Отношения с Россией

  • Last updated 26 Aug. 2024 14:34

На протяжении более 30 лет НАТО пыталась наладить партнерские отношения с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Несмотря на это, Россия постоянно нарушала нормы и принципы, которые способствовали стабильному и предсказуемому европейскому порядку безопасности, особенно в течение последнего десятилетия. Российская военная агрессия против Украины разрушила мир и стабильность в евроатлантическом регионе и коренным образом подорвала глобальную безопасность. В свете враждебной политики и действий России Североатлантический союз больше не может рассматривать ее своим партнером. Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности членов НАТО. При этом НАТО по-прежнему готова поддерживать каналы связи с Москвой для снижения риска и предотвращения эскалации. Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Североатлантический союз будет продолжать реагировать на российские угрозы и враждебные действия единым и ответственным образом.

NATO Relations with Russia. Photo credit: Vikki via Getty Images

Фото: Vikki через Getty Images

 

  • После окончания холодной войны и распада Советского Союза НАТО пыталась создать партнерство и вести диалог с Россией, в том числе через Совет Россия–НАТО (СРН), форум для консультаций по вопросам безопасности и сотрудничества.
  • Однако в апреле 2014 года в ответ на агрессивные действия России против Украины, включая ее незаконную и противоправную аннексию Крыма, НАТО приостановила все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, сохраняя при этом открытыми политические и военные каналы связи.
  • После полномасштабного вторжения России в Украину, произошедшего в феврале 2022 года, отношения между НАТО и Россией находятся в самой низшей точке со времен холодной войны. НАТО самым решительным образом осуждает военную агрессию России против Украины. Эта агрессия — вопиющее нарушение международного права, в том числе Устава Организации Объединенных Наций (ООН). Страны НАТО, согласно соответствующим резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, требуют, чтобы Россия немедленно остановила войну и полностью и безоговорочно вывела все свои войска с территории Украины.
  • В дополнение к ее жестокой и незаконной войне против Украины поведение России отражает модель агрессивных действий против ее соседей и более широкого трансатлантического сообщества. Россия стремится установить сферы влияния и прямой контроль посредством принуждения, подрывной деятельности, агрессии и попыток аннексий. Она использует обычные, кибернетические и гибридные средства против государств–членов и партнеров НАТО. Ее направленные на принуждение военный потенциал, риторика и доказанная готовность использовать силу для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок.
  • В свете враждебной политики и действий России Североатлантический союз больше не может считать ее своим партнером. Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе.
  • НАТО намерена сдерживать агрессивные действия России, бороться с ними и противодействовать ее способности вести дестабилизирующую деятельность в отношении НАТО и ее членов. При этом союзники по НАТО по-прежнему готовы поддерживать каналы связи с Москвой для снижения риска и предотвращения эскалации.
  • НАТО стремится к стабильности и предсказуемости в евроатлантическом регионе, в том числе между НАТО и Россией. Любое изменение в отношениях между НАТО и Россией зависит от того, прекратит ли Российская Федерация свое агрессивное поведение и будет ли она в полной мере соблюдать международное право.

 

 

Ответ на войну России против Украины

НАТО самым решительным образом осуждает незаконную, неоправданную и неспровоцированную военную агрессию России против Украины, которая коренным образом подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и стабильность и является вопиющим нарушением международного права. Россия нарушила суверенитет и территориальную целостность Украины, а также свои обязательства в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Хельсинкским заключительным актом и Будапештским меморандумом, захватив части территории Украины и пытаясь незаконно аннексировать Крым, Донецкую, Запорожскую, Луганскую и Херсонскую области. Мы не признаем и никогда не признáем незаконную и противоправную аннексию Россией территорий, в том числе Крыма.

Страны НАТО, согласно соответствующим резолюциям Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, требуют, чтобы Россия немедленно остановила войну и полностью и безоговорочно вывела все свои войска с территории Украины.

Кроме того, страны НАТО призывают Россию полностью соблюдать международное гуманитарное право и предоставить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ и помощь всем нуждающимся. Ужасающая жестокость России привела к безмерным человеческим страданиям и массовым перемещениям населения, которые несоразмерно затрагивают женщин и детей.  Россия ответственна за гибель тысяч гражданских лиц и нанесла огромный ущерб гражданской инфраструктуре, лишающий миллионы украинцев доступа к базовым услугам. Ущемления прав человека, военные преступления и прочие нарушения российскими вооруженными силами и должностными лицами международного права, особенно в отношении гражданского населения Украины, включая насильственную депортацию детей и связанное с конфликтом сексуальное насилие, не могут остаться безнаказанными. Все лица, ответственные за эти действия, должны быть привлечены к ответственности.

