Отношения с Россией
На протяжении более 30 лет НАТО пыталась наладить партнерские отношения с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Несмотря на это, в течение последнего десятилетия Россия постоянно нарушала нормы и принципы, которые способствовали стабильному и предсказуемому европейскому порядку безопасности. Жестокая и незаконная агрессивная война России против Украины разрушила мир и серьезно изменила обстановку в области безопасности. В свете враждебной политики и действий России Североатлантический союз не может считать ее своим партнером. Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств-членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Тем не менее, НАТО по-прежнему готова поддерживать открытыми каналы связи с Москвой для управления рисками и их снижения, предотвращения эскалации и повышения транспарентности. НАТО не стремится к конфронтации и не представляет никакой угрозы для России. Североатлантический союз будет продолжать реагировать на российские угрозы и враждебные действия единым и ответственным образом.

Фото: Vikki через Getty Images
- После окончания «холодной войны» и распада Советского Союза НАТО пыталась создать партнерство и вести диалог с Россией, в том числе через Совет Россия–НАТО (СРН), форум для консультаций по вопросам безопасности и сотрудничества.
- Однако в апреле 2014 года в ответ на агрессивные действия России против Украины и незаконную и противоправную аннексию Крыма НАТО приостановила все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, сохраняя при этом открытыми политические и военные каналы связи.
- НАТО самым решительным образом осуждает агрессивную войну России против Украины. Эта война серьезно подрывает международную безопасность и стабильность и является грубым нарушением международного права. Россия должна немедленно прекратить эту войну и вывести свои силы из Украины.
- В дополнение к ее жестокой и незаконной войне против Украины поведение России отражает модель агрессивных действий против ее соседей и более широкого трансатлантического сообщества. В свете враждебной политики и действий России Североатлантический союз не может считать ее своим партнером.
- Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств-членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Россия стремится установить сферы влияния и прямой контроль посредством принуждения, подрывной деятельности, агрессии и аннексии. Она использует обычные, кибер- и гибридные средства против государств-членов и стран-партнеров НАТО. Ее направленные на принуждение военный потенциал, риторика и доказанная готовность использовать силу для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок.
- Тем не менее, страны НАТО по-прежнему готовы поддерживать открытыми каналы связи с Москвой для управления рисками и их снижения, предотвращения эскалации и повышения транспарентности.
- НАТО стремится к стабильности и предсказуемости в евроатлантическом регионе, а также между НАТО и Россией. Любое изменение в отношениях между НАТО и Россией зависит от того, прекратит ли Российская Федерация свое агрессивное поведение и будет ли она в полной мере соблюдать международное право.
-
Реакция на войну России против Украины
НАТО самым решительным образом осуждает агрессивную войну России против Украины. Эта война серьезно подрывает международную безопасность и стабильность и является грубым нарушением международного права. Страны НАТО призывают президента Путина немедленно прекратить войну, вывести все свои войска из Украины и добросовестно участвовать в дипломатических усилиях.
Кроме того, НАТО призывает Россию полностью соблюдать международное гуманитарное право и обеспечить безопасный, беспрепятственный и непрерывный гуманитарный доступ и помощь всем нуждающимся. Ужасающая жестокость России привела к безмерным человеческим страданиям и массовым перемещениям, которые несоразмерно затрагивают женщин и детей. Россия несет полную ответственность за эту гуманитарную катастрофу. Страны НАТО работают с соответствующими заинтересованными сторонами в международном сообществе, чтобы привлечь к ответственности всех виновных в военных преступлениях, включая сексуальное насилие в условиях конфликта. Россия также намеренно усугубляет продовольственный и энергетический кризис, затрагивающий миллиарды людей во всем мире, в том числе своими военными действиями. Государства-члены НАТО тесно сотрудничают в поддержке международных усилий по обеспечению экспорта украинского зерна и снижения остроты глобального продовольственного кризиса.
