NATO MULTIMEDIA ACCOUNT

Access NATO’s broadcast-quality video content free of charge

Register

Create an account

Create an account

Check your inbox and enter verification code

We have sent a verification code to your email address. . Enter the code to verify your account. This code will expire in 30 minutes.
Verification code

Didn't receive a code? Send new Code

You have successfully created your account

From now on you can download videos from our website

Subscribe to our newsletter

If you would also like to subscribe to the newsletter and receive our latest updates, click on the button below.

Reset password

Enter the email address you registered with and we will send you a code to reset your password.

Reset password
Check your inbox and enter verification code
We have sent a verification code to your email address. Enter the code to verify your account. This code will expire in 30 minutes.
Verification code

Didn't receive a code? Send new Code

Create a new password

The password must be at least 12 characters long, no spaces, include upper/lowercase letters, numbers and symbols.

Your password has been updated

Click the button to return to the page you were on and log in with your new password.

Сдерживание и оборона

Updated: 22 September 2025

НАТО – это оборонительный союз. Его члены привержены защите свободы и безопасности друг друга от всех угроз и со всех направлений. Они делают это, сохраняя убедительное построение сдерживания и обороны, основанное на соответствующем сочетании ядерного, обычного и противоракетного потенциала, дополненного космическим и кибернетическим потенциалом. В ответ на текущую обстановку в области безопасности страны-члены НАТО значительно укрепляют сдерживание и оборону Североатлантического союза, что является основой их обязательства по Статье 5 оборонять друг друга.

Авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» на выходе из Осло-фьорда в Норвегии, в мае 2023 года. (Фото: Вооруженные силы Норвегии)

  • Военная агрессия России против Украины представляет собой серьезнейшую угрозу евроатлантической безопасности за последние десятилетия. Она подорвала мир в Европе и усилила необходимость для НАТО обеспечить, чтобы ее потенциал сдерживания и обороны оставался убедительным и эффективным. 
  • В ответ НАТО произвела крупнейшее за последние десятилетия укрепление системы коллективной обороны, значительно увеличив численность сил на своем восточном фланге и повысив способность быстро укрепить любого союзника, оказавшегося под угрозой. 
  • Действия по укреплению включают:
    • количество многонациональных боевых групп на восточном фланге НАТО увеличилось вдвое, с четырех до восьми;
    • регулярно проводятся учения по масштабированию передовых сухопутных сил от уровня батальонов до бригад, при возникновении необходимости;
    • возможность быстро развернуть подкрепление для поддержки боеспособных сил на местах, в том числе благодаря заранее размещенной технике, улучшенному командованию и управлению;
    • запуск комплекса мероприятий «Истерн сентри», направленных на укрепление позиций НАТО на восточном фланге;
    • создание новой модели сил НАТО, в которой расширен состав доступных и готовых сил. Таким образом, повысилась способность НАТО реагировать на любые сценарии в кратчайшие сроки;
    • создание новых Сил реагирования стран НАТО, которые могут быть развернуты в кратчайшие сроки для выполнения широкого спектра задач;
    • приняты наиболее полные и детальные планы обороны со времен холодной войны, повышена согласованность планирования коллективной обороны НАТО с национальным планированием союзников;
    • утверждена ротационная модель современных систем и средств противовоздушной и противоракетной обороны;
    • разработана новая политика по улучшению логистической поддержки для перемещения, усиления, снабжения и поддержания сил;
    • приобретено новое и современное оборудование, в том числе за счет совместных закупок и увеличения инвестиций в оборонное промышленное производство;
    • новые члены НАТО Финляндия и Швеция и их соответствующие силы и средства интегрированы в планы, силы и командные структуры НАТО;
    • усилена защита критически важной подводной инфраструктуры;
    • укреплены космические, кибернетические, а также радиологические, химические, биологические и ядерные (РХБЯ) стороны оборонного потенциала НАТО;
    • учения стали более масштабными и проводятся чаще, чтобы продемонстрировать способность НАТО защитить любого союзника, оказавшегося под угрозой;
    • расширение сотрудничества с партнерами, включая Европейский союз, в целях укрепления мер безопасности как на территории НАТО, так и за ее пределами, что повышает защищенность самой НАТО.
  • Чтобы поддержать реализацию всех вышеперечисленных мер союзники добились значительного прогресса в увеличении расходов на оборону, повысив в том числе инвестиции в основное оборудование, и предприняли шаги к более справедливому распределению бремени в рамках НАТО. Для продолжения этой динамики союзники по НАТО согласовали новый план оборонных инвестиций на саммите НАТО 2025 года в Гааге, обязавшись ежегодно инвестировать 5% валового внутреннего продукта (ВВП) в оборону к 2035 году.
  • Текущие действия НАТО по адаптации определяются двумя ключевыми военными концепциями: Концепция сдерживания и обороны Евроатлантического региона предполагает применение сил для сдерживания и обороны сегодня, а Базовая концепция боевых действий НАТО предлагает видение для руководства долгосрочного развития военного потенциала НАТО, чтобы союз мог оставаться сильным в военном отношении сейчас и в будущем. 