Война России угрожает глобальной безопасности и стабильности. Энергетический шантаж России, ее воздействие на мировые поставки продовольствия, ее злонамеренная гибридная деятельность, кибератаки, всемирные кампании по дезинформации и безответственная ядерная риторика демонстрируют пренебрежение Россией международными нормами, а также защищенностью, безопасностью и благополучием миллиардов людей во всем мире. Россия продолжает свои преднамеренные попытки остановить экспорт украинских сельскохозяйственных товаров, от которого зависят сотни миллионов людей во всем мире.

После того, как Россия незаконно аннексировала Крым и начала агрессивные действия на востоке Украины в 2014 году, НАТО заняла твердую позицию, которая состоит в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках ее международно признанных границ, в том числе ее территориальных вод. В результате незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма страны НАТО в 2014 году приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, сохраняя при этом открытыми политические и военные каналы связи. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года политический диалог с Россией был полностью приостановлен. Союзники по НАТО по-прежнему готовы поддерживать каналы связи с Москвой для снижения риска и предотвращения эскалации.

Поддержка Украины со стороны НАТО

НАТО неизменно солидарна с правительством, Вооруженными силами и народом Украины в героической защите своей страны, своей земли и наших общих ценностей. Североатлантический союз полностью поддерживает неотъемлемое право Украины на самооборону, закрепленное в статье 51 Устава Организации Объединенных Наций. С начала военной агрессии России против Украины государства–члены НАТО оказывают беспрецедентную политическую, экономическую, военную, финансовую и гуманитарную поддержку, включая военную помощь в размере около 40 миллиардов евро ежегодно. На Вашингтонском саммите 2024 года страны–члены подтвердили свою решимость поддержать Украину в создании сил, способных отразить российскую агрессию сегодня и сдержать ее в будущем. С этой целью союзники по НАТО намерены предоставить минимальное базовое финансирование в размере 40 миллиардов евро в следующем году и обеспечить поддержку в области безопасности на устойчивом уровне. НАТО и государства–члены как никогда исполнены решимости поддерживать Украину столько, сколько необходимо, чтобы Украина смогла одержать победу.

Подробнее: Отношения с Украиной

Усиление потенциала НАТО в области сдерживания и обороны

НАТО усиливает свой потенциал в области сдерживания и обороны с момента первоначального вторжения России в Украину и незаконной аннексии Крыма в 2014 году. После полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году государства–члены ввели в действие планы обороны НАТО и развернули дополнительно тысячи военнослужащих по обе стороны Атлантики. Более 40 000 военнослужащих вместе со значительными военно-воздушными и военно-морскими силами в настоящее время находятся под непосредственным командованием НАТО в восточной части Североатлантического союза. Это включает подразделения в составе восьми многонациональных боевых групп НАТО — в Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Словакии и Эстонии, — которые дислоцированы вдоль восточного фланга Североатлантического союза — от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге. Поддержку этим силам оказывают десятки тысяч военнослужащих, развернутых государствами–членами, а также свыше 500 000 военнослужащих, находящихся в повышенной готовности, которые могут быть быстро развернуты в случае необходимости. Союзники по НАТО также повышают устойчивость своих обществ и инфраструктуры к гибридным и кибернетическим атакам.

Подробнее: Сдерживание и оборона

Санкции, введенные в отношении России

После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО ввели в отношении России жесткие санкции, чтобы помочь лишить военную машину Кремля ресурсов. Страны НАТО продолжают совершенствовать санкции, чтобы усилить давление на Москву.

Кроме того, Совет Европы (в который входят все европейские страны–члены НАТО) единогласно проголосовал за создание международного механизма компенсации, который будет использовать замороженные российские активы для восстановления Украины и выплаты компенсаций жертвам российской агрессии. Европейский союз согласился использовать чистый экстраординарный доход, полученный от иммобилизованных в ЕС российских активов, для поддержки Украины. А Группа семи согласилась использовать прибыль от иммобилизованных российских активов, чтобы гарантировать Украине кредит в размере 50 миллиардов долларов США.

Страны, содействующие войне России

НАТО осуждает всех тех, кто содействует военной агрессии России против Украины и тем самым затягивает ее.

Беларусь продолжает содействовать войне России путем предоставления своей территории и инфраструктуры, в том числе для заявленного Россией размещения ядерного оружия на белорусской территории.

