Отношения с Россией

  • Last updated 25 Sep. 2023 10:43

На протяжении более 30 лет НАТО пыталась наладить партнерские отношения с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Несмотря на это, Россия постоянно нарушала нормы и принципы, которые способствовали стабильному и предсказуемому европейскому порядку безопасности, особенно в течение последнего десятилетия. Жестокая и незаконная агрессивная война России против Украины разрушила мир и серьезно изменила обстановку в области безопасности. В свете враждебной политики и действий России Североатлантический союз не может считать ее своим партнером. Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств-членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Тем не менее, НАТО по-прежнему готова поддерживать открытыми каналы связи с Москвой для управления рисками и их снижения, предотвращения эскалации и повышения транспарентности. НАТО не стремится к конфронтации и не представляет никакой угрозы для России. Североатлантический союз будет продолжать реагировать на российские угрозы и враждебные действия единым и ответственным образом.

NATO Relations with Russia. Photo credit: Vikki via Getty Images

Фото: Vikki через Getty Images

 

  • После окончания холодной войны и распада Советского Союза НАТО пыталась создать партнерство и вести диалог с Россией, в том числе через Совет Россия–НАТО (СРН), форум для консультаций по вопросам безопасности и сотрудничества.
  • Однако в апреле 2014 года в ответ на агрессивные действия России против Украины и незаконную и противоправную аннексию Крыма НАТО приостановила все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, сохраняя при этом открытыми политические и военные каналы связи.
  • Сегодня отношения между НАТО и Россией находятся в самой низшей точке со времен холодной войны. НАТО самым решительным образом осуждает агрессивную войну России против Украины. Эта агрессия серьезно подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и является вопиющим нарушением международного права. Страны НАТО, согласно соответствующим резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, требуют, чтобы Россия немедленно остановила войну, прекратила применение силы против Украины и полностью и безоговорочно вывела все свои войска с территории Украины.
  • В дополнение к ее жестокой и незаконной войне против Украины поведение России отражает модель агрессивных действий против ее соседей и более широкого трансатлантического сообщества. Россия стремится установить сферы влияния и прямой контроль посредством принуждения, подрывной деятельности, агрессии и попыток аннексий. Она использует обычные, кибер- и гибридные средства против государств-членов и стран-партнеров НАТО. Ее направленные на принуждение военный потенциал, риторика и доказанная готовность использовать силу для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок.
  • В свете враждебной политики и действий России Североатлантический союз не может считать ее своим партнером. Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств-членов НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе.
  • Тем не менее, страны НАТО по-прежнему готовы поддерживать открытыми каналы связи с Москвой для управления рисками и их снижения, предотвращения эскалации и повышения транспарентности.
  • НАТО стремится к стабильности и предсказуемости в евроатлантическом регионе, а также между НАТО и Россией. Любое изменение в отношениях между НАТО и Россией зависит от того, прекратит ли Российская Федерация свое агрессивное поведение и будет ли она в полной мере соблюдать международное право.

 

 

Реакция на войну России против Украины

НАТО самым решительным образом осуждает незаконную, неоправданную и неспровоцированную агрессивную войну России против Украины. Эта война серьезно подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и стабильность и является вопиющим нарушением международного права. Страны НАТО, согласно соответствующим резолюциям Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), требуют, чтобы Россия немедленно остановила войну, прекратила применение силы против Украины и полностью и безоговорочно вывела все свои войска с территории Украины.

Кроме того, страны НАТО призывают Россию полностью соблюдать международное гуманитарное право и обеспечить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ и предоставление помощи всем нуждающимся. Ужасающая жестокость России привела к безмерным человеческим страданиям и массовым перемещениям населения, которые несоразмерно затрагивают женщин и детей. Россия несет полную ответственность за эту гуманитарную катастрофу. Военные и другие жестокие преступления России, такие как нападения на гражданское население и разрушение гражданской инфраструктуры, лишающие миллионы украинцев доступа к базовым услугам, не могут остаться безнаказанными. Все лица, ответственные за нарушения и ущемления прав человека и международного гуманитарного права, особенно в отношении гражданского населения Украины, включая принудительную депортацию детей и связанное с конфликтом сексуальное насилие, должны быть привлечены к ответственности.

