Силы и средства НАТО

  • Last updated 27-Feb-2018 14:51

Современное построение обороны НАТО основано на эффективном сочетании самых современных систем вооружения, платформ и сил, подготовленных для гармоничного взаимодействия друг с другом. Очень важно, чтобы страны НАТО инвестировали в оборону, но также крайне важно, чтобы эти инвестиции направлялись на надлежащие силы и средства. НАТО играет важную роль в оценке того, какие силы и средства необходимы Североатлантическому союзу, определяя цели по созданию сил и средств на национальном или коллективном уровне и содействуя национальному, многонациональному и коллективному созданию потенциала и инновациям.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посещает экспозицию «Глобал хоук» Системы наблюдения НАТО за наземной обстановкой


Основные сведения

  • Стратегическая концепция определяет коллективную оборону, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества в качестве важнейших основных задач, которые НАТО должна продолжать выполнять для обеспечения безопасности своих членов. Сдерживание, построенное на надлежащем сочетании ядерных, обычных сил и средств, а также сил и средств обороны от баллистических ракет, по-прежнему являются центральным элементом общей стратегии НАТО.
  • Страны НАТО договорились создавать и поддерживать полный спектр сил и средств, необходимых для сдерживания и обороны от потенциальных противников, в случае необходимости используя многонациональные подходы и инновационные решения. Процесс оборонного планирования НАТО продолжает оставаться главным средством для определения и приоритизации необходимых сил и средств для полного спектра операций и содействия их разработке и созданию.
  • Разработка и создание сил и средств посредством многонационального сотрудничества помогают обеспечивать экономию на масштабе, снижать затраты и достигать оперативной совместимости по своему замыслу. НАТО активно поддерживает определение государствами-членами направлений, начало и осуществление многонационального сотрудничества.
  • Тесное сотрудничество с промышленностью, увеличение мощности оборонной промышленности в странах НАТО, расширение оборонно-промышленного и технологического сотрудничества по ту и другую сторону Атлантики и в Европе, а также прочная промышленная база по всей Европе и в Северной Америке остаются крайне важными для приобретения необходимых Североатлантическому союзу сил и средств.
  • Текущие задачи

    Как говорится в Стратегической концепции 2010 года, руководители стран Североатлантического союза обязуются обеспечить НАТО полным спектром сил и средств, необходимых для сдерживания и защиты от любой угрозы для безопасности населения и территории наших стран. С этой целью Североатлантический союз будет:

      • поддерживать адекватное сочетание ядерных и обычных сил;
      • поддерживать способность обеспечивать параллельные круп­ные объединенные операции и несколько операций меньшего масштаба по коллективной обороне и кризисному реагирова­нию, в том числе на стратегическом расстоянии;
      • создавать и поддерживать мощные, мобильные и готовые к развертыванию обычные силы для выполнения наших обяза­тельств по Статье 5, а также проведения экспедиционных опе­раций, в том числе с помощью Сил реагирования НАТО;
      • проводить необходимую подготовку, учения, планирование дейст­вий в чрезвычайных ситуациях и обмен информацией, чтобы обеспечить нашу защиту от всего спектра обычных и новых вызовов в сфере безопасности, а также предоставить соответствующие зримые гарантии и поддержку всем государствам-членам НАТО;
      • обеспечивать как можно более широкое участие государств-членов НАТО в планировании ядерных ролей в рамках коллективной обороны, в базировании ядерных сил в мирное время, а также в механизмах командования, управления и консультаций;
      • создавать средства для защиты населения, терри­торий и сил европейских стран НАТО от нападения с использованием баллистических ракет в качестве одного из ключевых элементов нашей коллективной обороны, который вносит свой вклад в неделимую безопасность Североатлантического союза;
      • совершенствовать способность НАТО защищаться от угрозы химического, биологического, радиологического и ядерного оружия массового уничтожения;
      • совершенствовать свою способность предотвращать и обнаруживать кибернападения, защищаться и ликвидировать ущерб от них, в частности, используя процесс планирования НАТО для укрепления и координации национальных средств кибер­защиты, поместив все органы НАТО под централизованную кибер­защиту и лучше интегрируя механизмы НАТО и государств-членов по осведомлению, предупреждению и реа­гированию на киберугрозы;
      • совершенствовать возможности, чтобы делать вклад в борьбу с терроризмом, в том числе путем расширенного анализа угроз, консультаций с партнерами, а также развития соответствующих военных средств, включая помощь в обучении местных сил для самостоятельной борьбы с терроризмом;
      • добиваться, чтобы НАТО находилась на переднем крае в оценке воздействия новых технологий на безопасность, и чтобы военное планирование учитывало потен­циальные угрозы;
      • продолжать анализировать комплексную стратегию НАТО по сдерживанию и защите от полного спектра угроз Североатлан­тическому союзу с учетом изменяющейся обста­новки в сфере международной безопасности.
  • Решение неотложных и долгосрочных задач