Северная Корея и Иран подпитывают российскую военную агрессию против Украины, оказывая России прямую военную поддержку, в частности в виде боеприпасов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Китайская Народная Республика (КНР) превратилась в важнейшего пособника войны России против Украины благодаря ее так называемому партнерству «без ограничений» и масштабной поддержке, оказываемой ей оборонно-промышленному комплексу России, в том числе передаче материалов двойного назначения, а именно компонентов оружия, техники и сырьевых материалов для оборонного сектора России. КНР не может способствовать крупнейшему в новейшей истории вооруженному конфликту в Европе без негативных последствий для своих интересов и репутации.

Государства–члены НАТО призывают все страны не оказывать какого-либо содействия российской агрессии.

Российская военная агрессия против Украины с 2014 года

С момента ее первоначального вторжения и незаконной аннексии Крыма в 2014 году страны НАТО призывали Россию прекратить свое военное вмешательство на востоке Украины. Они призвали Россию обеспечить беспрепятственный доступ к украинским портам и предоставить свободу судоходства после неоправданного применения военной силы против украинских кораблей и личного состава военно-морских сил в 2018 году. Кроме того, они осудили строительство Россией моста через Керченский пролив в 2019 году, которое стало еще одним нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины.

Страны НАТО отмечали, что насилие и отсутствие безопасности в регионе привели к трагическому крушению сбитого 17 июля 2014 года в небе над Украиной самолета «Малайзийских авиалиний», совершавшего рейс MH17, в результате чего погибли все 298 пассажиров. В соответствии с резолюцией 2166 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций союзники по НАТО призвали к полному, тщательному и независимому международному расследованию этого инцидента. В мае 2018 года Генеральный секретарь НАТО призвал Россию взять на себя ответственность и в полной мере сотрудничать со всеми усилиями по установлению ответственности после того, как Нидерланды и Австралия объявили, что возлагают на Россию ответственность за ее участие в крушении сбитого самолета, совершавшего рейс MH17.

Страны НАТО призвали к полному выполнению всеми сторонами Минских соглашений 2014 года, направленных на урегулирование конфликта при полном уважении суверенитета и территориальной целостности Украины. Однако вместо конструктивного участия в Нормандском формате и Трехсторонней контактной группе и вместо того, чтобы признать свою роль в качестве стороны конфликта (предоставляющей оружие, оборудование, личный состав и финансирование сепаратистским группам) и выполнять свои обязанности в качестве стороны, подписавшей Минские соглашения, Москва продолжала ложно изображать себя посредником между Украиной и ее сепаратистскими областями. Признав самопровозглашенные «Донецкую народную республику» и «Луганскую народную республику» 21 февраля 2022 года, Россия нарушила международное право, отвергла свои обязательства по Минским соглашениям и попыталась создать ложный предлог для своего полномасштабного вторжения в Украину, которое последовало три дня спустя.

С апреля 2021 года вплоть до полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО продолжали призывать Россию немедленно обратить вспять ее массированное наращивание военной мощи в Украине и вокруг нее. Страны НАТО также призывали Россию прекратить провокации и немедленно снизить напряженность на границах Украины и в незаконно аннексированном Крыму, а также выбрать путь дипломатии. С этой целью страны НАТО провели переговоры с Россией на заседании Совета Россия–НАТО в Брюсселе 12 января 2022 года. Россия отвергла путь дипломатии и диалога, который ей неоднократно предлагали НАТО и ее государства–члены. Россия несет исключительную и полную ответственность за эту войну.

 

Более широкая обеспокоенность в связи с поведением России

Обеспокоенность НАТО выходит далеко за рамки войны России против Украины.

Помимо Украины, страны НАТО продолжают заявлять о своей поддержке территориальной целостности и суверенитета Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ и призывают Россию вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия. НАТО также постоянно призывает Россию играть более конструктивную роль на Западных Балканах и прекратить свои деструктивные действия и риторику.

Поведение Москвы отражает модель агрессивных действий России против ее соседей и более широкого трансатлантического сообщества. Целью России является дестабилизация стран к востоку и югу от НАТО. На Крайнем Севере ее способность препятствовать усилению стран НАТО и свободе судоходства через Северную Атлантику является стратегическим вызовом Североатлантическому союзу. В регионах Балтийского, Черного и Средиземного морей Россия продолжает бросать вызов безопасности и интересам стран НАТО.

