Сдерживание и оборона
НАТО – это оборонительный союз, члены которого привержены защите свободы и безопасности друг друга от всех угроз и со всех направлений. Сдерживание и оборона - одна из основных задач НАТО. Североатлантический союз сдерживает агрессию, сохраняя убедительное построение сдерживания и обороны, основанное на соответствующем сочетании ядерного, обычного и противоракетного сил и средств, дополненного космическим и кибернетическим потенциалом. Страны-члены НАТО значительно укрепляют сдерживание и оборону Североатлантического союза, что является основой их обязательства по Статье 5 оборонять друг друга.

Авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» на выходе из Осло-фьорда в Норвегии, в мае 2023 года. (Фото: Вооруженные силы Норвегии)
- Агрессивная война России против Украины представляет собой серьезнейшую угрозу евроатлантической безопасности за последние десятилетия, которая подорвала мир в Европе и усилила необходимость для НАТО обеспечить, чтобы ее потенциал сдерживания и обороны оставался убедительным и эффективным.
- В ответ НАТО ввела в действие свои планы обороны, развернула подразделения Сил реагирования НАТО и значительно увеличила численность сил на своем восточном фланге.
- 24 марта 2022 года на внеочередной встрече в верхах лидеры стран НАТО договорились развернуть четыре батальона в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к четырем другим, уже присутствующим в Латвии, Литве, Польше и Эстонии.
- На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО утвердили новую Стратегическую концепцию, где описывается обстановка в сфере безопасности, с которой имеет дело Североатлантический союз и определяются основные задачи НАТО. В Стратегической концепции говорится, что Россия является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. В ней также указывается, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой наиболее прямую ассиметричную угрозу безопасности граждан стран Североатлантического союза и международному миру и процветанию.
- На встрече в верхах в Мадриде члены НАТО также обязались развернуть на восточном фланге НАТО дополнительные мощные боеготовые силы в местах постоянной дислокации, которые будут усилены на основе существующих боевых групп на уровне батальона до подразделений на уровне бригады там, где и когда это потребуется, и обеспечить их усиление убедительными быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенной техникой и усовершенствованной системой командования и управления. Союзники согласовали новую модель сил, которая укрепляет и модернизирует структуру сил НАТО и поддерживает выполнение основных задач НАТО и военные планы нового поколения.
- Лидеры стран НАТО взяли за основу эти решения на встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году, где они утвердили региональные оборонные планы нового поколения, новые многонациональные и многосферные Силы реагирования стран НАТО, а также новую ротационную модель современных систем и средств ПВО.
- Две военные концепции определяют направление продолжающейся адаптации НАТО: Концепция сдерживания и обороны для евроатлантического региона посвящена применению сил для сдерживания и обороны сегодня, в то время как Базовая концепция боевых действий НАТО определяет перспективы долгосрочного развития боевых действий Североатлантического союза, чтобы он оставался сильным в военном отношении сегодня и в будущем.
- Члены НАТО добились значительного прогресса в увеличении расходов на оборону и инвестировании в основную технику, предпринимая шаги к более справедливому распределению бремени в рамках НАТО. С 2014 года европейские союзники и Канада вложили в оборону дополнительно 450 млрд. долларов США, причем, по последним оценкам, в 2023 году этот показатель увеличится на 8,3%.
- Быстро меняющаяся обстановка в сфере безопасности
- Гарантия свободы и безопасности государств-членов НАТО
- Устойчивость: первая линия сдерживания и обороны
- Повышение готовности, усиление способности к реагированию и совершенствование обеспечения подкрепления НАТО
- Поддержание военного и технологического преимущества
- Инвестиции в оборону
Быстро меняющаяся обстановка в сфере безопасности
НАТО сталкивается с самой сложной обстановкой в области безопасности со времени окончания «холодной войны». Агрессивная война России против Украины ставит под угрозу европейскую безопасность, а терроризм по-прежнему представляет собой вызов глобальной безопасности и угрозу стабильности. В то же время заявленные амбиции и основанная на принуждении политика Китая бросают вызов интересам, безопасности и ценностям Североатлантического союза. Растущая глобальная неопределенность, более сложные и разрушительные кибер- и гибридные угрозы, а также стремительные технологические изменения оказывают существенное влияние на Североатлантический союз.
Агрессивная война России против Украины подорвала мир в Европе и несет за собой безмерные человеческие страдания и разрушения. Россия является самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Ее военное построение, риторика и доказанная готовность использовать силу, имеющие целью принуждение для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок. Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой самую прямую ассиметричную угрозу безопасности населения стран НАТО, а также международной стабильности и процветанию. Конфликты, неустойчивость и нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке напрямую влияют на безопасность Североатлантического союза и его партнеров. Соседние с НАТО регионы на юге, особенно Ближний Восток, Сахель и Северная Африка, сталкиваются с взаимосвязанными вызовами в области безопасности, демографии, экономики и политики. Они усугубляются последствиями изменения климата, нестабильностью институтов, чрезвычайными ситуациями санитарно-эпидемиологического характера и отсутствием продовольственной безопасности.
