Партнерские отношения: проецирование стабильности посредством сотрудничества

  • Last updated 08-Dec-2022 10:02

Страны НАТО стремятся вносить вклад в усилия международного сообщества по проецированию стабильности и укреплению безопасности за пределами территории Североатлантического союза. Одними из средств достижения этой цели являются сотрудничество и партнерские отношения. Североатлантический союз создал сеть партнерств со странами, не являющимися членами НАТО, в евроатлантическом регионе, Средиземноморье и в регионе Персидского залива, а также установил отношения с отдельными партнерами во всем мире. НАТО проводит диалог и практическое сотрудничество с этими странами по широкому кругу политических вопросов и вопросов, связанных с безопасностью. Партнерства НАТО выгодны для всех участвующих сторон и способствуют укреплению безопасности для всего международного сообщества.

An Austrian soldier on KFOR’s Explosive Ordnance Disposal (EOD) Team trains in identifying and neutralising explosive devices and weapons.

Австрийский военнослужащий из состава Группы по обезвреживанию взрывоопасных предметов СДК проходит подготовку по опознаванию и обезвреживанию взрывных устройств и оружия взрывного действия.

 

  • Партнеры являются частью многих основных направлений деятельности НАТО: от формирования политики до укрепления оборонного потенциала, развития оперативной совместимости и кризисного регулирования.
  • Программы НАТО также помогают странам-партнерам укреплять свои институты обороны и безопасности и вооруженные силы.
  • В рамках партнерских отношений с НАТО партнеры могут:
    • обмениваться идеями относительно областей, представляющих общий интерес или вызывающих общую озабоченность, посредством политических консультаций и совместного использования информации;
    • получать доступ к консультациям и поддержке в то время, когда они реформируют и укрепляют оборонные институты и потенциал;
    • участвовать в широкой программе учебно-образовательных и консультативных мероприятий (более 1200 мероприятий в год открыты для партнеров в рамках Перечня мероприятий партнерского сотрудничества);
    • готовиться совместно к будущим операциям и миссиям, участвуя в учениях и учебной подготовке;
    • делать вклад в текущие операции и миссии под руководством НАТО;
    • обмениваться опытом прошлых операций и разрабатывать политику на будущее;
    • сотрудничать со странами НАТО в области исследований и создания сил и средств.
  • В рамках партнерских отношений НАТО и партнеры также стремятся к достижению более широкого видения безопасности:
    • обеспечивая учет гендерных факторов в области безопасности и обороны;
    • противодействуя коррупции в секторе обороны;
    • активизируя усилия по контролю или уничтожению вооружений, боеприпасов и неразорвавшихся боеприпасов;
    • реализуя совместные научные проекты.
  • Партнерство изменяется на протяжении ряда лет, чтобы охватить больше стран, более гибкие инструменты и новые формы сотрудничества и консультаций.

Гибкая сеть партнерских отношений со странами, не входящими в НАТО

Диалог и сотрудничество с партнерами могут сделать конкретный вклад в укрепление международной безопасности, защиту ценностей, на которых основывается Североатлантический союз, проведение операций НАТО, а также в подготовку заинтересованных стран к членству в НАТО.

Как на региональном, так и на двустороннем уровнях НАТО развивает отношения, основанные на общих ценностях, взаимности, взаимной выгоде и уважении.

В евроатлантическом регионе 30 государств-членов НАТО поддерживают отношения с 20 странами-партнерами в рамках Совета евроатлантического партнерства и «Партнерства ради мира» – крупной программы двустороннего сотрудничества с отдельными партнерами в евроатлантическом регионе. Из числа этих стран НАТО создала особые структуры партнерства с Россией1, Украиной и Грузией.

НАТО развивает партнерские отношения с семью странами на юге Средиземноморского региона в рамках Средиземноморского диалога, а также с четырьмя странами Персидского залива в рамках Стамбульской инициативы о сотрудничестве.

НАТО также сотрудничает с рядом стран, которые не входят в эти структуры партнерства. Эти страны называются «партнеры во всем мире» и включают Австралию, Афганистан1, Ирак, Колумбию, Монголию, Новую Зеландию, Пакистан, Республику Корею и Японию.

НАТО создала гибкие средства сотрудничества с партнерами в различных регионах. НАТО может работать с группами партнеров в так называемом формате «30+n», в котором партнеры выбираются на основе общих интересов или тем. На встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году НАТО представила вариант предоставления некоторым партнерам «расширенных возможностей» для построения более глубоких, более специализированных двусторонних отношений с НАТО. В то же время руководители стран НАТО создали Платформу оперативной совместимости – постоянный формат для сотрудничества с партнерами по вопросам оперативной совместимости, необходимой для кризисного регулирования и операций в будущем.

  1. Партнерские отношения с Афганистаном и Россией в настоящее время приостановлены в соответствии с решениями Североатлантического совета, связанными с обстановкой в сфере безопасности.

