потенциала Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) в проведении операций по разминированию в восточных частях страны. Благодаря этому проекту программа НРМБ смогла незамедлительно отреагировать на срочную просьбу о предоставлении оборудования после взрывов на складах боеприпасов в Балаклее, Украина, в марте 2017 года. Более того, осуществляемая в настоящее время многолетняя инициатива по разработке трехмерного миноискателя обеспечит устойчивость этой деятельности.

    Кроме того, программа оказывала помощь в наращивании потенциала в области телемедицины и деятельности среднего медицинского персонала в контексте Всеобъемлющего пакета помощи. В рамках проекта были оснащены два центра по подготовке среднего медицинского персонала, и 30 украинских медработников приняли участие в курсе подготовки инструкторов в Румынии. Во время полевых учений Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕКЦРСБК) в Тузле, Босния и Герцеговина, в 2017 году был успешно испытан в реальных условиях потенциал телемедицины, который позволяет задействовать медицинских специалистов во время бедствий и инцидентов за пределами национальных границ. К настоящему времени проект успешно завершен.

    Украинские эксперты также участвуют в важной инициативе НРМБ по разработке инновационных технологий для дистанционного обнаружения взрывчатых веществ – проекте, который способствует усилению роли НАТО в международной борьбе с терроризмом. Украина является ключевым участником осуществляемой в рамках НРМБ флагманской программы «Декстер» (обнаружение взрывчатых веществ и огнестрельного оружия в целях борьбы с терроризмом) наряду с восемью государствами-членами и государствами-партнерами НАТО, разрабатывающими интегрированную систему, способную обнаруживать взрывчатые вещества и огнестрельное оружие в общественных местах удаленно и в режиме реального времени, не нарушая поток пешеходов.

    С 2014 года Украина является крупнейшим бенефициаром программы НРМБ в соответствии с решением стран НАТО активизировать сотрудничество с Украиной. В результате за последние пять лет было начато в общей сложности 69 мероприятий НРМБ с участием Украины в качестве ведущего партнера; при этом украинские ученые и эксперты участвуют в качестве исследователей или докладчиков в ряде дополнительных проектов или семинаров, проводимых при поддержке НРМБ. В 2019 году Украина остается ведущим партнером, участвующим в 32 текущих проектах НРМБ, что составляет 17 процентов от общего числа проектов программы НРМБ.

    Важность программы сотрудничества НРМБ с Украиной была подчеркнута в ноябре 2018 года в штаб-квартире НАТО по случаю 60-летия Научной программы НАТО. Украинский профессор из Национальной академии наук получил премию партнерства НРМБ за проект «Компактный датчик для беспилотных летательных аппаратов».

    (Дополнительная информация о текущем сотрудничестве Украины в рамках программы НРМБ.)

    Информирование общественности/стратегические коммуникации

    Для администрации Украины и для Североатлантического союза важно информировать общественность об отношениях между НАТО и Украиной и о преимуществах сотрудничества в контексте национальной программы реформ. Страны НАТО сотрудничают с национальными властями Украины для повышения уровня осведомленности населения о деятельности НАТО на современном этапе, а также для разъяснения отношений между НАТО и Украиной.

    Центр информации и документации НАТО в Киеве – главное учреждение НАТО в Украине по информированию общественности – организует семинары, круглые столы и другие коммуникационные проекты, а также координирует визиты должностных лиц НАТО в Украину и представителей гражданского общества Украины в штаб-квартиру НАТО в Бельгии.

    Кроме того, НАТО предоставляет консультативную и финансовую поддержку для наращивания потенциала украинских властей в области общественной дипломатии, отношений со СМИ и стратегических коммуникаций. В частности, НАТО поддерживала Украинский кризисный медиа-центр и газету «Киев пост» в их усилиях по обеспечению точного, основанного на фактах освещения событий на оккупированном Крымском полуострове, а также на востоке Украины.

    22 сентября 2015 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подписали Дорожную карту партнерства в сфере стратегических коммуникаций. Цель дорожной карты – предоставить украинским властям более структурированное и долгосрочное консультирование, поддержку в учебной подготовке и экспертные знания в области стратегических коммуникаций.

    Диалог по правовым вопросам

    В 2015 и 2016 годах в рамках Годовой национальной программы НАТО и Украина провели диалоги по правовым вопросам на уровне экспертов, чтобы их взаимно согласованная деятельность имела надлежащую правовую основу. Обсуждались, в частности, такие темы, как статус Представительства НАТО в Киеве; продолжающееся выполнение Соглашения о статусе сил; реализация в Украине проектов Целевого фонда программы «Наука ради мира и безопасности»; и другие темы, представляющие взаимные интерес.

