Ответ НАТО на вторжение России в Украину

  • Last updated 27-Sep-2022 09:57

НАТО самым решительным образом осуждает жестокую и неспровоцированную агрессивную войну России против Украины – независимой, мирной и демократической страны и близкого партнера НАТО. НАТО и государства-члены продолжают оказывать Украине поддержку на беспрецедентном уровне, помогая отстаивать ее основополагающее право на самооборону.

Эта страница содержит информацию о НАТО и ее отношениях с Украиной, а также свежие новости об ответе НАТО и ее государств-членов на продолжающуюся войну.

 

Отношения с Украиной

Отношения с Украиной

Сильная, независимая Украина имеет жизненно важное значение для стабильности евроатлантического региона. Отношения между НАТО и Украиной берут свое начало в 1990-е годы, и с тех пор они стали одним из самых существенных партнерств НАТО. С 2014 года, вследствие российско-украинского конфликта, было активизировано сотрудничество в важных областях. После полномасштабного вторжения России в 2022 году НАТО и государства-члены оказывают поддержку на беспрецедентном уровне.

Подробнее >>

Часто задаваемые вопросы


  • 2. Почему существует НАТО?

    НАТО существует с целью защиты ее стран-членов и одного миллиарда проживающих в них граждан. Она осуществляет это, объединяя правительства и вооруженные силы 30 государств-членов, а также предоставляя гарантии безопасности, что нападение на одно из них рассматривается как нападение на все государства-члены. 

    Подробнее: Цель НАТО
    Подробнее: Коллективная оборона и статья 5 

  • 3. Является ли Украина членом НАТО?

    Украина не является членом НАТО. Украина – страна-партнер НАТО, что означает, что она тесно сотрудничает с НАТО, но на нее не распространяется гарантия безопасности, закрепленная в основополагающем договоре Североатлантического союза. 

    Подробнее: Государства-члены
    Подробнее: Партнерства

  • 4. Что делают НАТО и государства-члены для помощи Украине?

    НАТО помогает координировать поступающие от Украины запросы о помощи и оказывает содействие государствам-членам в доставке гуманитарной и нелетальной помощи. В более широком смысле, гарантия безопасности НАТО в соответствии со статьей 5 и ее нерушимое обещание коллективной обороны дают государствам-членам уверенность в том, что они могут направлять оружие в Украину без ущерба для собственной безопасности. Помимо того, устоявшаяся структура общих стандартов и оперативно совместимых систем Североатлантического союза позволяет членам НАТО поставлять оборудование с уверенностью в том, что переданное Украине оборудование сможет быть дополнено совместимым оборудованием, предоставляемым другими государствами-членами.

    Отдельные государства-члены НАТО посылают в Украину оружие, боеприпасы и многие виды легкой и тяжелой военной техники, включая противотанковые системы и системы противовоздушной обороны, гаубицы и беспилотные летательные аппараты. На сегодняшний день страны НАТО предоставили Украине военную технику на миллиарды евро. Все это каждый день меняет ситуацию на поле боя, помогая Украине отстаивать свое право на самооборону, которое закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций.

    Кроме того, страны НАТО предоставляют Украине финансовую помощь на миллиарды евро. Многие государства-члены НАТО также предоставляют гуманитарную помощь гражданским лицам и принимают миллионы украинских беженцев. Страны НАТО работают с соответствующими заинтересованными сторонами в международном сообществе, чтобы привлечь к ответственности всех виновных в военных преступлениях, включая сексуальное насилие в условиях конфликта. Государства-члены также тесно сотрудничали в поддержке международных усилий по обеспечению экспорта украинского зерна и снижения остроты глобального продовольственного кризиса.

    На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО согласовали усиленный пакет поддержки для Украины, который включает поддержку в области защищенной связи, топлива, предметов медицинского назначения, средств индивидуальной бронезащиты, оборудования для борьбы с минами и химическими и биологическими угрозами, а также переносных систем борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Кроме того, государства-члены договорились оказать Украине помощь в переходе от оборудования советской эпохи к современному оборудованию НАТО, повысить оперативную совместимость с силами стран НАТО и еще больше укрепить украинские институты обороны и безопасности.

    В более долгосрочной перспективе Североатлантический союз привержен оказанию содействия Украине и поддержке усилий на пути ее послевоенного восстановления и реформ.

    ПодробнееЗаявление глав государств и правительств стран НАТО, 24 марта 2022 г.
    Подробнее: Страны НАТО договорились и дальше обеспечивать и еще больше усилить поддержку Украины
    Подробнее: Заявление по итогам встречи в верхах в Мадриде, 29 июня 2022 года
    Подробнее: Пресс-конференция Генерального секретаря НАТО на встрече в верхах в Мадриде

  • 5. Как НАТО поддерживает Украину после незаконной аннексии Россией Крыма в 2014 году?

    С момента незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в 2014 году НАТО помогает реформировать вооруженные силы и оборонные институты Украины, в том числе предоставляя оборудование и финансовую поддержку. Кроме того, страны НАТО обеспечивают учебную подготовку для десятков тысяч украинских военнослужащих. Украинские вооруженные силы также укрепляют свой потенциал, участвуя в учениях и операциях НАТО. С 2016 года поддержка со стороны НАТО организуется в рамках Всеобъемлющего пакета помощи (ВПП), который включает широкий спектр программ по наращиванию потенциала и целевых фондов, сосредоточенных на таких ключевых областях, как киберзащита, тыловое обеспечение и противодействие гибридной войне. На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО договорились усилить ВПП.

    После полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года НАТО и государства-члены оказывают поддержку на беспрецедентном уровне (см. часто задаваемые вопросы, вопрос №4 выше).
     

