НАТО и борьба с терроризмом
Борьба с терроризмом занимает важное место в повестке дня НАТО. На Рижской встрече в верхах 2006 г. НАТО заявила, что терроризм, а также распространение оружия массового уничтожения, скорей всего, будут основными угрозами Североатлантического союза в ближайшие 10-15 лет. Участвуя в усилиях международного сообщества, нацеленных на борьбу с терроризмом, НАТО помогает обеспечить безопасную повседневную жизнь граждан, где нет места террористическим актам, жертвой которых может стать любой.
Терроризм – это глобальное зло, не знающее ни границ, ни национальных или религиозных различий. Поэтому бороться с ним международное сообщество должно совместными усилиями. НАТО вносит свой вклад в международную борьбу с терроризмом в целом ряде областей и использует для этого различные средства. Действия Североатлантического союза, связанные с борьбой с терроризмом, осуществляются в строгом соответствии с принципами ООН и международными правовыми нормами, включая международное гуманитарное право и права человека.
Многоплановый характер терроризма вынуждает НАТО, чтобы бороться с ним, участвовать в целом ряде инициатив политического, оперативного, концептуального, военного, технологического, научного и экономического плана. В результате этого многие области деятельности НАТО связаны на сегодняшний день с борьбой с терроризмом.
Североатлантический союз предоставляет международному сообществу целый ряд возможностей для борьбы с терроризмом. Во-первых, НАТО является постоянным трансатлантическим консультационным форумом, где на основе обсуждений принимаются коллективные решения. Во-вторых, НАТО располагает военными силами и средствами, принадлежащими странам Североатлантического союза. В-третьих, НАТО является звеном обширной сети партнерских отношений с другими странами и международными организациями.
Постоянный консультационный форум
Одним из главных преимуществ Североатлантического союза является то, что он служит постоянным трансатлантическим форумом для консультаций по вопросам, связанным с безопасностью.
После того, как борьба с терроризмом была названа основной составляющей деятельности Североатлантического союза, НАТО привлекает своих членов, другие страны и международные организации в регулярный диалог по терроризму и связанным с ним вопросами. Организация создала широкую сеть сотрудничества со многими партнерами, которые также готовы встать на защиту от терроризма.
Регулярные консультации способствуют выработке и распространению общих взглядов на характер угроз, с которыми мы сталкиваемся, а также методов защиты от них. Они также приводят к тесной сплоченности стран-членов и партнеров в борьбе с терроризмом, что посылает серьезный политический сигнал, который и лежит в основе реагирования НАТО на терроризм.
Антитеррористические операции
НАТО проводит ряд операций, которые прямо или косвенно связаны с борьбой с терроризмом.
Операция «Активные усилия»
Операция «Активные усилия» представляет собой руководимую ВМС НАТО операцию по наблюдению за морским пространством в Средиземном море с целью осуществления антитеррористического патрулирования, сопровождения и контроля судов с согласия сторон. Изначально операция проводилась только в восточной части Средиземного моря, но с марта 2004 г. район операции охватывает все Средиземное море.
Операция стала одним из восьми мер, принятых НАТО в поддержку США после терактов 11 сентября, и на сегодняшний день она является единственной антитеррористической операцией НАТО. В операции «Активные усилия» также могут принимать участие партнеры, желающие поддержать оперативные мероприятия НАТО против терроризма.
НАТО в Афганистане
Начиная с августа 2003 г., НАТО возглавляет Международные силы содействия безопасности (ИСАФ), задачей которых является содействие правительству Афганистана в укреплении его власти на всей территории страны и обеспечение безопасности, чтобы тем самым ликвидировать почву, на которой развивается терроризм. Силы ИСАФ не проводят антитеррористическую операцию, а демонстрируют решимость НАТО помочь афганскому народу построить стабильное, безопасное и демократическое общество, которому не угрожал бы терроризм. Помимо этого, многие страны-члены НАТО направили свои силы для участия в военной антитеррористической операции под руководством США «Непоколебимая свобода». Основная часть задач в рамках этой операции осуществляется на территории Афганистана.
НАТО на Балканах
Миротворческие силы НАТО продолжают содействовать созданию условий, необходимых для ограничения потенциальной террористической деятельности. Данное содействие включает в себя помощь в прекращении незаконной торговли людьми, оружием и наркотиками, которая является важным источником финансирования терроризм. Силы НАТО также взаимодействуют с региональными властями по вопросам, касающимся обеспечения безопасности границ.