Основные угрозы для безопасности государств членов НАТО

НАТО сталкивается с самой опасной международной обстановкой со времени окончания холодной войны. Военная агрессия России против Украины подорвала мир в Европе и серьезным образом нарушила глобальную безопасность. Терроризм продолжает угрожать стабильности и безопасности во всем мире. Усиливается враждебные действия в отношении стран Североатлантического союза: от кибератак до диверсий на объектах критически важной инфраструктуры, покушений на убийства и срыва полетов гражданских самолетов. Эти действия являются частью скоординированной кампании по дестабилизации Европы и Северной Америки и ослаблению трансатлантического союза. Как неоднократно заявлял Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, «мы не находимся в состоянии войны, но и в состоянии мира тоже не находимся».

В то же время Североатлантический союз сталкивается с острой глобальной конкуренцией. Ряд стран быстро наращивают свои вооруженные силы и стремятся изменить основанный на правилах международный порядок. Китай существенно наращивает свой военный потенциал, в том числе ядерные вооружения, без какой-либо прозрачности или ограничений. Углубление стратегического партнерства между Россией и Китаем, а также расширение их сотрудничества в области оборонной промышленности с Ираном и Северной Кореей вызывают глубокую озабоченность. На фоне происходяшего страны НАТО увеличивают расходы на оборону и производство, с тем чтобы Североатлантический союз смог сохранить свое конкурентное преимущество в области существующих сил и средств и будущих технологий.

Россия

Прежде всего, Россия представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности государств-членов НАТО. Она стремится фундаментальным образом перестроить архитектуру безопасности в евроатлантическом регионе. Она восстанавливает и расширяет свой военный потенциал, продолжает нарушать воздушное пространство и организовывать провокации. Россия ведет кампанию агрессивных гибридных действий против союзников, включая диверсии на объектах критически важной инфраструктуры, акты насилия, провокации на границах государств-членов НАТО, использует для этого нелегальную миграцию, вредоносные кибердействия, электронное вмешательство, кампании по дезинформации и злонамеренное политическое влияние, а также средства экономического принуждения. Ее безответственная ядерная риторика и демонстрация ядерной мощи в целях принуждения, включая объявленное размещение ядерного оружия в Беларуси, свидетельствуют о позиции стратегического запугивания. Североатлантический союз полон решимости сдерживать агрессивные действия России и противостоять им, а также мешать ее способности вести дестабилизирующую деятельность в отношении НАТО и государств-членов.

Терроризм

Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой самую прямую ассиметричную угрозу безопасности населения стран НАТО, а также международной стабильности и процветанию. В последние годы ряд стран НАТО подвергся террористическим нападениям на своей территории, многие из которых были вызваны ситуацией за пределами их границ. Конфликты, неустойчивость и нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке напрямую влияют на безопасность Североатлантического союза и его партнеров. Соседние с НАТО регионы на юге, особенно Ближний Восток, Сахель и Северная Африка, сталкиваются с взаимосвязанными вызовами в области безопасности, демографии, экономики и политики, которые усугубляются последствиями изменения климата, нестабильностью институтов, чрезвычайными ситуациями в области здравоохранения и отсутствием продовольственной безопасности. НАТО продолжит оказывать противодействие террористам и террористическим организациям, сдерживать их, защищать и реагировать на угрозы и вызовы, исходящие от них, путем комбинации мер по предотвращению, защите и воспрещению, которые будут реализовываться с решительностью, решимостью и солидарностью с членами НАТО и их партнерами.