  • Рамки сотрудничества

    Фундаментом отношений между НАТО и Украиной остается Хартия об особом партнерстве 1997 года. Комиссия НАТО–Украина (КНУ) направляет совместную деятельностью по сотрудничеству и является форумом для консультаций между странами НАТО и Украиной по вопросам безопасности, представляющим общий интерес. Заседания КНУ могут проводиться на различных уровнях, в том числе на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел или министров обороны, постоянных представителей, а также в различных форматах на рабочем уровне.

    Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между НАТО и Украиной, подписанная в 2009 году, закрепила за КНУ центральную роль в углублении регулярного политического диалога и сотрудничества в целях поддержания усилий Украины в области реформ. Основным инструментом оказания поддержки этого процесса является Годовая национальная программа (ГНП), которая отражает цели национальной реформы Украины и ежегодные планы осуществления. ГНП состоит из пяти разделов, посвященных политическим и экономическим, оборонным и военным, ресурсным, правовым вопросам, а также вопросам безопасности.

    Страны НАТО ежегодно проводят оценку осуществления ГНП. Обязанности по осуществлению ГНП лежат, прежде всего, на Украине, и координируются канцелярией вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, который также является председателем Комиссии Украины по сотрудничеству с НАТО. Посредством процесса ГНП страны НАТО, призывают Украину энергично продвигать вперед процесс реформ с целью укрепления демократии, верховенства закона, прав человека и рыночной экономики. Оказание содействия Украине в осуществлении глубоких преобразований в области обороны и безопасности является еще одним приоритетом.

    Под эгидой КНУ были созданы совместные рабочие группы, призванные осуществлять работу по конкретным направлениям. Среди них – Совместная рабочая группа по военной реформе (СРГВР), Совместная рабочая группа по военно-техническому сотрудничеству (СРГВТС), Совместная рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству (СРГНЭС) и Совместная рабочая группа по гражданскому чрезвычайному планированию (СРГГЧП).

    Поддержка сотрудничества на местах осуществляется Представительством НАТО в Украине. В него входят Центр информации и документации НАТО, созданный в 1997 году для содействия усилиям по информированию общественности о деятельности НАТО и пользе сотрудничества между НАТО и Украиной, и Бюро связи НАТО, созданное в 1999 году, чтобы помогать Украине участвовать в программе НАТО «Партнерство ради мира» и содействовать проведению реформ в секторе обороны и безопасности, поддерживая связь с Министерством иностранных дел, Министерством обороны, Советом национальной безопасности и обороны и другими ведомствами страны. Представительство НАТО в Украине играет ведущую роль в предоставлении консультаций стратегического уровня под эгидой Всеобъемлющего пакета помощи для Украины.

  • Вехи в развитии отношений

    1991 г.: Сразу после обретения независимости после распада Советского Союза Украина вступает в Совет североатлантического сотрудничества (в 1997 году переименованный в Совет евроатлантического партнерства).

    1994 г.: Украина первая среди стран Содружества Независимых Государств присоединяется к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ).

    1996 г.: Украинские военнослужащие развернуты в составе миротворческого контингента под руководством НАТО в Боснии и Герцеговине.

    Май 1997 г.: В Киеве открывается Центр информации и документации НАТО.

    Июль 1997 г.: На встрече в верхах в Мадриде (Испания) государства-члены НАТО и Украина подписывают Хартию об особом партнерстве, которая оговаривает принципы и механизмы дальнейшего развития отношений, определяет области для консультаций и сотрудничества и учреждает Комиссию НАТО–Украина.

    1997 г.: Украина учреждает дипломатическое представительство при НАТО.

    1998 г.: Создается Совместная рабочая группа по военной реформе НАТО–Украина.

    1999 г.: В Киеве открывается Бюро связи НАТО.

    1999 г.: Польско-украинский батальон развернут в составе миротворческого контингента под руководством НАТО в Косово.

    Май 2000 г.: Парламент Украины ратифицирует Соглашение о статусе сил ПРМ.

    Сентябрь 2000 г.: В Украине проходят многонациональные учения по реагированию на стихийные бедствия и катастрофы «Закарпатье-2000».