    В 2015 году страны НАТО предоставили политические руководящие указания для дальнейшей доработки всеобъемлющих целей и задач Стратегической концепции 2010 года, определив свои ожидания относительно того, на что Североатлантический союз должен быть способен как в количественном, так и в качественном отношении, особенно в сложившейся геостратегической обстановке в области безопасности. Определяя приоритеты, эти руководящие указания предписывают обеспечить создание необходимых сил и средств в рамках процесса оборонного планирования НАТО.

    Процесс оборонного планирования НАТО

    Процесс оборонного планирования НАТО направлен на согласование деятельности по оборонному планированию на национальном уровне с деятельностью в рамках Североатлантического союза. Он подробно описывает, как следует достигать целей и задач Североатлантического союза, изложенных в политических руководящих указаниях. Устанавливая цели для достижения странами НАТО, на индивидуальной или коллективной основе, он направляет разработку и создание сил и средств на национальном, многонациональном и коллективном уровнях.

    Участвуя в процессе оборонного планирования страны НАТО, без ущерба для своего национального суверенитета, могут согласовывать свои национальные планы обороны с планами НАТО для определения, разработки и создания справедливой доли всех сил и средств, необходимых, чтобы Североатлантический союз мог выполнять полный спектр своих миссий.

    Дополнительная информация

  • Критически важные долгосрочные способствующие силы и средства

    Информационное превосходство помогает командирам всех уровней в боевом пространстве принимать лучшие решения, создавая условия для скорейшего достижения успеха с меньшим риском. Поэтому НАТО будет продолжать развивать и приобретать целый спектр сетевых информационных систем (автоматизированные информационные системы) в поддержку деятельности обоих стратегических командований. Они охватывают ряд областей, в том числе наземные, воздушные и морские операции, разведку, тыловое обеспечение с целью обеспечения более эффективных комплексного обзора, принятия решений и командования и управления на основе имеющейся информации.

    Объединенная разведка, наблюдение и рекогносцировка

    Североатлантический союз давно признал основополагающее значение объединенной разведки, наблюдения и рекогносцировки (ОРНР) для его стратегической готовности и успеха его операций и миссий. Цель этого потенциала – поддержка согласованного сбора, обработки, распространения и обмена в рамках НАТО данными разведки, наблюдения и рекогносцировки (РНР), собранными будущей Системой наблюдения НАТО за наземной обстановкой, имеющимися системами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) и национальными силами и средствами РНР.

    В начале 2016 года министры обороны стран НАТО объявили о создании начального оперативного потенциала ОРНР, сосредоточенного на повышении уровня осведомленности об обстановке сил самой высокой готовности НАТО. Этот начальный оперативный потенциал стал лишь первой вехой в рамках общей инициативы ОРНР. В ходе дальнейшей работы будет обеспечена устойчивость достигнутых успехов и расширена сфера их охвата. В настоящее время разрабатывается прочный потенциал ОРНР для повышения осведомленности Североатлантического союза по всему спектру.