Война России также оказала глубокое воздействие на окружающую среду, ядерную безопасность, энергетическую и продовольственную безопасность, глобальную экономику и благополучие миллиардов людей во всем мире. Страны НАТО и Украина решительно осуждают решение России выйти из Черноморской зерновой сделки и ее преднамеренные попытки остановить экспорт сельскохозяйственной продукции Украины, от которого зависят сотни миллионов людей во всем мире. Страны НАТО прилагают усилия для возобновления зерновой сделки и обеспечения возможности продолжения экспорта украинского зерна по суше и морю, в том числе в сотрудничестве с Европейским союзом и Организацией Объединенных Наций.

После незаконной аннексии Россией Крыма и начала ее агрессии на востоке Украины в 2014 году Североатлантический союз занял твердую позицию, заключающуюся в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ, включая ее территориальные воды. Страны НАТО решительно осуждают и не признáют незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, а также осуждают его временную оккупацию.

В результате незаконной аннексии Россией Крыма страны НАТО в 2014 году приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, сохраняя при этом открытыми политические и военные каналы связи.

НАТО также осуждает предпринятую Россией незаконную попытку аннексировать четыре области Украины – Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую – в сентябре 2022 года, которая является крупнейшей со времен Второй мировой войны попыткой захвата территории в Европе. Фиктивные референдумы в этих областях были организованы в Москве и навязаны Украине. Они нелегитимны, и НАТО не признáет их. Это земли Украины, и они всегда будут принадлежать Украине. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, подавляющим большинством голосов осудившая российские попытки аннексий, направила четкий и мощный сигнал о том, что Россия находится в изоляции, и что мир поддерживает Украину в защите основанного на правилах международного порядка.

Поддержка Украины со стороны НАТО

НАТО выражает непоколебимую солидарность с правительством и народом Украины в героической защите их страны, их земли и наших общих ценностей. Североатлантический союз полностью поддерживает неотъемлемое право Украины на самооборону, закрепленное в статье 51 Устава ООН. Союзники по НАТО остаются непоколебимыми в своей приверженности дальнейшему наращиванию политической и практической поддержки Украины, которая продолжает защищать свою независимость, суверенитет и территориальную целостность в пределах своих международно признанных границ. НАТО будет продолжать поддерживать Украину столько, сколько потребуется.

Подробнее: Отношения с Украиной

Усиление потенциала НАТО в области сдерживания и обороны

НАТО усиливает свой потенциал в области сдерживания и обороны с момента первоначального вторжения России в Украину и незаконной аннексии Крыма в 2014 году. После полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году государства-члены ввели в действие планы обороны НАТО и развернули дополнительно тысячи военнослужащих по обе стороны Атлантики. Более 40 000 военнослужащих вместе со значительными военно-воздушными и военно-морскими силами в настоящее время находятся под непосредственным командованием НАТО в восточной части Североатлантического союза. Им оказывают поддержку десятки тысяч военнослужащих развернутых национальных сил. НАТО оперативно сформировала четыре новые многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии в дополнение к существующим боевым группам в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Эти восемь боевых групп располагаются вдоль всего восточного фланга НАТО, от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.

На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году страны НАТО договорились о коренном изменении осуществляемых НАТО сдерживания и обороны. Это включало в себя укрепление передовых оборонительных рубежей, подготовку боевых групп в восточной части Североатлантического союза к усилению с батальонного до бригадного уровня, преобразование Сил реагирования НАТО и увеличение численности сил повышенной готовности до гораздо более чем 300 000 человек. Эти силы будут подкреплены бóльшим количеством заблаговременно размещенных оборудования и предметов снабжения; бóльшим количеством сил и средств передового развертывания; и усовершенствованными планами обороны, с заблаговременно выделенными силами для обороны конкретных государств-членов. Все это представляет собой самый масштабный со времен холодной войны пересмотр осуществляемых НАТО коллективной обороны и сдерживания.

На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году союзники, опираясь на решения, принятые ими в Мадриде, утвердили новые региональные планы обороны, направленные на противодействие двум основным угрозам, стоящим перед Североатлантическим союзом – России и терроризму. Лидеры стран НАТО также подтвердили свое обязательство ежегодно инвестировать в оборону не менее 2% валового внутреннего продукта и одобрили План действий в области оборонного производства, направленный на ускорение совместных закупок, повышение оперативной совместимости и создание инвестиционных возможностей и производственных мощностей.