Обеспечение безопасности массовых общественных мероприятий
НАТО также помогает обеспечивать безопасные условия при проведении массовых общественных мероприятий в странах-членах, которые могли бы привлечь внимание террористов. Подобная помощь оказывается по запросу любой страны-члена и заключается в переброске самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и контроля (ДРЛО), подразделений многонационального батальона химической, биологической, радиологической и ядерной защиты НАТО или других сил и средств. Североатлантический союз оказывает содействие такого рода во время таких важных мероприятий, как встречи в верхах и министерские встречи, а также таких спортивных событий, как Олимпийские Игры в Афинах.
НАТО начала выполнять задачи такого рода после того, как в 2001 г. она предоставила США средства для наблюдения за воздушным пространством в рамках восьми мер, принятых непосредственно после терактов 11 сентября. Операция «Игл эссист» включала в себя переброску в США самолетов ДРЛО НАТО с середины октября 2001 г. до середины мая 2002 г. для защиты американской территории и высвобождения сил и средств США для их переброски в рамках операции в Афганистане.
Новейшие технологии и возможности по борьбе с угрозой
НАТО создает силы и средства, а также разрабатывает новейшие технологии, предназначенные непосредственно для борьбы с терроризмом.
Их задачей является защита вооруженных сил, гражданского населения и объектов жизнеобеспечения от терактов – действий террористов-смертников, использующих самодельные взрывные устройства, ракетных обстрелов самолетов и вертолетов, а также потенциального применения оружия массового уничтожения.
Рабочая программа «Защита от терроризма»
Рабочая программа «Защита от терроризма» (ЗОТ) была подготовлена Конференцией национальных директоров по вооружениям (КНДВ) на заседании в мае 2004 г. Впоследствии она была утверждена на Стамбульской встрече в верхах в июне 2004 г., как часть расширенного пакета мер, направленных на усиление борьбы Североатлантического союза с терроризмом.
Программа «Защита от терроризма» сосредоточена на десяти направлениях, где, как считается, технология в состоянии предотвратить теракты или смягчить их последствия. Принимая во внимание актуальность террористической угрозы, основная часть проектов в рамках данной программы направлена на поиск решений, которые могут поступить на вооружение уже в ближайшее время. Руководство этими программами возложено в индивидуальном порядке на страны-члены НАТО, опирающиеся на поддержку и вклад других стран-членов, группы по вооружениям КНДВ и другие органов НАТО.
Программа нацелена на десять следующих областей:
- Уменьшение уязвимости широкофюзеляжных гражданских и военных ЛА по отношению к переносным зенитно-ракетным комплексам (ПЗРК).
- Защита гаваней и портов;
- Уменьшение уязвимости вертолетов по отношению к реактивным гранатометам
- Борьба с самодельными взрывными устройствами
- Обнаружение и меры защиты от химического, биологического, радиоактивного и ядерного (ХБРЯ) оружия
- Технологии для разведки, наблюдения, рекогносцировки и обнаружения объектов - террористов
- Утилизация взрывоопасных предметов и ликвидация последствий взрыва
- Технологии защиты от нанесения ударов из бомбометов
- Защита объектов жизнеобеспечения
- Разработка нелетальных средств
Работа в рамках инициативы по точному десантированию грузов завершилась в конце 2008 г., так как поставленные перед ней задачи были полностью выполнены. Сейчас разработанные технологии применяются в рамках операции в Афганистане.
Инициативы по борьбе с химическими, биологическими, радиологическими и ядерными (ХБРЯ) угрозами
НАТО продолжает свои усилия по борьбе с химическими, биологическими, радиологическими и ядерными (ХБРЯ) угрозами и рисками. Для того, чтобы повысить свою эффективность в этой области, НАТО разрабатывает комплексную стратегию на политическом уровне, способную предотвратить распространение ОМУ и обеспечить защиту от ХБРЯ-угроз.Помимо этого прилагаются усилия к поиску возможностей определения состава химических и биологических средств, использованных при теракте, чтобы принять необходимые меры по оповещению.
Многонациональный батальон химической, биологической, радиологической и ядерной (ХБРЯ) защиты НАТО и Совместная группа оценки, созданные на Пражской встрече в верхах 2002 г., предназначены для реагирования на применение ХБРЯ-средств и ликвидацию его последствий, как в районе ответственности НАТО, так и за его пределами. Они будут действовать в рамках Сил реагирования НАТО (НРФ) и при необходимости направляться для решения других задач. Утвержденные НАТО Центры передового опыта по защите от ХБРЯ средств (в Чешской Республике) и по защите от терроризма (в Турции) дополняют тот арсенал сил и средств, которым располагает Североатлантический союз по борьбе с ХБРЯ-угрозами.