 

Россия модернизирует свои ядерные силы и расширяет системы их доставки, используя при этом в целях принуждения угрозу ядерного оружия. Она стремится установить сферы влияния и прямой контроль посредством принуждения, подрывной деятельности, агрессии и попыток аннексий. Она использует обычные, кибернетические и гибридные средства против государств–членов и партнеров НАТО. Она проводит широкомасштабную антизападную кампанию по дезинформации, используя имеющиеся уязвимые места, чтобы оказывать давление, сеять раскол и нагнетать напряженность. Ее направленные на принуждение военный потенциал, риторика и доказанная готовность использовать силу для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок.

Все эти провокационные действия угрожают безопасности евроатлантического региона и способствуют нестабильности вдоль границ НАТО и за их пределами. Эта нестабильность подрывает предсказуемость обстановки в области безопасности — НАТО не может сбрасывать со счетов возможность посягательства на суверенитет и территориальную целостность государств–членов. Поэтому Североатлантический союз должен реагировать соответствующим образом, значительно усиливая сдерживание и оборону для всех государств–членов, повышая устойчивость к российскому принуждению и поддерживая партнеров в противодействии злонамеренному вмешательству и агрессии.

Следующие виды деятельности вызывают у НАТО особую озабоченность:

Наращивание Россией военной мощи

Россия наращивает военную мощь и присутствие в различных сферах в регионах Балтийского, Черного и Средиземного морей и сохраняет значительные военные силы и средства в Арктике. Более напористое построение сил, новые военные средства и провокационная деятельность России продолжают представлять угрозу для безопасности в евроатлантическом регионе. Эта деятельность включает передвижения войск вблизи границ НАТО; неоднократные нарушения воздушного пространства стран НАТО; и крупномасштабные внезапные учения без предварительного уведомления. В ответ НАТО и ее государства–члены продолжат осуществление необходимой, выверенной и скоординированной деятельности.

Военная интеграция с Беларусью

Беларусь является соучастницей войны России против Украины. Беларусь оказывает поддержку, играющую особо важную роль, и продолжает предоставлять территорию и инфраструктуру для оказания помощи российским силам в нападениях на Украину.

Углубляющаяся военная интеграция России с Беларусью, включая развертывание усовершенствованных российских военных сил и средств в Беларуси, имеет последствия для региональной стабильности и обороны Североатлантического союза. НАТО будет сохранять бдительность и продолжит внимательно следить за развитием событий.

Страны НАТО призывают Беларусь прекратить злонамеренную деятельность против своих соседей, уважать права человека и основные свободы, а также соблюдать международное право.

Модернизация ядерных сил

Россия увеличила свою опору на системы ядерного оружия и продолжает диверсификацию своих ядерных сил, в том числе путем разработки новых ядерных систем и развертывания ударных средств малой и средней дальности двойного назначения; все это представляет собой растущую угрозу для Североатлантического союза. Неприемлемо то, что Россия использует такие системы двойного назначения для ударов по гражданскому населению и объектам критической гражданской инфраструктуры в Украине. Государства–члены НАТО осуждают безответственную ядерную риторику России и направленные на принуждение угрозы применить ядерное оружие, включая заявления России о размещении ядерного оружия в Беларуси, демонстрирующее переход к стратегии запугивания. НАТО неоднократно заявляла, что любое применение Россией радиологического, химического, биологического или ядерного оружия может повлечь за собой серьезные последствия.

Интенсификация гибридный действий

Недавно Россия активизировала свои агрессивные гибридные действия против членов НАТО, в том числе через посредников, в рамках кампании во всем евроатлантическом регионе. Это включает диверсии, акты насилия, провокации на границах стран Североатлантического союза, инструментализацию нелегальной миграции, злонамеренные кибердействия, электронное вмешательство, кампании по дезинформации, вредоносное политическое воздействие, а также экономическое принуждение.  Эти действия представляет собой угрозу безопасности Североатлантического союза.

Злонамеренные действия России на территории Североатлантического союза привели к расследованию и предъявлению обвинений нескольким лицам в связи с деятельностью враждебного государства, затрагивающей Германию, Латвию, Литву, Польшу, Соединенное Королевство, Чехию и Эстонию. Германия и Чехия возложили ответственность за злонамеренную кибердеятельность в своих странах на субъекта-злоумышленника APT28, спонсируемого Российской Федерацией, в частности, Главным разведывательным управлением (ГРУ) Генерального штаба ВС Российской Федерации. Тот же самый субъект-злоумышленник совершил нападения на другие национальные государственные учреждения, операторов критически важных объектов инфраструктуры и другие организации по всему Североатлантическому союзу, в том числе в Литве, Польше, Словакии и Швеции.