Действия России представляют серьезную угрозу евроатлантической безопасности, и они будут иметь геостратегические последствия. В феврале 2022 года страны НАТО приняли пакет беспрецедентных ограничительных мер, включая масштабные и суровые экономические санкции, которые помогают лишить военную машину Кремля ресурсов. Страны НАТО продолжают совершенствовать санкции, чтобы усилить давление на Москву. Эти усилия затруднят России восстановление танков, производство ракет и финансирование войны.
НАТО будет неизменно продолжать защищать свое население и оборонять каждую пядь территории государств-членов Североатлантического союза. НАТО увеличила свое военное присутствие в восточной части Североатлантического союза в качестве прямого результата поведения России, которое отражает модель агрессивных действий против ее соседей и более широкого трансатлантического сообщества. В ответ на возросшую нестабильность и отсутствие безопасности на периферии НАТО главы государств и правительств стран Североатлантического союза договорились на встрече в верхах в Варшаве в 2016 году о создании передового присутствия НАТО на северо-востоке и юго-востоке Североатлантического союза. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года НАТО развернула дополнительные оборонительные сухопутные и военно-воздушные силы в восточной части Североатлантического союза, а также дополнительные военно-морские силы и средства. Страны НАТО повысили готовность сил реагировать на все непредвиденные обстоятельства. На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году лидеры стран НАТО договорились установить новые базовые требования для потенциала Североатлантического союза в области сдерживания и обороны, чтобы обеспечить безопасность и оборону всех государств-членов в долгосрочной перспективе. Это включает в себя развертывание на восточном фланге Североатлантического союза дополнительных мощных боеготовых сил на местах.
Жестокие действия России против Украины активизировались с февраля 2022 года, но ее агрессивная война продолжается с 2014 года. После незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в марте 2014 года страны НАТО приостановили в апреле 2014 года все практическое гражданское и военное сотрудничество, сохраняя при этом открытыми политические и военные каналы связи, в том числе через Совет Россия–НАТО для обсуждения ситуации в Украине и вокруг нее, а также ее последствий для европейской безопасности. На встрече НАТО в верхах в Уэльсе в сентябре 2014 года и на последовавших с тех пор встречах в верхах лидеры стран НАТО осудили военное вмешательство России в Украину. Страны НАТО призвали Россию вывести войска из Украины, прекратить незаконную оккупацию Крыма и соблюдать международное право, а также свои международные обязательства и обязанности.
Помимо этого, НАТО осуждает решение России признать самопровозглашенные «Донецкую народную республику» и «Луганскую народную республику» на востоке Украины. Поддержка Россией сепаратистских групп, которая включает в себя предоставление оружия, оборудования, персонала и денежных средств, еще больше нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины. Страны НАТО никогда не согласятся с этим незаконным признанием.
Кроме того, страны НАТО отметили, что насилие и отсутствие безопасности в регионе привели к трагическому крушению сбитого 17 июля 2014 года самолета «Малайзийских авиалиний», совершавшего пассажирский рейс MH17, и призвали к тому, чтобы виновные прямым или косвенным образом лица, были привлечены к ответственности и предстали перед судом в ближайшее время. Страны НАТО солидарны с Нидерландами и Австралией, которые призвали Россию взять на себя государственную ответственность за крушение сбитого самолета, совершавшего рейс MH17.
Страны НАТО также осудили неоправданное применение Россией военной силы против украинских кораблей и личного состава военно-морских сил вблизи Азовского моря и Керченского пролива в ноябре 2018 года. В соответствии с резолюцией 73/194 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 17 декабря 2018 года союзники призвали Россию безоговорочно освободить задержанных ею членов украинских экипажей, вернуть захваченные суда и выполнить свои международные обязательства, обеспечив беспрепятственный доступ в украинские порты в Азовском море и предоставив свободу судоходства. Кроме того, страны НАТО осудили строительство Россией моста через Керченский пролив, которое является еще одним нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины. После этого события министры иностранных дел стран НАТО в апреле 2019 года согласовали пакет мер по улучшению осведомленности НАТО об обстановке в регионе Черного моря и усилению поддержки Украины и Грузии.
