NATO MULTIMEDIA ACCOUNT

Access NATO’s broadcast-quality video content free of charge

Register

Create an account

Create an account

Check your inbox and enter verification code

We have sent a verification code to your email address. . Enter the code to verify your account. This code will expire in 30 minutes.
Verification code

Didn't receive a code? Send new Code

You have successfully created your account

From now on you can download videos from our website

Subscribe to our newsletter

If you would also like to subscribe to the newsletter and receive our latest updates, click on the button below.

Reset password

Enter the email address you registered with and we will send you a code to reset your password.

Reset password
Check your inbox and enter verification code
We have sent a verification code to your email address. Enter the code to verify your account. This code will expire in 30 minutes.
Verification code

Didn't receive a code? Send new Code

Create a new password

The password must be at least 12 characters long, no spaces, include upper/lowercase letters, numbers and symbols.

Your password has been updated

Click the button to return to the page you were on and log in with your new password.

Коллективная оборона и статья 5

Updated: 18 November 2025

Принцип коллективной обороны занимает центральное место в основополагающем договоре НАТО. Он по-прежнему является уникальным и непреложным принципом, объединяющим членов организации, обязывающим их защищать друг друга и формирующим дух солидарности в Североатлантическом союзе.

  • Статья 5 Североатлантического договора гласит, что вооруженное нападение на одного члена НАТО должно рассматриваться как нападение на всех членов и приводит в действие обязательство каждого члена оказать ему помощь.
  • Эта помощь может включать или не включать применение вооруженной силы и может состоять в любых действиях, которые страны-члены НАТО сочтут необходимыми для восстановления и поддержания безопасности Североатлантического региона.
  • Статья 5 НАТО соответствует Статье 51 Устава Организации Объединенных Наций, признающей за государством, ставшим жертвой вооружённого нападения, неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону и на обращение за помощью к другим. В рамках НАТО Статья 5 превращает это право на самооборону в обязательство о взаимопомощи.
  • НАТО сослалась на Статью 5 впервые и единственный раз в своей истории после террористических нападений 11 сентября 2001 года на США.
  • Хотя сама Статья 5 была применена лишь однажды, она лежит в основе всех более широких мероприятий НАТО в области сдерживания и обороны, в том числе регулярного проведения военных учений и развертывания постоянных оперативных соединений Объединенных вооруженных сил НАТО.
  • НАТО придерживается подхода кругового обзора («360 градусов») к коллективной обороне — защита от всех угроз на всех направлениях.

Происхождение Статьи 5

4 апреля 1949 года 12 стран Европы и Северной Америки собрались в Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия) для подписания Североатлантического договора. Основополагающий договор НАТО невелик — всего 14 статей и чуть более 1000 слов — и его основная цель проста и ясна: совместное обязательство каждой страны оказать помощь другим странам в случае нападения на них.

Это было особенно неотложно необходимо в первые годы «холодной войны». Советский Союз опустил «железный занавес» над Европой, доминируя над соседними с ним государствами в Центральной и Восточной Европе и угрожая расширить свой контроль дальше на запад, если не встретит согласованного сопротивления.

12 стран — основателей НАТО, многие из которых все еще восстанавливали свою экономику и вооруженные силы после разрушений Второй мировой войны, — пришли к соглашению о том, что объединение сил и обязательство защитить друг друга являются ключом к сдерживанию советской угрозы. Статья 5 Вашингтонского договора стала наиболее ясным выражением этой гарантии и с тех пор остаётся краеугольным камнем трансатлантического звена, лежащего в основе НАТО.

Североатлантический договор был разработан через четыре года после принятия Устава ООН в 1945 году. Договор прямо ссылается на Устав не менее пяти раз в своем коротком тексте, включая первую фразу. В Статье 5 конкретно указано, что страны-члены НАТО могут осуществлять действия по коллективной обороне в соответствии со своими правами по Статье 51 Устава ООН, признающей за государством, подвергшимся вооруженному нападению, неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону и возможность обратиться к другим за помощью. Это право служит юридической основой для законных международных военных действий по обороне государств, ставших жертвами нападения.