 

Цель НАТО: гарантия свободы и безопасности государств-членов

Важнейшей и непреходящей целью НАТО является гарантия свободы и безопасности всех ее государств-членов политическими и военными средствами. Коллективная оборона занимает центральное место в Североатлантическом союзе, как это предусмотрено в статье 5 Североатлантического договора. Самая главная обязанность НАТО заключается в защите и обороне территории и населения государств-членов от нападений в мире, где мир и безопасность не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Сдерживание является одним из основных элементов общей стратегии НАТО, направленной на предотвращение конфликтов и войн, защиту государств-членов, сохранение свободы принятия решений и действий, а также поддержание принципов и ценностей, которые отстаивает Североатлантический союз: свобода личности, демократия, права человека и верховенство права. Свободные общества и основанный на правилах международный порядок должны быть подкреплены надежной трансатлантической обороной. Коллективная сила НАТО сдерживает агрессию потенциальных противников.

На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году НАТО установила новые базовые требования для своего потенциала сдерживания и обороны в соответствии с нашим подходом кругового обзора («360-градусов»), охватывающим сухопутную, воздушную, морскую, кибернетическую и космическую сферы, а также против всех угроз и вызовов.

Основываясь на этих новых базовых требованиях, на встречах в верхах в Вильнюсе (2023 г.) и Вашингтоне (2024 г.) лидеры стран НАТО согласовали существенные меры по укреплению потенциала сдерживания и обороны НАТО во всех сферах. В Вильнюсе союзники утвердили региональные планы нового поколения для укрепление передовых оборонительных рубежей и повышения способности Североатлантического союза обеспечивать быстрое усиление любого союзника, оказавшегося под угрозой. В Вашингтоне они взяли на себя обязательство расширить возможности своего оборонно-промышленного производства, чтобы обеспечить наличие наиболее критически важных для коллективной обороны сил и средств.

На саммите НАТО в Гааге в 2025 году союзники обязались к 2035 году ежегодно инвестировать в оборону 5% ВВП, в том числе выделять не менее 3,5% на покрытие основных потребностей вооруженных сил стран НАТО и до 1,5% — на расходы, связанные с обороной и безопасностью. Эти инвестиции обеспечат союзникам возможность поддержать боеготовность НАТО в течение многих лет.

Потенциал НАТО в области сдерживания и обороны основан на надлежащем сочетании ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими средствами. НАТО сохраняет свободу действий и гибкость для реагирования на полный спектр вызовов с помощью надлежащего и индивидуального подхода.

 

Устойчивость – первая линия сдерживания и обороны

Повышение национальной и коллективной устойчивости – неотъемлемый элемент потенциала сдерживания и обороны НАТО. Это означает укрепление способности обществ готовиться к полному спектру угроз и опасностей, реагировать на них, восстанавливаться и адаптироваться к ним.

Война России против Украины, растущая геополитическая конкуренция и многие другие вызовы безопасности, с которыми сегодня сталкивается Североатлантический союз, подчеркивают важность подхода НАТО к устойчивости с учетом «всех опасностей» и применительно ко «всему обществу». Это значит, что необходимо готовится, расширять возможности и инвестировать в способность обществ защитить себя от широкого спектра угроз – от кибератак до радиологических, химических, биологических и ядерных инцидентов, терроризма, пандемий, стихийных бедствий, растущих стратегических угроз, в том числе угроз для демократий, критической инфраструктуры, цепочек поставок. Члены НАТО повышают свою устойчивость, устраняя уязвимые места, которые в противном случае могут быть использованы в качестве рычага давления или стать мишенью для противников. Таким образом, устойчивость является важным аспектом сдерживания путем отрицания, убеждая противника не нападать, внушив ему, что нападение не позволит достичь намеченных целей.

Устойчивость также требует тесного военно-гражданского сотрудничества, так как она влияет на способность НАТО осуществлять свои миссии и поддерживать мобильность ее войск и техники. Обеспечение адекватной поддержки национальных сил и войск под командованием НАТО гражданскими ресурсами и инфраструктурой является ключевой характеристикой усилий НАТО по повышению устойчивости. С 2014 года НАТО предоставляет руководящие указания для оказания помощи национальным властям в повышении их устойчивости по семи базовым требованиям путем снижения потенциальной уязвимости. Эти требования регулярно обновляются, чтобы отразить меняющийся характер вызовов, с которыми сталкивается Североатлантический союз.

