Отношения с Украиной

  • Last updated 14-Mar-2022 16:29

Суверенная, независимая и стабильная Украина, твердо приверженная демократии и верховенству права, имеет ключевое значение для евроатлантической безопасности. Отношения между НАТО и Украиной берут свое начало в 1990-е годы, и с тех пор они стали одним из самых существенных партнерств НАТО. С 2014 года, вследствие российско-украинского конфликта, было активизировано сотрудничество в важных областях.

NATO Secretary General Jens Stoltenberg and the  President of Ukraine Volodymyr Zelenskyy

 

  • Диалог и сотрудничество начались, когда получившая независимость Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (1991 год) и программе «Партнерство ради мира» (1994 год).
  • Отношения укрепились после подписания Хартии об особом партнерстве 1997 года, в соответствии с которой для развития сотрудничества была учреждена Комиссия НАТО–Украина (КНУ).
  • С 2009 года КНУ осуществляет контроль за процессом евроатлантической интеграции Украины, включая реформы в рамках Годовой национальной программы (ГНП).
  • Со временем происходит углубление взаимовыгодного сотрудничества, при этом Украина активно участвует в операциях и миссиях под руководством НАТО.
  • Приоритет отдается поддержке всесторонних реформ в секторе безопасности и обороны, которые имеют жизненно важное значение для демократического развития Украины и для укрепления ее способности обеспечивать самооборону.
  • После встречи НАТО в верхах в Варшаве в июле 2016 года оказываемая Украине практическая поддержка была изложена во Всеобъемлющем пакете помощи для Украины.
  • В июне 2017 года парламент Украины принял закон, восстанавливающий курс страны на членство в НАТО в качестве стратегической цели внешней политики и политики безопасности. В 2019 году вступила в силу соответствующая поправка к Конституции Украины.
  • В сентябре 2020 года президент Владимир Зеленский утвердил новую Стратегию национальной безопасности Украины, которая предусматривает развитие особого партнерства с НАТО с целью членства в НАТО.
  • В ответ на российско-украинский конфликт НАТО усилила поддержку в области создания сил и средств и наращивания потенциала в Украине. Страны НАТО осуждают и не будут признавать незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма и ее дестабилизирующую и агрессивную деятельность на востоке Украины и в регионе Черного моря. НАТО увеличила свое присутствие на Черном море и активизировала морское сотрудничество с Украиной и Грузией.
  • НАТО самым решительным образом осуждает полномасштабное вторжение России в Украину, начавшееся в феврале 2022 года, которое является совершенно неоправданным и неспровоцированным. Это грубое нарушение международного права и серьезная угроза евроатлантической безопасности.
  • Североатлантический союз также осуждает решение России признать сепаратистские регионы на востоке Украины.
  • Страны НАТО призывают Россию немедленно прекратить военные действия и вывести все свои силы из Украины и из районов вокруг нее.
  • НАТО поддерживает народ Украины и ее законного, демократически избранного президента, парламент и правительство. Североатлантический союз всегда будет полностью поддерживать территориальную целостность и суверенитет Украины в рамках ее международно признанных границ. Россия сейчас сталкивается с серьезными издержками и последствиями в результате санкций, налагаемых всем международным сообществом.

 

  • Реакция на российско-украинский конфликт

    C самого начала российско-украинского конфликта в 2014 году НАТО заняла твердую позицию, которая состоит в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках ее международно признанных границ. Страны НАТО решительно осуждают и не будут признавать незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, а также осуждают его временную оккупацию. Североатлантический союз также осуждает принятое 22 февраля Россией решение признать самопровозглашенные «Донецкую народную республику» и «Луганскую народную республику» на востоке Украины, что является вопиющим нарушением международного права, которое еще больше подрывает суверенитет и территориальную целостность Украины. Кроме того, НАТО самым решительным образом осуждает начавшееся в феврале 2022 года полномасштабное вторжение России в Украину, которое является совершенно неоправданным и неспровоцированным. Это грубое нарушение международного права и серьезная угроза евроатлантической безопасности.