Данное право на коллективную самооборону также позволяет государствам заключать двусторонние или многосторонние договоренности о взаимной обороне, предусматривающие помощь друг другу в случае будущего нападения. Такие договоренности могут оказывать значительный сдерживающий эффект на потенциальных агрессоров — что наглядно показывает опыт НАТО за более чем 75 лет. Хотя существует и множество других обязательств о взаимопомощи (например, Европейский союз и Организация американских государств также имеют договорные положения о коллективной обороне), степень военной координации в НАТО и коллективная военная сила Североатлантического союза делают Статью 5 НАТО уникально мощным инструментом.

Статья 5 гласит, что, если страна-член НАТО подвергнется вооруженному нападению, все остальные страны-члены будут рассматривать это как вооруженное нападение на всех и осуществят действия, которые они посчитают необходимыми, для оказания помощи подвергшейся нападению стране НАТО.

Статья 5

“Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления  такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и поддержания безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету Безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности».

Что считается «вооружённым нападением» по Статье 5?

Статья 5 применяется только в случае «вооружённого нападения». Очевидным примером было бы вторжение одного государства на территорию другого государства. Этот вид угрозы по-прежнему остается предметом серьезной озабоченности и является основным направлением усилий НАТО по сохранению и наращиванию своего потенциала по защите всех членов организации. Однако то, что в контексте Статьи 5 считается «вооружённым нападением» в рамках Статьи 5, должно оцениваться индивидуально в каждом случае и не ограничивается традиционными понятиями прямых военных ударов со стороны государственного субъекта. Например, НАТО сослалась на Статью 5 в ответ на террористические атаки «Аль-Каиды» на США 11 сентября 2001 года (см. подробнее ниже). События, лишённые международного элемента (например, чисто внутренние террористические акты), не приводят в действие механизм Статьи 5 (при этом, союзники по НАТО могут предлагать и часто предлагают помощь в подобных случаях). На недавних саммитах НАТО лидеры стран-членов Североатлантического союза уточняли, что Статья 5 может применяться к нападениям из космоса, на космические объекты, и что крупные кибератаки и прочие гибридные атаки могут считаться равносильными «вооруженному нападению».

Статья 6 Североатлантического договора устанавливает географические пределы действия обязательства НАТО по взаимопомощи, ограничивая его Североатлантической зоной к северу от тропика Рака.

Как приводится в действие механизм Статьи 5?

Североатлантический договор не предписывает какой-либо специальной процедуры для приведения в действие механизма обязательства по взаимопомощи в рамках Статьи 5.

Обязательство оказать помощь союзнику немедленно, «индивидуально и по соглашению с другими Договаривающимися сторонами» возникает при соблюдении двух условий:

  1. Страна-член НАТО подверглась «вооружённому нападению» в соответствии с вышеприведенным описанием (оценка которого проводится добросовестно всеми странами-членами НАТО — индивидуально или коллективно), и
  2. Подвергшаяся нападению страна-член направляет запрос о коллективных действиях или дает согласие на коллективные действия по Статье 5. Подвергшаяся нападению страна-член может также принять решение не обращаться за помощью по Статье 5 и прореагировать на ситуацию, используя другие механизмы.

Страны-члены НАТО регулярно собираются на заседаниях основного политического органа принятия решений НАТО —  Североатлантического совета — для обсуждения вопросов безопасности, вызывающих озабоченность Североатлантического союза. Если какая-либо страна НАТО становится объектом вооруженного нападения, заседание Совета созывается немедленно, чтобы обсудить, рассматривается ли это нападение как действие, подпадающее под Статью 5. Если устанавливается, что выполнены два вышеуказанных условия, страны-члены НАТО могут сделать политическое заявление, ссылаясь на Статью 5  или объявляя, что они предпринимают действия по коллективной обороне в соответствии со Статьей 5.

Также любая страна-член НАТО может обратиться с запросом о помощи к другим странам-членам НАТО в соответствии со Статьей 4 Североатлантического договора. Статья 4 предусматривает консультации между странами-членами всякий раз, когда, по мнению любого из них, существует угроза территориальной целостности, политической независимости или безопасности страны-члена НАТО. При этом важно отметить, что консультации по Статье 4 не являются необходимым предварительным условием для действий по Статье 5. Консультации по Статье 4 также не подразумевают рассмотрения возможности применения Статьи 5.

 

Что происходит после приведения в действие механизма Статьи 5?