Гибридная кампания России против государств–членов НАТО активизировалась в последние годы, но она не нова. За последнее десятилетие страны НАТО осудили действия связанных с Россией оперативных сотрудников в широком ряде инцидентов, в том числе взрывы складов боеприпасов в 2014 году во Врбетице, Чехия; применение в 2018 году боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия в Солсбери, Соединенное Королевствонападение на офисы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) 2018 году, в Гааге, Нидерландыхакерский взлом SolarWinds, направленный против Соединенных Штатов в 2019-2020 годах; и киберкампанию, организованную в 2024 году против политической партии в Германии.

Мы продолжим повышать нашу устойчивость, применяя и совершенствую имеющиеся в нашем распоряжении инструменты, чтобы противодействовать российским гибридным действиям и бороться с ними. Страны НАТО осуждают поведение России и призывают ее выполнять свои международные обязательства, как это делают страны НАТО. Поведение России не остановит решимость стран НАТО и поддержку Украины.

Стратегическое партнерство России и Китайской Народной Республики (КНР)

Так называемое партнерство «без ограничений» между КНР и Россией и их взаимоукрепляющие попытки подорвать основанный на правилах международный порядок противоречат ценностям и интересам НАТО. Страны НАТО призывают КНР, как постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), несущего особую ответственность за соблюдение целей и принципов Устава ООН, прекратить всю материальную и политическую поддержку военных усилий России. Это включает в себя передачу материалов двойного назначения, таких как компоненты оружия, оборудование и сырьевые материалы для оборонного сектора России. КНР не может способствовать крупнейшему в новейшей истории вооруженному конфликту в Европе без негативных последствий для своих интересов и репутации.

Нарушения договоров о контроле над вооружениями и выход из них

Россия нарушает, выборочно выполняет давние обязанности и обязательства в области контроля над вооружениями, и уклоняется от их выполнения, тем самым подрывая глобальную архитектуру контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.

  • Страны НАТО осуждают приостановление Россией действия нового Договора СНВ, который способствует международной стабильности, ограничивая стратегические ядерные силы России и США. Страны НАТО осуждают невыполнение Россией своих юридически обязывающих обязательств по Договору. Они призывают Россию вернуться к полному выполнению Договора, а также действовать ответственно и конструктивно взаимодействовать для снижения стратегических ядерных рисков.
  • Страны НАТО также осуждают решение России выйти из исторического Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), краеугольного камня архитектуры европейской безопасности, который устанавливает юридически обязывающие и поддающиеся проверке ограничения на ключевые категории обычной военной техники. На протяжении многих лет Россия не выполняет своих обязательств по ДОВСЕ, в частности, прекратив осуществление ДОВСЕ без законных оснований в 2007 году. Россия вышла из Договора 7 ноября 2023 года. В результате члены НАТО приостановили действие ДОВСЕ на необходимый срок.
  • В июне 2021 года страны НАТО выразили глубокое сожаление в связи с решением России выйти из Договора об открытом небе, который разрешает наблюдательные полеты над территорией подписавших его стран в целях повышения транспарентности и уменьшения вероятности возникновения недопониманий. Россия официально вышла из Договора 18 декабря 2021 года.
  • Страны НАТО также осудили избирательное выполнение Россией Венского документа, который повышает транспарентность посредством обмена информацией о вооруженных силах и военной деятельности, такой как учения.
  • В декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод Соединенных Штатов о том, что Россия существенным образом нарушила свои обязательства, предусмотренные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Из-за несоблюдения Россией своих обязательств Соединенные Штаты 1 февраля 2019 года приостановили выполнение своих обязательств по ДРСМД. Страны НАТО оставались открытыми для диалога и продолжали взаимодействие с Россией по поводу нарушения ею Договора в течение следующих шести месяцев. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение ДРСМД, отказалась предоставить какой-либо убедительный ответ и не предприняла никаких очевидных шагов по возвращению к полному и поддающемуся проверке соблюдению. В результате 2 августа 2019 года Соединенные Штаты приняли решение выйти из Договора при полной поддержке союзников.