    В результате незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма страны НАТО в 2014 году приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставив при этом открытыми политические и военные каналы связи. В феврале 2022 года союзники по НАТО приняли беспрецедентный пакет ограничительных мер, включая массированные и жесткие экономические санкции, которые были введены против России в результате ее полномасштабного вторжения в Украину. Страны НАТО призывают Россию немедленно прекратить военные действия и вывести все свои силы из Украины и из районов вокруг нее, полностью соблюдать международное гуманитарное право и предоставить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ и помощь всем нуждающимся. Они также призывают Россию прекратить ограничивать судоходство в районах Черного моря и прекратить препятствовать доступу в Азовское море. 

    В течение кризиса проводились регулярные консультации в рамках Комиссии НАТО–Украина (КНУ) в условиях непосредственных угроз для территориальной целостности, политической независимости и безопасности Украины. КНУ проводила чрезвычайные заседания в связи с неоправданным применением Россией военной силы против украинских кораблей вблизи Керченского пролива в ноябре 2018 года и угрожающим наращиванием Россией военной мощи в апреле 2021 года. Другие чрезвычайные заседания КНУ прошли в штаб-квартире НАТО в январе и феврале 2022 года, в центре их внимания были продолжающееся наращивание Россией военной мощи и неспровоцированное нападение на Украину. 

    Наряду с оказанием политической поддержки Украине НАТО значительно активизировала практическую помощь Украине. Непосредственно после незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в 2014 году министры иностранных дел стран НАТО договорились о мерах, призванных повысить способность Украины обеспечивать собственную безопасность. Кроме того, они приняли решение и дальше усиливать практическую поддержку Украины на основе значительного укрепления существующих программ сотрудничества, а также развития существенных новых программ.

    Союзники по НАТО усиливают политическую и практическую поддержку Украины, которая продолжает защищаться от полномасштабного вторжения России. Североатлантический союз помогает координировать запросы Украины о помощи и поддерживает союзников в доставке гуманитарной и нелетальной помощи. Отдельные страны-члены НАТО направляют в Украину оружие, боеприпасы, грузы медицинского назначения и другую жизненно важную военную технику. Они также предоставляют Украине финансовую помощь в размере миллионов евро. Многие союзники также предлагают гуманитарную помощь гражданскому населению и открывают свои границы для украинских беженцев.

    НАТО поддерживает народ Украины и его законного, демократически избранного президента, парламент и правительство. Североатлантический союз всегда будет оказывать полную поддержку территориальной целостности и суверенитету Украины в пределах ее международно признанных границ.

  • Рамки сотрудничества

    Фундаментом отношений между НАТО и Украиной остается Хартия об особом партнерстве 1997 года. Комиссия НАТО–Украина (КНУ) направляет совместную деятельность по сотрудничеству и является форумом для консультаций между странами НАТО и Украиной по вопросам безопасности, представляющим общий интерес. Заседания КНУ могут проводиться на различных уровнях, в том числе на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел или министров обороны, постоянных представителей, а также в различных форматах на рабочем уровне.

    Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между НАТО и Украиной, подписанная в 2009 году в качестве последующей меры по выполнению решений, принятых на встрече НАТО в верхах 2008 года в Бухаресте, закрепила за КНУ центральную роль в углублении регулярного политического диалога и сотрудничества в целях поддержания усилий Украины в области реформ, касающихся ее евроатлантических устремлений к членству в НАТО. Основным инструментом оказания поддержки этому процессу является Годовая национальная программа (ГНП), которая отражает цели национальной реформы Украины и ежегодные планы осуществления. ГНП состоит из пяти разделов, посвященных политическим и экономическим, оборонным и военным, ресурсным, правовым вопросам, а также вопросам безопасности. Это включает реформы, связанные с такими областями, как надлежащее управление, борьба с коррупцией, верховенство права, права человека, а также с сектором безопасности и обороны в соответствии с евроатлантическими принципами и стандартами.