Киберзащита
Защита ключевых информационных систем НАТО в целом и киберзащита в частности являются неотъемлемой функцией Североатлантического союза. Однако ситуация такова, что угроза нападения на эти системы, в том числе через сеть Интернет, растет. Кибератаки против Эстонии весной 2007 г. повысили внимание к этому вопросу.
В результате НАТО разработала новые меры по усилению защиты своих информационно-коммуникационных систем от попыток нанесения ущерба путем атаки или нелегального проникновения. В январе 2008 г. были утверждены направления политики по киберзащите, нацеленные на обеспечение быстрого и эффективного реагирования в случае кибернападения. Эти направления указывают военным и гражданским органам НАТО на необходимость обеспечения общего согласованного подхода, а также дает рекомендации отдельным странам по защите национальных систем. В 2008 г. НАТО также создала Организацию по управлению в области киберзащиты, которая является основным органом реагирования на стремительно протекающие киберкризисы.
Наряду с этим НАТО изучает потенциал возможного роста практического сотрудничества в области киберзащиты со странами-партнерами. В настоящий момент разрабатываются руководящие указания по работе с этими странами. Недавно созданный в Эстонии Центр передового опыта по киберзащите станет ценным проводником и координатором усилий НАТО в этой области.
Улучшенный обмен разведданными
После 11 сентября 2001 г. НАТО поставила перед собой задачу расширить консультации по терроризму и смежным вопросам среди стран-членов, а также со странами, не являющимися ее членами. Обмен информацией и, в особенности, обмен разведданными, представляет собой один из ключевых аспектов этих консультаций.
На Пражской встрече в верхах 2002 г. улучшение обмена разведданными было признано одной из важнейших областей сотрудничества стран-членов. В конце 2003 г. при Службе безопасности НАТО была создана Разведывательная группа по террористической угрозе (РГТУ), которая заменила собой временный орган, образованный сразу после терактов 11 сентября. РГТУ в составе сотрудников гражданской и военной разведки, а также правоохранительных органов, является на сегодняшний день постоянным органом НАТО по анализу общей террористической опасности и угроз, нацеленных непосредственно на Североатлантический союз. Помимо поддержания постоянной связи взаимодействия с разведывательными службами стран-членов и национальными координационными центрами по борьбе с терроризмом, РГТУ работает со странами-партнерами и контактными странами, выполняя роль экспертного центра штаб-квартиры НАТО по терроризму.
В дальнейшем, на Стамбульской встрече в верхах 2004 г., было принято решение пересмотреть организацию разведывательных структур штаб-квартиры НАТО. В Монсе, Бельгия, при штабе Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе была создана новая группа связи взаимодействия для обмена необходимыми разведданными между странами-членами и партнерами, а в штаб-квартире НАТО работает Группа связи взаимодействия по разведке, задачей которой является обмен информацией, переданной на добровольной основе странами, не входящими в число членов НАТО.
Экономические и финансовые аспекты терроризма
Терроризм продолжает и будет продолжать получать средства через целый ряд механизмов финансирования по разным каналам и из разных источников. Поэтому меры по борьбе с финансированием терроризма остаются важнейшей составной частью антитеррористической деятельности. Экономический комитет в расширенном составе провел встречи со странами-членами по обмену экономическими разведданными в этой области. Проводятся также семинары и заседания со странами-партнерами в присутствии представителей соответствующих международных финансовых и других международных организаций. Эти мероприятия способствуют укреплению международной деятельности по ослаблению и ликвидации механизмов финансирования терроризма.
Научное сотрудничество
Защита от терроризма является первым из двух основных приоритетов программы «Наука ради мира и безопасности», переориентированной на безопасность в 2004 г., которая вносит значительный вклад в выполнение стратегической задачи НАТО «Партнерство». В качестве составных частей приоритета «Защита от терроризма» Комитет программы НМБ выделил: экспресс-детекция, деконтаминация и уничтожение химических, биологических, радиологических и ядерных (ХБРЯ) средств и ХБРЯ-оружия, экспресс-диагностику их воздействия на людей и физическую защиту от них, новые и ускоренные методы детекции, медицинские контрмеры, обнаружение взрывоопасных предметов, контрмеры против экотерроризма и меры по борьбе с кибертерроризмом.