Кроме того, страны НАТО повышают устойчивость своих обществ и инфраструктуры. Это включает в себя укрепление киберпотенциала и средств киберзащиты, а также оказание поддержки друг другу в случае кибернападений. После актов саботажа на газопроводе «Северный поток» союзники удвоили свое военно-морское присутствие в Балтийском и Северном морях и укрепляют безопасность вокруг других ключевых сооружений и объектов критически важной инфраструктуры. Государства-члены НАТО активизируют обмен разведданными и наблюдение во всех сферах, чтобы обеспечить защиту критически важной подводной и энергетической инфраструктуры. Союзники также усиливают готовность к радиологическим, химическим, биологическим и ядерным угрозам, укрепляют энергетическую безопасность и повышают устойчивость к гибридным угрозам, включая дезинформацию.

Санкции, введенные в отношении России

Действия России представляют серьезную угрозу евроатлантической и глобальной безопасности и стабильности, и они будут иметь геостратегические последствия. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО ввели в отношении России жесткие санкции, чтобы помочь лишить военную машину Кремля ресурсов. Страны НАТО продолжают совершенствовать эти санкции, чтобы усилить давление на Москву. Эти усилия затруднят России восстановление танков, производство ракет и финансирование ее агрессивной войны против Украины.

Война России против Украины с 2014 года

С момента ее первоначального вторжения и незаконной аннексии Крыма в 2014 году страны НАТО призывали Россию прекратить свое военное вмешательство на востоке Украины. Они призвали Россию обеспечить беспрепятственный доступ к украинским портам и предоставить свободу судоходства после неоправданного применения военной силы против украинских кораблей и личного состава военно-морских сил в 2018 году. Кроме того, они осудили строительство Россией моста через Керченский пролив в 2019 году, которое стало еще одним нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины.

Кроме того, страны НАТО отмечали, что насилие и отсутствие безопасности в регионе привели к трагическому крушению сбитого 17 июля 2014 года в небе над Украиной самолета «Малайзийских авиалиний», совершавшего рейс MH17, в результате чего погибли все 298 пассажиров. В соответствии с резолюцией 2166 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций союзники по НАТО призвали к полному, тщательному и независимому международному расследованию этого инцидента. В мае 2018 года Генеральный секретарь НАТО призвал Россию взять на себя ответственность и в полной мере сотрудничать со всеми усилиями по установлению ответственности после того, как Нидерланды и Австралия объявили, что возлагают на Россию ответственность за ее участие в крушении сбитого самолета, совершавшего рейс MH17.

Страны НАТО призвали к полному выполнению всеми сторонами Минских соглашений 2014 года, направленных на урегулирование конфликта при полном уважении суверенитета и территориальной целостности Украины. Однако вместо конструктивного участия в Нормандском формате и Трехсторонней контактной группе Москва продолжала ложно изображать себя посредником между Украиной и ее сепаратистскими областями, вместо того чтобы признать свою роль в качестве стороны конфликта (предоставляющей оружие, оборудование, личный состав и финансирование сепаратистским группам) и выполнять свои обязанности в качестве стороны, подписавшей Минские соглашения. Признав самопровозглашенные «Донецкую народную республику» и «Луганскую народную республику» 21 февраля 2022 года, Россия нарушила международное право, отвергла свои обязательства по Минским соглашениям и попыталась создать ложный предлог для своего полномасштабного вторжения в Украину, которое последовало три дня спустя.

С апреля 2021 года вплоть до полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО продолжали призывать Россию немедленно обратить вспять ее массированное наращивание военной мощи в Украине и вокруг нее. Страны НАТО также призывали Россию прекратить провокации и немедленно снизить напряженность на границах Украины и в незаконно аннексированном Крыму, а также выбрать путь дипломатии. С этой целью страны НАТО провели переговоры с Россией на заседании Совета Россия–НАТО в Брюсселе 12 января 2022 года. Россия отвергла путь дипломатии и диалога, который ей неоднократно предлагали НАТО и ее государства-члены. Россия несет единоличную ответственность за эту войну.

 

Более широкая обеспокоенность в связи с поведением России

Обеспокоенность НАТО выходит далеко за рамки войны России против Украины.

Помимо Украины страны НАТО продолжают заявлять о своей поддержке территориальной целостности и суверенитета Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ и призывают Россию вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия.