    Дополнительная информация

    Система наблюдения НАТО за наземной обстановкой

    Программа наблюдения за наземной обстановкой является прекрасным примером трансатлантического сотрудничества благодаря многонациональному промышленному сотрудничеству, на котором была основана эта программа. Система наблюдения за наземной обстановкой – важнейший способствующий потенциал для сил по всему спектру текущих и будущих операций и миссий НАТО. Используя новейшие радиолокационные датчики, система сможет постоянно осуществлять обнаружение и слежение за движущимися объектами (такими как танки, грузовые автомобили или вертолеты) при любых погодных условиях и предоставлять радиолокационную видовую информацию о представляющих интерес районах на суше и на море.

    Система наблюдения за наземной обстановкой будет дополнять потенциал дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (ДРЛОУ), который уже осуществляет наблюдение за воздушным пространством Североатлантического союза. Основной потенциал будет представлять собой интегрированную систему, состоящую из воздушного, наземного и вспомогательного сегментов. Воздушный сегмент состоит из пяти летательных аппаратов «Глобал хоук».

    Дополнительная информация

    Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления

    Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (ДРЛОУ), как наиболее заметный и ощутимый пример того, чего может достичь сотрудничество между государствами-членами, обеспечивает принадлежащий и эксплуатируемый НАТО потенциал воздушного командования, воздушного и морского наблюдения и управления боевым пространством. Система ДРЛОУ неизменно доказывает, что является критически важным средством в небе над Ливией и Афганистаном и, совсем недавно, обеспечивая безопасность восточного периметра Североатлантического союза и оказывая поддержку силам Глобальной коалиции в их борьбе с ИГИЛ.

    Модернизация парка самолетов ДРЛОУ продолжится, и он будет находиться в эксплуатации до 2035 года. Модернизация парка самолетов ДРЛОУ НАТО чрезвычайно важна для обеспечения безопасности всех стран НАТО и повысит осведомленность и укрепит потенциал стратегического прогнозирования Североатлантического союза.

    Дополнительная информация

    Будущий потенциал наблюдения и управления Североатлантического союза

    На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году руководители стран НАТО предприняли инициативу о будущем потенциале наблюдения и управления Североатлантического союза, с тем чтобы определить, как НАТО будет обеспечивать свою осведомленность об обстановке и командовать союзными силами после того, как в 2035 году будут сняты с вооружения самолеты ДРЛОУ НАТО. В настоящее время НАТО продолжает пересматривать свои будущие средства наблюдения и управления.

    В сотрудничестве с экспертами из стран НАТО, представляющими различные сообщества и специализации, включая научно-технические, военные и промышленные круги, НАТО начинает исследования для оценки новых технологий. Эти исследования послужат основой решений, которые примут НАТО, отдельные государства-члены или многонациональные группы относительно разработки и приобретения новых систем в будущем. Такие решения могут включать сочетание взаимосвязанных воздушных, наземных, космических или беспилотных систем для сбора информации и обмена ею.

    Оборона от баллистических ракет

    В контексте более широкого реагирования на распространение оружия массового уничтожения и средств их доставки НАТО с 2005 года работает над программой активной эшелонированной противоракетной обороны театра военных действий. Цель программы – защита развернутых войск Североатлантического союза от угрозы баллистических ракет с дальностью до 3 000 км. В 2010 году Североатлантический союз создал промежуточный потенциал для защиты войск в конкретном районе от баллистических ракет малой дальности и некоторых ракет средней дальности.

    На встрече в верхах в Лиссабоне в 2010 году руководители стран НАТО приняли решение расширить существующую программу противоракетной обороны театра военных действий за пределы потенциала защиты войск, с тем чтобы она включала защиту населения и территории европейских государств-членов НАТО. Во время встречи в верхах в Варшаве в 2016 году страны НАТО объявили о создании начального оперативного потенциала обороны НАТО, обеспечивающего более мощный потенциал, призванный защитить от потенциальных ракетных ударов население, территорию и силы на всей южно-европейской части НАТО. Конечной целью остается достижение полного оперативного потенциала, обеспечив прикрытие и защиту всех европейских стран НАТО.