    Страны НАТО ежегодно проводят оценку осуществления ГНП. Обязанности по ее осуществлению лежат, прежде всего, на Украине. Комиссия по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины, возглавляемая заместителем премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, обеспечивает общую координацию ее реализации государственными органами.

    Поддержка сотрудничества на местах осуществляется Представительством НАТО в Украине. В него входят Центр информации и документации НАТО (ЦИДН) и Бюро по связи НАТО. ЦИДН был создан в 1997 году для содействия усилиям по информированию общественности о деятельности НАТО и пользе сотрудничества между НАТО и Украиной. Бюро по связи НАТО было создано в 1999 году и играет ключевую роль в содействии сотрудничеству между НАТО и Украиной. Его ключевыми контактными ведомствами являются Министерства иностранных дел и обороны, Администрация Президента, Совет национальной безопасности и обороны, Верховная рада и другие учреждения Украины. Представительство НАТО в Украине играет ведущую роль в предоставлении консультаций стратегического уровня под эгидой Всеобъемлющего пакета помощи для Украины.

  • Ключевые области сотрудничества

    Сотрудничество Украины с НАТО является взаимовыгодным и включает:
    Создание сил и средств, оперативная совместимость

    • НАТО оказывает поддержку в реформировании сектора обороны и связанного с ним сектора безопасности Украины через Совместную рабочую группу по военной реформе, процесс планирования и анализа по программе ПРМ, Программу НАТО по укреплению этических основ, Программу НАТО по углублению военного образования, Совместную рабочую группу по военно-техническому сотрудничеству и консультативную миссию в Представительстве НАТО в Киеве.
    • С 2016 года в рамках Всеобъемлющего пакета помощи страны НАТО поддерживали цель Украины по осуществлению реформ сектора обороны и безопасности в соответствии со стандартами НАТО путем предоставления консультаций стратегического уровня через Представительство НАТО в Украине и оказания поддержки посредством 16 программ в области наращивания потенциала и целевых фондов. Сотрудничество в этой области имеет решающее значение для продолжающейся трансформации построения безопасности Украины и остается существенным элементом демократических преобразований в стране. 
    • С 2014 года в ответ на российско-украинский конфликт было начато несколько проектов целевых фондов для поддержки создания сил и средств и устойчивого наращивания потенциала в ключевых областях:
      • Командование, управление, связь и информатика (C4). Целевой фонд по командованию, управлению, связи и информатике оказывает содействие Украине в реорганизации и модернизации ее структур и возможностей в области С4, способствует их оперативной совместимости с НАТО и вкладу в учения и операции, проводимые под руководством НАТО, и повышает способность Украины обеспечивать свою собственную оборону и безопасность. Были согласованы и находятся на различных стадиях реализации четыре проекта, которые направлены на удовлетворение потребностей в областях безопасности регионального воздушного пространства; защищенной тактической связи; обмена знаниями; и осведомленности об обстановке.
      • Тыловое обеспечение и стандартизация. Этот целевой фонд призван оказывать поддержку проводимым реформам систем тылового обеспечения и стандартизации Украины для Вооруженных сил, а также, по мере необходимости, для других национальных военных структур, включая Национальную гвардию и Государственную пограничную службу.
      • Медицинская реабилитация. Этот целевой фонд направлен на обеспечение быстрого доступа к надлежащей медицинской помощи пациентам, в том числе украинским военнослужащим – мужчинам и женщинам, – находящимся на действительной службе или уволенным в запас, и гражданскому персоналу сектора обороны и безопасности. Кроме того, целевой фонд направлен на оказание поддержки Украине в укреплении ее системы медицинской реабилитации, чтобы обеспечить предоставление долгосрочных устойчивых услуг.
      • Переподготовка бывших военнослужащих по гражданским специальностям. Этот целевой фонд оказывает содействие Украине в разработке и применении устойчивого, эффективного и интегрированного подхода к социальной адаптации военнослужащих, внедренного в кадровую политику Вооруженных сил.
      • Обезвреживание взрывоопасных предметов (ВОП) и борьба с самодельными взрывными устройствами (СВУ). Этот целевой фонд оказывает непосредственную поддержку конкретным отдельным рекомендациям, содержащимся в Плане НАТО по предоставлению помощи Украине в обезвреживании ВОП и борьбе с СВУ. Фонд оказывает выборочную поддержку гражданской гуманитарной деятельности по очистке от взрывоопасных предметов, включая СВУ, и оказывает помощь в создании основ для трансформации обезвреживания ВОП и разработки борьбы с СВУ в Украине.
      • Киберзащита. Этот целевой фонд, который достиг своих целей и, следовательно, был завершен в 2017 году, был направлен на оказание помощи Украине в разработке исключительно оборонительных технических средств противодействия криберугрозам. В рамках содействия был создан центр управления инцидентами, предназначенный для мониторинга инцидентов в сфере кибербезопасности, а также лабораторий для расследования таких инцидентов.
    • Участие в процессе планирования и анализа по программе ПРМ помогает Украине ставить и достигать масштабных, но реалистичных целей для проведения реформ сектора обороны и безопасности, трансформации и создания потенциала; для повышения способности своих сил действовать совместно с силами государств-членов и стран-партнеров НАТО в операциях по реагированию на кризис и операциях по поддержанию мира; и для расширения возможностей Украины принимать на своей территории силы государств-членов и стран-партнеров НАТО в целях проведения учений и учебной подготовки.