Поведение Москвы отражает модель агрессивных действий России против ее соседей и более широкого трансатлантического сообщества. Целью России является дестабилизация стран к востоку и югу от НАТО. На Крайнем Севере ее способность нарушить усиление стран НАТО и свободу судоходства через Северную Атлантику является стратегическим вызовом Североатлантическому союзу. В регионах Балтийского, Черного и Средиземного морей Россия продолжает бросать вызов нашей безопасности и интересам стран НАТО.

Россия модернизирует свои ядерные силы и расширяет системы их доставки, используя при этом в целях принуждения угрозу ядерного оружия. Она стремится установить сферы влияния и прямой контроль посредством принуждения, подрывной деятельности, агрессии и попыток аннексий. Она использует обычные, кибер- и гибридные средства против государств-членов и стран-партнеров НАТО. Ее направленные на принуждение военный потенциал, риторика и доказанная готовность использовать силу для достижения своих политических целей подрывают основанный на правилах международный порядок.

Все эти провокационные действия угрожают безопасности евроатлантического региона и способствуют нестабильности вдоль границ НАТО и за их пределами. Эта нестабильность подрывает предсказуемость обстановки в области безопасности – НАТО не может сбрасывать со счетов возможность посягательства на суверенитет и территориальную целостность государств-членов. Поэтому Североатлантический союз должен реагировать соответствующим образом, значительно усиливая сдерживание и оборону для всех государств-членов, повышая устойчивость к российскому принуждению и поддерживая партнеров в противодействии злонамеренному вмешательству и агрессии.

Следующие виды деятельности вызывают у НАТО особую озабоченность:

Наращивание Россией военной мощи

Россия наращивает военную мощь и присутствие в различных сферах в регионах Балтийского, Черного и Средиземного морей и сохраняет значительные военные силы и средства в Арктике. Более напористое построение сил, новые военные потенциалы и провокационная деятельность России продолжают представлять угрозу для безопасности в евроатлантическом регионе. Эта деятельность включает передвижения войск вблизи границ НАТО; неоднократные нарушения воздушного пространства стран НАТО; и крупномасштабные внезапные учения без предварительного уведомления. В ответ НАТО и ее государства-члены продолжат осуществление необходимой, выверенной и скоординированной деятельности.

Военная интеграция с Беларусью

Беларусь является соучастницей войны России против Украины. Беларусь оказывает поддержку, играющую особо важную роль, и продолжает предоставлять территорию и инфраструктуру для оказания помощи российским силам в нападении на Украину.

Углубляющаяся военная интеграция России с Беларусью, включая развертывание усовершенствованных российских военных сил и средств в Беларуси, имеет последствия для региональной стабильности и обороны Североатлантического союза. НАТО будет сохранять бдительность и продолжать внимательно следить за развитием событий, особенно за потенциальным развертыванием так называемых частных военных компаний в Беларуси.

Страны НАТО призывают Беларусь прекратить злонамеренную деятельность против своих соседей, уважать права человека и основные свободы, а также соблюдать международное право.

Модернизация ядерных сил

Россия модернизирует свои ядерные силы, включая крупные запасы оружия театра военных действий и расширяет свои новые и разрушительные системы доставки двойного назначения. Неприемлемо то, что Россия использует такие системы двойного назначения для ударов по гражданскому населению и объектам критически важной инфраструктуры в Украине. Страны НАТО осуждают объявленное Россией намерение развернуть ядерное оружие и системы, способные нести ядерное оружие, на белорусской территории, что является очередной демонстрацией того, как повторяющиеся действия России подрывают стратегическую стабильность и общую безопасность в евроатлантическом регионе. Страны НАТО осуждают российскую безответственную ядерную риторику и угрозу ядерного оружия в целях принуждения. НАТО неоднократно заявляла, что любое применение Россией радиологического, химического, биологического или ядерного оружия может повлечь за собой серьезные последствия.

Интенсификация гибридный действий

Россия интенсифицировала свои гибридные действия против государств-членов и стран-партнеров НАТО, в том числе через посредников. Такие гибридные действия включают вмешательство в выборы и демократические процессы; политическое и экономическое принуждение, в том числе манипулирование поставками энергоносителей и продовольственными системами; широкомасштабные кампании дезинформации; злонамеренную деятельность в киберпространстве; и нелегальные и разрушительные виды деятельности российских разведывательных служб.

Действия российских оперативных сотрудников подвергли опасности жизни и стали причиной гибели людей на территории Североатлантического союза, включая взрывы складов боеприпасов в 2014 году во Врбетице, Чехия, и применение в 2018 году боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия в Солсбери, Соединенное Королевство.