В соответствии с Повесткой НАТО 2030  и Обязательством по укреплению устойчивости 2021 года, Стратегическая концепция 2022 года подчеркивает важность принятия более комплексного и лучше скоординированного подхода к обеспечению устойчивости в рамках Североатлантического союза, в том числе против российской политики принуждения, а также в поддержке партнеров НАТО в противодействии злонамеренному вмешательству и агрессии. Партнерства со странами, не входящими в НАТО, и другими организациями необходимы для укрепления национальной и коллективной устойчивости членов НАТО, а также для поддержки планирования и готовности Североатлантического союза путем обмена информацией и передовым опытом.

 

Укрепление сдерживания и обороны НАТО с 2014 г.

На протяжении всей своей истории НАТО постоянно адаптировала систему сдерживания и обороны к вызовам меняющейся обстановки в сфере безопасности. В частности, в последнее десятилетие – от незаконной аннексии Россией Крыма у Украины в 2014 году до полномасштабного вторжения в 2022 году и ее все более угрожающего построения по отношению к Североатлантическому союзу – НАТО пересмотрела свои планы и структуры, чтобы обеспечить готовность союзников к реагированию на любую угрозу с любого направления.

2014 — План действий по обеспечению готовности

План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, стал одной из основных движущих сил перемен в потенциале Североатлантического союза в области сдерживания и обороны. План действий включал меры по обеспечению гарантий странам НАТО в Центральной и Восточной Европе для заверения их населения, сдерживания потенциальной агрессии и укрепления их обороны. Он также включал меры по адаптации — долгосрочные изменения в структуре сил и командовании НАТО — которые стали началом самого значительного укрепления коллективной обороны НАТО с конца холодной войны.

2016 — Укрепление потенциала сдерживания и обороны, в том числе через усиленное передовое присутствие

На встрече в верхах Варшаве в 2016 году, основываясь на Плане действий, главы государств и правительств стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны. Это предоставило НАТО широкий круг вариантов, позволяющих реагировать на любые угрозы, откуда бы они ни исходили, в целях защиты территории, населения, воздушного пространства и морских путей сообщения стран Североатлантического союза. Члены НАТО договорились о создании усиленного передового присутствия на востоке Североатлантического союза, и в 2017 году четыре многонациональные боевые группы были развернуты в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Были приняты дополнительные меры для укрепления безопасности в юго-восточном регионе Североатлантического союза, а также было создано специальное передовое присутствие в Черноморском регионе. Кроме того, был принят ряд мер по адаптации Североатлантического союза к вызовам, исходящим с юга, включая укрепление потенциала, специализированные учения и заблаговременное планирование, а также создание Регионального хаба для юга в Неаполе, Италия, который способствует повышению осведомленности НАТО об обстановке.

2018 — Инициатива НАТО об обеспечении готовности

На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году руководители стран НАТО подтвердили свою решимость повышать готовность, усиливать способность к реагированию и совершенствовать обеспечение подкрепления Североатлантического союза для реагирования на угрозы в рамках подхода кругового обзора («360 градусов»). Инициатива НАТО об обеспечении готовности была предпринята для укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию либо в целях предоставления подкрепления странам НАТО в поддержку сдерживания или коллективной обороны, в том числе для ведения интенсивных боевых действий, либо в случае срочного военного кризисного реагирования, при необходимости. Эта инициатива заключалась в предоставлении 30 тяжелых или средних маневренных батальонов, 30 боевых воздушных эскадрилий и 30 крупных военно-морских кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или раньше.

2020 — Концепция сдерживания и обороны евроатлантического региона

В 2020 году союзники утвердили Концепцию сдерживания и обороны евроатлантического региона. Концепция сдерживания и обороны обеспечивает союзникам по НАТО единую, согласованную структуру противодействия, сдерживания и защиты от основных угроз Североатлантическому союзу в многосферной обстановке. Она также повышает готовность Североатлантического союза к противодействию вызовам путем усиления заблаговременного планирования НАТО на случай возможных сценариев кризиса или конфликта. В рамках концепции НАТО разрабатывает стратегические, специфические для каждой сферы и региональные военные планы, чтобы повысить способность Североатлантического союза реагировать на любые непредвиденные ситуации. Эти планы полностью согласуются с планированием сил союзников и новой моделью сил НАТО и включают в себя управление потенциалом, развитие сил и средств (включая обучение и учения), а также командование и управление.