    Дополнительная информация

    Система воздушного командования и управления

    НАТО создает полностью оперативно совместимую Систему воздушного командования и управления (СВКУ), которая впервые предоставит полностью интегрированный набор инструментов для поддержки проведения всех воздушных операций как в реальном, так и не в реальном времени. СВКУ предоставит потенциал для планирования, руководства, постановки задач, координации, контроля, оценки и предоставления отчета о действиях всех выделенных сил и средств авиации в мирное время, в условиях кризиса и конфликта.

    Система состоит из статичных и развертываемых элементов с оборудованием, которое будет применяться как в рамках органов военного управления НАТО, так и отдельными странами НАТО. После добавления функций командования и управления для обороны от баллистических ракет будет введена в действие полностью интегрированная система противовоздушной и противоракетной обороны. В соответствии с существующим графиком СВКУ будет полностью введена в действие в период с 2021 по 2024 год.

    Дополнительная информация

    Интегрированные сети для миссий

    Создание интегрированных сетей для миссий представляет собой ключевой вклад в Инициативу о сопряженных силах, который помогает силам государств-членов и государств-партнеров более эффективно обеспечивать связь, проходить подготовку и действовать вместе. Цель данного потенциала – оказывать поддержку командованию и управлению, а также процессу принятия решений в будущих операциях посредством усовершенствованного обмена информацией.

    Создание интегрированных сетей для миссий основано на обобщенном опыте Сети для миссии в Афганистане и на потребности в согласованных оперативных процессах и масштабируемых вспомогательных системах для всех будущих миссий коалиции. Задача интегрированных сетей для миссий – обеспечение оперативной совместимости и готовности в области консультаций, командования и управления; они будут поддерживать способность Североатлантического союза подключать свои информационные системы и эффективно действовать вместе, в том числе с партнерами, во время учебной подготовки, учений и операций.

    Дополнительная информация

    Киберзащита

    Кибернетические угрозы и нападения становятся все более распространенными, изощренными и причиняют все больший ущерб. Североатлантический союз сталкивается с изменяющимся сложным характером угроз. Государственные и негосударственные субъекты могут использовать кибернападения в контексте военных операций или как часть гибридной войны.

    НАТО и ее государства-члены полагаются на мощные и устойчивые системы киберзащиты для выполнения основных задач Североатлантического союза: коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества. НАТО должна быть готова защищать свои сети и оперативный потенциал от растущей изощренности киберугроз и кибернападений, с которыми она сталкивается.

    На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году государства-члены подтвердили оборонительный характер мандата НАТО и признали киберпространство как сферу операций, где НАТО должна так же эффективно обороняться, как и в воздухе, на суше и на море. Кроме того страны НАТО обязались усиливать и совершенствовать киберзащиту своей национальной инфраструктуры и сетей. Цель обязательства по киберзащите – обеспечить, чтобы Североатлантический союз шел в ногу с быстро изменяющимся ландшафтом киберугроз, и чтобы страны НАТО были способны защитить себя в киберпространстве. 

    Дополнительная информация

    Тыловое обеспечение

    Планирование тылового обеспечения – неотъемлемая часть процесса оборонного планирования НАТО. На практике планирование тылового обеспечения осуществляется через процесс планирования строительства вооруженных сил и процесса планирования и анализа по программе «Партнерство ради мира». Именно на этом уровне командующие стратегическими командованиями в консультации с участвующими странами определяют силы и средства тылового обеспечения, необходимые для развертывания, обеспечения длительных действий и перегруппировки сил Североатлантического союза.

    Силы и средства тылового обеспечения могут привлекаться командующими НАТО в рамках процесса планирования операции для использования в операции под руководством НАТО. Национальные планы тылового обеспечения и планы тылового обеспечения НАТО должны обеспечивать, при необходимости, наличие достаточного количества и качества ресурсов тылового обеспечения на одинаковом уровне готовности и развертываемости для поддержки сил.