Российские кибероперации были направлены против учреждений в странах НАТО, включая нападение на офисы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) 2018 году, в Гааге, Нидерланды, осуществленное российской службой военной разведки (ГРУ), и хакерский взлом SolarWinds, направленный против Соединенных Штатов в 2019-2020 годах, в результате которого хакеры получили доступ к данным широкого круга частных компаний и государственных учреждений.

Страны НАТО совершенствуют имеющиеся в их распоряжении инструменты противодействия гибридным действиям России, обеспечивая, чтобы Североатлантический союз и государства-члены были готовы к сдерживанию гибридных атак и защите от них.

Стратегическое партнерство России и Китая

Углубление стратегического партнерства между Китаем и Россией и их взаимоукрепляющие попытки подорвать основанный на правилах международный порядок противоречат ценностям и интересам НАТО. Страны НАТО призывают Китай играть конструктивную роль в качестве постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, осудить агрессивную войну России против Украины, воздержаться от любой поддержки военных усилий России, прекратить гиперболизировать ложный нарратив России, обвиняющей Украину и НАТО в агрессивной войне России против Украины, и придерживаться целей и принципов Устава ООН. Страны НАТО особо призывают Китай действовать ответственно и воздержаться от предоставления какой бы то ни было летальной помощи России.

Нарушения договоров о контроле над вооружениями и выход из них

Нарушения и избирательное выполнение Россией своих обязанностей и обязательств в области контроля над вооружениями привели к ухудшению более широкой обстановки в области безопасности.

 

  • Страны НАТО осуждают так называемое приостановление Россией действия Договора СНВ-3, который способствует международной стабильности, ограничивая стратегические ядерные силы России и США. Страны НАТО осуждают невыполнение Россией своих юридически обязывающих обязательств по Договору. Они призывают Россию вернуться к полному выполнению Договора, а также действовать ответственно и конструктивно взаимодействовать для снижения стратегических ядерных рисков.
  • Страны НАТО также осуждают решение России выйти из исторического Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), краеугольного камня архитектуры европейской безопасности, который устанавливает юридически обязывающие и поддающиеся проверке ограничения на ключевые категории обычной военной техники. Россия на протяжении многих лет не выполняет свои обязательства по ДОВСЕ, в частности, прекратив осуществление ДОВСЕ без законных оснований в 2007 году. Страны НАТО неоднократно призывали Россию соблюдать Договор. Россия не приняла конструктивного участия и не предприняла шагов в направлении полного соблюдения. Страны НАТО призывают Россию выполнить свои обязательства и обязанности и использовать оставшееся до выхода время, чтобы пересмотреть свое решение. Страны НАТО продолжат консультации о последствиях выхода России из ДОВСЕ и его влиянии на безопасность Североатлантического союза.
  • В июне 2021 года страны НАТО выразили глубокое сожаление в связи с решением России выйти из Договора об открытом небе, который разрешает наблюдательные полеты над территорией подписавших его стран в целях повышения транспарентности и уменьшения вероятности возникновения недопониманий. Россия официально вышла из Договора 18 декабря 2021 года.
  • Страны НАТО также осудили избирательное выполнение Россией Венского документа, который повышает транспарентность посредством обмена информацией о вооруженных силах и военной деятельности, такой как учения.
  • В декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод Соединенных Штатов о том, что Россия существенным образом нарушила свои обязательства, предусмотренные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Из-за несоблюдения Россией своих обязательств Соединенные Штаты 1 февраля 2019 года приостановили выполнение своих обязательств по ДРСМД. Страны НАТО оставались открытыми для диалога и продолжали взаимодействие с Россией по поводу нарушения ею Договора в течение следующих шести месяцев. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение ДРСМД, отказалась предоставить какой-либо убедительный ответ и не предприняла никаких очевидных шагов по возвращению к полному и поддающемуся проверке соблюдению. В результате 2 августа 2019 года Соединенные Штаты приняли решение выйти из Договора при полной поддержке союзников.

Безответственное поведение в космосе

Страны НАТО осудили безрассудное и безответственное испытание противоспутниковой ракеты, осуществленное Россией 15 ноября 2021 года. Это испытание привело к образованию поля орбитального мусора, что значительно увеличило риск для жизни людей и для средств космического базирования многих стран и организаций. Это опасное поведение прямо противоречило заявлениям России, направленным против «вепонизации» космоса, и подорвало основанный на правилах международный порядок. Союзники по НАТО по-прежнему привержены защите и сохранению мирного доступа к космосу и его мирного исследования для всего человечества.

