Партнерские отношения: проецирование стабильности посредством сотрудничества

  • Last updated 17-Sep-2018 17:14

Страны НАТО стремятся вносить вклад в усилия международного сообщества по проецированию стабильности и укреплению безопасности за пределами территории Североатлантического союза. Одними из средств достижения этой цели являются сотрудничество и партнерские отношения. Более чем за 25 лет Североатлантический союз создал сеть партнерств со странами, не являющимися членами НАТО, в евроатлантическом регионе, Средиземноморье и в регионе Персидского залива, а также установил отношения с отдельными партнерами во всем мире. НАТО проводит диалог и практическое сотрудничество с этими странами по широкому кругу политических вопросов и вопросов, связанных с безопасностью. Партнерства НАТО выгодны для всех участвующих сторон и способствуют укреплению безопасности для всего международного сообщества.

Основные сведения

  • Партнеры являются частью многих основных направлений деятельности НАТО: от формирования политики до укрепления оборонного потенциала, развития оперативной совместимости и кризисного регулирования.
  • Программы НАТО также помогают государствам-партнерам укреплять свои институты обороны и безопасности и вооруженные силы.
  • В рамках партнерских отношений с НАТО партнеры могут:
    • обмениваться идеями относительно областей, представляющих общий интерес или вызывающих общую озабоченность, посредством политических консультаций и совместного использования информации;
    • получать доступ к консультациям и поддержке в то время, когда они реформируют и укрепляют оборонные институты и потенциал;
    • участвовать в широкой программе учебно-образовательных и консультативных мероприятий (более 1200 мероприятий в год открыты для партнеров в рамках Перечня мероприятий партнерского сотрудничества);
    • готовиться совместно к будущим операциям и миссиям, участвуя в учениях и учебной подготовке;
    • делать вклад в текущие операции и миссии под руководством НАТО;
    • обмениваться опытом прошлых операций и разрабатывать политику на будущее;
    • сотрудничать со странами НАТО в области исследований и создания сил и средств.
  • В рамках партнерских отношений НАТО и партнеры также стремятся к достижению более широкого видения безопасности:
    • обеспечивая учет гендерных факторов в области безопасности и обороны;
    • противодействуя коррупции в секторе обороны;
    • активизируя усилия по контролю или уничтожению вооружений, боеприпасов и неразорвавшихся боеприпасов;
    • реализуя совместные научные проекты.
  • Партнерство изменяется на протяжении ряда лет, чтобы охватить больше стран, более гибкие инструменты и новые формы сотрудничества и консультаций.

Дополнительная справочная информация

  • Гибкая сеть партнерских отношений со странами, не входящими в НАТО

    Диалог и сотрудничество с партнерами могут сделать конкретный вклад в укрепление международной безопасности, защиту ценностей, на которых основывается Североатлантический союз, проведение операций НАТО, а также в подготовку заинтересованных стран к членству в НАТО.

    Как на региональном, так и на двустороннем уровнях НАТО развивает отношения, основанные на общих ценностях, взаимности, взаимной выгоде и уважении.

    В евроатлантическом регионе 29 государств-членов НАТО поддерживают отношения с 21 государством-партнером в рамках Совета евроатлантического партнерства и «Партнерства ради мира» – крупной программы двустороннего сотрудничества с отдельными партнерами в евроатлантическом регионе. Из числа этих стран НАТО создала особые структуры партнерства с Россией1, Украиной и Грузией.

    НАТО развивает партнерские отношения с семью странами на юге Средиземноморского региона в рамках Средиземноморского диалога, а также с четырьмя странами Персидского залива в рамках Стамбульской инициативы о сотрудничестве.

    НАТО также сотрудничает с рядом стран, которые не входят в эти структуры партнерства. Эти страны называются «партнеры во всем мире» и включают Австралию, Афганистан, Ирак, Колумбию, Монголию, Новую Зеландию, Пакистан, Республику Корею и Японию.

    НАТО создала гибкие средства сотрудничества с партнерами в различных регионах. НАТО может работать с группами партнеров в так называемом формате «29+n», в котором партнеры выбираются на основе общих интересов или тем. На встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году НАТО представила вариант предоставления некоторым партнерам «расширенных возможностей» для построения более глубоких, более специализированных двусторонних отношений с НАТО. В то же время руководители стран НАТО создали Платформу оперативной совместимости – постоянный формат для сотрудничества с партнерами по вопросам оперативной совместимости, необходимой для кризисного регулирования и операций в будущем.

