Collective defence

  • Last updated 17-Nov-2014 16:47

The principle of collective defence is at the very heart of NATO’s founding treaty. It remains a unique and enduring principle that binds its members together, committing them to protect each other and setting a spirit of solidarity within the Alliance.


Highlights

  • Collective defence means that an attack against one Ally is considered as an attack against all Allies.
  • The principle of collective defence is enshrined in Article 5 of the Washington Treaty.
  • NATO invoked Article 5 for the first time in its history after the 9/11 terrorist attacks against the United States.
  • NATO has taken collective defence measures on several occasions, for instance in response to the situation in Syria and in the wake of the Ukraine crisis.
  • NATO has standing forces on active duty that contribute to the Alliance’s collective defence efforts on a permanent basis.

This principle is enshrined in Article 5 of the North Atlantic Treaty, which states that an attack on one Ally shall be considered an attack on all Allies.

NATO invoked Article 5 of the Washington Treaty for the first time in its history following the 9/11 terrorist attacks against the United States.

The principle of collective defence has also been raised in the context of Russia’s military aggression against Ukraine.  Russia’s actions have raised justified concerns among its neighbours, including those who are NATO members. That is why NATO Foreign Ministers, on 1 April, directed Allied military authorities to develop extra measures to strengthen collective defence.

  • Краеугольный камень Североатлантического союза

    Статья 5

    В 1949 году главной целью Североатлантического договора было заключение пакта о взаимопомощи с целью отражения угрозы в случае, если Советский Союз будет стремиться распространить свой контроль над Восточной Европой на другие районы континента.

    Каждая страна-участница согласилась с тем, что эта солидарность является сутью договора, а статья 5 о коллективной обороне стала таким образом важнейшей составляющей Североатлантического союза.

    Статья 5 гласит, что если одно государство-член НАТО становится жертвой вооруженного нападения, все остальные государства-члены Североатлантического союза будут считать этот акт насилия вооруженным нападением на все страны НАТО и предпримут действия, которые организация сочтет необходимыми, чтобы помочь стране НАТО, подвергшейся нападению.

    Статья 5

    «Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего поддержания безопасности Североатлантического региона.

    О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету Безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности».

    Дебаты о действиях «за пределами зоны ответственности»

    Эту статью дополняет статья 6, которая гласит:
    Статья

    «В целях Статьи 5 считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции², на оккупационные силы Договаривающихся сторон в Европе, на острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон, или на суда или летательные аппараты в этой зоне, принадлежащие какой-либо из Договаривающихся сторон».

    По мнению одного из составителей договора – Теодора Ачиллеса – ни у кого не было сомнений в том, что операции НАТО могут проводиться также южнее Тропика Рака³. Это подтвердили министры иностранных дел в мае 2002 года в Рейкьявике в контексте борьбы с терроризмом: «Для выполнения всего спектра своих задач НАТО должна быть способна предоставить войска (силы), которые могут оперативно выдвигаться в любую точку, куда бы ни потребовалось, обеспечивать свои действия в удаленных районах и в течение длительного времени, а также выполнять поставленные задачи». (Выдержка из коммюнике, принятого по итогам встречи в Рейкьявике.)

    Принцип оказания помощи

    Применяя Статью 5, страны НАТО могут оказывать содействие в любой форме, которую сочтут необходимой для реагирования на возникшую ситуацию. Это индивидуальное обязательство каждого государства-члена НАТО, и каждое государство-член отвечает за то, чтобы определить, что оно считает необходимым при подобных обстоятельствах.

    Союзники по НАТО сообща оказывают содействие; оно необязательно носит военный характер и зависит от материальных ресурсов каждой страны. Поэтому каждая страна самостоятельно решает, какой вклад ей внести. Каждая страна консультируется с другими государствами-членами, помня о конечной цели – «восстановление и поддержание безопасности Североатлантического региона».

    Когда в конце 40-х годов составлялась статья 5, сформировался консенсус о принципе взаимопомощи, но вместе с тем имелись существенные разногласия по вопросу о том, каким образом следует выполнять это обязательство. Европейские страны хотели заручиться автоматическим содействием США в случае, если одно из государств, подписавших договор, подвергнется нападению; США не хотели брать на себя подобное обязательство и добились того, чтобы это было отражено в формулировке статьи 5.

    1. Статья 6 была изменена Статьей 2 Протокола к Североатлантическому договору о присоединении к нему Греции и Турции.
    2. 16 января 1963 года Североатлантический совет изменил настоящий Договор своим решением C-R(63)2, пункт V, в связи с независимостью алжирских департаментов Франции.
    3. Документы о внешних сношениях Канады, том 15, глава IV.
  • Применение статьи 5

    Теракты 11 сентября

    11 сентября 2001 года США подверглись жестокому террористическому нападению. В Стратегической концепции Североатлантического союза, принятой в 1999 году, терроризм уже был определен как один из факторов риска, затрагивающих безопасность НАТО. В ответ на теракты 11 сентября Североатлантический союз вступил в активную борьбу с терроризмом, впервые начав проводить операции за пределами евроатлантического региона, и приступил к основательной трансформации своих потенциалов.

    Проявление солидарности

    Вечером 12 сентября 2001 года, меньше чем через сутки после нападений и впервые в истории НАТО государства-члены организации сослались на принцип, закрепленный в статье 5 Вашингтонского договора. Вслед за этим Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон проинформировал генерального секретаря ООН о решении, принятом Североатлантическим союзом.

    Североатлантический совет – главный политический орган принятия решений НАТО –пришел к соглашению о том, что если им будет установлено, что нападение на Соединенные Штаты было совершено извне, оно будет считаться действием, подпадающим под статью 5. Второго октября Совету был представлен доклад о результатах расследования по факту терактов 11 сентября, и Совет постановил, что эти теракты являются действием, подпадающим под статью 5 Вашингтонского договора.

    Применив статью 5, государства-члены НАТО проявили свою солидарность с Соединенными Штатами и осудили самым серьезным образом террористические нападения на США.

    Предпринятые действия

    После 11 сентября страны НАТО провели консультации, и Североатлантический совет принял решение о проведении коллективных действий. Соединенные Штаты также смогли действовать самостоятельно в соответствии со своими правами и обязанностями, предусмотренными Уставом ООН.

    4 октября, когда было установлено, что нападение было совершено извне, НАТО согласовала пакет из восьми мер, направленных на оказание поддержки Соединенным Штатам. По запросу США организация Североатлантического договора провела с середины октября 2001 по середину мая 2002 года первую в истории своего существования антитеррористическую операцию «Игл ассист», в рамках которой семь самолетов ДРЛО НАТО помогали патрулировать воздушное пространство США. В общей сложности 830 членов экипажа из 13 стран НАТО совершили более 360 вылетов. Впервые НАТО развернула свои военные силы и средства для проведения операции в рамках статьи 5.

    26 октября в ответ на теракты против США Североатлантический союз приступил к проведению второй операции по борьбе с терроризмом – операции «Эктив индевор» («Активные усилия»). Корабли, входящие в состав постоянного оперативного соединения ВМС НАТО, были направлены в восточный район Средиземного моря для патрулирования и мониторинга судоходства, с целью обнаружения и сдерживания террористической деятельности, включая контрабанду. В марте 2004 года район проведения операции был расширен на все Средиземное море.