В дополнение к этому Комитет НМБ Совета Россия-НАТО выделил шесть приоритетных тем по защите от терроризма и занес их в План действий, в котором обозначены области сотрудничества между Российской Федерацией и странами НАТО в области гражданской науки, связанной с безопасностью. Среди этих тем - обнаружение взрывоопасных предметов, психологические и социологические последствия терроризма, защита от ХБРЯ-средств, кибербезопасность, безопасность транспорта, экологическая безопасность и экотерроризм.
Деятельность по защите от терроризма в рамках Программы НМБ предусматривает использование целого ряда механизмов, включая семинары, курсы подготовки, групповое сотрудничество и многолетние прикладные проекты программы «Наука ради мира» (НРМ). Вот несколько направлений деятельности в рамках данного приоритета:
- Новые биодатчики для быстрой и точной детекции возбудителей сибирской язвы
- Новые технологии обнаружения «грязных бомб»
- Технологии досмотра грузовых контейнеров
- Новые методы защиты от биологического оружия
- Технологии бесконтактного обнаружения взрывоопасных предметов (в том числе, в случае террористов-смертников)
- Лечение в случае отравления ОВ нервно-паралитического действия
- Человеческие и социальные аспекты террористической деятельности (включая основные причины возникновения, социальные и психологические аспекты терроризма, использование Интернета для вербовки и «неосязаемые активы безопасности»)
- Защита информационных сетей от терактов
Вокруг составляющей «Защита от терроризма» (ЗОТ) программы НМБ удалось объединить экспертов и инженеров из НАТО, стран-партнеров и Российской Федерации для сотрудничества в целому ряде мероприятий, включая практические проекты, нацеленные на получение конкретных результатов. Программа внесла свой вклад в улучшение понимания террористической угрозы, развитие мер детекции и реагирования и создание действенных сетей сотрудничества между специалистами по ключевым областям. Эта работа останется центральным приоритетом программы «Наука ради мира и безопасности (www.nato.int/science).
Тесное сотрудничество с партнерами
Борьба с терроризмом стала важной составляющей деятельности НАТО в рамках сотрудничества и в некоторых случаях стала стимулом завязывания новых контактов.
Вклад ряда стран-партнеров в операции НАТО, а также их усилия по осуществлению оборонных реформ при содействии программ НАТО способствуют предотвращению терроризма. Помимо этого НАТО сотрудничает с другими международными организациями с целью обмена информацией и принятия более эффективных мер по борьбе с терроризмом.
План действий партнерства против терроризма (ПАП-Т)
НАТО и ее партнеры участвуют в программах практического сотрудничества, реализуемых по линии Плана действий партнерства против терроризма (ПАП-Т).
В Плане оговорены функции партнеров, а также изложены инструменты по борьбе с терроризмом и преодолению последствий терактов. Например, НАТО и страны-партнеры работают совместно над повышением безопасности воздушного пространства, в том числе с помощью обмена данными и координационных процедур для действий в случае возможных террористических угроз.
В этой деятельности на разовой основе могут принимать участие все страны-партнеры, в том числе участники программы «Средиземноморский диалог» и прочие заинтересованные страны.
ПАП-Т был принят на Пражской встрече в верхах в ноябре 2002 г., и с тех пор этот план развивается и расширяется в соответствии с общими целями и совместной деятельностью стран-членов НАТО и их партнеров.
Настрой, сопровождавший утверждение ПАП-Т, присутствовал в НАТО уже 12 сентября 2001 г., когда Совет евроатлантического партнерства осудил теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, имевшие место накануне, и предложил оказать США помощь со стороны всех 46 членов СЕАП.
Недавно в рамках ПАП-Т были учреждены три рабочие группы, которым предстоит заниматься обеспечением безопасности энергетической инфраструктуры, обеспечением безопасности границ, а также финансовыми аспектами терроризма и ликвидацией источников финансирования террористических организаций.
Углубление отношений в целях борьбы с терроризмом
Борьба с терроризмом явилась одним из факторов создания в мае 2002 г. Совета Россия-НАТО (СРН). Совместная борьба с терроризмом остается ключевым аспектом диалога НАТО с Россией, а также общим знаменателем мероприятий практического сотрудничества по линии СРН. В декабре 2004 г. СРН согласовал Рабочий план по борьбе с терроризмом, и впоследствии, в 2006 и 2007 гг. Россия приняла участия в операции «Активные усилия».
В 2003 г. СРН также выдвинул Инициативу об использовании воздушного пространства, направленную на укрепление сотрудничества в области наблюдения за воздушным пространством и координации воздушного движения. Исходной целью инициативы является упрочение доверия и совершенствование возможностей для действий в ситуациях предполагаемого использования самолета террористами, как оружия для совершения терактов.