    1. В апреле 2014 года министры иностранных дел стран НАТО решили приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, но сохранить политические контакты на уровне послов и выше.

  • Основные цели партнерств НАТО

    В соответствии с политикой партнерства НАТО партнерские отношения Североатлантического союза имеют следующие стратегические цели:

    • укрепление мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе и в мире в целом;
    • содействие региональной безопасности и сотрудничеству;
    • продвижение взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая международные усилия по противодействию новым вызовам безопасности;
    • подготовка заинтересованных и соответствующих критериям стран к членству в НАТО;
    • поощрение демократических ценностей и институциональных реформ, особенно в секторе обороны и безопасности;
    • усиление поддержки операций и миссий, проводимых под руководством НАТО;
    • повышение осведомленности о событиях в сфере безопасности, в том числе посредством раннего предупреждения в целях предотвращения кризисов;
    • укрепление доверия и достижение более полного взаимопонимания, в том числе относительно роли и деятельности НАТО, в частности путем активизации усилий общественной дипломатии.

    При этом, каждый партнер определяет – совместно с НАТО – темпы, масштабы, интенсивность и направление своего партнерства с НАТО, а также свои индивидуальные цели. Это часто отражается в документе, определяющем цели взаимоотношений, который подлежит регулярному пересмотру. Однако многие мероприятия в рамках партнерских отношений НАТО охватывают одновременно более одного партнера.

  • Партнерские отношения на практике: как НАТО работает с партнерами

    На практике для реализации целей партнерства НАТО использует самые различные средства. В широком плане НАТО открывает частично свои процессы, процедуры и структуры для участия, позволяя партнерам делать в их рамках конкретный вклад. В некоторых случаях создаются специальные программы для оказания содействия партнерам и взаимодействия с ними в контексте их конкретных потребностей. Ключевые области сотрудничества изложены ниже.

    Консультации имеют ключевое значение для работы НАТО как союзной организации и играют центральную роль для партнерств. Политические консультации могут помочь в понимании ситуации в области безопасности, включая региональные вопросы, и в формировании общих подходов к предотвращению кризисов или решению проблем безопасности. Многочисленные комитеты и органы НАТО часто проводят заседания совместно с партнерами в целях определения форм сотрудничества в конкретных областях. Страны НАТО ежедневно встречаются с партнерами (индивидуально или в группах), чтобы обсудить широкий круг вопросов на различных уровнях.

    Оперативная совместимость – способность проводить совместные операции с использованием согласованных стандартов, доктрин, процедур и оборудования. Она имеет важнейшее значение для деятельности организации, в которую входят многочисленные страны с национальными силами обороны, и не менее важное значение для совместной работы с партнерами, которые желают делать вклад в поддержку достижения Североатлантическим союзом его тактических, оперативных и стратегических целей. Значительная часть повседневного сотрудничества в НАТО – в том числе и с партнерами – сосредоточена на достижении такой оперативной совместимости. В 2014 году, признавая важность поддержания оперативной совместимости с партнерами для кризисного регулирования в будущем, НАТО создала Инициативу по оперативной совместимости с партнерами, которая в частности запустила механизмы для активизации сотрудничества со странами, которые желают поддерживать более глубокую оперативную совместимость с НАТО.

    Партнеры делают вклад в операции и миссии под руководством НАТО, посредством поддержания мира, проводя учебную подготовку сил безопасности на Западных Балканах и в Афганистане, или осуществляя мониторинг морской деятельности в Средиземном море или у побережья Африканского Рога. Партнерам, как участникам этих миссий, предлагается вместе со странами НАТО участвовать в формировании политики и решений, которые оказывают влияние на эти миссии. Был создан ряд инструментов для оказания содействия партнерам в укреплении их способности участвовать в операциях под руководством НАТО и быть оперативно совместимыми с вооруженными силами государств-членов НАТО.