2021 — Повестка дня НАТО 2030 и Базовая концепция боевых действий НАТО

На встрече на высшем уровне в Брюсселе в 2021 году союзники согласовали повестку дня НАТО 2030, призванную еще больше укрепить Североатлантический союз и направить его адаптацию в будущем. Эта повестка включает сдерживание и оборону в качестве центрального элемента трансатлантических связей между Европой и Северной Америкой, лежащего в основе Североатлантического союза. Лидеры стран Североатлантического союза приветствовали значительный прогресс, достигнутый в укреплении потенциала сдерживания и обороны НАТО с 2014 года, включая увеличение расходов на оборону, современные силы и средства, повышение политической и военной оперативности реагирования и боеготовности.

Руководство стран также приветствовало продолжающуюся реализацию Концепции сдерживания и обороны и Базовой концепции боевых действий НАТО, которые обеспечивают долгосрочное видение сохранения и развития решающего военного превосходства НАТО, гарантируя, что Североатлантический союз будет постоянно развивать свое военное и технологическое преимущество по мере изменения характера конфликта.

2022 — Реакция на войну России против Украины

После полномасштабного вторжения России на Украину 24 февраля 2022 года лидеры стран НАТО собрались в Брюсселе 24 марта 2022 года для рассмотрения последствий действий России и принятия мер по дальнейшему укреплению сдерживания и обороны НАТО. Они приняли решение развернуть четыре многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к тем, которые уже находятся в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, тем самым удвоив количество боевых групп на восточном фланге с четырех до восьми. Они также решили усилить киберзащиту и расширить учения, направленные на коллективную оборону и оперативную совместимость. 

На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО приняли решения о существенном усилении потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза. С этой целью члены НАТО договорились скорректировать баланс между силами в местах постоянной дислокации и подкреплением. Они договорились о том, что при необходимости должна быть возможность масштабировать передовые боевые группы, развернутые на восточном фланге Североатлантического союза, до уровня бригады. Эти развернутые силы поддерживаются надежными быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенной техникой и усовершенствованной системой командования и управления. Страны НАТО также согласовали новую модель сил, которая укрепит и модернизирует структуру сил НАТО, поддержит выполнение основных задач НАТО и обеспечит ресурсами военные планы Североатлантического союза нового поколения. Члены НАТО договорились поддерживать существенное и постоянное присутствие на суше, на море и в воздухе, в том числе посредством усиления интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны.

2023 — Новое поколение планов региональной обороны и План действий в области оборонного производства

На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году лидеры стран НАТО договорились о модернизации НАТО для новой эры коллективной обороны, утвердив наиболее полные и детальные оборонные планы обороны со времен холодной войны. Эти региональные оборонные планы нового поколения значительно повышают согласованность планирования коллективной обороны НАТО, включая национальное планирование сил, построения, потенциалов, командования и управления союзников. Эти планы определяют, как НАТО будет сдерживать и обороняться от любого агрессора с любого направления, объясняют, как в случае кризиса силы союзников будут обороняться и отражать сложные угрозы на всей территории НАТО. В них также конкретно указывается, что будет ожидаться от членов НАТО в случае кризиса. В связи с усложняющейся обстановкой угроз это более серьезные и высокие требования к союзникам, чем те, которые НАТО предъявляла со времен окончания холодной войны. Планы гарантируют, что союзники смогут предоставить необходимые силы в необходимое время и в необходимом месте.

В Вильнюсе государства-члены также согласовали новый План действий в области оборонного производства, чтобы укрепить взаимодействие с оборонно-промышленным комплексом, ускорить проведение совместных закупок, повысить производственные мощности и уровень оперативной совместимости между союзниками.

2024 — Модель сил НАТО и обязательство НАТО по расширению промышленных мощностей

На Вашингтонском саммите 2024 года союзники высоко отметили прогресс, достигнутый после саммитов в Мадриде (2022 г.) и Вильнюсе (2023 г.) в области укрепления и модернизации Североатлантического союза и начала нового этапа коллективной обороны.

Для обеспечения эффективности оборонных планов, согласованных в Вильнюсе, страны НАТО реализуют модель сил НАТО, принятую в Мадриде, которая предоставляет более значительный резерв специальных боеспособных сил, используя региональный опыт и географическую близость для повышения оперативности реагирования сил. В рамках этих усилий страны-члены также создали новые многонациональные Силы быстрого реагирования НАТО в июле 2024 года, которые обеспечивают больше возможностей для быстрого реагирования на угрозы и кризисы на всех направлениях. Модель сил НАТО и Силы быстрого реагирования пришли на смену силам реагирования НАТО. Это базовый инструмент, через который обеспечивается организация и активизация национальных сил союзников, управление, и командование ими, а также предоставляется доступ к большим резервам сил НАТО, что улучшает возможности Союза по реагированию в очень сжатые сроки.