Углубились также и отношения с партнерами по «Средиземноморскому диалогу», в том числе, посредством их участия в операции «Активные усилия».
Формирование новых связей
Борьба с терроризмом явилась тем импульсом, который позволил завязать новые связи со странами, не входящими в число партнеров НАТО. На встрече в верхах в Стамбуле в июне 2004 г. НАТО выступила со Стамбульской инициативой сотрудничества, предназначенной для стран большого Ближнего Востока, которая позволила бы расширить партнерскую сеть НАТО в целях содействия борьбе с терроризмом.
Североатлантический союз также укрепил свои отношения с «контактными странами»/партнерами во всем мире. Так в НАТО называются страны, которые не входят в число ее членов и не поддерживают официальных партнерских связей с Североатлантическим союзом. Тем не менее, их объединяет общая озабоченность в сфере безопасности и выраженная заинтересованность в развитии отношений с организацией. Среди таких стран – Австралия, Япония, Новая Зеландия и Республика Корея. Они взаимодействуют с НАТО на разных уровнях и в разных сферах.
В этой связи Центр передового опыта по защите от терроризма (ЗОТ) является той структурой, в которой непосредственно ведется международный диалог и дискуссии по вопросам защиты от терроризма, а также катализатором этого процесса. Центр передового опыта поддерживает контакты с более чем 50 стран и 40 организаций, в рамках которых предоставляются эксперты по терроризму для осуществления свыше 53 мероприятий с участием 3400 человек, представляющих 90 стран.
Усиление сотрудничества с другими международными организациями
НАТО также стремится углубить свои отношения с Евросоюзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ООН для подкрепления усилий по борьбе с терроризмом.
В системе ООН НАТО работает с такими структурами, как Контртеррористический комитет ООН, его Исполнительным директоратом и Комитетом 1540 СБ ООН. Североатлантический союз также поддерживает контакты с ООН по ее Глобальной контртеррористической стратегии и тесно сотрудничает со специализированными учреждениями ООН, играющими ведущую роль в реагировании на международные стихийные бедствия и катастрофы и преодолении их последствий – Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов и Организацией по запрещению химического оружия, а также другими организациями.
НАТО также обменивается мнениями с Отделом действий против терроризма ОБСЕ.
Работа с управлениями гражданской авиации
Использование гражданского самолета в качестве оружия 11 сентября 2001 г. заставило НАТО предпринять меры к повышению осведомленности о подобных формах террористической деятельности и усилению безопасности воздушных перевозок. В антитеррористическую деятельность НАТО входит совершенствование координации между гражданскими и военными службами УВД посредством сотрудничества с организацией ЕВРОКОНТРОЛЬ, Международной организацией гражданской авиации и Международной ассоциация воздушных перевозчиков для обеспечения обмена информацией и принятия более действенных мер.
Преодоление последствий терактов
Члены НАТО и страны-партнеры работают совместно над планированием, обеспечением готовности и реагированием на возможные теракты, в том числе с применением химических, биологических, радиологических и ядерных (ХБРЯ) средств.
Координация помощи населению
Преодоление последствий включает ответные меры по уменьшению разрушительного воздействия терактов, инцидентов и стихийных бедствий.
Обязанности по преодолению последствий возложены, прежде всего, на страны-члены, тем не менее, НАТО оказывает помощь странам в различной форме. Например, она служит центральны пунктом, где может осуществляться координация различных механизмов планирования между странами, что повышает готовность на случай возникновения кризиса.
Своевременное информирование общественности также входит в число ключевых компонентов преодоления последствий терактов. В этой области в НАТО были разработаны руководящие указания для стран в целях согласованного оповещения населения.
Кроме выполнения координационной функции НАТО ведет каталог гражданских и военных ресурсов, которые могут на разовой основе предоставляться при преодолении последствий терактов.
Защита населения и объектов жизнеобеспечения
С 2001 г. деятельность по гражданскому чрезвычайному планированию ориентирована на укрепление возможностей стран и их гражданской готовности на случай терактов против населения или объектов жизнеобеспечения с использованием ХБРЯ-средств.
После событий 11 сентября 2001 г. на Пражской встрече в верхах 2002 г. был утвержден План действий по гражданскому чрезвычайному планированию, чтобы защитить население от последствий применения ОМУ. Помимо этого, в тот же год был инициирован проект разработки рекомендательных руководящих указаний и минимальных стандартов для служб экстренного реагирования в том что касается планирования, подготовки, процедур и оборудования для действий в случае ХБРЯ-инцидентов. Данная инициатива имеет целью обеспечить страны-члены и их партнеров общими руководящими указаниями, которые те могут использовать на добровольной основе, чтобы повысить свою готовность по защите населения от подобных рисков. В данных руководящих указаниях также предпринята попытка повысить оперативную совместимость между странами.