Агрессивная позиция России

Действия России демонстрируют позицию стратегического запугивания. Они подчеркивают сохраняющуюся необходимость того, чтобы НАТО следила за всеми этими событиями и корректировала свою позицию по мере необходимости. Страны НАТО будут продолжать тесно сотрудничать для устранения угроз и вызовов, исходящих от России.

 

Развитие отношений между НАТО и Россией

На протяжении более 30 лет НАТО пыталась наладить партнерские отношения с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Сегодня отношения между НАТО и Россией находятся в самой низшей точке со времен холодной войны.

Отношения между НАТО и Россией начались после окончания холодной войны и распада Советского Союза, когда Россия вступила в Совет Североатлантического сотрудничества (1991 г.). В 1997 году на смену этому форуму для диалога пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет государства-члены и страны-партнеры НАТО в евроатлантическом регионе.

Практическое сотрудничество началось после того, как в 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» и развернула миротворцев в поддержку операций под руководством НАТО по поддержанию мира на Западных Балканах в конце 1990-х годов. 

Основополагающий акт Россия–НАТО, подписанный в 1997 году, стал официальной основой двусторонних отношений, в том числе путем создания Совместного постоянного совета Россия–НАТО (СПС) в качестве форума для консультаций и сотрудничества. 

Россия заморозила свои отношения с НАТО из-за разногласий по поводу кризиса Косово в 1999 году, но возобновила деятельность по сотрудничеству, включая участие в возглавляемых НАТО Силах для Косово (СДК), и встречи в рамках СПС после окончания военно-воздушной кампании НАТО в Косово.

Диалог и сотрудничество были укреплены в 2002 году, когда взамен СПС, в соответствии с Римской декларацией 2002 года, был учрежден Совет Россия–НАТО (СРН), который был призван служить форумом для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий. В рамках СРН отдельные государства-члены НАТО и Россия как равноправные партнеры проводили работу по широкому спектру вопросов безопасности, представлявших общий интерес.

Для содействия регулярным контактам и сотрудничеству НАТО и Россия договорились создать политические и военные каналы связи. С этой целью Россия учредила в 1998 году дипломатическое представительство при НАТО. В 2001 году НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро (ИБН), а в 2002 году – Военную миссию связи (ВМС). 

ИБН выполняло функции координационного центра по распространению информации в России о НАТО, способствуя пониманию российской общественностью развивающихся отношений между Российской Федерацией и НАТО. ИБН содействовало достижению этих целей, распространяя официальную информацию НАТО по печатным и цифровым каналам среди российской общественности, финансируя коммуникационные проекты российских неправительственных организаций и предоставляя информацию об образовательных и научных программах НАТО для российских учреждений и потенциальных российских участников. Кроме того, Бюро организовывало визиты для российских посетителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и на другие объекты НАТО, а также визиты представителей НАТО в Российскую Федерацию.

ВМС внесла свой вклад в отношения между НАТО и Россией, поддерживая открытый канал связи между Военным комитетом НАТО в Брюсселе и Министерством обороны Российской Федерации. Поддержание канала связи между военными структурами помогло повысить предсказуемость и снизить риск неверного понимания, которое может привести к конфликтам.

Несоразмерные военные действия России в Грузии в августе 2008 года привели к приостановке официальных заседаний СРН и сотрудничества в некоторых областях; заседания и сотрудничество возобновились весной 2009 года. Страны НАТО продолжают осуждать решение России признать грузинские регионы – Абхазию и Южную Осетию – в качестве независимых государств.

Все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией было приостановлено в апреле 2014 года в ответ на военное вмешательство и агрессивные действия России в Украине и на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, которую НАТО никогда не признает.

В октябре 2021 года Россия приостановила работу своей дипломатической миссии при НАТО и потребовала от НАТО закрыть Информационное бюро НАТО в Москве и приостановить работу ее Военной миссии связи в Москве. НАТО сожалеет о решении России сократить политические каналы связи и диалога. НАТО по-прежнему привержена эффективному использованию существующих военных каналов связи между обеими сторонами для содействия предсказуемости и транспарентности, а также для снижения рисков, и призывает Россию поступать аналогичным образом.