    Май 2002 г.: Президент Леонид Кучма объявляет о том, что Украина ставит перед собой цель вступить в НАТО. На заседании КНУ в Рейкьявике (Исландия) министры иностранных дел подчеркивают свое намерение вывести свои отношения на качественно новый уровень.

    Июль 2002 г.: В Донецке проходит церемония начала проекта Целевого фонда ПРМ по безопасному уничтожению 400 000 противопехотных мин.

    Ноябрь 2002 г.: На заседании КНУ на уровне министров иностранных дел в ноябре в Праге (Чешская Республика) принимается План действий НАТО–Украина. План направлен на углубление и расширение отношений между НАТО и Украиной, а также на поддержку усилий Украины в области реформ на пути к евроатлантической интеграции.

    Март 2004 г.: Парламент Украины ратифицирует соглашение с НАТО о поддержке принимающей страны.

    Июнь 2004 г.: Украина подписывает соглашение с НАТО о стратегических воздушных перевозках.

    Осень 2004 г.: Союзники по НАТО внимательно следят за политическими событиями вокруг президентских выборов в Украине и «оранжевой революцией», подчеркивая важность соблюдения прав на свободные и справедливые выборы.

    Февраль 2005 г.: Союзники по НАТО приглашают вновь избранного Президента Виктора Ющенко на встречу в верхах в штаб-квартиру НАТО. Они заявляют о поддержке его планов по проведению масштабных реформ и принимают решение переориентировать сотрудничество между НАТО и Украиной в соответствии с приоритетами нового правительства.

    Апрель 2005 г.: На встрече КНУ на уровне министров иностранных дел в Вильнюсе (Литва) начат Углубленный диалог о намерении Украины вступить в НАТО, и принят пакет краткосрочных мер, призванных усилить поддержку ключевых реформ.

    Октябрь 2005 г.: Украина проводит многонациональные учения по реагированию на стихийные бедствия и катастрофы «Джойнт ассистанс-2005».

    Октябрь 2005 г.: Североатлантический совет посещает с визитом Киев, чтобы обсудить Углубленный диалог с министрами иностранных дел и обороны Украины.

    Февраль 2006 г.: В Хмельницком открывается Центр социальной адаптации и переподготовки.

    Июнь 2006 г.: Подписан контракт с Украиной о начале проекта по уничтожению в течение 12 лет 133 000 тонн обычных боеприпасов, 1,5 млн единиц стрелкового оружия и 1000 единиц переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).

    Сентябрь 2006 г.: Во время визита в НАТО Премьер-министр Украины Виктор Янукович заверяет членов организации в приверженности Украины делу дальнейшего сотрудничества с НАТО. При этом он отмечает, что народ Украины еще не готов рассматривать возможное вступление в НАТО.

    Октябрь 2006 г.: Парламент Украины ратифицирует соглашение о стратегических воздушных перевозках.

    Июнь 2007 г.: Украина впервые направляет свой корабль в поддержку операции НАТО «Эктив индевор» по борьбе с терроризмом в Средиземном море. Осенью к операции присоединяется второй корабль.

    2007 г.: Украина направляет медицинский персонал в поддержку группы восстановления провинций в Афганистане.

    Апрель 2008 г.: На встрече в верхах в Бухаресте руководители стран Североатлантического союза принимают решение о том, что в будущем Украина станет членом НАТО.

    2008 г.: Украина направляет корабль для участия в операции «Эктив индевор». За этим следует развертывание второго корабля осенью.

    Декабрь 2008 г.: Министры иностранных дел стран НАТО принимают решение расширить содействие Украине в ее усилиях, направленных на выполнение условий членства, и на разработку Годовой национальной программы (ГНП).

    Декабрь 2008 г.: Введен в действие первый канал передачи данных о воздушной обстановке между командным пунктом Воздушного командования «Запад» во Львове и Центром командования и оповещения НАТО в Веспреме (Венгрия).

    Апрель 2009 г.: Украина подписывает соглашение о наземном транзите для снабжения Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане.

    21 августа 2009 г.: Подписана Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между НАТО и Украиной во исполнение решений встречи в верхах в Бухаресте и заседания министров иностранных дел в декабре 2008 года.

    Февраль 2010 г.: Новое правительство Президента Виктора Януковича решает продолжать сотрудничество с Североатлантическим союзом. Однако вопрос о членстве страны в НАТО снимается с повестки дня.

    Май 2010 г.: Подписан меморандум о взаимопонимании об обмене данными о воздушной обстановке, направленный на сокращение числа конфликтных ситуаций в воздушном пространстве путем снижения до минимума числа потенциальных трансграничных инцидентов и обеспечения надлежащего реагирования на происшествия с гражданскими самолетами-нарушителями.