Объединенный медицинский комитет НАТО разработал протоколы лечения пострадавших в результате теракта с применением ХБРЯ-средств, а НАТО разработала координационные механизмы для медицинской эвакуации и механизм доставки и размещения пострадавших в медицинских учреждениях в других странах.
Для большей гибкости НАТО составила Меморандум о понимании об облегчении жизненно важного трансграничного транспорта. Этот механизм может быть задействован, в частности, для оказания необходимой помощи при ликвидации последствий ХБРЯ-инцидента. Этот меморандум призван ускорить и облегчить существующий порядок пересечения национальных границ и прохождения таможенного досмотра при оказании международной помощи для ее прибытия на места в максимально сжатые сроки.
Обязанности по защите объектов жизнедеятельности от терактов с применением ХБРЯ-средств возложены прежде всего на страны-члены. Тем не менее, НАТО принимает меры по повышению осведомленности в этой сфере в странах-членах.
Роль Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕКЦРСБК)
Странами-членами создан каталог национальных гражданских и военных сил и средств, которые могут предоставляться в помощь пострадавшим странам, будь то страны-члены или их партнеры в случае теракта с использованием ХБРЯ-средств. За каталог отвечает Евроатлантических координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.
ЕКЦРСБК был учрежден в 1998 г. для координации реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы, и с 2001 г. на него была возложена дополнительная функция координатора реагирования на потенциальные теракты с применением ХБРЯ-средств.
Центр наделен постоянными полномочиями на обработку запросов стран о помощи с случае теракта с использованием ХБРЯ. Он организует крупные международные полевые учения для отработки ответных мер на стихийные бедствия и катастрофы и преодоление последствий таковых в учебной ситуации.
Существующая в НАТО Система урегулирования кризисов
Существующая в НАТО Система урегулирования кризисов предусматривает комплекс мер политического, военного и гражданского характера, которыми страны-члены и сама организация могут пользоваться при реагировании в различных кризисных ситуациях. Эта система обеспечивает Североатлантический союз целым рядом вариантов и мер для соответствующих действий по реагированию на кризисы и преодолению их последствий. В рамках данной системы разработаны Механизмы гражданского чрезвычайного планирования при урегулировании кризисов, в которых распределены функции между Главным комитетом гражданского чрезвычайного планирования, Советами и комитетами по планированию, ЕКЦРСБК и гражданскими экспертами, которые задействованы во время кризиса.
Сеть гражданских экспертов
Группа в составе 350 гражданских специалистов из Евроатлантического региона формируется на основе областей, часто требуемых, в том числе, в вооруженных силах. Основные гражданские аспекты, имеющие отношение к планированию и операциям НАТО, включают в себя урегулирование кризисов, преодоление последствий ЧС, а также защиту объектов жизнеобеспечения. Предоставляемые странами специалисты являются сотрудниками государственных ведомств или промышленных предприятий. Они выезжают на мероприятия по подготовке и учения, а также предоставляют консультации по запросу в соответствии со специальными процедурами, известными под названием Механизмов гражданского чрезвычайного планирования при урегулировании кризисов.
Историческая справка
В Стратегической концепции НАТО, принятой в 1999 г. терроризм фигурирует как один из рисков безопасности Североатлантического союза. Применяя ответные меры в ответ на события 11 сентября, НАТО приняла активное участие в борьбе с терроризмом, начала свою первую операцию за пределами Евроалтантического региона и широкомасштабную трансформацию своих сил и средств.
Принятие мер в ответ на события 11 сентября
Вечером 12 сентября 2001 г., менее чем через сутки после совершения терактов Североатлантическим союзом была впервые в истории организации задействована Статья 5 Вашингтонского договора – Положения о коллективной безопасности НАТО.
Североатлантический совет – главный политический руководящий орган НАТО – постановил, что если будет получено точное подтверждение того, что нападение на США было совершено из-за границы, ситуация будет рассматриваться как подпадающая под Статью 5, которая гласит, что вооруженное нападение на одну или несколько стран-членов в Европе или Северной Америке рассматривается как нападение против них всех.
