Учения НАТО
Учения – важный инструмент, с помощью которого Североатлантический союз проверяет на практике и подтверждает верность своих концепций, процедур, систем и тактических приемов. В более широком плане они дают возможность вооруженным силам и гражданским организациям, развернутым на театрах военных действий, эффективно проверять силы и средства и отрабатывать на практике навыки совместной работы в сложной кризисной ситуации.
Военнослужащие спецназа СВ США продвигаются на снегоходах по глубокому снегу Арктики в Швеции перед началом "Колд риспонс-22" – руководимых Норвегией многонациональных учений с союзниками и партнерами НАТО на Крайнем Севере.
- Учения позволяют НАТО проверять на практике и подтверждать верность своих концепций, процедур, систем и тактических приемов.
- Они позволяют вооруженным силам и гражданским организациям, развернутым на местах, взаимодействовать в целях выявления передовой практики (что работает) и извлечения опыта (что требует усовершенствования).
- Учения также способствуют повышению оперативной совместимости и военной реформе.
- Недавно НАТО активизировала программу учений в свете изменившихся условий безопасности.
- Учения планируются заблаговременно и отличаются по своему масштабу, длительности и форме: от полевых войсковых учений до учений с элементами компьютерного моделирования, которые проводятся в учебном помещении.
- В целях повышения и поддержки оперативной совместимости учения НАТО являются максимально открытыми для стран-партнеров
- Североатлантический союз проводит учения с 1951 года.
- Цель учений НАТО
- Подготовка учений
- Руководящая роль стратегических командований
- Преобразование учений с течением времени
Цель учений НАТО
Обоснованием планирования и проведения военных учений является подготовка командований и вооруженных сил к операциям в мирное время, во время кризиса и конфликта. Поэтому их цели и задачи должны отражать текущие оперативные потребности и приоритеты. Учения проводятся по трем возможным категориям:
- войсковые учения, в которых участвуют вооруженные силы;
- командно-штабные учения (КШУ) – учения штабных структур с участием командующих и их штабов, включающие организацию связи в участвующих штабах и между ними; и
- теоретическое занятие, которое может принимать форму учений на картах, военной игры, цикла лекций, группового обсуждения или оперативного анализа.
Учения служат ряду конкретных целей:
- Учебная подготовка и приобретение опыта
Учения позволяют вооруженным силам на практике опираться на ранее проводимую учебную подготовку, тем самым повышая свой уровень мастерства в конкретной области. Учения имеют различные уровни сложности, но в большинстве случаев предполагается, что начальная подготовка завершена и что в наличии имеется достаточное число подготовленных военнослужащих.
- Тестирование и проверка соответствия структур
Учения предназначены для проверки на практике эффективности структур, а также личного состава. Это особенно верно в тех случаях, когда периодически происходит реформа органов военного управления НАТО, и новым штабным структурам необходимо проверить свою способность выполнять новые обязанности. Структура состоит из многих компонентов – концепций, доктрины, процедур, систем и тактических приемов, – которые должны функционировать вместе. Структуры материального обеспечения, например, требуют специализированных подготовки, оборудования и порядка действий, которые должны сочетаться для оказания эффективной поддержки задачам миссии. Реализация этих структур на практике позволяет проводить их проверку и, при необходимости, усовершенствование.
- Оперативная совместимость
Силы под руководством НАТО должны быть способны эффективно работать вместе, несмотря на различия в доктрине, языке, структурах, тактических приемах и подготовке. Оперативная совместимость помимо прочего достигается благодаря регулярной совместной учебной подготовке с участием вооруженных сил государств-членов НАТО и посредством практического сотрудничества между военнослужащими государств-членов и государств-партнеров НАТО. Учения являются максимально отрытыми для официальных партнеров, которые могут выступать в роли наблюдателей или участников, а в некоторых случаях даже выступать в качестве принимающей стороны учений. Однако прежде, чем партнер сможет наблюдать за учениями или участвовать в них, требуется одобрение Военного комитета и утверждение Североатлантического совета.
- Военная реформа
Участие в учениях НАТО – один из способов оказания содействия в проведении военной реформы. Учения позволяют государствам-членам НАТО проверить осуществляемые на национальном уровне реформы и предоставить возможность государствам-партнерам участвовать в работе структур и механизмов, имеющихся в распоряжении НАТО, или наблюдать за их работой.
Подготовка учений
Сценарии учений
В ходе учений вооруженным силам ставится задача реагировать на вымышленный сценарий, который напоминает то, что может произойти в реальности. Учения охватывают полный спектр военных операций: от боевых действий до оказания гуманитарной помощи и от стабилизации до восстановления. Они могут иметь продолжительность от одного дня до нескольких недель и могут отличаться по масштабу: от нескольких офицеров, решающих отдельную проблему, до сценариев полномасштабных боевых действий с участием летательных аппаратов, кораблей ВМС, артиллерийских систем, бронемашин и тысяч военнослужащих.