    Ноябрь 2010 г.: Украина направляет свой корабль в поддержку операции «Эктив индевор».

    Апрель 2011 г.: На встрече в Берлине министры иностранных дел стран КНУ вновь подтверждают особое партнерство и принимают решение осуществлять мероприятия по практическому сотрудничеству.

    Май 2012 г.: Президент Янукович присутствует на встрече НАТО в верхах в Чикаго, чтобы принять участие в заседании со своими коллегами из стран, выделяющих свои контингенты в состав ИСАФ.

    Ноябрь 2012 г.: В ответ на запрос украинского министра обороны НАТО начинает осуществление Программы углубления военного образования с Украиной.

    Ноябрь 2012 г.: Введен в действие второй канал передачи данных о воздушной обстановке между командным пунктом Воздушного командования «Юг» в Одессе и Центром командования и оповещения НАТО в Эрзуруме (Турция).

    Февраль 2013 г.: Министры обороны стран КНУ принимают решение укрепить сотрудничество между НАТО и Украиной, в том числе в таких областях, как подготовка и учения; переподготовка увольняемых в запас офицеров Вооруженных сил Украины; и нейтрализация радиоактивных источников с бывших советских военных объектов. Украина становится первым государством-партнером, участвующим в операции НАТО «Оушн шилд» по борьбе с пиратством у побережья Сомали.

    Декабрь 2013 г.: Министры иностранных дел стран НАТО обсуждают развитие событий в Украине. В своем заявлении они осуждают применение чрезмерной силы против мирных демонстрантов в Украине и призывают все стороны воздерживаться от провокаций и насилия.

    Март 2014 г.: В условиях угрозы для своей независимости и территориальной целостности Украина ссылается на положение Декларации 2009 года о дополнении Хартии НАТО–Украина и просит о созыве заседания КНУ. В заявлении Североатлантический совет указывает, что считает так называемый референдум, проведенный 16 марта в Автономной Республике Крым (Украина), незаконным и противоправным, призывает Россию к деэскалации, включая прекращение всей военной деятельности против Украины.

    Апрель 2014 г.: В Брюсселе проходит встреча министров иностранных дел стран КНУ. В своем совместном заявлении они едины в осуждении незаконного вмешательства России в Украину и заявляют, что не признают незаконную и противоправную «аннексию» Россией Крыма и призывают Россию отменить решение о ней.

    Апрель и июнь 2014 г.: На состоявшихся весной и летом встречах на уровне министров НАТО принимает решение о конкретных мерах поддержки Украины с целью укрепления ее способности обеспечивать свою собственную безопасность. Среди них – ряд незамедлительных и краткосрочных мер, направленных на то, чтобы помочь Украине справиться с текущим конфликтом, и долгосрочных мер, направленных на укрепление потенциала, создания сил и средств и проведения глубокой реформы Вооруженных сил и сектора безопасности.

    4-5 сентября 2014 г.: На встрече НАТО в верхах в Уэльсе руководители государств-членов встречаются с Президентом Украины Петром Порошенко, вновь подтверждают свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины и вновь заявляют о своем осуждении действий России; они принимают обязательство активизировать стратегические консультации в рамках КНУ, чтобы дополнительно усилить поддержку Украины, включая существенные новые программы, которые будут основаны на целевых фондах.

    2 декабря 2014 г.: Проходит встреча министров иностранных дел стран КНУ, чтобы обсудить события в Украине и проанализировать прогресс, достигнутый в рамках совместной работы со времени встречи в верхах в Уэльсе.

    15 декабря 2014 г.: Премьер-министр Украины Арсений Яценюк посещает с визитом штаб-квартиру НАТО, чтобы обсудить усилия Североатлантического союза по поддержке украинского правительства. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркивает, что НАТО будет поддерживать Украину, пока она идет по пути к цели создания суверенной и стабильной страны, твердо приверженной демократии и верховенству права.

    29 декабря 2014 г.: Президент Украины Петр Порошенко подписывает закон об отмене внеблокового статуса и объявляет о том, что Украина начнет процесс по достижению критериев, необходимых для членства в НАТО, и интеграции в евроатлантическое пространство безопасности. Кроме того, он отмечает, что если его страна соберется подавать заявку на членство в НАТО, то будет проведен референдум.