    В течение многих лет НАТО сотрудничает с партнерами в таких областях, как военная реформа, создание институтов и укрепление потенциала. В рамках своей работы по проецированию стабильности страны НАТО согласились с тем, что долговременная и прочная стабильность связана с улучшением управления сектором обороны и безопасности и связанными с ним институтами. Жизнеспособные, эффективные и устойчивые оборонные институты имеют решающее значение для долгосрочного успеха усилий, направленных на укрепление потенциала партнеров. В 2004 году, государства-члены и государства-партнеры НАТО приняли План действий партнерства по строительству оборонных институтов, установивший контрольные показатели для оборонных институтов. В контексте НАТО такая работа может варьироваться от установления стратегических целей и проведения совместных обзоров до оказания экспертной помощи и содействия, а также до целевой учебно-образовательной подготовки. Консультации по вопросам обороны и реформ предоставляются в рамках двусторонних программ партнерского сотрудничества, а также в рамках экспертных консультативных программ, ориентированных на конкретные аспекты строительства оборонных институтов, таких как Программа углубления военного образования или Инициатива об укреплении этических основ. В 2014 году на встрече в верхах в Уэльсе НАТО приняла Инициативу об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности (подробнее см. ниже). Эта инициатива основана на многолетнем опыте и экспертных знаниях НАТО в области предоставления поддержки, консультаций, содействия, учебной подготовки и инструктажа странам, которым необходима поддержка Североатлантического союза в укреплении потенциала, и позволяет разрабатывать целевые индивидуальные пакеты мер по поддержке в укреплении оборонного потенциала по просьбе стран и с одобрения Североатлантического союза.

    НАТО также взаимодействует с партнерами по широкому кругу других областей, в которых она накопила опыт и разработала программы. Среди этих областей:

    • борьба с терроризмом;
    • борьба с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;
    • новые вызовы безопасности, такие как вызовы, связанные с киберзащитой, энергетической безопасностью и безопасностью на море, включая борьбу с пиратством;
    • гражданское чрезвычайное планирование.
  • К большей гибкости: преобразования в партнерствах НАТО

    Партнерские отношения НАТО начались в 1990 году, когда на встрече в верхах в Лондоне НАТО приняла обязательство «протянуть… руку дружбы» своим бывшим противникам по «холодной войне». Вскоре это привело к созданию таких структур сотрудничества, как Совет североатлантического сотрудничества в 1991 году. В январе 1994 года была начата программа «Партнерство ради мира» – первая официальная программа партнерств НАТО, в центре внимания которой были соседи НАТО в Европе и бывшие страны Советского Союза. В тот же год страны НАТО учредили Средиземноморский диалог для своих соседей в Средиземноморье. В 2004 году страны НАТО создали Стамбульскую инициативу о сотрудничестве для стран Персидского залива, и в течение ряда лет посредством сотрудничества в миссиях и операциях НАТО, Североатлантический союз выстроил отношения с партнерами во всем мире.

    Отражая существенные преобразования в политике партнерства НАТО, в соответствии с новой Стратегической концепцией, принятой в 2010 году, на встрече в верхах в Лиссабоне в 2010 году были предприняты целенаправленные усилия по реформированию политики партнерств НАТО, чтобы сделать диалог и сотрудничество более всеохватными, гибкими, содержательными и стратегически ориентированными. В результате была разработана новая политика партнерства, которая была одобрена министрами иностранных дел стран НАТО на их встрече в апреле 2011 года в Берлине.

    Новая политика была направлена на укрепление существующих партнерств путем усиления механизмов консультаций и содействия сотрудничеству, более основанному на содержании. Кроме того, новая политика определила набор механизмов и мероприятий для сотрудничества с партнерами.

    В соответствии со Стратегической концепцией НАТО предлагает своим партнерам «дополнительные возможности политического взаимодействия с Североатлантическим союзом и существенную роль в формировании стратегии и решений в отношении операций под руководством НАТО, в которые они вносят свой вклад». Военно-политические рамки, которые регулируют то, каким образом НАТО привлекает партнеров к политическим консультациям и процессу принятия решений для операций и миссий, в которые они вносят свой вклад, были обновлены, тем самым предоставив вносящим вклад партнерам полномочия формировать решения, но не такие же полномочия принимать решения, какие имеют государства-члены.