Ранее в тот же день состоялось заседание Совета евроатлантического партнерства, на котором страны-партнеры НАТО осудили совершенные нападения, предложив помощь США и обязавшись “предпринять всевозможные усилия по борьбе со злом терроризма”. 13 сентября за этим последовало изъявление солидарности и предложение о поддержке со стороны России, а 14 сентября – со стороны Украины.
2 октября посол по особым поручениям США и координатор по контртеррористической деятельности, Фрэнк Тэйлор, доложил на Североатлантическом совете о результатах расследования нападений 11 сентября.
На основе заслушанной информации Совет сделал вывод о том, что нападения произошли из-за границы и поэтому должны рассматриваться, как подпадающие под Статью 5 Вашингтонского договора.
Через два дня, 4 октября, НАТО согласовала восемь мер в помощь США:
- усиление обмена разведданными и взаимодействия разведслужб, как в двустороннем порядке, так и в рамках соответствующих структур НАТО, в том что касается угроз терроризма и действий, предпринимаемых по борьбе с данными угрозами
- оказание в индивидуальном порядке и коллективно, в зависимости от обстоятельств и в соответствии с возможностями, содействия членам НАТО и другим государствам, в отношении которых существует повышенная террористическая угроза, как следствие их участия в антитеррористической кампании
- необходимые меры повышенной безопасности на объектах США и других членов НАТО на их территории
- обеспечение замены сил и средств стран Североатлантического союза в зоне ответственности НАТО, необходимых для непосредственного участия в операциях против терроризма
- предоставление общих прав пролета, в соответствии с необходимыми механизмами УВД и национальными правилами, авиации США и других стран Альянса, совершающей военные рейсы в связи с операциями против терроризма
- предоставление США и другим членам НАТО доступа к портам и аэродромам на территории государств-членов НАТО для ведения операций против терроризма, включая дозаправку, в соответствии с установленным в государствах порядком
- готовность Альянса развернуть подразделения Постоянного соединения ВМС НАТО в восточном районе Средиземного моря для обеспечения присутствия и демонстрации решимости НАТО
- готовность Альянса развернуть подразделения авиации дальнего радиолокационного обнаружения и контроля НАТО в поддержку действий против терроризма
Вскоре после этого НАТО начала свою первую в истории антитеррористическую операцию – «Игл эссист». В ответ на запрос США на период с середины октября 2001 г. до середины мая 2002 г. для помощи в патрулировании американского воздушного пространства в США были направлены семь самолетов ДРЛО НАТО. В целом 830 членов экипажа из 13 государств-членов осуществили свыше 360 боевых вылетов.
Это были первые в истории НАТО силы и средства, которые Североатлантический союз развернул в поддержку операции по статье 5.
26 октября Североатлантический союз начал вторую по счету контртеррористическую операцию в ответ на теракты в США – «Активные усилия». Подразделения Постоянного соединения ВМС НАТО были переброшены в восточный район Средиземного моря для патрулирования вод и наблюдения за движением судов, с целью выявления и сдерживания террористической деятельности, включая контрабанду. Начиная с 10 марта 2003 г. операция расширилась – в ее задачи также стало входить сопровождение гражданских судов в Гибралтарском проливе.
Кроме того, воинские контингенты большинства государств-членов Североатлантического альянса участвуют в военной операции «Непоколебимая свобода» - действующей в настоящее время военной антитеррористической операции против талибов и Аль-Каиды в Афганистане, - несмотря на то, что руководит ей не НАТО, а США.
Рейкьявик – окончание дискуссии об операциях «вне зоны ответственности»
Незамедлительная реакция НАТО на события 11 сентября 2001 г. получила дополнительный импульс благодаря решению, принятому на встрече министров иностранных дел стран НАТО в мае 2002 г. в Рейкьявике. Согласно этому решению, Североатлантический союз будет вести действия всегда и повсюду, где необходимо бороться с терроризмом.
Это беспрецедентное решение позволило завершить дискуссию о границах «зоны ответственности НАТО» и заложило фундамент для будущих операций Североатлантического союза в Афганистане. Оно также послужило катализатором масштабной трансформации сил и средств НАТО, которая стартовала на Пражской встрече в верхах в ноябре 2002 г.
Пражская встреча в верхах – преобразование НАТО для борьбы с террористической угрозой
На встрече в верхах, состоявшейся 21-22 ноября 2002 г. в Праге, главы государств и правительств стран НАТО выразили решимость сдерживать любые вооруженные нападения из-за границы, в том числе, террористические, и защищать население, территорию и войска стран-членов от подобных нападений.