    Дополнительная информация

  • Создание сил и средств в рамках многонационального сотрудничества

    НАТО начала адаптацию своего потенциала обороны в 2014 году в ответ на серьезные изменения в обстановке в области безопасности. На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году страны НАТО договорились еще больше укрепить потенциал Североатлантического союза в области сдерживания и обороны, чтобы более эффективно защищать граждан, территорию и силы наших стран, а также чтобы активизировать усилия НАТО по проецированию стабильности в соседних регионах.

    Многонациональные подходы

    Многие силы и средства, необходимые для противодействия современным вызовам, могут быть очень дорогостоящими для отдельных стран, если они будут стремиться получить их в одиночку. Многонациональные подходы к созданию сил и средств не только позволяют распределить расходы, но и могут получать преимущества от экономии на масштабе. Для НАТО многонациональное сотрудничество остается важным средством создания сил и средств, необходимых государствам-членам. «Умная оборона» является одним из подходов Североатлантического союза, направленных на то, чтобы выдвинуть многонациональное сотрудничество на передний план усилий стран НАТО по созданию сил и средств.

    Создание более эффективных европейских военных сил и средств посредством многонационального сотрудничества будет продолжать укреплять трансатлантическую связь, повышать безопасность всех стран НАТО и содействовать равному распределению бремени, совместному использованию преимуществ и разделению обязанностей, связанных с членством в Североатлантическом союзе. В этой связи НАТО тесно сотрудничает с Европейским союзом, используя согласованные механизмы для обеспечения того, чтобы «умная оборона» и инициатива ЕС по объединению и совместному использованию ресурсов взаимно дополняли и усиливали друг друга. Кроме того, в рамках многонационального сотрудничества страны НАТО способствуют поддержанию сильной оборонной промышленности в Европе, обеспечивая максимально возможное использование военно-промышленного сотрудничества в масштабах всего Североатлантического союза.

    Дополнительная информация

    Силы реагирования НАТО

    Силы реагирования НАТО – высокотехнологичное многонациональное соединение, в которое входят компоненты сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил и сил специальных операций, которые Североатлантический союз может оперативно развернуть там, где это будет необходимо. Их общее назначение – быть способными обеспечить быстрое военное реагирование на возникающий кризис, будь то в целях коллективной обороны или других операций по реагированию на кризис. В свете изменения обстановки в области безопасности к востоку и югу от границ Североатлантического союза страны НАТО приняли решение усилить Силы реагирования НАТО, увеличив их численность и создав в их составе «головной отряд», известный как Объединенная оперативная группа повышенной готовности, способный начать развертывание в кратчайшие сроки, особенно на периферии территории НАТО.

    Дополнительная информация

    Концепция рамочных стран

    В июне 2014 года министры обороны стран НАТО согласовали Концепцию рамочных стран, в соответствии с которой группы стран объединяются с двумя целями. Во-первых, для того чтобы поддерживать существующие силы и средства и выступать в качестве основы для согласованного создания новых сил и средств в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основой для этого являются принципы многонационального создания сил и средств, которые занимают центральное место в «умной обороне». Во-вторых, Концепция рамочных стран укрепляет взаимодействие между странами в качестве механизма для коллективной учебной подготовки и учений в целях подготовки группировок сил. Например, те страны НАТО, которые имеют широкий спектр сил и средств предоставляют рамки для подключения других стран НАТО.

    Стратегические средства переброски и средства переброски на театре военных действий

    Стратегические средства переброски и средства переброски на театре военных действий являются ключевым инструментом реализации для операций и позволяют обеспечить быстрое развертывание сил и техники там, где они необходимы. Хотя значительные закупки проводятся на национальном уровне, многие страны НАТО объединяют ресурсы, в том числе с государствами-партнерами, для приобретения новых потенциалов в рамках коммерческих механизмов или посредством покупки, чтобы получить доступ к дополнительным видам транспортировки для быстрой переброски войск, техники и предметов снабжения по всему миру.