    Подробнее: Отношения с Украиной
    Подробнее: Поддержка Украины со стороны НАТО на более долгосрочную перспективу

  • 6. Какова позиция НАТО в отношении к оккупированным территориям Украины?

    После незаконной аннексии Россией Крыма и дестабилизации восточной Украины в 2014 году НАТО заняла твердую позицию, заключающуюся в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ. Государства-члены НАТО решительно осуждают и никогда не признáют незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма и осуждают его временную оккупацию. Североатлантический союз также осуждает принятое Россией в феврале 2022 года решение распространить признание на самопровозглашенные «Донецкую Народную Республику» и «Луганскую Народную Республику» на востоке Украины, что является вопиющим нарушением международного права и в еще большей степени подрывает суверенитет и территориальную целостность Украины

    НАТО самым решительным образом осуждает так называемые «референдумы» о присоединении к Российской Федерации в украинских областях, частично контролируемых российскими вооруженными силами. Эти псевдореферендумы не имеют никакой легитимности и представляют собой вопиющее нарушение Устава Организации Объединенных Наций. Члены НАТО не признáют незаконную и противоправную аннексию. Эти земли - часть Украины.

    Подробнее: Заявление Североатлантического совета о так называемых «референдумах» в некоторых частях Украины

  • 8. Что делают НАТО и ее государства-члены, чтобы навязать России издержки?

    Государства-члены и партнеры НАТО навязывают России беспрецедентные издержки, в том числе посредством жестких санкций, которые помогают лишить военную машину Кремля ресурсов. Союзники продолжают совершенствовать санкции, чтобы усилить давление на Москву. Эти усилия затруднят России восстановление ее танков, производство ракет и финансирование своей войны.

    Решение президента Путина напасть на Украину является чудовищной стратегической ошибкой, которая очень дорого обойдется России в течение последующих лет, как с экономической, так и с политической точки зрения.
     

    Подробнее: Заявление глав государств и правительств стран НАТО, 24 марта 2022 г

  • 9. Что делает НАТО для защиты своих стран и граждан от потенциальных нападений России?

    В ответ на полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году страны НАТО ввели в действие планы обороны НАТО и развернули дополнительно тысячи военнослужащих с обеих сторон Атлантики. Более 40 000 военнослужащих вместе со значительными военно-воздушными и военно-морскими силами находятся сейчас под непосредственным командованием НАТО в восточной части Североатлантического союза при поддержке еще сотен тысяч военнослужащих из развернутых национальных сил. НАТО оперативно создала четыре новые многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к существующим боевым группам в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Эти восемь боевых групп располагаются вдоль всего восточного фланга НАТО, от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.

    На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года страны НАТО договорились о коренном изменении сдерживания и обороны, осуществляемых НАТО. Это включает в себя укрепление передовых оборонительных рубежей, усиление боевых групп в восточной части Североатлантического союза до бригадного уровня, преобразование Сил реагирования НАТО и увеличение численности сил повышенной готовности до более чем 300 000 человек. Это будет подкреплено бóльшим количеством заблаговременно размещенного оборудования и предметов снабжения; бóльшим количеством сил и средств передового развертывания; и усовершенствованными планами обороны, с заблаговременно выделенными силами для обороны конкретных государств-членов. Все это представляет собой самый масштабный пересмотр осуществляемых НАТО коллективной обороны и сдерживания со времен «холодной войны».

    Кроме того, страны НАТО повышают устойчивость своих обществ и инфраструктуры для противодействия вредоносному влиянию России. Это включает в себя укрепление киберпотенциала и средств киберзащиты, а также оказание поддержки друг другу в случае кибернападений. Союзники также усиливают готовность к радиологическим, химическим, биологическим и ядерным угрозам, укрепляют энергетическую безопасность и повышают устойчивость к гибридным угрозам, включая дезинформацию.

    Россия представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Тем не менее, НАТО по-прежнему готова поддерживать открытыми каналы связи с Москвой для управления рисками и их снижения, предотвращения эскалации и повышения транспарентности. НАТО не стремится к конфронтации и не представляет никакой угрозы для России. Североатлантический союз будет продолжать реагировать на российские угрозы и враждебные действия единым и ответственным образом.
     

    Подробнее: Сдерживание и оборона
    Подробнее: Военное присутствие НАТО на востоке Североатлантического союза
    Подробнее: Устойчивость и статья 3

  • 10. Как НАТО отвечает на опасную риторику России в отношении химического, биологического и ядерного оружия?

    Угрожающая ядерная риторика России в ее войне с Украиной опасна и безответственна. Кремль рассматривает ядерные угрозы как универсальный ответ на неудачи. НАТО не представляет угрозы для России и не стремится к конфронтации с Россией. Действия Североатлантического союза носят оборонительный характер и являются ответом на агрессию России. Так что у России нет причин повышать боеготовность своих ядерных сил. Любое применение ядерного оружия Россией могло бы коренным образом изменить характер конфликта, и это имело бы беспрецедентные последствия для России. Россия должна понимать, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана.

    Заявления министерства иностранных дел России об украинской программе биологического оружия являются необоснованными и абсурдными. Россия в очередной раз изобретает ложные предлоги в попытке оправдать свое вторжение в Украину. НАТО будет продолжать разоблачать дезинформацию и ложь России, чтобы весь мир знал об этом. Любое применение Россией химического или биологического оружия было бы нарушением международного права и военным преступлением и привело бы к серьезным последствиям.
     

    Подробнее: Оружие массового уничтожения
    Подробнее: Многонациональная объединенная оперативная группа по РХБЯ защите