Учения Североатлантического союза проводятся при поддержке со стороны государств-членов НАТО и, при необходимости, государств-партнеров, которые предоставляют войска, технику или другие виды поддержки. Участвующие страны обычно отвечают за финансирование любой формы национального вклада.
Все учения имеют заранее определенные учебные цели, на основе которых происходит выбор мероприятий. Целями могут быть накопление навыков и знаний, отработка на практике механизмов координации или подтверждение верности процедур.
После завершения учений командующие и во многих случаях войска коллективно проводят анализ выполнения задач. Этот процесс позволяет им выявлять области, в которых работа выполняется надлежащим образом («передовая практика») и области, которые можно усовершенствовать («извлечение опыта»). Таким образом, учения способствуют постоянному повышению оперативной совместимости, эффективности и результативности.
Программа военной подготовки и учений
Мероприятия и деятельность, связанные с учебной подготовкой и учениями НАТО, разрабатываются двумя стратегическими командованиями НАТО – Стратегическим командованием по операциям (СКО) и Стратегическим командованием по трансформации (СКТ). Результатом этого процесса является публикация ежегодной Программы военной подготовки и учений. С июля 2012 года СКО отвечает за определение потребностей в области учебной подготовки и проведение оценок НАТО, а СКТ отвечает за управление Программой и осуществление программы учений.
Программа военной подготовки и учений предоставляет подробную информацию об учебной подготовке, учениях и связанных с ними мероприятиях, запланированных на следующие пять календарных лет. Подробные спецификации учений разрабатываются за один-два года до начала учений.
Документ основан на приоритетах и намерении командующих стратегическими командованиями. В него обычно включаются следующие области: текущие и будущие операции, Силы реагирования НАТО, эксперименты в сфере трансформации и программы военного сотрудничества НАТО.
Потребности НАТО в области учений согласовываются во время заседаний Совета по составлению программ (которые открыты для представителей стран-партнеров), начиная по меньшей мере за 18 месяцев до начала следующего цикла. Предварительное планирование завершается Конференцией НАТО по учебной подготовке и учениям, в ходе которой командования НАТО, государства-члены и государства-партнеры НАТО, а также другие приглашенные стороны проводят окончательную координацию учений и оказывают поддержку ежегодной Программе военной подготовки и учений.
Политические учения
Учения организуются как в военных, так и в гражданских структурах Североатлантического союза. НАТО проводит учения на основе своих политических механизмов, концепций и процедур для того, чтобы усовершенствовать систему и возможности для консультаций и принятия решений. Политические учения также имеют целью обеспечить, чтобы основным советникам – невыборным высокопоставленным политическим деятелям и военачальникам в столицах и в структурах НАТО – предоставлялась возможность поддерживать осведомленность о том, как работают такие сложные многонациональные организации как НАТО. В некоторых случаях партнеры, задействованные в руководимых НАТО операциях, могут участвовать в некоторых аспектах этих учений.
Транспарентность
НАТО и, в частности Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (ВГК ОВС НАТО в Европе), публикует свою ежегодную программу учений в режиме онлайн. В духе Венского документа об обеспечении транспарентности в военной сфере НАТО также соблюдает следующие правила: в случае, когда численность участвующих в учениях войск превышает 9 000 человек, учения подлежат уведомлению (по крайней мере за 42 дня до их начала); в случае, когда численность участвующих в учениях войск превышает 13 000 человек, наблюдателям разрешается наблюдать за такими учениями. Описанный ниже способ наименования учений также является источником информации и поэтому – источником транспарентности.
Каждый год в рамках Венского документа и в рамках важной меры укрепления доверия и безопасности должностные лица из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) встречаются для обмена информацией об своих вооруженных силах, военном строительстве, личном составе и основных системах вооружения и техники. Они также обмениваются информацией о своем оборонном планировании и бюджетах в течение года.
Что означают наименования учений?
Учения НАТО обозначаются двумя словами. Первая буква первого слова обозначает командование НАТО, отвечающее за составление графика учений. Например:
S
Supreme Headquarters Allied Powers Europe (Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе)
T
Allied Command Transformation (Командование по трансформации объединенных вооруженных сил НАТО)
B
Allied Joint Force Command Brunssum (Командование объединенными вооруженными силами НАТО в Брюнсуме)
N
Allied Joint Force Command Naples (Командование объединенными вооруженными силами НАТО в Неаполе)
Первая буква второго слова обозначает участвующий компонент (компоненты). Например:
A
Air (военно-воздушные силы)
L
Land (сухопутные войска)
M
Maritime (военно-морские силы)
C
Cyberspace (киберпространство)
S
Space support (космическая поддержка)
J
Joint (объединенные силы)
Sp
Special Operations Forces (силы специальных операций)
Например, «Брилиант джамп» (Brilliant Jump) это объединенные учения (joint exercise), проводимые Командованием ОВС НАТО в Брюнсуме (Brunssum).
Руководящая роль стратегических командований
СКО и СКТ тесно взаимодействуют в области военных учений НАТО. Помощь обоим командованиям оказывает сеть учреждений НАТО по учебно-образовательной подготовке и оценке, а также национальные структуры.