Безответственное поведение в космосе

Страны НАТО осудили безрассудное и безответственное испытание противоспутниковой ракеты, осуществленное Россией 15 ноября 2021 года. Это испытание привело к образованию поля орбитального мусора, что значительно увеличило риск для жизни людей и для средств космического базирования многих стран и организаций. Это опасное поведение прямо противоречит заявлениям России, направленным против «вепонизации» космоса, и подорвало основанный на правилах международный порядок. Союзники по НАТО по-прежнему привержены защите и сохранению мирного доступа к космосу и его мирного исследования для всего человечества. Мы выступаем против любого размещения ядерного оружия на орбите Земли, что нарушило бы статью IV Договора о космосе и создало бы серьезную угрозу глобальной безопасности.

Агрессивная позиция России

Действия России демонстрируют позицию стратегического запугивания. Они подчеркивают сохраняющуюся необходимость того, чтобы НАТО следила за всеми этими событиями и корректировала свою позицию по мере необходимости. Страны НАТО будут продолжать тесно сотрудничать для устранения угроз и вызовов, исходящих от России.

 

Развитие отношений между НАТО и Россией

На протяжении более 30 лет НАТО пыталась наладить партнерские отношения с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Сегодня отношения между НАТО и Россией находятся в самой низшей точке со времен холодной войны.

Отношения между НАТО и Россией начались после окончания холодной войны и распада Советского Союза, когда Россия вступила в Совет североатлантического сотрудничества (1991). В 1997 году на смену этому форуму для диалога пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет государства–члены и страны–партнеры НАТО в евроатлантическом регионе.

Практическое сотрудничество началось после того, как в 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» и развернула миротворцев в поддержку операций под руководством НАТО по поддержанию мира на Западных Балканах в конце 1990-х годов.

Основополагающий акт Россия–НАТО, подписанный в 1997 году, стал официальной основой двусторонних отношений, в том числе путем создания Совместного постоянного совета Россия–НАТО (СПС) в качестве форума для консультаций и сотрудничества.

Россия заморозила свои отношения с НАТО из-за разногласий по поводу кризиса Косово в 1999 году, но возобновила деятельность по сотрудничеству, включая участие в возглавляемых НАТО Силах для Косово (СДК) и встречи в рамках СПС после окончания военно-воздушной кампании НАТО в Косово.

Диалог и сотрудничество были укреплены в 2002 году, когда взамен СПС, в соответствии с Римской декларацией 2002 года, был учрежден Совет Россия–НАТО (СРН), который был призван служить форумом для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий. В рамках СРН отдельные государства–члены НАТО и Россия как равноправные партнеры проводили работу по широкому спектру вопросов безопасности, представлявших общий интерес.

Для содействия регулярным контактам и сотрудничеству НАТО и Россия договорились создать политические и военные каналы связи. С этой целью Россия учредила в 1998 году дипломатическое представительство при НАТО. В 2001 году НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро (ИБН), а в 2002 году — Военную миссию связи (ВМС).

ИБН выполняло функции координационного центра по распространению информации в России о НАТО, способствуя пониманию российской общественностью развивающихся отношений между Российской Федерацией и НАТО. ИБН содействовало достижению этих целей, распространяя официальную информацию НАТО по печатным и цифровым каналам среди российской общественности, финансируя коммуникационные проекты российских неправительственных организаций и предоставляя информацию об образовательных и научных программах НАТО для российских учреждений и потенциальных российских участников. Кроме того, Бюро организовывало визиты для российских посетителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и на другие объекты НАТО, а также визиты представителей НАТО в Российскую Федерацию.

ВМС внесла свой вклад в отношения между НАТО и Россией, поддерживая открытый канал связи между Военным комитетом НАТО в Брюсселе и Министерством обороны Российской Федерации. Поддержание канала связи между военными структурами помогло повысить предсказуемость и снизить риск неверного понимания, которое может привести к конфликтам.

Несоразмерные военные действия России в Грузии в августе 2008 года привели к временной приостановке официальных заседаний СРН и сотрудничества в некоторых областях; встречи и сотрудничество возобновились весной 2009 года. Страны НАТО продолжают осуждать решение России признать грузинские регионы — Абхазию и Южную Осетию — в качестве независимых государств и призывают Россию отменить свое признание этих регионов.

Все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией было приостановлено в апреле 2014 года в ответ на военное вмешательство и агрессивные действия России в Украине и на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, которую члены НАТО не признают и никогда не признáют.

В октябре 2021 года Россия приостановила работу своей дипломатической миссии при НАТО и потребовала от НАТО закрыть Информационное бюро НАТО в Москве и приостановить работу ее Военной миссии связи в Москве. НАТО сожалеет о решении России сократить политические каналы связи и диалога. НАТО по-прежнему привержена использованию существующих военных каналов связи между обеими сторонами для содействия предсказуемости и транспарентности, а также для снижения риска, и призывает Россию поступать аналогичным образом.