    • В октябре 2005 года была начата Программа повышения квалификации для гражданских специалистов, работающих в институтах обороны и безопасности Украины. В 2014 году бюджет этой программы был увеличен вдвое в целях поддержки процессов трансформации и реформ. В 2017 году в рамках программы была начата реализация новых концепций, в том числе проект «100 чемпионов», оказывающий поддержку государственным служащим Украины, которые непосредственно отвечают за процессы евроатлантической интеграции.
    • С 2007 года Украина участвует в Инициативе по укреплению этических основ, которая предоставляет практическое содействие и консультации по укреплению этических основ, подотчетности и транспарентности в секторе обороны и безопасности. В октябре 2019 года девять учреждений сектора обороны и безопасности Украины завершили самооценку и экспертную оценку в области укрепления этических основ НАТО, которые обеспечили тщательную оценку институциональных потребностей и уязвимостей и предложили ряд директивных рекомендаций на секторальном уровне для совершенствования надлежащего управления и осуществления устойчивых антикоррупционных реформ в секторе обороны и связанном с ним секторе безопасности. На этой основе адресная программа мероприятий будет по-прежнему оказывать содействие на двух уровнях: предоставление институтам конкретных экспертных знаний для совершенствования надлежащего управления и управления оборонными ресурсами (финансовыми, людскими и материальными) и проведение мероприятий по учебно-образовательной подготовке для развития индивидуальных способностей и укрепления организационной культуры этичности.
    • Программа углубления военного образования оказывает помощь в совершенствовании и реструктуризации систем военного образования и профессиональной подготовки, уделяя особое внимание восьми военным учебным заведениям в Киеве, Львове, Харькове, Одессе и Житомире и пяти учебным центрам для военнослужащих сержантского состава в Десне, Яворове, Старичах, Николаеве и Василькове (включая частичное восстановление потенциала Морской академии в Одессе). Кроме того, в рамках Программы предоставляются консультации по вопросам управления академиями и университетами, оказывая поддержку профессорско-преподавательскому составу в области методов преподавания и помогая в разработке курсов по развитию руководящих навыков и процессу принятия решений.
    • НАТО обеспечивает наращивание потенциала в области киберзащиты для укрепления межведомственного сотрудничества и координации, а также для поддержки разработки национальной стратегии кибербезопасности Украины.
    • С 2004 года Совместная рабочая группа по военно-техническому сотрудничеству работает над расширением сотрудничества в области создания потенциала, процессов закупок военного оборудования и разработки технических стандартов. Это включает стандартизацию, кодификацию, тыловое обеспечение и управление жизненным циклом, а также сотрудничество с Конференцией руководителей национальных ведомств по вооружениям и Организацией НАТО по науке и технологии. Совместная рабочая группа также является форумом, на котором обсуждаются усилия Украины по реформированию оборонной промышленности.
    • Украина присоединилась к Программе по обмену данными о воздушной обстановке в июле 2006 года. Программа снижает риск потенциальных трансграничных инцидентов и оптимизирует реагирование на террористические акты, в которых используются гражданские самолеты. В связи с российско-украинским кризисом НАТО увеличила район, по которому предоставляется информация о воздушной обстановке.
    • Участие в широком спектре военных мероприятий и учений в рамках Плана работы Военного комитета с Украиной направлено на повышение оперативной совместимости и оперативного потенциала Вооруженных сил Украины, а также вносит существенный вклад в проводимую реформу сектора обороны и безопасности.
    • Активное участие Украины в Программе оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов НАТО поддерживает дальнейшее развитие Вооруженных сил, позволяя при этом Североатлантическому союзу формировать специально предназначенные комплекты сил, которые могут быть развернуты в поддержку операций и миссий под руководством НАТО.
    • Была разработана правовая база, которая позволяет Украине и НАТО и дальше развивать оперативную составляющую сотрудничества; она включает Соглашение о статусе сил «партнерства ради мира (ПРМ) (вступило в силу в мае 2000 года); Соглашение о поддержке принимающей страны (ратифицировано в марте 2004 года); и Соглашение о стратегических воздушных перевозках (ратифицировано в октябре 2006 года).
    • В июне 2020 года Украина стала шестым партнером с расширенными возможностями. Этот статус предоставляется тем участникам Инициативы НАТО по оперативной совместимости с партнерами, которые внесли особенно значительный вклад в операции НАТО и в достижение других целей Североатлантического союза. Статус партнера с расширенными возможностями способствует сотрудничеству, предоставляя Украине преимущественный доступ к инструментам обеспечения оперативной совместимости НАТО, включая учения, учебную подготовку, обмен информацией и осведомленность об обстановке. Другими партнерами с расширенными возможностями являются Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия и Швеция.
    • Украина также наращивает потенциал и повышает оперативную совместимость посредством участия в Силах реагирования НАТО.