    Принятые в Берлине политические решения предоставили возможность для ведения новых форм политического диалога с партнерами, в том числе посредством более гибких форматов «29+n» (тематических или ориентированных на конкретные события), и используются, на индивидуальной основе, для активизации консультаций по вопросам безопасности, вызывающим общую озабоченность, и сотрудничества в приоритетных областях политики, таких как борьба с пиратством, борьба с незаконным оборотом наркотиков в Афганистане и киберзащита. Кроме того, принятая в 2011 году политика дала возможность развития более глубоких отношений с партнерами во всем мире, а также с ключевыми глобальными субъектами и другими новыми сторонами по всему миру, которые разделяют заинтересованность стран НАТО в мирных международных отношениях, но не имеют индивидуальных программ сотрудничества с НАТО. С тех пор ряд партнеров во всем мире присоединились к партнерскому сообществу НАТО; совсем недавно, в 2017 году, партнером стала Колумбия.

    На встрече в верхах в Уэльсе в сентябре 2014 года руководители стран НАТО одобрили две важные инициативы для укрепления приверженности Североатлантического союза основной задаче – безопасности на основе сотрудничества: Инициативу по оперативной совместимости с партнерами и Инициативу об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности. Первая инициатива была разработана в целях усиления способности НАТО обеспечивать безопасность с партнерами в будущем посредством оперативной совместимости; а вторая в большей степени ориентирована на оказание помощи странам, по их просьбе, в обеспечении их собственной безопасности путем укрепления их оборонного потенциала и связанных с ним институтов и потенциала в области безопасности.

    Инициатива по оперативной совместимости с партнерами предусматривает меры, призванные обеспечить сохранение и дальнейшее углубление связей, налаженных между силами стран НАТО и государств-партнеров во время проводимых в течение многих лет операций, с тем чтобы партнеры могли вносить вклад в будущие операции под руководством НАТО и, при необходимости, в Силы реагирования НАТО. В рамках Инициативы по оперативной совместимости с партнерами был внедрен ряд нововведений, в том числе возможность предоставления конкретным партнерам расширенных возможностей для более глубокого сотрудничества. Пять партнеров (Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия и Швеция) имеют в настоящее время доступ к этому расширенному сотрудничеству, которое включает облегчение процесса участия этих стран в учениях и обеспечивает проведение регулярных консультаций по вопросам безопасности; их статус партнеров с расширенными возможностями был возобновлен в конце 2017 года.

    Еще одно нововведение касается создания Платформы оперативной совместимости, постоянного форума для встреч с 24 партнерами, которые делают вклад в операции НАТО или делают конкретные шаги по углублению своей оперативной совместимости с НАТО. В этом формате страны НАТО и партнеры обсуждают проекты и вопросы, которые оказывают влияние на оперативную совместимость в таких областях, как образование, учебная подготовка, учения, оценка, создание потенциала, системы командования и управления и тыловое обеспечение.

    Инициатива об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности основана на многолетнем опыте и экспертных знаниях НАТО в области предоставления поддержки, консультаций, содействия, учебной подготовки и инструктажа странам, которым необходима поддержка Североатлантического союза в укреплении потенциала. Цель инициативы – укрепление приверженности НАТО государствам-партнерам и оказание помощи Североатлантическому союзу в проецировании стабильности без развертывания крупных боевых сил в рамках общего вклада НАТО в международную безопасность, стабильность и предотвращение конфликтов. Программа распространяется на страны по их просьбе и с одобрения Североатлантического союза. Страны НАТО предложили пакеты мер по укреплению оборонного потенциала Грузии, Иордании, Ираку, Республике Молдова и Тунису в соответствии с их просьбами.

    На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году государства-члены подчеркнули, что стремятся внести больший вклад в усилия международного сообщества по проецированию стабильности и укреплению безопасности за пределами территории НАТО.

    На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году государства-члены обязались продолжить укрепление роли НАТО в этой связи, помогая партнерам, по их запросу, в создании более сильных оборонных учреждений, улучшении надлежащего управления, повышении их устойчивости, обеспечении своей безопасности и более действенном участии в борьбе с терроризмом. Такой вклад в безопасность партнеров способствует укреплению нашей безопасности в целом, и партнерские отношения продолжают быть принципиально важными для функционирования НАТО в деле преодоления вызовов безопасности.