На протяжении своей военной агрессии против Украины Россия отвергала путь дипломатии и диалога, который ей неоднократно предлагали НАТО и государства–члены. Она существенным образом нарушала международное право, включая Устав Организации Объединенных Наций. Действия России также являются вопиющим отказом от принципов, закрепленных в Основополагающем акте Россия–НАТО; именно Россия отступила от своих обязательств по Основополагающему акту. Любое изменение в отношениях между НАТО и Россией зависит от того, прекратит ли Российская Федерация свое агрессивное поведение и будет ли она в полной мере соблюдать международное право.

Основные направления сотрудничества до апреля 2014 года

До приостановки деятельности в апреле 2014 года НАТО и Россия сотрудничали в широком спектре областей, в том числе:

Поддержка операций под руководством НАТО. В течение ряда лет Россия оказывала поддержку действующим в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международным силам содействия безопасности (МССБ) через различные механизмы для содействия транзиту по российской территории невоенных грузов для стран-участниц МССБ. Несколько российских кораблей развертывались в поддержку военно-морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», а также в рамках операции НАТО по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога «Оушн шилд». До вывода своего миротворческого контингента в начале 2003 года Россия оказывала поддержку операциям НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и Косово.

Поддержка афганских вооруженных сил. В рамках проекта Целевого фонда СРН по техническому обслуживанию вертолетов, начатого в 2011 году, оказывалась помощь афганским вооруженным силам в эксплуатации и техническом обслуживании вертолетного парка и в проведении медицинской эвакуации.. К концу 2013 года подготовку прошли 40 афганских специалистов по техобслуживанию вертолетов.

Обучение сотрудников правоохранительных органов из Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проект СРН по обучению методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начатый в декабре 2005 года, оказал помощь в деле наращивания местного потенциала и содействия развитию региональных контактов и сотрудничества среди работников среднего звена из Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Обучение проводилось в сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). В рамках данного проекта подготовку прошли более 3500 сотрудников. После того, как сотрудничество с Россией было приостановлено, НАТО организовала новый проект с УНП ООН.

Борьба с терроризмом. В декабре 2004 года был утвержден План действий СРН по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в данной области включало проведение учений, регулярный обмен информацией и подробные консультации по таким вопросам, как ликвидация последствий, борьба с самодельными взрывными устройствами, проведение особо важных мероприятий и обеспечение их безопасности. В рамках Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства была разработана система обмена информацией для обеспечения транспарентности воздушного движения и раннего предупреждения о подозрительных действиях воздушных судов, чтобы помочь предотвратить теракты, подобные совершенным 11 сентября 2001 года в США. В рамках проекта СТАНДЭКС разрабатывалась технология дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на объектах общественного транспорта; в июне 2013 года были проведены успешные испытания этой технологии в реальных условиях.

Противоракетная оборона театра военных действий/ противоракетная оборона. Общую обеспокоенность вызывала беспрецедентная опасность, которой подвергаются развернутые группировки, в связи с растущей доступностью высокоточных баллистических ракет. В ходе начатого в 2003 году исследования был проанализирован возможный уровень оперативной совместимости систем противоракетной обороны театра военных действий государств–членов НАТО и России. Были организованы командно-штабные и компьютерные учения в целях разработки механизмов и процедур для совместных операций. На встрече на высшем уровне в Лиссабоне в 2010 году руководители стран СРН утвердили общую оценку угрозы баллистических ракет и договорились разработать совместный анализ будущих рамок для сотрудничества в области противоракетной обороны. В то время как Россия продолжает высказывать озабоченность в связи с планируемым потенциалом противоракетной обороны НАТО, государства–члены подчеркивают, что он не направлен против России и не подорвет российские стратегические средства сдерживания, но он предназначен для защиты от потенциальных угроз, источники которых находятся за пределами евроатлантического региона.

Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями. Дискуссии экспертов были сосредоточены на вопросах, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, выработке рекомендаций по усилению существующих механизмов нераспространения, изучении возможностей для практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия. Велись откровенные дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, таким как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор об открытом небе и меры укрепления доверия и безопасности. Главным приоритетом была работа над ратификацией Адаптированного ДОВСЕ, поэтому страны НАТО выразили озабоченность в связи с принятым Россией в декабре 2007 года решением «приостановить» в одностороннем порядке свое участие в договоре и принятым впоследствии Россией в марте 2015 года решением о приостановлении ее участия в совместной консультативной группе, на регулярных заседаниях которой в Вене обсуждается вопрос о выполнении ДОВСЕ.