Гарантия свободы и безопасности государств-членов НАТО
Важнейшей и непреходящей целью НАТО является гарантия свободы и безопасности всех ее государств-членов политическими и военными средствами. Коллективная оборона занимает центральное место в Североатлантическом союзе, как это предусмотрено в статье 5 Североатлантического договора. Самая главная обязанность НАТО заключается в защите и обороне территории и населения государств-членов от нападений в мире, где мир и безопасность не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Сдерживание является одним из основных элементов общей стратегии НАТО, направленной на предотвращение конфликтов и войн, защиту государств-членов, сохранение свободы принятия решений и действий, а также поддержание принципов и ценностей, которые отстаивает НАТО: свобода личности, демократия, права человека и верховенство права. Свободные общества и основанный на правилах международный порядок должны быть подкреплены надежной трансатлантической обороной.
На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году НАТО установила новые базовые требования для своего потенциала сдерживания и обороны в соответствии с нашим подходом кругового обзора («360-градусов»), охватывающим сухопутную, воздушную, морскую, кибернетическую и космическую сферы, а также против всех угроз и вызовов.
Потенциал сдерживания и обороны НАТО обеспечивается надлежащим сочетанием ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны, которые дополняются космическими и кибернетическими силами и средствами. НАТО сохраняет свободу действий и гибкость для реагирования на полный спектр вызовов с помощью надлежащего и индивидуального подхода.
Устойчивость: первая линия сдерживания и обороны
Повышение устойчивости путем укрепления способности обществ готовиться к полному спектру угроз и опасностей, реагировать на них, восстанавливаться и адаптироваться к ним является неотъемлемой частью потенциала сдерживания и обороны НАТО. Война России против Украины, растущая геополитическая конкуренция и многие другие вызовы безопасности, с которыми сегодня сталкивается Североатлантический союз, подчеркивают важность подхода НАТО к устойчивости с учетом «всех опасностей» и применительно ко «всему обществу». Подготавливая, расширяя возможности и инвестируя в способность обществ защитить себя от широкого спектра угроз - от кибератак до радиологических, химических, биологических и ядерных инцидентов, терроризма, пандемий и стихийных бедствий – члены НАТО устраняют уязвимые места, которые в противном случае могут быть использованы в качестве рычага давления или стать мишенью для противников. Поэтому устойчивость является важным аспектом сдерживания воспрещением: убедить противника не нападать, внушив ему, что нападение не позволит достичь намеченных целей.
Устойчивость также требует тесного военно-гражданского сотрудничества, так как она влияет на способность НАТО осуществлять свои миссии и поддерживать мобильность ее войск и техники. Обеспечение адекватной поддержки национальных сил и войск под командованием НАТО гражданскими ресурсами и инфраструктурой является ключевой характеристикой усилий НАТО по повышению устойчивости. С 2014 года НАТО предоставляет руководящие указания для оказания помощи национальным властям в повышении их устойчивости по семи базовым требованиям путем снижения потенциальной уязвимости. Эти требования регулярно обновляются, чтобы отразить меняющийся характер вызовов, с которыми сталкивается Североатлантический союз.
В соответствии с Повесткой НАТО 2030 и Обязательством по укреплению устойчивости 2021 года, Стратегическая концепция 2022 года подчеркивает важность принятия более комплексного и лучше скоординированного подхода к обеспечению устойчивости в рамках Североатлантического союза, в том числе против российской политики принуждения, а также в поддержке партнеров НАТО в противодействии злонамеренному вмешательству и агрессии. Партнерства со странами, не входящими в НАТО, и другими организациями необходимы для укрепления национальной и коллективной устойчивости членов НАТО, а также для поддержки планирования и готовности Североатлантического союза путем обмена информацией и передовым опытом.
Повышение готовности, усиление способности к реагированию и совершенствование обеспечения подкрепления НАТО
План действий по обеспечению готовности, начало которому было положено на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, стал одной из основных движущих сил перемен в потенциале Североатлантического союза в области сдерживания и обороны. План действий включал меры по обеспечению гарантий странам НАТО в Центральной и Восточной Европе для заверения их населения, сдерживания потенциальной агрессии и укрепления их обороны.