В Вашингтоне лидеры стран НАТО также пришли к согласию по обязательствам по расширению промышленного потенциала НАТО, чтобы расширить сотрудничество с оборонно-промышленным комплексом и в срочном порядке обеспечить наличие наиболее критически важных сил и средств, включая боеприпасы и системы противовоздушной обороны. Это обязательство основывается на Плане действий в области оборонного производства, который союзники согласовали в 2023 году.

На саммите в Вашингтоне лидеры НАТО договорились об укреплении командования и управления НАТО и приветствовали предпринимаемые союзниками усилия по увеличению своего присутствия на восточном фланге НАТО.; в июле 2024 года Латвия стала первой страной, которая увеличила состав сухопутных войск передового базирования НАТО на своей территории до уровня бригады, когда была сформирована многонациональная бригада НАТО в Латвии с Канадой в качестве рамочного государства. Кроме того, лидеры стран НАТО обязались повысить способность НАТО усиливать и обеспечивать силы союзников на всей территории Североатлантического союза, в том числе за счет улучшения координации материально-технического обеспечения и предварительного размещения боеприпасов и техники.

2025 год — Новые целевые показатели в области потенциала и обязательство о 5% оборонных инвестициях

На своей встрече в июне 2025 года министры обороны стран НАТО согласовали ряд новых целевых показателей в области потенциала, которые определяют, в какие силы и средства страны-союзницы должны инвестировать в ближайшие годы, чтобы НАТО могла выполнять свои задачи, в частности, в полном объеме реализовывать свои оборонные планы. Они включают конкретные целевые показатели в области противовоздушной и противоракетной обороны, оружейных комплексов большой дальности, логистики, крупных сухопутных маневренных формирований и многого другого.

На саммите НАТО в Гааге в 2025 году лидеры стран-членов Североатлантического союза приняли обязательство к 2035 году ежегодно инвестировать в оборону 5% ВВП. Эти 5% включают не менее 3,5% на покрытие основных потребностей вооруженных сил стран-членов союза, для достижения целевых показателей НАТО в области потенциала, и до 1,5% — на расходы, связанные с обороной и безопасностью, например на защиту критически важной инфраструктуры. НАТО также обнародовала обновленный План действий по оборонному производству, чтобы продолжить наращивание оборонно-промышленного потенциала Североатлантического союза.

Кроме того, на протяжении 2025 года ряд членов НАТО продолжил демонстрировать свою способность наращивать свое присутствие на восточном фланге НАТО, а Германия официально ввела в строй свою многонациональную бригаду в Литве.

 

Укрепление сдерживания и обороны в отдельных областях

Помимо всех вышеперечисленных мер на протяжении последнего десятилетия НАТО усилило свои возможности по сдерживанию и обороне в следующих отдельных областях.

Интегрированная система противовоздушной и противоракетной обороны

Лидеры стран НАТО договорились о повышении готовности, подготовленности и оперативной совместимости Интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО путем проведения мероприятий во всех сферах по всему спектру конфликтов. Североатлантический союз укрепляет интеграцию и согласованность своей системы ПВО/ПРО за счет регулярной подготовки и ротационного присутствия современных систем, сил и средств ПВО с особым вниманием к восточному флангу. Эти усилия поддержат готовность НАТО, в том числе ее способность сдержать агрессию и управлять рисками эскалации в случае кризиса с ядерным измерением.

Ядерное сдерживание и контроль над вооружениями

НАТО продолжает рассматривать последствия для безопасности продолжающейся модернизации ядерных сил России, включая создание большого запаса оружия театра военных действий и расширение ее новых и разрушительных систем доставки двойного назначения, которые представляют значительный риск для безопасности Североатлантического союза. Нарушения и избирательное выполнение Россией своих обязанностей и обязательств в области контроля над вооружениями привели к ухудшению более широкой обстановки в области безопасности. Североатлантический союз отвечает на это укреплением своих передовых обычных потенциалов, инвестируя в новые платформы – включая истребители пятого поколения – и осуществляя адаптацию своих учений, разведки и построения противовоздушной и противоракетной обороны. При этом НАТО предпринимает все необходимые шаги для того, чтобы ее политика и силы ядерного сдерживания оставались убедительными, эффективными, безопасными и надежными. В то же время НАТО сохраняет неизменную приверженность эффективному контролю над вооружениями, разоружению и продолжает призывать всех субъектов, включая Россию и Китай, к конструктивному взаимодействию.