Вопросы ядерного оружия. Были проведены семинары, посвященные ядерной доктрине и стратегии, урокам, вынесенным из инцидентов и аварий с ядерным оружием, а также возможным действиям в случае обнаружения самодельных ядерных или радиологических устройств. В период с 2004 по 2007 год эксперты и другие представители стран СРН также присутствовали в качестве наблюдателей на четырех полевых учениях по реагированию на аварию с ядерным боеприпасом, которые были проведены в России и каждом государстве НАТО, обладающем ядерным оружием (Франция, Соединенное Королевство и США). Подобные мероприятия способствовали повышению транспарентности, помогали вырабатывать общее понимание порядка реагирования на аварии с ядерными боеприпасами и сформировали уверенность в том, что ядерные державы были в полной мере способны действенно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, связанную с ядерным оружием.

Военное сотрудничество. В рамках СРН были усилены механизмы связи и взаимодействия между военными, как в Командовании НАТО по операциям и Командовании НАТО по трансформации, так и в Москве. Основной целью военного сотрудничества было укрепление доверия, уверенности и транспарентности, а также повышение способности сил НАТО и России к взаимодействию при подготовке к возможным совместным военным операциям в будущем. Сотрудничество включало такие направления, как тыловое обеспечение, борьба с терроризмом, поиск и спасание на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД/ПРО, обмен между военными научными учреждениями, а также связанные с ними мероприятия в военной сфере.

Поиск и спасание экипажей аварийных подводных лодок. С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 год Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО.

Транспарентность, стратегия и реформа в оборонной сфере. В целях укрепления взаимного доверия и транспарентности велся диалог по различным вопросам доктрины, стратегии и политики, касающимся военной реформы, ядерного оружия, а также строительства и организации вооруженных сил. Выдвигавшиеся инициативы в области военной реформы были сосредоточены на развитии вооруженных сил, управлении людскими и финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности, управлении последствиями военной реформы и связанных с обороной аспектах борьбы с терроризмом. В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации «Россия–НАТО» помогал бывшим российским военнослужащим адаптироваться к гражданской жизни путем предоставления информации о поиске работы и социальной адаптации, подготовки и оказания услуг по трудоустройству. Центр был создан в Москве и постепенно расширял свою деятельность в регионах. Около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ прошли переподготовку и более 80% смогли трудоустроиться в гражданской сфере.

Оборонно-промышленное сотрудничество. Комплексное «Исследование сотрудничества между НАТО и Россией в области оборонной промышленности, исследований и технологий», начатое в январе 2005 года и завершенное в 2007 году, пришло к выводу о том, что сочетание научно-технологических возможностей открывало потенциал для реагирования на глобальные угрозы.

Тыловое обеспечение. Использовались возможности по гражданской и военной линии для сотрудничества в области тылового обеспечения по таким направлениям, как воздушный транспорт, дозаправка в воздухе, медицинское обеспечение и водоочистка. На различных встречах и семинарах внимание было сосредоточено на создании прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как принципы, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обобщение опыта.

Гражданские чрезвычайные ситуации. С 1996 по 2014 год НАТО и Россия сотрудничали в деле создания потенциала для совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные ситуации, такие как землетрясения и наводнения, а также ликвидации последствий террористических актов. Кроме того, на основе российского предложения в 1998 году был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

Научное сотрудничество. С 1992 года Россия активно участвовала в работе в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности». Ученые и эксперты из России стремились решать целый ряд проблем безопасности, в частности в области защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных веществ, обнаружения мин и противодействия терроризму (включая обнаружение взрывчатых веществ, как например, проект СТАНДЭКС, упомянутый выше), и решения проблем в сфере экологии и безопасности, связанных с разливами нефти и местами захоронения боеприпасов в Балтийском море. Через исследовательский грант программы НРМБ НАТО также поддержала работу российского ученого Жореса Алферова, получившего Нобелевскую премию по физике.

Терминология и языковая подготовка. По всем направлениям сотрудничества НАТО и России были разработаны глоссарии, помогающие лучше усвоить понятийный аппарат и концепции, используемые НАТО и Россией. В 2011 году лингвистическое сотрудничество было расширено: был начат проект по гармонизации языковой подготовки военных и гражданских специалистов Министерства обороны России.