На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году, основываясь на Плане действий, главы государств и правительств стран НАТО одобрили усиление потенциала сдерживания и обороны. Это предоставило НАТО широкий круг вариантов, позволяющих реагировать на любые угрозы, откуда бы они ни исходили, в целях защиты территории, населения, воздушного пространства и морских путей сообщения стран Североатлантического союза. Члены НАТО договорились о создании усиленного передового присутствия на востоке Североатлантического союза, и в 2017 году четыре многонациональные боевые группы были развернуты в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Были приняты дополнительные меры для укрепления безопасности в юго-восточном регионе Североатлантического союза, а также было создано специальное передовое присутствие в Черноморском регионе. Кроме того, был принят ряд мер по адаптации Североатлантического союза к вызовам, исходящим с юга, включая укрепление потенциала, специализированные учения и заблаговременное планирование, а также создание Регионального хаба для юга в Неаполе, Италия, который способствует повышению осведомленности НАТО об обстановке.
Учения остаются неотъемлемой частью потенциала сдерживания и обороны НАТО, поскольку военная подготовка является важнейшим требованием для поддержания уровня готовности и повышения оперативной совместимости Североатлантического союза.
Усилия НАТО в области адаптации продолжаются во всех сферах и в таких областях, как гражданская готовность и противодействие гибридным угрозам, в том числе в сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС). Отношения с ЕС включают расширение сотрудничества, а также создание взаимодополняющего и оперативно совместимого потенциала во избежание дублирования усилий и для содействия трансатлантическому распределению бремени.
На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году руководители стран НАТО подтвердили свою решимость повышать готовность, усиливать способность к реагированию и совершенствовать обеспечение подкрепления Североатлантического союза для реагирования на угрозы с любого направления в рамках подхода кругового обзора («360 градусов»). Инициатива НАТО об обеспечении готовности была предпринята для укрепления способности Североатлантического союза к быстрому реагированию либо в целях предоставления подкрепления странам НАТО в поддержку сдерживания или коллективной обороны, в том числе для ведения интенсивных боевых действий, либо в случае срочного военного кризисного реагирования, при необходимости. Эта инициатива заключалась в предоставлении 30 тяжелых или средних маневренных батальонов, 30 боевых воздушных эскадрилий и 30 крупных военно-морских кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или раньше. В настоящее время эти силы организуются и проходят подготовку как более крупные боевые соединения.
НАТО признала киберпространство сферой операций, в которой она должна защищать себя так же эффективно, как и в воздухе, на суше и на море. Создание Центра киберопераций в Бельгии в 2018 году и формирование групп поддержки по борьбе с гибридными действиями для оказания помощи тем странам НАТО, которые в ней нуждаются, также активизируют усилия Североатлантического союза в области сдерживания. На встрече в верхах НАТО в Брюсселе в 2021 году страны-члены одобрили новую Всеобъемлющую политику киберзащиты, которая обеспечивает реализацию основных задач НАТО и общего потенциала сдерживания и обороны для повышения устойчивости Североатлантического союза в киберпространстве.
НАТО продолжает рассматривать последствия для безопасности растущего российского арсенала ракет, способных нести ядерные заряды, который представляет значительный риск для безопасности Североатлантического союза. Североатлантический союз отвечает на это укреплением своих передовых обычных потенциалов, инвестируя в новые платформы – включая истребители пятого поколения – и осуществляя адаптацию своих учений, разведки и построения противовоздушной и противоракетной обороны. НАТО делает это, обеспечивая при этом защищенность, безопасность и эффективность ее средств ядерного сдерживания. В то же время НАТО сохраняет неизменную приверженность эффективному контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению и продолжает призывать всех субъектов, включая Россию и Китай, к конструктивному взаимодействию.
На встрече лидеров в декабре 2019 года в Лондоне НАТО объявила космос пятой сферой операций. Информация, собираемая и передаваемая через спутники, имеет решающее значение для деятельности, операций и миссий НАТО, включая коллективную оборону, кризисное реагирование и борьбу с терроризмом. Созданный в 2020 году в Германии Космический центр служит координационным центром для обмена информацией, координируя усилия союзников и оказывая поддержку операциям и миссиям НАТО. На встрече в верхах в 2021 году в Брюсселе НАТО признала, что нападения в космическом пространстве, по направлению к нему или исходящие из него представляют явную угрозу безопасности Североалантического союза и могут привести к задействованию статьи 5 Североатлантического договора.
Лидеры стран НАТО провели встречу 24 марта 2022 года в Брюсселе, чтобы обсудить последствия жестокой и неспровоцированной агрессивной войны России против Украины и принять меры по укреплению сдерживания и обороны НАТО. Они приняли решение развернуть четыре многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к тем, которые уже находятся в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, тем самым удвоив количество боевых групп на восточном фланге НАТО с четырех до восьми. Они также решили усилить киберзащиту и расширить учения, направленные на коллективную оборону и оперативную совместимость.