С июля 2012 года на СКО возложена основная ответственность за определение коллективных потребностей в области учебной подготовки и проведение оценок в штабах и формированиях. На СКТ возложена ответственность за управление коллективными учебной подготовкой и учениями на основе потребностей, определяемых СКО. Кроме того, СКТ несет главную ответственность за совместное обучение, одиночную подготовку и разработку связанных с ними политики и доктрины в рамках НАТО и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), а также за руководство школами НАТО (ПРМ НАТО – крупная программа двустороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа).
Преобразование учений с течением времени
НАТО проводит учения на уровне организации с 1951 года. В первые годы существования Североатлантического союза силы НАТО проводили учения для укрепления своей способности осуществлять коллективную оборону. Иными словами, учения проводились для обеспечения того, чтобы силы были готовы в случае нападения.
Начало Корейской войны в июне 1950 года помогло союзникам быстро понять важность интегрированных сил под централизованным командованием. К декабрю 1950 года генерал Дуайт Эйзенхауэр (США) был назначен первым Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, и после этого назначения национальные вооруженные силы перешли под централизованное командование.
Первые учения Североатлантического союза были проведены осенью 1951 года. В течение 1953 года командующими НАТО было проведено около ста учений различного рода. С этого момента силы НАТО перестали быть набором национальных подразделений, и начали приобретать боевое слаживание. Через год после введения в действие Верховного главнокомандования ОВС НАТО в Европе генерал Эйзенхауэр заявил, что «боевая готовность наших войск значительно повысилась».
В 1970-е и 1980-е годы НАТО поддерживала программу очень активных учений для подготовки сил по максимально возможному числу сложных сценариев. Учения рассматривались как важнейший компонент построения сдерживания, осуществлявшегося Североатлантическим союзом, и помогали обеспечить готовность сил к потенциальной агрессии в течение «холодной войны».
В 1994 году Североатлантический союз выдвинул инициативу «Партнерство ради мира» (ПРМ). Одной из целей этой инициативы является налаживание более тесного военного сотрудничества и оперативной совместимости между странами НАТО и странами, не входящими в НАТО, в евроатлантическом регионе. С этого времени члены ПРМ получили возможность участвовать в полевых учениях по миротворчеству.
В 2002 году были созданы Силы реагирования НАТО (НРФ). Это высокотехнологичное многонациональное соединение, которое Североатлантический союз может оперативно развернуть там, где это будет необходимо. Первоначальная концепция Сил реагирования НАТО была пересмотрена в 2009 году, и с тех пор основной упор делается на учения, проводимые в поддержку НРФ. Такая учебная подготовка имеет целью обеспечить способность НРФ осуществлять оперативные развертывания и вести эффективные действия в различных ситуациях.
На встрече в верхах в Стамбуле в 2004 году руководители стран Североатлантического союза повысили уровень инициативы Средиземноморского диалога до подлинного партнерства, чтобы расширить участие в учениях и одиночной подготовке в учебных заведениях НАТО. В то же время была выдвинута Стамбульская инициатива о сотрудничестве, которая проложила путь для сотрудничества между НАТО и странами Большого Ближнего Востока в таких областях, как обучение и подготовка, и предусмотрела участие партнеров в совместной подготовке в сфере борьбы с терроризмом. Со времени встречи в верхах в Лиссабоне в ноябре 2010 года и принятия Стратегической концепции 2010 года и новой политики партнерства, учения НАТО открыты для всех партнеров.
На встрече в верхах в Чикаго в 2012 году руководители стран НАТО начали разговор о «расширении учебно-образовательной подготовки и учений» и выдвинули Инициативу о сопряженных силах, целью которой было обеспечить поддержание высокого уровня оперативной совместимости, достигнутого в рамках оперативного опыта, который они приобрели в Афганистане, Ливии, на Африканском Роге и на Балканах. В феврале 2013 года министры обороны стран НАТО одобрили планы по активизации программ учений НАТО. Эти планы намечают направления для более интенсивного многолетнего графика учений в целях обеспечения того, чтобы силы государств-членов и государств-партнеров НАТО сохраняли способность эффективно работать вместе.
После незаконной аннексии Россией Крыма в марте 2014 года было увеличено число учений, проведенных в этот год, и на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году руководители стран НАТО приняли обязательство сделать больший упор на сценарии коллективной обороны. С тех пор лидеры НАТО договорились об укреплении потенциала сдерживания и обороны, который опирается на все имающиеся в распоряжении НАТО инструменты, включая военные учения. На внеочередной встрече в верхах, состоявшейся в Брюсселе 24 марта 2022 года всего через месяц после начала неспровоцированной войны России против Украины, руководители стран НАТО еще раз подчеркнули важность этого принципа. Позже, на встрече в верхах в Мадриде в июне в рамках Стратегической концепции 2022 года на союзников было возложено обязательство активизировать учебную подготовку и учения.
Учения продолжают обеспечивать, чтобы союзники могли соответствовать уровню устремлений НАТО и демонстрировать этот потенциал в целях сдерживания.