    Более широкое сотрудничество

    • На фоне агрессивных действий России против Украины на встрече НАТО в верхах в Варшаве в июле 2016 года была создана Платформа НАТО–Украина по противодействию гибридной войне. Она обеспечивает механизм, позволяющий лучше выявлять гибридные угрозы и наращивать потенциал в области определения уязвимостей и укрепления устойчивости государства и общества. В настоящее время осуществляются проекты в поддержку исследований, проводятся учебная подготовка и консультации экспертов, в ходе которых основное внимание уделяется извлеченным урокам, противодействию дезинформации и повышению устойчивости.
    • Ряд проектов целевых фондов поддерживают уничтожение в Украине запасов противопехотных мин, боеприпасов, стрелкового оружия и легких вооружений. Еще один целевой фонд оказывает поддержку удалению радиоактивных отходов с бывших советских военных объектов в Украине.
    • НАТО поддерживает социальную адаптацию бывших военнослужащих к гражданской жизни посредством широкого круга проектов, оказывая содействие в профессиональной переподготовке, и предоставляет услуги по психологической реабилитации в целях смягчения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) среди демобилизованных военнослужащих. Кроме того, в рамках конкретного проекта целевого фонда предоставляются консультации по созданию интегрированной комплексной системы переподготовки бывших военнослужащих по гражданским специальностям (см. выше).
    • С начала кризиса в Крыму и на востоке Украины в 2014 году эксперты предоставляли консультации по планам действий в особой обстановке и мерам кризисного регулирования, связанным с рисками для критически важных объектов энергетической инфраструктуры и рисками в области гражданской защиты. Сегодня сотрудничество ориентировано на повышение национального потенциала гражданской готовности и устойчивости в условиях гибридных угроз. В 2019 году Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости разработала для украинских учреждений рекомендации по повышению устойчивости государства. Совместная рабочая группа по гражданскому чрезвычайному планированию осуществляет надзор за сотрудничеством в этой области. Украина также регулярно участвует в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, и сама принимала многочисленные учения по реагированию на бедствия.
    • С 1991 года Украина активно участвует в программе НАТО «Наука ради мира и безопасности». Совместная рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству способствует определению приоритетных областей практического научного сотрудничества в рамках программы НРМБ. В апреле 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. С 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. Сегодня ведущие направления сотрудничества с Украиной в рамках программы НРМБ включают передовые технологии, борьбу с терроризмом, защиту от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ, а также энергетическую и экологическую безопасность. Среди этих мероприятий следует отметить участие Украины в программе «Декстер», которая разрабатывает интегрированную систему обнаружения взрывчатых веществ и огнестрельного оружия в общественных местах.
    • НАТО оказывает поддержку Украине в выполнении резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о женщинах, мире и безопасности.
    • Бюро по связи НАТО руководит консультативной поддержкой НАТО в отношении реформ сектора безопасности и обороны Украины.
    • Центр информации и документации НАТО в Киеве поддерживает усилия национальных органов власти и неправительственных организаций по информированию общественности о НАТО и разъяснению отношений между НАТО и Украиной. Кроме того, НАТО предоставляет консультативную и финансовую поддержку для наращивания потенциала украинских властей в области общественной дипломатии, отношений со СМИ и стратегических коммуникаций.