Учения

Учения остаются неотъемлемой частью потенциала сдерживания и обороны НАТО, поскольку военная подготовка является важнейшим требованием для поддержания уровня готовности и повышения оперативной совместимости Североатлантического союза. В этой связи мы активизируем учебную подготовку и учения с использованием моделирования обычного или, для соответствующих членов НАТО, ядерного измерения конфликта, для обеспечения большей слаженности между обычными и ядерными компонентами потенциала сдерживания и обороны во всех сферах и во всем спектре конфликта. Учения играют важную сдерживающую роль, показывая потенциальным противникам возможности сил и средств НАТО, ее решимость и решительность.

Киберпространство

НАТО признает киберпространство сферой операций, в которой она должна защищать себя так же эффективно, как и в воздухе, на суше, на море и в космосе. Создание Центра киберопераций в Бельгии в 2018 году и формирование групп поддержки по борьбе с гибридными действиями для оказания помощи тем странам НАТО, которые в ней нуждаются, также активизируют усилия Североатлантического союза в области сдерживания. На встрече в верхах НАТО в Брюсселе в 2021 году страны-члены одобрили новую Всеобъемлющую политику киберзащиты, которая обеспечивает реализацию основных задач НАТО и общего потенциала сдерживания и обороны для повышения устойчивости Североатлантического союза в киберпространстве. На саммите в Вашингтоне в 2024 году союзники договорились о создании Интегрированного центра киберзащиты НАТО для усиления защиты сетей, улучшения понимания ситуации и разработки киберпространства как сферы операций.

Космос

На встрече лидеров в декабре 2019 года в Лондоне НАТО объявила космос пятой сферой операций (наряду с воздухом, сушей, морем и киберпространством). Информация, собираемая и передаваемая через спутники, имеет решающее значение для деятельности, операций и миссий НАТО, включая коллективную оборону, кризисное реагирование и борьбу с терроризмом. Созданный в 2020 году в Германии Центр космических операций НАТО служит координационным центром для обмена информацией, координируя усилия союзников и оказывая поддержку операциям и миссиям НАТО. На встрече в верхах в 2021 году в Брюсселе НАТО признала, что нападения в космическом пространстве, по направлению к нему или исходящие из него представляют явную угрозу безопасности Североатлантического союза и могут привести к задействованию статьи 5 Североатлантического договора. В 2023 году НАТО объявила о планах по созданию Постоянной космической разведки НАТО (APSS). Эта инициатива призвана повысить качество систем космического мониторинга и разведки, которые позволят улучшить понимание обстановки и принимать более качественные решения. В 2025 году союзники по НАТО приняли первую Стратегию НАТО в отношении коммерческого космического сектора, которая направлена на укрепление связей Североатлантического союза с этим сектором и повышение способности НАТО использовать растущий спектр коммерческих космических решений.

Сотрудничество с партнерами

Усилия НАТО в области адаптации продолжаются во всех сферах и в областях, охватывающих все общество и соответствующий подход к обороне и безопасности, таких как гражданская готовность и противодействие гибридным угрозам. Североатлантический союз укрепляет эти усилия посредством расширенного сотрудничества с Европейским союзом, которое включает создание взаимодополняющего и оперативно совместимого потенциала во избежание дублирования усилий и для содействия трансатлантическому распределению бремени. Североатлантический союз также сотрудничает с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе в решении сквозных проблем и противодействии глобальным вызовам безопасности.

 

Поддержание военного и технологического преимущества

Наряду с тем, что Североатлантический союз должен быть в состоянии сохранять мир сегодня, он также должен подготовиться к все более непредсказуемой обстановке в области безопасности в будущем. С этой целью НАТО принимает широкий спектр мер для сохранения своего военного и технологического преимущества над потенциальными противниками.