    Январь 2015 г.: После завершения операции ИСАФ в Афганистане в декабре 2014 года Украина начинает делать вклад в последующую операцию под руководством НАТО («Решительная поддержка») по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам и институтам безопасности.

    29 января 2015 г.: Во время переговоров с Министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным Генеральный секретарь НАТО выражает озабоченность в связи с эскалацией насилия в стране и говорит, что НАТО продолжит оказывать сильную политическую и практическую поддержку Украине.

    13 мая 2015 г.: В Анталье (Турция) министры иностранных дел КНУ подтверждают свою твердую поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, призывают Россию отменить решение о незаконной и противоправной «аннексии» Крыма, приветствуют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, подписанный 12 февраля 2015 года, и призывают Украину продолжать усилия по проведению реформ.

    21-25 сентября 2015 г.: Украина принимает рядом со Львовом крупные полевые учения по ликвидации последствий, организованные совместно Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы и Государственной службой по чрезвычайным ситуациям Украины. На церемонии открытия учений присутствуют Генеральный секретарь НАТО и Президент Украины.

    22 сентября 2015 г.: Во время визита в Киев Генеральный секретарь НАТО выступает на заседании Совета национальной безопасности и обороны и проводит встречи с ключевыми членами правительства и спикером парламента. Подписывается соглашение для придания официального дипломатического статуса Представительству НАТО в Украине.

    2 декабря 2015 г.: Министры иностранных дел стран НАТО проводят встречу со своим украинским коллегой Павлом Климкиным, чтобы рассмотреть содействие, которое НАТО оказывает Украине, а также текущую обстановку в области безопасности в стране.

    17 декабря 2015 г.: Президент Украины Петр Порошенко посещает с визитом штаб-квартиру НАТО для участия в двусторонней встрече с Генеральным секретарем НАТО, чтобы обсудить перспективы сотрудничества между НАТО и Украиной в 2016 году.

    8 марта 2016 г.: Министр обороны Степан Полторак информирует Комиссию НАТО–Украина в Брюсселе о ходе военной реформы в Украине.

    11 марта 2016 г.: После ратификации в Верховной Раде Украины Соглашение между НАТО и Правительством Украины о статусе Представительства НАТО в Украине вступает в силу.

    15 июня 2016 г.: Министры обороны стран НАТО принимают решение активизировать поддержку Украины со стороны НАТО посредством Всеобъемлющего пакета помощи, цель которого – помочь Украине укрепить свою оборону путем создания более сильных структур безопасности. Министры обороны также обмениваются мнениями с Министром обороны Украины Степаном Полтораком о текущей обстановке в области безопасности на востоке Украины и о ходе правительственных реформ.

    9 июля 2016 г.: На встрече НАТО в верхах в Варшаве руководители стран НАТО встречаются с Президентом Порошенко и договариваются активизировать поддержку Украины, одобрив Всеобъемлющий пакет помощи, цель которого – помочь сделать институты обороны и безопасности Украины более эффективными, действенными и подотчетными. Кроме того, они рассматривают обстановку в области безопасности и приветствуют планы правительства по осуществлению реформ.

    20 октября 2016 г.: Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и Президент Украины Петр Порошенко встречаются в штаб-квартире НАТО, чтобы обсудить обстановку в области безопасности в Украине, а также то, как НАТО может продолжать оказывать поддержку Киеву. Г-н Столтенберг приветствует недавние усилия руководителей стран нормандского формата в Берлине по разработке новой дорожной карты для выполнения Минских соглашений.

    15 ноября 2016 г.: На заседании КНУ в штаб-квартире НАТО министр Украины по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш информирует страны НАТО об обстановке в области безопасности на востоке Украины, а также о вызовах, с которыми сталкиваются беженцы и внутренне перемещенные лица.

    7 декабря 2016 г.: В штаб-квартире НАТО проходит заседание КНУ на уровне министров иностранных дел, чтобы обсудить продолжающиеся агрессивные действия России, важность выполнения Минских соглашений и неизменную поддержку Украины со стороны НАТО.

    9 февраля 2017 г.: Премьер-министр Украины Владимир Гройсман встречается в штаб-квартире НАТО с заместителем генерального секретаря НАТО Роуз Гетемюллер. На совместной пресс-конференции г-жа Гетемюллер выражает глубокую озабоченность недавней вспышкой насилия на востоке Украины и подчеркивает неизменную решительную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, которая была выражена всеми странами НАТО во время специального заседания КНУ накануне вечером. Она также дает высокую оценку Украине за то, что страна продолжает идти по пути реформ и борьбы с коррупцией, несмотря на эти очень трудные обстоятельства.