    Дополнительная информация

    Дозаправка в воздухе

    Самолеты-топливозаправщики, осуществляющие дозаправку в воздухе, представляют собой критически важный инструмент реализации для проецирования мощи военно-воздушных сил. В рамках коалиционных операций эти самолеты-топливозаправщики являются средствами общего использования; поэтому чрезвычайно важна оперативная совместимость. Модернизация самолетов-заправщиков в Европе достигается в рамках многонациональной программы, результатом которой стало создание парка многоцелевых транспортных самолетов-заправщиков. Благодаря тесному сотрудничеству с Европейским оборонным агентством и Объединенным центром передового опыта ВВС (центра передового опыта НАТО, расположенного в Германии), НАТО продолжает обеспечивать оперативную совместимость и учебную подготовку, необходимые для реализации этого потенциала.

  • Поддержка усилий по созданию национальных сил и средств

    Подавляющее большинство военных сил и средств, имеющихся для проведения операций НАТО, предоставляются государствами-членами НАТО. Хотя создание национальных потенциалов является суверенной обязанностью, НАТО играет важную вспомогательную роль в содействии разработке и созданию национального потенциала.

    В соответствии с процессом оборонного планирования НАТО, направленного на согласование национальной деятельности по оборонному планированию с деятельностью в масштабе Североатлантического союза, ряд усилий по созданию потенциала предпринимаются странами НАТО индивидуально и осуществляются в рамках многонационального сотрудничества в масштабах НАТО. Некоторые примеры приведены ниже.

    Борьба с самодельными взрывными устройствами

    Самодельные взрывные устройства (СВУ), как это наблюдалось в Афганистане и других местах, оказались предпочитаемым оружием сил противника, использующих нетрадиционные методы ведения боевых действий. НАТО должна быть готова к борьбе с СВУ во время любых наземных или морских операций, включающих асимметричные угрозы, в которых защита войск будет оставаться одним из важнейших приоритетов.

    Амбициозный план действий НАТО по борьбе с СВУ, институционализирующий обобщенный опыт в области борьбы с СВУ в ходе операций, проведенных за последние двадцать лет, сосредотачивает все большее внимание на силах и средствах для нанесения удара по сетям противника, стоящим за этими разрушительными устройствами. Хотя эти средства были разработаны в контексте борьбы с СВУ, они также могут способствовать борьбе с пиратством, противодействию распространению и контртеррористическим операциям.

    Дополнительная информация

    Противовоздушная оборона наземного базирования XXI века

    Современные системы противовоздушной обороны должны быть способны реагировать на широкий спектр угроз воздушного нападения, от гиперзвуковых крылатых ракет и самолетов-истребителей пятого поколения до низковысотных низкоскоростных целей, таких как беспилотные летательные аппараты, неуправляемые ракеты, артиллерийские и минометные системы. Цель инициативы НАТО о противовоздушной обороне наземного базирования XXI века – согласовать национальные потребности и промышленный потенциал с тем, чтобы они могли реагировать на существующие угрозы воздушного нападения и угрозы следующего поколения посредством многонационального сотрудничества в области науки и техники, закупок и расширенного участия промышленности.

    Системы для солдат в пешем строю

    Во время операций НАТО каждый человек, развернутый на поле боя, независимо от того, является ли он военнослужащим сухопутных войск, морской пехоты, военно-морских или военно-воздушных сил, имеет соответствующее снаряжение для успешного выполнения своей задачи. Чрезвычайно важно, чтобы то, во что военнослужащий одет, что имеет при себе и что потребляет, было бы безопасным, оперативно совместимым и надежным для достижения максимальной эффективности на поле боя и боевой устойчивости. Цель систем для солдат в пешем строю – стандартизация и гармонизация индивидуального боевого снаряжения и вспомогательного оборудования для государств-членов и государств-партнеров НАТО.

    Концепция развертываемых авиабаз

    Концепция развертываемых авиабаз Североатлантического союза дает НАТО возможность круглосуточно и при любых погодных условиях предоставлять услуги аэропортов и аэронавигационные услуги как для военных, так и для гражданских летательных аппаратов. «Пустые базы», при развертывании на них конкретного оборудования, могут стать подходящими для военных операций и для гражданского использования.