На протяжении агрессивной войны против Украины Россия отвергала путь дипломатии и диалога, который ей неоднократно предлагали НАТО и государства-члены. Она существенным образом нарушала международное право, включая Устав Организации Объединенных Наций. Действия России также являются вопиющим отказом от принципов, закрепленных в Основополагающем акте Россия–НАТО; именно Россия отступила от своих обязательств по Основополагающему акту. Любое изменение в отношениях между НАТО и Россией зависит от того, прекратит ли Российская Федерация свое агрессивное поведение и будет ли она в полной мере соблюдать международное право.

 

Основные направления сотрудничества до апреля 2014 года

До приостановки деятельности в апреле 2014 года НАТО и Россия сотрудничали в широком спектре областей, в том числе:

Поддержка операций под руководством НАТО. В течение ряда лет Россия оказывала поддержку действующим в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международным силам содействия безопасности (МССБ) через различные механизмы для содействия транзиту по российской территории невоенных грузов для стран-участниц МССБ. Несколько российских кораблей развертывались в поддержку военно-морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», а также в рамках операции НАТО по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога «Оушн шилд». До вывода своего миротворческого контингента в начале 2003 года Россия оказывала поддержку операциям НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и Косово.

Поддержка афганских вооруженных сил. В рамках проекта Целевого фонда СРН по техническому обслуживанию вертолетов, начатого в 2011 году, оказывалась помощь афганским вооруженным силам в эксплуатации и техническом обслуживании вертолетного парка и в проведении медицинской эвакуации. К концу 2013 года подготовку прошли 40 афганских специалистов по техобслуживанию вертолетов.

Обучение сотрудников правоохранительных органов из Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проект СРН по обучению методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начатый в декабре 2005 года, оказал помощь в деле наращивания местного потенциала и содействия развитию региональных контактов и сотрудничества среди работников среднего звена из Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Обучение проводилось в сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). В рамках данного проекта подготовку прошли более 3500 сотрудников. После того, как сотрудничество с Россией было приостановлено, НАТО организовала новый проект с УНП ООН.

Борьба с терроризмом. В декабре 2004 года был утвержден План действий СРН по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в данной области включало проведение учений, регулярный обмен информацией и подробные консультации по таким вопросам, как ликвидация последствий, борьба с самодельными взрывными устройствами, проведение особо важных мероприятий и обеспечение их безопасности. В рамках Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства была разработана система обмена информацией для обеспечения транспарентности воздушного движения и раннего предупреждения о подозрительных действиях воздушных судов, чтобы помочь предотвратить теракты, подобные совершенным 11 сентября 2001 года в США. В рамках проекта СТАНДЭКС разрабатывалась технология дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на объектах общественного транспорта; в июне 2013 года были проведены успешные испытания этой технологии в реальных условиях.

Противоракетная оборона театра военных действий/ противоракетная оборона. Общую обеспокоенность вызывала беспрецедентная опасность, которой подвергаются развернутые группировки, в связи с широкой доступностью высокоточных баллистических ракет. В ходе начатого в 2003 году исследования был проанализирован возможный уровень оперативной совместимости систем противоракетной обороны театра военных действий государств-членов НАТО и России. Были организованы командно-штабные и компьютерные учения в целях разработки механизмов и процедур для совместных операций. На встрече на высшем уровне в Лиссабоне в 2010 году руководители стран СРН утвердили общую оценку угрозы баллистических ракет и договорились разработать совместный анализ будущих рамок для сотрудничества в области противоракетной обороны. В то время как Россия продолжает высказывать озабоченность в связи с планируемым потенциалом противоракетной обороны НАТО, государства-члены подчеркивают, что он не направлен против России и не подорвет российские стратегические средства сдерживания, но он предназначен для защиты от потенциальных угроз, источники которых находятся за пределами евроатлантического региона.

Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями. Дискуссии экспертов были сосредоточены на вопросах, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, выработке рекомендаций по усилению существующих механизмов нераспространения, изучении возможностей для практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия. Велись откровенные дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, таким как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор об открытом небе и меры укрепления доверия и безопасности. Главным приоритетом была работа над ратификацией Адаптированного ДОВСЕ, поэтому страны НАТО выразили озабоченность в связи с принятым Россией в декабре 2007 года решением «приостановить» в одностороннем порядке свое участие в договоре и принятым впоследствии Россией в марте 2015 года решением о приостановлении ее участия в совместной консультативной группе, на регулярных заседаниях которой в Вене обсуждается вопрос о выполнении ДОВСЕ.