    31 марта 2017 г.: На заседании КНУ в штаб-квартире НАТО министры иностранных дел стран НАТО подтверждают свою решительную поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины и делают обзор политической и практической поддержки Украины со стороны НАТО. Министры приветствуют открытие в Харькове объекта по реабилитации для получивших ранения военнослужащих, финансируемого за счет Целевого фонда НАТО по медицинской реабилитации. Несколько стран НАТО также заявили, что предложат помощь Украине после взрывов на складах боеприпасов в Балаклее.

    8 июня 2017 г.: Парламент Украины проголосовал за то, чтобы восстановить курс страны на членство в НАТО в качестве стратегической внешнеполитической цели, приняв законопроект о внесении изменений в украинские законы о национальной безопасности и о внутренней и внешней политике.

    9-10 июля 2017 г.: Североатлантический совет посещает с визитом Украину, чтобы отметить 20-ю годовщину особого партнерства между НАТО и Украиной. Постоянные представители стран НАТО принимают участие в заседании КНУ, организованном Президентом Порошенко. Во время двухдневного визита Генеральный секретарь Йенс Столтенберг проводит двусторонние встречи с президентом, премьер-министром и другими высокопоставленными должностными лицами. Он становится первым Генеральным секретарем НАТО, выступившим в Верховной Раде – парламенте Украины. В своей речи он заявляет о том, что НАТО поддерживает независимость Украины и ее движение по пути реформ в соответствии с евроатлантическими принципами.

    18-19 апреля 2018 г.: По приглашению начальника Генерального штаба генерала Виктора Муженко Военный комитет (ВК) посещает с двухдневным визитом Украину (Львов). Основная цель визита – предоставить Военному комитету информацию из первых рук о ходе военной реформы в Вооруженных силах Украины и подчеркнуть неизменную поддержку Украины со стороны НАТО. Помимо проведения заседания ВК с Украиной на уровне постоянных представителей визит дает возможность ВК укрепить военные отношения с Вооруженными силами Украины; понаблюдать за военной подготовкой; и провести диалог с членами многонациональной группы по учебной подготовке.

    12 июля 2018 г.: После встречи лидеров стран НАТО с президентами Украины и Грузии на встрече НАТО в верхах в Брюсселе страны НАТО делают заявление, подтверждающее их приверженность особому партнерству с Украиной. Они подчеркивают свою неизменную поддержку суверенитета и территориальной целостности страны в рамках ее международно признанных границ, а также ее право принимать решения относительно своего будущего и курса внешней политики без вмешательства извне.

    26-27 ноября 2018 г.: Проводится заседание Комиссии НАТО–Украина, на котором обсуждается применение Россией военной силы против Украины рядом с Азовским морем и Керченским проливом. На следующий день страны НАТО делают заявление, призывая Россию обеспечить беспрепятственный доступ в украинские порты и свободу судоходства. Они подчеркивают, что не может быть никакого оправдания применению Россией военной силы против украинских кораблей и моряков, а также осуждают строительство моста через Керченский пролив.

    4 декабря 2018 г.: Министры иностранных дел стран НАТО встречаются с министрами иностранных дел Грузии и Украины, чтобы рассмотреть обстановку в области безопасности в регионе Черного моря и поддержку, оказываемую Североатлантическим союзом обеим странам.

    13 декабря 2018 г.: Президент Петр Порошенко встречается с Генеральным секретарем НАТО, чтобы обсудить обострение напряженности в Азовском море и вокруг него.

    6 марта 2019 г.: В штаб-квартире НАТО проводится заседание Комиссии НАТО–Украина, чтобы обсудить текущую ситуацию в Крыму пять лет спустя после его незаконной аннексии Россией.

    4 июня 2019 г.:  Президент Владимир Зеленский посещает штаб-квартиру НАТО для участия в двусторонних переговорах с Генеральным секретарем НАТО, а также в заседании Комиссии НАТО–Украина, посвященном обстановке в области безопасности в стране.

    30-31 октября 2019 г.: Члены Североатлантического совета посещают с двухдневным визитом Украину, чтобы продемонстрировать неизменную поддержку Североатлантическим союзом этой страны. Они посещают Одессу и принимают участие в заседании Комиссии НАТО–Украина в Киеве, где Генеральный секретарь также выступает в украинском парламенте.