С апреля 2021 года вплоть до полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО продолжали призывать Россию немедленно обратить вспять ее массированное наращивание военной мощи в Украине и вокруг нее. Страны НАТО также призывали Россию прекратить провокации и немедленно снизить напряженность на границах Украины и в незаконно аннексированном Крыму, а также выбрать путь дипломатии.
-
Более широкая обеспокоенность в связи с поведением России
Обеспокоенность НАТО выходит далеко за рамки действий России в Украине.
Помимо Украины страны НАТО продолжают заявлять о своей поддержке территориальной целостности Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ и призывают Россию вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия.
Россия также бросает вызов евроатлантической безопасности и стабильности посредством гибридных действий, включая попытки вмешательства в избирательные процессы и суверенитет государств-членов и стран-партнеров НАТО; широкомасштабные кампании дезинформации; направленные на принуждение манипуляции поставками энергоносителей и продовольственными системами; и злонамеренные действия в кибернетической сфере.
Кроме того, Россия модернизирует свои ядерные силы и расширяет свои новые и разрушительные системы доставки двойного назначения, используя при этом в целях принуждения угрозу ядерного оружия.
Поведение Москвы отражает модель агрессивных действий России против ее соседей и более широкого трансатлантического сообщества. Ее целью является дестабилизация стран к востоку и югу от НАТО. На Крайнем Севере ее способность нарушить усиление стран НАТО и свободу судоходства через Северную Атлантику является стратегическим вызовом Североатлантическому союзу. Наращивание Москвой военной мощи, в том числе в регионах Балтийского, Черного и Средиземного морей, наряду с ее военной интеграцией с Беларусью, бросает вызов нашей безопасности и интересам. НАТО не может сбрасывать со счетов возможность посягательства на суверенитет и территориальную целостность государств-членов.
Эта модель агрессивного поведения России становилась все более и более провокационной в течение последнего десятилетия, с увеличением числа примеров готовности России нарушать нормы и принципы, которые способствовали стабильному и предсказуемому европейскому порядку безопасности.
В марте 2018 года страны НАТО осудили применение боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия в Солсбери и выразили солидарность с Соединенным Королевством. В результате этого нападения максимальное количество сотрудников Постоянного представительства России при штаб-квартире НАТО было сокращено с 30 до 20 человек. Это число было дополнительно сокращено с 20 до 10 человек в октябре 2021 года, после того как восемь членов Постоянного представительства Российской Федерации при НАТО были признаны в качестве сотрудников российской разведки.
4 сентября 2020 года Североатлантический совет опубликовал заявление, осуждающее нападение на российского оппозиционера Алексея Навального с применением нервно-паралитического газа, которое является явным нарушением международного права и противоречит Конвенции по химическому оружию. Страны НАТО призвали Россию продемонстрировать полную транспарентность и привлечь виновных к ответственности. Они также настоятельно призвали Россию раскрыть любую соответствующую информацию Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
В апреле 2021 года союзники по НАТО опубликовали заявление о солидарности с Чешской Республикой после брифинга министра иностранных дел Чехии о деятельности российских оперативных сотрудников, результатом которой стали взрывы складов боеприпасов в Врбетице в 2014 году, что привело к гибели двух человек, работавших на объекте.
Эти озабоченности усугубляются продолжающимся нарушением, невыполнением и обходом со стороны России многочисленных обязательств и обязанностей в сфере контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности. Страны НАТО уже давно обеспокоены избирательным выполнением Россией Венского документа и ее длительным невыполнением Договора об обычных вооруженных силах в Европе, действиями, которые подрывают евроатлантическую безопасность. Страны НАТО неоднократно призывали Россию вернуться к полному соблюдению ее обязательств по Договору об открытом небе и в июне 2021 года выразили глубокое сожаление в связи с решением России выйти из Договора вместо того, чтобы вернуться к его полному выполнению. Россия официально вышла из Договора 18 декабря 2021 года.