На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года лидеры стран НАТО приняли решения о существенном усилении потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза. С этой целью члены НАТО договорились скорректировать баланс между силами в местах постоянной дислокации и подкреплением. Они обязались развернуть на восточном фланге НАТО дополнительные мощные боеготовые силы в местах постоянной дислокации, которые будут увеличены на основе существующих боевых групп на уровне батальона до подразделений на уровне бригады там, где и когда это потребуется, и усилены убедительными быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенной техникой и усовершенствованной системой командования и управления. Это укрепляет сдерживание и обеспечить способность защищать передовые рубежи. Страны НАТО также согласовали новую модель сил, которая укрепляет и модернизирует структуру сил НАТО, поддерживает выполнение основных задач НАТО и обеспечивает ресурсами военные планы Североатлантического союза нового поколения. Члены НАТО договорились поддерживать существенное и постоянное присутствие на суше, на море и в воздухе, в том числе посредством усиления интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны.
На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году лидеры стран НАТО утвердили наиболее полные и детальные оборонные планы Североатлантического союза со времен холодной войны. Эти региональные оборонные планы нового поколения значительно повысят согласованность планирования коллективной обороны НАТО, включая национальное планирование сил, построения, потенциалов, командования и управления союзников. Для обеспечения эффективности этих планов страны НАТО предоставляют более значительный резерв специальных боеспособных сил, используя региональный опыт и географическую близость для повышения оперативности реагирования сил. Кроме того, создаются новые многонациональные и многосферные Силы реагирования членов НАТО, которые предоставят больше возможностей для оперативного реагирования на угрозы и кризисы на всех направлениях. Лидеры стран НАТО также договорились об укреплении командования и управления НАТО и приветствовали предпринимаемые союзниками усилия по увеличению своего присутствия на восточном фланге НАТО. Лидеры стран НАТО договорились повысить готовность, подготовленность и оперативную совместимость Интегрированной системы ПВО/ПРО НАТО, в частности, путем регулярной учебной подготовки и ротации современных систем и средств ПВО на всей территории НАТО в Европе, с первоначальным акцентом на восточный фланг Североатлантического союза.
Поддержание военного и технологического преимущества
Наряду с тем, что Североатлантический союз должен быть в состоянии сохранять мир сегодня, он также должен подготовиться к все более непредсказуемой обстановке в области безопасности в будущем. С этой целью на встрече в верхах в Брюсселе в июне 2021 года лидеры Североатлантического союза согласовали полномасштабную реализацию Базовой концепции боевых действий НАТО, которая является основой для более проактивного и опережающего подхода к военной адаптации. Поддержание своего технологического преимущества всегда было важным фактором, обеспечивающим способность НАТО осуществлять сдерживание и оборону от потенциальных противников. Инновации в области новых и прорывных технологий, таких как искусственный интеллект, автономные системы вооружения, большие данные и биотехнологии меняют характер войны. Чтобы помочь сохранить свое технологическое преимущество, НАТО согласовала стратегию внедрения новых и прорывных технологий. Она также создала Катализатор оборонных инноваций для Северной Атлантики и на встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года учредила многонациональный Инновационный фонд, объединяющий правительства, частный сектор и научные круги для укрепления технологического преимущества НАТО. Североатлантический союз будет играть важную роль в качестве форума для сотрудничества по различным аспектам этих новых технологий, связанным с безопасностью.
Инвестиции в оборону
В Обязательстве по оборонным инвестициям, принятом лидерами стран НАТО на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году, содержится призыв ко всем союзникам остановить сокращение военных бюджетов и продвинуться вперед в выполнении согласованного НАТО руководящего указания о выделении не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону в течение десятилетия. Кроме того, страны НАТО договорились, в те же сроки, перейти к выделению не менее 20% годовых оборонных расходов на новую основную технику и соответствующие исследования и разработки. С тех пор все страны НАТО увеличили свои расходы на оборону, продолжили дальнейшее развитие своих сил и средств, а также вносили свой вклад в операции, миссии и деятельность союзников по НАТО. Согласно последним оценкам, в 2023 году оборонные расходы европейских стран НАТО и Канады увеличатся на 8,3%, что ознаменует девятый год подряд роста оборонных расходов этих стран, причем с 2014 года совокупные инвестиции в реальном выражении увеличились почти на 450 млрд долл.
На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году лидеры стран НАТО согласовали новое Обязательство по оборонным инвестициям, взяв на себя неизменное обязательство ежегодно инвестировать в оборону не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП). Они также подтвердили, что во многих случаях для устранения существующих недостатков и удовлетворения требований во всех областях, имеющих отношение к более оспариваемому порядку безопасности, потребуются расходы, превышающие 2% ВВП. Лидеры стран НАТО обязались инвестировать не менее 20% своих оборонных бюджетов в основную технику и соответствующие исследования и разработки; эти инвестиции в основную технику должны осуществляться в сочетании с ежегодными оборонными расходами в размере не менее 2% ВВП. Союзники по НАТО также обязались предоставлять необходимые силы, средства и ресурсы для проведения всего спектра операций, миссий и деятельности НАТО.