Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы

  • Last updated 16 Nov. 2020 13:39

Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕКЦРСБК) – основной механизм НАТО по реагированию на гражданские чрезвычайные ситуации в евроатлантическом регионе. Он работает в круглогодичном и круглосуточном режиме, и к его работе подключены все государства-члены и страны-партнеры НАТО. ЕКЦРСБК функционирует как система информационного центра, координирующая запросы и предложения о помощи, в основном в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф.

National and international teams performing urban rescue

 

Основные сведения

  • ЕКЦРСБК – основной механизм НАТО по реагированию на гражданские чрезвычайные ситуации в евроатлантическом регионе.
  • ЕКЦРСБК функционирует как система информационного центра, координирующая запросы и предложения о международной помощи в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, кризисных ситуаций и ситуаций, подпадающих под статью 5.
  • Он работает в круглогодичном и круглосуточном режиме, и к его работе подключены все государства-члены и страны-партнеры НАТО.
  • Задачи ЕКЦРСБК выполняются в тесном взаимодействии с Управлением по координации гуманитарных вопросов Организации Объединенных Наций (УКГВ ООН), за которым закреплена первичная роль в координации международных действий по оказанию помощи при бедствиях и катастрофах.
  • В рамках реагирования на нынешнюю вспышку вируса COVID-19 ЕКЦРСБК координирует запросы и предложения о международной помощи от государств-членов и стран-партнеров НАТО.

 

  • Поддержка, оказываемая национальным властям при гражданских чрезвычайных ситуациях

    В случае гражданских чрезвычайных ситуаций ЕКЦРСБК является основным механизмом реагирования НАТО в Евроатлантическом регионе. Центр направляет запросы об оказании помощи НАТО и странам-партнерам, которые, в свою очередь, отвечают на них, сообщая ЕКЦРСБК и (или) пострадавшей стране свои предложения об оказании помощи. Центр ведет учет предлагаемой помощи (включая помощь от других международных организаций и субъектов), помощи, принятой пострадавшей страной, сроков оказания содействия и помощи, в которой по-прежнему существует необходимость (либо обновленной информации о запрашиваемой помощи), а также отслеживает ситуацию на местах. Эта информация передается НАТО и странам-партнерам в виде оперативных сводок и публикуется на сайте НАТО (http://www.nato.int/eadrcc).

    С 26 марта 2020 года ЕКЦРСБК получил несколько запросов об оказании международной помощи от государств-членов и стран-партнеров НАТО в рамках реагирования на вспышку вируса COVID-19.

    Все задачи ЕКЦРСБК выполняются в тесном взаимодействии с Управлением по координации гуманитарных вопросов Организации Объединенных Наций (УКГВ ООН), за которым закреплена первичная роль в координации международных действий по оказанию помощи при бедствиях и катастрофах. Центр задуман как региональный координационный механизм, поддерживающий и дополняющий усилия ООН. Кроме того, его основная функция – координация, а не руководство. В случае стихийного бедствия или катастрофы, требующих международной помощи, каждое государство-член и страна-партнер НАТО принимает решение об оказании помощи на основании информации, полученной от ЕКЦРСБК.

  • Многонациональная группа экспертов

    Центр располагается в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, Бельгия. Он укомплектован прикомандированными сотрудниками из государств-членов и стран-партнеров НАТО и сотрудниками Международного секретариата НАТО. Центр поддерживает тесную связь с УКГВ ООН, органами военного управления НАТО и другими соответствующими международными организациями. В случае бедствия штат сотрудников ЕКЦРСБК может временно увеличиваться за счет дополнительного персонала, предоставляемого делегациями государств-членов и стран-партнеров при НАТО, либо международного гражданского и военного персонала НАТО. Кроме того, ЕКЦРСБК имеет доступ к списку национальных гражданских экспертов, которые в случае крупной чрезвычайной ситуации могут привлекаться Центром с целью предоставления консультаций в конкретных областях.

  • Другие виды деятельности

    Выполняя роль координатора реагирования государств-членов и стран-партнеров НАТО, ЕКЦРСБК не только направляет работу по ликвидации последствий, но и служит инструментом для обмена информацией по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, посредством организации семинаров, на которых обсуждаются уроки, извлеченные в результате проведения скоординированных НАТО операций и учений по реагированию на стихийные бедствия и катастрофы.

    Помимо своей повседневной работы и немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации ЕКЦРСБК ежегодно проводит крупномасштабные полевые учения, в ходе которых отрабатываются реалистические сценарии в целях улучшения взаимодействия между НАТО и странами-партнерами, а также между НАТО и международными организациями. На регулярных крупных учениях, которые проводятся в различных странах-участницах, отрабатываются на практике процедуры, организуется учебная подготовка для местных и иностранных участников, укрепляются навыки и способности, необходимые для оперативной совместимости, обобщается опыт и усваиваются уроки для будущих операций. 

    С 2000 года ЕКЦРСБК проводит в среднем одни крупные полевые учения по ликвидации последствий каждый год и в 2016 году начал новое направление учений с использованием технологии виртуальной реальности. Виртуальная реальность будет играть большую роль в будущем, и НАТО использует ее в качестве дополнения к традиционным командно-штабным учениям с элементами моделирования и полевым учениям.

     

  • Историческая справка

    ЕКЦРСБК был создан в 1998 году по предложению России Советом евроатлантического партнерства1 (СЕАП) как один из инструментов партнерства и как один из двух основополагающих компонентов политики СЕАП по сотрудничеству в области оказания помощи при стихийных бедствиях и катастрофах на международном уровне. Вторым, дополнительным компонентом является Евроатлантическое подразделение реагирования на стихийные бедствия и катастрофы – непостоянные многонациональные силы, состоящие из гражданских и военных подразделений, которые могут быть развернуты в случае крупного стихийного бедствия или техногенной катастрофы в государстве-члене или стране-партнере НАТО. 

    Изначально ЕКЦРСБК принимал активное участие в координации гуманитарной помощи со стороны стран СЕАП, которые оказывали поддержку беженцам во время войны в Косово в конце 1990-х годов. С тех пор Центр реагировал на многие запросы о предоставлении помощи, главным образом от стран, пострадавших от стихийных бедствий, но также чтобы оказать помощь в ликвидации последствий радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) инцидентов, в том числе террористических актов (более подробную информацию см. на сайте ЕКЦРСБК).

    В январе 2004 года Североатлантический совет – главный политический руководящий орган НАТО – расширил мандат ЕКЦРСБК, чтобы Центр мог реагировать на запросы правительства Афганистана о предоставлении помощи в случае стихийных бедствий. Три года спустя, мандат был распространен на все регионы, где НАТО осуществляла военную деятельность. В 2009 году странам Средиземноморского диалога2 (СД) и странам Стамбульской инициативы о сотрудничестве3 (СИС) был предоставлен непосредственный доступ к Центру, затем, в декабре 2011 года, такой доступ был предоставлен партнерам во всем мире4.

    1. СЕАП является многосторонним форумом для диалога и консультаций между всеми союзниками и странами «Партнерства ради мира».
    2. Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис.
    3. Первоначально было предложено принять участие шести странам Совета сотрудничества государств Персидского залива. На настоящий момент присоединились четыре из них: Бахрейн, Катар, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Саудовская Аравия и Оман выразили заинтересованность в Инициативе. При этом, основанная на принципе инклюзивности, Инициатива открыта для участия всех заинтересованных стран региона Ближнего Востока в целом, разделяющих ее цели и содержание.
    4. Австралия, Афганистан, Ирак, Колумбия, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея и Япония.