Поддержание своего технологического преимущества всегда было важным фактором, обеспечивающим способность НАТО осуществлять сдерживание и оборону от какой бы то ни было угрозы. Инновации в области новых и новейших технологий, таких как искусственный интеллект, автономные системы вооружения, большие данные и биотехнологии меняют характер войны. Поэтому Североатлантический альянс сотрудничает с партнерами из государственного и частного секторов, научным сообществом и гражданским обществом в целях разработки и внедрения новых технологий, установления международных принципов их ответственного использования и сохранения технологического преимущества НАТО за счет инноваций. В рамках этой работы НАТО согласовала стратегию внедрения новых и новейших технологий. Она также учредила Катализатор оборонных инноваций для Северной Атлантики (DIANA) и Инновационный фонд НАТО в размере 1 млрд евро первый в мире многосторонний фонд венчурного капитала.

Чтобы продолжить эти усилия, на Форуме оборонной промышленности в рамках саммита НАТО 2025 года в Гааге НАТО публично обнародовала ряд новых стратегий, направленных на совершенствование разработки и закупки новых средств. Обновленный План действий по оборонному производству поможет укрепить оборонно-промышленный комплекс Североатлантического союза по обе стороны Атлантики. Первая Стратегия НАТО в отношении коммерческого космического сектора усилит сотрудничество НАТО с частными компаниями в космическом секторе. План действий по ускоренному внедрению повысит темпы разработки и интеграции союзниками новых технологий. Эти меры, наряду с расширением сотрудничества с ключевыми партнерами, такими как Европейский союз, Украина и партнеры в Индо-Тихоокеанском регионе, помогут Североатлантическому союзу продолжить укрепление своих промышленности и технологий и сохранить сильными его вооруженные силы. 

 

Инвестиции в оборону

На саммите НАТО в Гааге в 2025 году лидеры стран-членов Североатлантического союза обязались к 2035 году ежегодно инвестировать 5% валового внутреннего продукта (ВВП) в оборону. Это 5% обязательство  включает не менее 3,5% на покрытие основных потребностей вооруженных сил стран НАТО для достижения целевых показателей НАТО в области потенциала и до 1,5% — на расходы, связанные с обороной и безопасностью, например на защиту критически важной инфраструктуры и сетей, гражданскую готовность и устойчивость, а также на инновации и развитие оборонной промышленности. Эти инвестиции обеспечат союзникам по НАТО силы, средства, ресурсы, инфраструктуру, боеготовность и устойчивость, необходимые для сдерживания и обороны.

5% обязательство, согласованное в 2025 году, основано на предыдущем обязательстве об оборонных инвестициях, принятом лидерами стран НАТО на саммите в Уэльсе в 2014 году. В обязательстве 2014 года, содержится призыв ко всем союзникам остановить сокращение военных бюджетов и продвинуться вперед в выполнении согласованного НАТО руководящего указания о выделении не менее 2% ВВП на оборону в течение десятилетия. Кроме того, страны НАТО договорились, в те же сроки, стремиться к выделению по меньшей мере 20% ежегодных оборонных расходов на основную технику, в том числе на связанные с ней научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. С того времени все государства-члены увеличили свои оборонные расходы, продолжали развивать свои силы и средства и вносить вклады в операции, миссии и деятельность НАТО. 

На встрече в верхах в Вильнюсе лидеры стран НАТО согласовали новое Обязательство по оборонным инвестициям, взяв на себя неизменное обязательство ежегодно инвестировать в оборону не менее 2% нашего валового внутреннего продукта и не менее 20% своих оборонных бюджетов на основную технику, включая оборонные исследования и разработки. Они также подтвердили, что во многих случаях для восполнения существующих недостатков и удовлетворения требований во всех областях в условиях более оспариваемого порядка в сфере безопасности потребуются расходы, превышающие 2% ВВП.

Ожидается, что в 2025 году все государства-члены достигнут или превысят целевой показатель по инвестициям в оборону не менее 2% валового внутреннего продукта, тогда как в 2014 году таких государств было всего три. За последнее десятилетие европейские союзники и Канада постоянно увеличивали свои коллективные инвестиции в оборону – с 1,43 % совокупного ВВП в 2014 году до 2,02 % в 2024 году, в котором они вкладывают в оборону в общей сложности свыше 485 миллиардов долларов США (с поправкой на цены 2021 года).

Динамика и соотношение расходов в рамках 5% обязательства, согласованного в 2025 году, будут пересмотрены в 2029 году с учетом стратегической обстановки и обновленных целевых показателей в области потенциала НАТО.