С этой целью на встрече был утвержден Пражский пакет мер, призванный преобразовать НАТО для противодействия вызову терроризма. Пражский пакет мер включает в себя:
- новую Военную концепцию защиты от терроризма. Эта новая концепция свидетельствует о готовности Североатлантического союза противостоять террористическим нападениям или угрозе подобных нападений, руководить или предоставлять поддержку антитеррористическим операциям, оказывать содействие национальным властям при ликвидации последствий терактов, на разовой основе оказывать содействие операциям, проводимым другими международными организациями или коалициями, в которых участвуют члены НАТО и проводить военные операции против террористических групп и их сил и средств, там, где это необходимо на основе решения Североатлантического союза
- План действий партнерства против терроризма (ПАП-Т)
- пять инициатив в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия: передвижная аналитическая лаборатория для анализа ядерных, биологических и химических средств, отряд ликвидаторов в случае ЯБХ-инцидентов, виртуальный центр передового опыта по защите от ЯБХ-оружия, арсенал средств биологической и химической защиты и система мониторинга заболеваний
- защиту гражданского населения, включая План действий по гражданскому чрезвычайному планированию
- противоракетную оборону: государства-члены НАТО изучают варианты эффективного противодействия возрастающей ракетной угрозе территории, войскам и населенным пунктам стран НАТО путем применения соответствующего сочетания политических и военных способов, а также средств сдерживания
- кибер-защиту: в НАТО ведется работа по повышению готовности к таким инцидентам, как выведение из строя национальных объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры НАТО и защиты от подобных инцидентов, включая системы информации и связи;
- сотрудничество с другими международными организациями
- совершенствование обмена разведданными.
Кроме того, главы государств и правительств приняли решение о создании Сил реагирования НАТО (НРФ), рационализации структуры органов военного управления НАТО и начале реализации Пражских обязательств о потенциалах, чтобы лучше подготовить вооруженные силы НАТО к новым вызовам, включая терроризм. Командная структура НАТО должна будет опираться на сеть Центров передового опыта, которых в настоящее время у НАТО имеется 17. 12 таких центров уже получили полную аккредитацию НАТО. Деятельность нескольких центров связана с защитой от терроризма, однако только один из них, Центр передового опыта по защите от терроризма, расположенный в Анкаре, занимается исключительно этой тематикой.
Встреча в верхах в Риге – подтверждение актуальности террористической угрозы
Утвердив Всеобъемлющие политические руководящие указания на Рижской встрече в верхах в ноябре 2006 г., главы государств и правительств стран НАТО признали, что «терроризм наряду с распространением ОМУ, вероятнее всего, останутся главными угрозами Североатлантическому союзу в ближайшие 10-15 лет».
Руководящие органы
Решения о деятельности НАТО в области борьбы с терроризмом принимаются на Североатлантическом совете – главном политическом руководящем органе НАТО. Реагирование на терроризм фигурирует в качестве постоянного пункта повестки дня на еженедельных заседаниях Совета. Работа над конкретными аспектами этой деятельности проводится через специализированные структуры и комитеты.
Например, в зависимости от участвующих стран или вопроса, может быть задействован Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), Совет Россия-НАТО или Комиссия НАТО-Украина. Общее руководство операциями НАТО возложено на Стратегическое командование операций ОВС НАТО, подчиняющееся Североатлантическому совету. Комитет НАТО по анализу сил и средств обороны отвечает за рационализацию процесса оборонного планирования НАТО в поддержку трансформации военных сил и средств Североатлантического союза. В целом за трансформацию военных сил и средств отвечает Стратегическое командование трансформацией ОВС НАТО (СКТ).
За согласование направлений политики НАТО в области гражданского чрезвычайного планирования и выработку мер по осуществлению этой политики отвечает Главный комитет по гражданскому чрезвычайному планированию (СКЕПСИ), состоящий из представителей стран, который ведет работу в сфере обеспечения готовности к стихийным бедствиям и катастрофам и преодоления их последствий.
В подчинении у СКЕПСИ находятся восемь технических советов и комитетов по планированию, в состав которых входят эксперты из государственных учреждений и промышленности, а также представители вооруженных сил. Задача этих структур – координация планирования в соответствующих гражданских областях. Существует целая сеть таких экспертов, обеспечивающая прочную основу для ликвидации последствий ЧС.
Они поддерживают тесные связи с национальными ведомствами, отвечающими за готовность к чрезвычайным ситуациям, и соответствующими министерствами. Страны-партнеры НАТО принимают активное участие в практически всех мероприятиях ГЧП НАТО как по линии СЕАП, так и в рамках программы «Партнерство ради мира».