Кроме того, в декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод США о том, что Россия существенным образом нарушила свои обязательства, предусмотренные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД): не обладать, не производить и не проводить летные испытания крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров, и не обладать и не производить пусковые установки таких ракет. Страны НАТО пришли к выводу, что Россия разработала и ввела в действие ракетную систему SSC-8 (9M729), которая нарушила Договор и представляла собой существенный риск для евроатлантической безопасности, а также призвали Россию незамедлительно вернуться к полному и поддающемуся проверке соблюдению. 1 февраля 2019 года Соединенные Штаты приостановили выполнение своих обязательств по ДРСМД, направив Сторонам Договора необходимое письменное уведомление за шесть месяцев до своего выхода. Страны НАТО оставались открытыми для диалога и продолжали взаимодействие с Россией по поводу нарушения ею Договора, в том числе на двух заеданиях Совета Россия–НАТО в январе и июле 2019 года. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение ДРСМД, отказалась предоставить какой-либо убедительный ответ и не предприняла никаких очевидных шагов по возвращению к полному и поддающемуся проверке соблюдению. В результате 2 августа 2019 года Соединенные Штаты приняли решение выйти из Договора при полной поддержке союзников. НАТО будет взвешенно и ответственно реагировать на значительные риски, создаваемые российской системой SSC-8. В то же время страны НАТО твердо привержены сохранению эффективного международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. На протяжении более трех десятилетий ДРСМД являлся историческим договором в области контроля над вооружениями. Он вступил в силу в 1988 году с целью снижения угроз безопасности и стабильности в Европе, в частности, угрозы нападений на стратегически важные объекты в условиях кратковременного предупреждения, требуя поддающейся проверке ликвидации целого класса ракет, которыми обладали США и бывший Советский Союз.
В ноябре 2021 года страны НАТО осудили осуществленное Россией безрассудное и безответственное испытание противоспутниковой ракеты 15 ноября 2021 года. Это испытание привело к образованию поля орбитального мусора, что значительно увеличивает риск для жизни людей и для средств космического базирования многих стран и организаций. Это опасное поведение прямо противоречило заявлениям России, направленным против «вепонизации» космоса, и подорвало международный порядок, основанный на правилах. Союзники по НАТО по-прежнему привержены защите и сохранению мирного доступа к космосу и его мирного исследования для всего человечества.
Военное вмешательство России и значительное военное присутствие в Сирии создает дополнительные риски для Североатлантического союза. 5 октября 2015 года в ответ на вмешательство России в Сирии страны НАТО призвали Россию немедленно прекратить нападения на сирийскую оппозицию и гражданских лиц, сосредоточить свои усилия на борьбе с так называемым Исламским государством и способствовать урегулированию конфликта путем политического перехода. В апреле 2018 года страны НАТО решительно поддержали совместные военные действия США, Соединенного Королевства и Франции в ответ на применение химического оружия в Сирии.
На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года – и в Стратегической концепции 2022 года, которая описывает обстановку в области безопасности, с которой сталкивается Североатлантический союз, и определяет стратегическое направление деятельности НАТО на будущее, – лидеры стран НАТО четко заявили, что Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств-членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Они обязались продолжать противодействовать российским угрозам и реагировать на ее враждебные действия в соответствии с международным правом.
-
Развитие отношений
Отношения между НАТО и Россией начались после окончания «холодной войны» и распада Советского Союза, когда Россия вступила в Совет Североатлантического сотрудничества (1991 г.). В 1997 году на смену этому форуму для диалога пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет все государства-члены и страны-партнеры НАТО в евроатлантическом регионе.
Практическое сотрудничество началось после того, как в 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» и развернула миротворцев в поддержку операций под руководством НАТО по поддержанию мира на Западных Балканах в конце 1990-х годов.
