Совет Россия–НАТО

  • Last updated 11 Jul. 2022 15:59

Совет Россия–НАТО (СРН) был создан как механизм для консультаций, формирования консенсуса, сотрудничества, принятия совместных решений и проведения совместных действий. В составе СРН государства-члены НАТО в индивидуальном порядке и Россия работали в качестве равных партнеров по широкому спектру вопросов безопасности, представляющих общий интерес.

СРН был создан на встрече в верхах Россия–НАТО в Риме 28 мая 2002 года в соответствии с Декларацией «Отношения России и НАТО: новое качество». Римская декларация 2002 года опирается на цели и принципы, закрепленные в Основополагающем акте Россия-НАТО 1997 года о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности. СРН пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) – форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия–НАТО 1997 года. Члены НАТО в индивидуальном порядке и Россия встречались в СРН как равные партнеры – вместо встреч в двустороннем формате «НАТО+1 в рамках СПС.

В апреле 2014 года вслед за незаконной и нелегитимной аннексией Крыма Россией Североатлантический союз приостановил все практическое сотрудничество между НАТО и Россией. Однако Североатлантический союз принял решение оставить открытыми каналы связи в СРН и Совете евроатлантического партнерства на уровне послов и выше, чтобы позволить вести обмен мнениями, прежде всего по кризису в Украине.

С момента незаконной и нелегитимной аннексии Крыма СРН провел 11 заседаний, на которых Украина была первым пунктом повестки дня. Три заседания состоялись в 2016 году, три в 2017, два в 2018, и два в 2019. Последнее заседание СРН состоялось в январе 2022 года. 

В феврале 2022 года агрессивная война России против Украины глубоко изменила обстановку в сфере безопасности НАТО. В Стратегической концепции, принятой на встрече в верхах в Мадриде в июне 2002 года, страны НАТО согласились с тем, что, хотя НАТО не может рассматривать Россию в качестве партнера, Североатлантический союз по-прежнему готов поддерживать открытыми каналы связи с Москвой для управления рисками и их смягчения, предотвращения эскалации и повышения транспарентности.