    Подводные цифровые акустические сети

    В целях усиления средств противолодочной борьбы НАТО впервые разработала стандарт для подводной цифровой акустической связи. Этот стандарт, основанный на протоколе JANUS, является ключевым инструментом реализации для оперативной совместимости морских подводных систем. Этот перспективный потенциал предоставляет военно-морским силам НАТО ключевые технологические преимущества в рамках усилий по совершенствованию средств ведения морских операций в масштабах всего Североатлантического союза.

    Дополнительная информация

    Модульная конструкция кораблей

    Спецификации модульной конструкции кораблей являются новаторскими методами кораблестроения, которые расширяют диапазон выполнимых задач, продлевают срок службы морских платформ и позволяют сокращать флоты без воздействия на оперативный потенциал. Кроме того, они способствуют оперативной совместимости между военно-морскими силами стран НАТО, в то время, когда НАТО предпринимает меры для совершенствования общего военно-морского потенциала. Военно-морские силы стран НАТО осуществляют сотрудничество в области разработки внедрения стандартов, позволяющих использовать концепцию «plug-and-play» («включил и работай»), которая даст возможность оптимизировать боевые и вспомогательные системы для каждой конкретной задачи и совместно использовать силы и средства при лишь минимальном нарушении готовности и доступности. Как ожидается, принципы модульной конструкции кораблей будут внедрены на всех надводных кораблях НАТО следующего поколения.

  • Другие инициативы

    Морская безопасность

    Морские силы и средства НАТО имеют непреходящую ценность и делают важный сквозной вклад в безопасность Североатлантического союза. В январе 2011 года НАТО приняла Морскую стратегию Североатлантического союза. В соответствии со Стратегической концепцией 2010 года эта стратегия определяет пути использования уникальной морской мощи НАТО, чтобы решать проблемы безопасности и играть ключевую роль в сдерживании и коллективной обороне; кризисном регулировании; безопасности на основе сотрудничества; и морской безопасности. В современных условиях безопасности военно-морские силы Североатлантического союза делают значительный вклад в осведомленность об обстановке на море, меры по гарантии безопасности и текущие операции.

    Североатлантический союз продолжает осуществлять свою морскую стратегию посредством создания сил и средств, расширения программы морских учений и учебной подготовки и активизации сотрудничества между НАТО и ее партнерами, а также другими международными субъектами, включая Европейский союз. Роль НАТО в Средиземноморье в рамках операции «Си гардиан», более широкой операции вне статьи 5 по обеспечению морской безопасности, а также деятельность НАТО в Эгейском море являются примерами того, как военно-морские силы НАТО способствуют оказанию помощи в решении многочисленных проблем безопасности.

    Дополнительная информация

    Системный подход к авиации

    Североатлантический союз будет продолжать создавать свои силы и средства путем рассмотрения всех аспектов, связанных с авиацией, включая организацию воздушного движения, авиационные технологии, потенциал аэродромов, пилотируемые летательные аппараты и дистанционно-пилотируемые авиационные системы, летную годность, выдачу свидетельств и учебную подготовку, в контексте глобальных событий в области авиации в гражданской и военной областях. Успех в выполнении задач авиации Североатлантического союза зависит от сочетания технических, организационных, процедурных и человеческих факторов, которые безупречно работают в целях смягчения опасностей и рисков для безопасности аэрокосмической деятельности.

    Взаимодействие с промышленностью

    Большинство сил и средств производятся промышленностью, и в дальнейшем промышленность осуществляет их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию, модификацию и снятие с вооружения. Страны НАТО признали важность более тесного взаимодействия на более раннем этапе с отраслями промышленности, действующими в области обороны и безопасности, в рамках процесса создания сил и средств, и поддержания мощной оборонно-промышленной базы в Европе и по ту и другую стороны Атлантики, в том числе посредством малых и средних предприятий. Противодействие новым вызовам осуществляется посредством новейших сил и средств. Поэтому устойчивая, инновационная и конкурентоспособная в глобальном масштабе промышленность чрезвычайно важна в этой связи.

    Дополнительная информация