После того как механизм Статьи 5 приведен в действие, каждая страна-член НАТО обязана оказать помощь подвергшейся нападению стране-члену НАТО или подвергшимся нападению странам-членам НАТО, осуществляя «такое действие, которое сочтет необходимым», чтобы прореагировать на ситуацию. Это индивидуальное обязательство, возлагаемое на каждого члена НАТО, подлежащее дальнейшему выполнению в ходе консультаций и координации с другими членами.

В ситуации, подпадающей под действие Статьи 5, НАТО играет ключевую роль в этом процессе консультаций и координации, обеспечивая единую реакцию в поддержку страны-члена НАТО, подвергшейся нападению. Через НАТО подвергшаяся нападению страна-член может определить свои потребности в области безопасности и получить предложения о помощи, обеспечивая синхронизацию действий, предпринимаемых Североатлантическим союзом и странами НАТО. Например, после террористических нападений 11 сентября 2001 года страны-члены согласовали восемь мер в поддержку Соединенных Штатов (см. следующий раздел). Координация через НАТО не ограничивает страны-члены в осуществлении также действий в одностороннем или двустороннем формате.

Каждая страна-член НАТО определяет, как она будет выполнять обязательство о взаимопомощи, при условии, что ее усилия могут считаться соответствующими необходимым мерам «для восстановления и поддержания безопасности Североатлантической зоны». Действия, предпринимаемые в соответствии со Статьей 5, могут включать или не включать использование вооруженных сил.

Важно отметить, что Статья 11 Договора признает и допускает возможность конституционных ограничений, влияющих на то, как отдельные страны-члены НАТО выполняют свои обязательства по Статье 5 (например, развертывание вооруженных сил за рубежом в некоторых странах может требовать предварительного одобрения парламентом или консультаций с ним).

При разработке Статьи 5 в конце 1940-х годов существовал консенсус по принципу взаимопомощи, но имелись разные взгляды на то, как это обязательство будет реализовываться на практике. Европейские участники хотели обеспечить, чтобы Соединенные Штаты автоматически развертывали свои вооруженные силы для защиты их территории в случае нападения на одну из подписавших сторон. Соединенные Штаты не желали брать на себя такое конкретное обязательство, и это отражено в более гибкой формулировке Статьи 5, обязывающей страны-члены НАТО оказывать помощь, но не уточняющей вид или уровень помощи, которые они могут решить предоставить.

Действия, предпринятые в соответствии со Статьей 5 после нападений 11 сентября

11 сентября 2001 года Соединенные Штаты подверглись жестоким террористическим нападениям, в результате которых были убиты и ранены тысячи людей. Ответ Североатлантического союза на 11 сентября привел к активному участию НАТО в борьбе с терроризмом, началу его первых операций за пределами евроатлантического региона и основательной трансформации ее потенциалов. Это также привело к осуществлению Североатлантическим союзом впервые и (на сегодняшний день) единственный раз в истории действий в соответствии со Статьей 5 Североатлантического договора.

Проявление солидарности

11 сентября 2001 года Североатлантический совет выпустил заявление, осуждающее нападения и выражающее солидарность с Соединенными Штатами. Вечером 12 сентября 2001 года, менее чем через 24 часа после совершенных нападений, страны-члены НАТО собрались на заседании Североатлантического совета. Совет согласился с тем, что «если им будет установлено, что это нападение на Соединенные Штаты было направлено извне, то оно будет считаться действием, подпадающим под Статью 5 Вашингтонского договора». Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон впоследствии проинформировал Генерального секретаря ООН о решении Североатлантического союза.

2 октября 2001 года, после того как Совету было доложено о результатах расследования нападений 11 сентября, он постановил, что они фактически рассматриваются как действие, подпадающее под Статью 5.

Предпринятые действия

В последующие недели состоялись консультации между странами-членами НАТО, и Североатлантический совет принял решение о коллективных действиях. Это не ограничивало право Соединенных Штатов на осуществление независимых действий в соответствии с Уставом ООН.