Основополагающий акт Россия–НАТО, подписанный в 1997 году, стал официальной основой двусторонних отношений, в том числе путем создания Совместного постоянного совета Россия–НАТО (СПС) в качестве форума для консультаций и сотрудничества.
Россия заморозила свои отношения с НАТО из-за разногласий по поводу кризиса Косово в 1999 году, но возобновила деятельность по сотрудничеству, включая участие в возглавляемых НАТО Силах для Косово (СДК), и встречи в рамках СПС после окончания военно-воздушной кампании НАТО в Косово.
Диалог и сотрудничество были укреплены в 2002 году, когда взамен СПС, в соответствии с Римской декларацией 2002 года, был учрежден Совет Россия–НАТО (СРН), который был призван служить форумом для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий. В рамках СРН отдельные государства-члены НАТО и Россия как равноправные партнеры проводили работу по широкому спектру вопросов безопасности, представлявших общий интерес.
Для содействия регулярным контактам и сотрудничеству НАТО и Россия договорились создать политические и военные каналы связи. С этой целью Россия учредила в 1998 году дипломатическое представительство при НАТО. В 2001 году НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро (ИБН), а в 2002 году – Военную миссию связи (ВМС).
ИБН выполняло функции координационного центра по распространению информации в России о НАТО, способствуя пониманию российской общественностью развивающихся отношений между Российской Федерацией и НАТО. ИБН содействовало достижению этих целей, распространяя официальную информацию НАТО по печатным и цифровым каналам среди российской общественности, финансируя коммуникационные проекты российских неправительственных организаций и предоставляя информацию об образовательных и научных программах НАТО для российских учреждений и потенциальных российских участников. Кроме того, Бюро организовывало визиты для российских посетителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и на другие объекты НАТО, а также визиты представителей НАТО в Российскую Федерацию.
ВМС внесла свой вклад в отношения между НАТО и Россией, поддерживая открытый канал связи между Военным комитетом НАТО в Брюсселе и Министерством обороны Российской Федерации. Поддержание канала связи между военными структурами помогло повысить предсказуемость и снизить риск неверного понимания, которое может привести к конфликтам.
Несоразмерные военные действия России в Грузии в августе 2008 года привели к приостановке официальных заседаний СРН и сотрудничества в некоторых областях; заседания и сотрудничество возобновились весной 2009 года. Страны НАТО продолжают осуждать решение России признать грузинские регионы – Абхазию и Южную Осетию – в качестве независимых государств.
Все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией было приостановлено в апреле 2014 года в ответ на военное вмешательство и агрессивные действия России в Украине и на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, которую НАТО никогда не признает.
В октябре 2021 года Россия приостановила работу своей дипломатической миссии при НАТО и потребовала от НАТО закрыть Информационное бюро НАТО в Москве и приостановить работу ее Военной миссии связи в Москве. НАТО сожалеет о решении России сократить политические каналы связи и диалога. НАТО по-прежнему привержена эффективному использованию существующих военных каналов связи между обеими сторонами для содействия предсказуемости и транспарентности, а также для снижения рисков, и призывает Россию поступать аналогичным образом.
На протяжении агрессивной войны против Украины Россия отвергала путь дипломатии и диалога, который ей неоднократно предлагали НАТО и государства-члены. Она существенным образом нарушала международное право, включая Устав Организации Объединенных Наций. Действия России также являются вопиющим отказом от принципов, закрепленных в Основополагающем акте Россия–НАТО; именно Россия отступила от своих обязательств по Основополагающему акту. Любое изменение в отношениях между НАТО и Россией зависит от того, прекратит ли Российская Федерация свое агрессивное поведение и будет ли она в полной мере соблюдать международное право.
-
Основные направления сотрудничества до апреля 2014 года
До приостановки деятельности в апреле 2014 года НАТО и Россия сотрудничали в широком спектре областей:
Поддержка операций под руководством НАТО. В течение ряда лет Россия оказывала поддержку действующим в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международным силам содействия безопасности (МССБ) через различные механизмы для содействия транзиту по российской территории невоенных грузов для стран-участниц МССБ. Несколько российских кораблей развертывались в поддержку военно-морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», а также в рамках операции НАТО по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога «Оушн шилд». До вывода своего миротворческого контингента в начале 2003 года Россия оказывала поддержку операциям НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и Косово.