    Поддержка операций под руководством НАТО

    • Украина оказывала содействие операциям по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и продолжает участвовать в Силах для Косово (СДК), в том числе выделяя инженерно-саперное подразделение с тяжелым оборудованием, обладающее потенциалом борьбы с самодельными взрывными устройствами.
    • В поддержку Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане Украина предоставляла право на пролет над своей территорией, позволяла осуществлять транзит предметов снабжения и выделяла медицинский персонал в поддержку групп восстановления провинций в Афганистане, а также инструкторов в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Афганистане. После завершения миссии ИСАФ в 2014 году Украина оказывала поддержку последующей миссии «Решительная поддержка» (2015-2021 годы) по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам безопасности.
    • С марта 2005 года Украина выделяла офицеров в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Ираке, которая завершилась в декабре 2011 года.
    • С 2007 по 2010 год Украина шесть раз развертывала свои корабли в поддержку «Эктив индевор» – контртеррористической операции по наблюдению за морским пространством в Средиземном море. В 2013 году она также участвовала в операции НАТО по борьбе с пиратством «Оушен шилд». После начала морской операции «Си гардиан» в 2016 году Украина продолжает предоставлять информацию для обеспечения осведомленности НАТО об обстановке на Черном море и вокруг него.

    Совместная рабочая группа НАТО-Украина по военной реформе

    • Сотрудничество НАТО и Украины в области реформы сектора обороны и безопасности является более обширным, чем у любой другой страны-партнера. Совместная рабочая группа НАТО-Украина по военной реформе (СРГВР) является основным центром в этой области сотрудничества.
    • Созданная в 1998 году под эгидой Комиссии НАТО-Украина, СРГВР реализует инициативы в области военно-гражданских отношений, демократического контроля и гражданского управления вооруженными силами и другими силовыми ведомствами, оборонного планирования, разработки политики, стратегии и концепций национальной безопасности.
    • СРГВР позволяет Украине использовать значительный опыт и знания стран-союзников и служит инструментом, через который союзники могут направлять помощь. Она также обеспечивает институциональную основу для сотрудничества НАТО с министерствами и ведомствами, участвующими в реализации реформы сектора обороны и безопасности в Украине. К ним относятся Совет национальной безопасности и обороны, министерства иностранных дел и обороны, Национальная гвардия, Пограничная служба, Служба безопасности Украины, Верховная Рада (украинский парламент) и другие.
    • На заседаниях СРГВР представлены все страны-члены НАТО и Украина, а соответствующие страны-партнеры и представители гражданского общества приглашаются на заседания СРГВР на индивидуальной основе.