4 октября 2001 года НАТО согласовала пакет из восьми мер в поддержку Соединенных Штатов:

  • активизация совместного использования разведывательных данных и сотрудничества как на двусторонней основе, так и в соответствующих органах, связанных с угрозами, исходящими от терроризма, и действиями, которые необходимо предпринимать для противодействия ему;
  • предоставление содействия государствам-членам НАТО и другим странам, индивидуально или коллективно, в случае необходимости и в соответствии с их возможностями, которые подвергаются или могут подвергаться возросшим террористическим угрозам в результате оказания ими поддержки кампании по борьбе с терроризмом;
  • осуществление необходимых мер для усиления безопасности объектов Соединенных Штатов и других стран НАТО на их территории;
  • дополнение отдельных сил и средств в зоне ответственности НАТО, необходимых для оказания непосредственной поддержки операциям против терроризма;
  • предоставление разрешений на пролет для военных летательных аппаратов, принадлежащих США и другим странам НАТО и связанных с операциями против терроризма, в соответствии с необходимыми механизмами организации воздушного движения и национальными процедурами;
  • предоставление доступа Соединенным Штатам и другим странам НАТО к портам и аэродромам на территории государств-членов НАТО для операций против терроризма, в том числе для дозаправки, в соответствии с национальными процедурами;
  • обеспечение готовности Североатлантического союза развернуть формирования своих постоянных оперативных соединений объединенных военно-морских сил в восточной части Средиземного моря в целях обеспечения присутствия НАТО и демонстрации ее решимости;
  • обеспечение готовности Североатлантического союза развернуть формирования своих Сил воздушного дальнего радиолокационного обнаружения в поддержку операций против терроризма.

По запросу Соединенных Штатов Североатлантический союз начал свою первую антитеррористическую операцию — «Игл ассист», — которая продлилась с 9 октября 2001 года до середины мая 2002 года. В операции участвовали семь самолетов ДРЛОУ НАТО, помогавших патрулировать воздушное пространство США. В общей сложности 830 членов экипажей из 13 стран-членов НАТО совершили более 360 вылетов. Это было первое использование военных сил и средств Североатлантического союза в поддержку операции по Статье 5.

26 октября 2001 года Североатлантический союз начал вторую антитеррористическую операцию в ответ на нападения против США — «Эктив индевор» («Активные усилия»), которая включала патрулирование Средиземного моря формированиями Постоянных военно-морских групп Североатлантического союза для выявления и сдерживания террористической деятельности, в том числе незаконного оборота. Изначально операция проводилась в соответствии со Статьей 5, а с 2004 года к ней присоединились страны, не входящие в НАТО. Операция завершилась в 2016 году.

 

Устойчивость и сдерживание: первая линия коллективной обороны

Коллективная оборона эффективна только при наличии мощных и надежных оборонительных возможностей. Таким образом, обязательство о взаимопомощи по Статье 5 должно рассматриваться вместе с обязательством стран-членов НАТО «поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением», как это выражено в Статье 3 Североатлантического договора. Сотрудничество между странами-членами НАТО по Статье 3 создает условия для эффективных коллективных действий в соответствии со Статьей 5, в случае если это будет необходимо.

Кроме того, эти две статьи не только закладывают фундамент для эффективного выполнения обязательства о взаимопомощи при вооруженном нападении на страну-член НАТО, но и служат мощным сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров, помогая предотвратить нападение до того, как оно произойдет. Развивая устойчивость своих обществ к вооруженным нападениям или другим крупным потрясениям или сбоям (Статья 3) и подтверждая взаимопомощь в случае вооруженного нападения (Статья 5), страны-члены НАТО сдерживают агрессию и обеспечивают готовность.

Хотя страны-члены НАТО применяли Статью 5 только один раз, они координировали меры сдерживания на протяжении всей истории Североатлантического союза, предотвращая конфликты посредством подготовки к коллективной обороне. В период «холодной войны» страны-члены НАТО размещали войска по всей Европе и проводили масштабные военные учения для демонстрации своих возможностей. В последние годы, после незаконной аннексии Россией Крыма в 2014 году и особенно после ее полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году, НАТО увеличила численность и способность к реагированию ее сил повышенной готовности и усилила военное присутствие на восточном фланге Союза НАТО. Это включало развертывание многонациональных сухопутных войск передового базирования в Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Словакии и Эстонии; усиление воздушного патрулирования истребителями стран-членов НАТО; укрепление системы противовоздушной и противоракетной обороны и многое другое. Североатлантический союз также принял меры для противодействия вызовам безопасности с юга, включая терроризм во всех его формах и проявлениях.

Подробнее о конкретных мерах, принятых Североатлантическим союзом для сдерживания агрессии и обеспечения способности к обороне: Сдерживание и оборонаУкрепление восточного фланга НАТО