Поддержка афганских вооруженных сил. В рамках проекта Целевого фонда СРН по техническому обслуживанию вертолетов, начатого в 2011 году, оказывалась помощь афганским вооруженным силам в эксплуатации и техническом обслуживании вертолетного парка и в проведении медицинской эвакуации. К концу 2013 года подготовку прошли 40 афганских специалистов по техобслуживанию вертолетов.
Обучение сотрудников правоохранительных органов из Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проект СРН по обучению методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начатый в декабре 2005 года, оказал помощь в деле наращивания местного потенциала и содействия развитию региональных контактов и сотрудничества среди работников среднего звена из Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Обучение проводилось в сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). В рамках данного проекта подготовку прошли более 3500 сотрудников. После того, как сотрудничество с Россией было приостановлено, НАТО организовала новый проект с УНП ООН.
Борьба с терроризмом. В декабре 2004 года был утвержден План действий СРН по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в данной области включало проведение учений, регулярный обмен информацией и подробные консультации по таким вопросам, как ликвидация последствий, борьба с самодельными взрывными устройствами, проведение особо важных мероприятий и обеспечение их безопасности. В рамках Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства была разработана система обмена информацией для обеспечения транспарентности воздушного движения и раннего предупреждения о подозрительных действиях воздушных судов, чтобы помочь предотвратить теракты, подобные совершенным 11 сентября 2001 года в США. В рамках проекта СТАНДЭКС разрабатывалась технология дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на объектах общественного транспорта; в июне 2013 года были проведены успешные испытания этой технологии в реальных условиях.
Противоракетная оборона театра военных действий/ противоракетная оборона. Общую обеспокоенность вызывала беспрецедентная опасность, которой подвергаются развернутые группировки, в связи с широкой доступностью высокоточных баллистических ракет. В ходе начатого в 2003 году исследования был проанализирован возможный уровень оперативной совместимости систем противоракетной обороны театра военных действий государств-членов НАТО и России. Были организованы командно-штабные и компьютерные учения в целях разработки механизмов и процедур для совместных операций. На встрече на высшем уровне в Лиссабоне в 2010 году руководители стран СРН утвердили общую оценку угрозы баллистических ракет и договорились разработать совместный анализ будущих рамок для сотрудничества в области противоракетной обороны. В то время как Россия продолжает высказывать озабоченность в связи с планируемым потенциалом противоракетной обороны НАТО, государства-члены подчеркивают, что он не направлен против России и не подорвет российские стратегические средства сдерживания, но он предназначен для защиты от потенциальных угроз, источники которых находятся за пределами евроатлантического региона.
Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями. Дискуссии экспертов были сосредоточены на вопросах, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, выработке рекомендаций по усилению существующих механизмов нераспространения, изучении возможностей для практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия. Велись откровенные дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, таким как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор об открытом небе и меры укрепления доверия и безопасности. Главным приоритетом была работа над ратификацией Адаптированного ДОВСЕ, поэтому страны НАТО выразили озабоченность в связи с принятым Россией в декабре 2007 года решением «приостановить» в одностороннем порядке свое участие в договоре и принятым впоследствии Россией в марте 2015 года решением о приостановлении ее участия в совместной консультативной группе, на регулярных заседаниях которой в Вене обсуждается вопрос о выполнении ДОВСЕ.