Вопросы ядерного оружия. Были проведены семинары, посвященные ядерной доктрине и стратегии, урокам, вынесенным из инцидентов и аварий с ядерным оружием, а также возможным действиям в случае обнаружения самодельных ядерных или радиологических устройств. В период с 2004 по 2007 год эксперты и другие представители стран СРН также присутствовали в качестве наблюдателей на четырех полевых учениях по реагированию на аварию с ядерным боеприпасом, которые были проведены в России и каждом государстве НАТО, обладающем ядерным оружием (Франция, Соединенное Королевство и США). Подобные мероприятия способствовали повышению транспарентности, помогали вырабатывать общее понимание порядка реагирования на аварии с ядерными боеприпасами и сформировали уверенность в том, что ядерные державы были в полной мере способны действенно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, связанную с ядерным оружием.

Военное сотрудничество. В рамках СРН были усилены механизмы связи и взаимодействия между военными, как в Командовании НАТО по операциям и Командовании НАТО по трансформации, так и в Москве. Основной целью военного сотрудничества было укрепление доверия, уверенности и транспарентности, а также повышение способности сил НАТО и России к взаимодействию при подготовке к возможным совместным военным операциям в будущем. Сотрудничество включало такие направления, как тыловое обеспечение, борьба с терроризмом, поиск и спасание на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД/ПРО, обмен между военными научными учреждениями, а также связанные с ними мероприятия в военной сфере.

Поиск и спасание экипажей аварийных подводных лодок. С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 год Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО.

Транспарентность, стратегия и реформа в оборонной сфере. В целях укрепления взаимного доверия и транспарентности велся диалог по различным вопросам доктрины, стратегии и политики, касающимся военной реформы, ядерного оружия, а также строительства и организации вооруженных сил. Выдвигавшиеся инициативы в области военной реформы были сосредоточены на развитии вооруженных сил, управлении людскими и финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности, управлении последствиями военной реформы и связанных с обороной аспектах борьбы с терроризмом. В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации «Россия–НАТО» помогал бывшим российским военнослужащим адаптироваться к гражданской жизни путем предоставления информации о поиске работы и социальной адаптации, подготовки и оказания услуг по трудоустройству. Центр был создан в Москве и постепенно расширял свою деятельность в регионах. Около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ прошли переподготовку и более 80% смогли трудоустроиться в гражданской сфере.

Оборонно-промышленное сотрудничество. Комплексное «Исследование сотрудничества между НАТО и Россией в области оборонной промышленности, исследований и технологий», начатое в январе 2005 года и завершенное в 2007 году, пришло к выводу о том, что сочетание научно-технологических возможностей открывало потенциал для реагирования на глобальные угрозы.

Тыловое обеспечение. Использовались возможности по гражданской и военной линии для сотрудничества в области тылового обеспечения по таким направлениям, как воздушный транспорт, дозаправка в воздухе, медицинское обеспечение и водоочистка. На различных встречах и семинарах внимание было сосредоточено на создании прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как принципы, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обобщение опыта.

Гражданские чрезвычайные ситуации. С 1996 по 2014 год НАТО и Россия сотрудничали в деле создания потенциала для совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные ситуации, такие как землетрясения и наводнения, а также ликвидации последствий террористических актов. Кроме того, на основе российского предложения в 1998 году был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

Научное сотрудничество. С 1992 года Россия активно участвовала в работе в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (НРМБ). Ученые и эксперты из России стремились решать целый ряд проблем безопасности, в частности в области защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных веществ, обнаружения мин и противодействия терроризму (включая обнаружение взрывчатых веществ, как например, проект СТАНДЭКС, упомянутый выше), и решения проблем в сфере экологии и безопасности, связанных с разливами нефти и местами захоронения боеприпасов в Балтийском море. Через исследовательский грант программы НРМБ НАТО также поддержала работу российского ученого Жореса Алферова, получившего Нобелевскую премию по физике.

Терминология и языковая подготовка. По всем направлениям сотрудничества НАТО и России были разработаны глоссарии, помогающие лучше усвоить понятийный аппарат и концепции, используемые НАТО и Россией. В 2011 году лингвистическое сотрудничество было расширено: был начат проект по гармонизации языковой подготовки военных и гражданских специалистов Министерства обороны РФ.