Вопросы ядерного оружия. Были проведены семинары, посвященные ядерной доктрине и стратегии, урокам, вынесенным из инцидентов и аварий с ядерным оружием, а также возможным действиям в случае обнаружения самодельных ядерных или радиологических устройств. В период с 2004 по 2007 год эксперты и другие представители стран СРН также присутствовали в качестве наблюдателей на четырех полевых учениях по реагированию на аварию с ядерным боеприпасом, которые были проведены в России и каждом государстве НАТО, обладающем ядерным оружием (Франция, Соединенное Королевство и США). Подобные мероприятия способствовали повышению транспарентности, помогали вырабатывать общее понимание порядка реагирования на аварии с ядерными боеприпасами и сформировали уверенность в том, что ядерные державы были в полной мере способны действенно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, связанную с ядерным оружием.
Военное сотрудничество. В рамках СРН были усилены механизмы связи и взаимодействия между военными, как в Командовании НАТО по операциям и Командовании НАТО по трансформации, так и в Москве. Основной целью военного сотрудничества было укрепление доверия, уверенности и транспарентности, а также повышение способности сил НАТО и России к взаимодействию при подготовке к возможным совместным военным операциям в будущем. Сотрудничество включало такие направления, как тыловое обеспечение, борьба с терроризмом, поиск и спасание на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД/ПРО, обмен между военными научными учреждениями, а также связанные с ними мероприятия в военной сфере.
Поиск и спасание экипажей аварийных подводных лодок. С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 год Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО.
Транспарентность, стратегия и реформа в оборонной сфере. В целях укрепления взаимного доверия и транспарентности велся диалог по различным вопросам доктрины, стратегии и политики, касающимся военной реформы, ядерного оружия, а также строительства и организации вооруженных сил. Выдвигавшиеся инициативы в области военной реформы были сосредоточены на развитии вооруженных сил, управлении людскими и финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности, управлении последствиями военной реформы и связанных с обороной аспектах борьбы с терроризмом. В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации «Россия–НАТО» помогал бывшим российским военнослужащим адаптироваться к гражданской жизни путем предоставления информации о поиске работы и социальной адаптации, подготовки и оказания услуг по трудоустройству. Центр был создан в Москве и постепенно расширял свою деятельность в регионах. Около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ прошли переподготовку и более 80% смогли трудоустроиться в гражданской сфере.
Оборонно-промышленное сотрудничество. Комплексное «Исследование сотрудничества между НАТО и Россией в области оборонной промышленности, исследований и технологий», начатое в январе 2005 года и завершенное в 2007 году, пришло к выводу о том, что сочетание научно-технологических возможностей открывало потенциал для реагирования на глобальные угрозы.
Тыловое обеспечение. Использовались возможности по гражданской и военной линии для сотрудничества в области тылового обеспечения по таким направлениям, как воздушный транспорт, дозаправка в воздухе, медицинское обеспечение и водоочистка. На различных встречах и семинарах внимание было сосредоточено на создании прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как принципы, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обобщение опыта.
Гражданские чрезвычайные ситуации. С 1996 по 2014 год НАТО и Россия сотрудничали в деле создания потенциала для совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные ситуации, такие как землетрясения и наводнения, а также ликвидации последствий террористических актов. Кроме того, на основе российского предложения в 1998 году был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.
Научное сотрудничество. С 1992 года Россия активно участвовала в работе в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (НРМБ). Ученые и эксперты из России стремились решать целый ряд проблем безопасности, в частности в области защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных веществ, обнаружения мин и противодействия терроризму (включая обнаружение взрывчатых веществ, как например, проект СТАНДЭКС, упомянутый выше), и решения проблем в сфере экологии и безопасности, связанных с разливами нефти и местами захоронения боеприпасов в Балтийском море. Через исследовательский грант программы НРМБ НАТО также поддержала работу российского ученого Жореса Алферова, получившего Нобелевскую премию по физике.
Терминология и языковая подготовка. По всем направлениям сотрудничества НАТО и России были разработаны глоссарии, помогающие лучше усвоить понятийный аппарат и концепции, используемые НАТО и Россией. В 2011 году лингвистическое сотрудничество было расширено: был начат проект по гармонизации языковой подготовки военных и гражданских специалистов Министерства обороны РФ.