Основные цели партнерств НАТО

В соответствии с политикой партнерства НАТО партнерские отношения Североатлантического союза имеют следующие стратегические цели:

  • укрепление мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе и в мире в целом;
  • содействие региональной безопасности и сотрудничеству;
  • продвижение взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая международные усилия по противодействию новым вызовам безопасности;
  • подготовка заинтересованных и соответствующих критериям стран к членству в НАТО;
  • поощрение демократических ценностей и институциональных реформ, особенно в секторе обороны и безопасности;
  • усиление поддержки операций и миссий, проводимых под руководством НАТО;
  • повышение осведомленности о событиях в сфере безопасности, в том числе посредством раннего предупреждения в целях предотвращения кризисов;
  • укрепление доверия и достижение более полного взаимопонимания, в том числе относительно роли и деятельности НАТО, в частности путем активизации усилий общественной дипломатии.

При этом, каждый партнер определяет – совместно с НАТО – темпы, масштабы, интенсивность и направление своего партнерства с НАТО, а также свои индивидуальные цели. Это часто отражается в документе, определяющем цели взаимоотношений, который подлежит регулярному пересмотру. Однако многие мероприятия в рамках партнерских отношений НАТО охватывают одновременно более одного партнера.

Партнерские отношения на практике: как НАТО работает с партнерами

На практике для реализации целей партнерства НАТО использует самые различные средства. В широком плане НАТО открывает частично свои процессы, процедуры и структуры для участия, позволяя партнерам делать в их рамках конкретный вклад. В некоторых случаях создаются специальные программы для оказания содействия партнерам и взаимодействия с ними в контексте их конкретных потребностей. Ключевые области сотрудничества изложены ниже.

Консультации имеют ключевое значение для работы НАТО как союзной организации и играют центральную роль для партнерств. Политические консультации могут помочь в понимании ситуации в области безопасности, включая региональные вопросы, и в формировании общих подходов к предотвращению кризисов или решению проблем безопасности. Многочисленные комитеты и органы НАТО часто проводят заседания совместно с партнерами в целях определения форм сотрудничества в конкретных областях. Страны НАТО ежедневно встречаются с партнерами (индивидуально или в группах), чтобы обсудить широкий круг вопросов на различных уровнях.

Оперативная совместимость – способность проводить совместные операции с использованием согласованных стандартов, доктрин, процедур и оборудования. Она имеет важнейшее значение для деятельности организации, в которую входят многочисленные страны с национальными силами обороны, и не менее важное значение для совместной работы с партнерами, которые желают делать вклад в поддержку достижения Североатлантическим союзом его тактических, оперативных и стратегических целей. Значительная часть повседневного сотрудничества в НАТО – в том числе и с партнерами – сосредоточена на достижении такой оперативной совместимости. В 2014 году, признавая важность поддержания оперативной совместимости с партнерами для кризисного регулирования в будущем, НАТО создала Инициативу по оперативной совместимости с партнерами, которая в частности запустила механизмы для активизации сотрудничества со странами, которые желают поддерживать более глубокую оперативную совместимость с НАТО.

Партнеры делают вклад в операции и миссии под руководством НАТО, посредством поддержания мира, проводя учебную подготовку сил безопасности на Западных Балканах и в Афганистане, или осуществляя мониторинг морской деятельности в Средиземном море или у побережья Африканского Рога. Партнерам, как участникам этих миссий, предлагается вместе со странами НАТО участвовать в формировании политики и решений, которые оказывают влияние на эти миссии. Был создан ряд инструментов для оказания содействия партнерам в укреплении их способности участвовать в операциях под руководством НАТО и быть оперативно совместимыми с вооруженными силами государств-членов НАТО.

В течение многих лет НАТО сотрудничает с партнерами в таких областях, как военная реформа, создание институтов и укрепление потенциала. В рамках своей работы по проецированию стабильности страны НАТО согласились с тем, что долговременная и прочная стабильность связана с улучшением управления сектором обороны и безопасности и связанными с ним институтами. Жизнеспособные, эффективные и устойчивые оборонные институты имеют решающее значение для долгосрочного успеха усилий, направленных на укрепление потенциала партнеров. В 2004 году государства-члены и страны-партнеры НАТО приняли План действий партнерства по строительству оборонных институтов, установивший контрольные показатели для оборонных институтов. В контексте НАТО такая работа может варьироваться от установления стратегических целей и проведения совместных обзоров до оказания экспертной помощи и содействия, а также до целевой учебно-образовательной подготовки. Консультации по вопросам обороны и реформ предоставляются в рамках двусторонних программ партнерского сотрудничества, а также в рамках экспертных консультативных программ, ориентированных на конкретные аспекты строительства оборонных институтов, таких как Программа углубления военного образования или Инициатива об укреплении этических основ. В 2014 году на встрече в верхах в Уэльсе НАТО приняла Инициативу об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности (подробнее см. ниже). Эта инициатива основана на многолетнем опыте и экспертных знаниях НАТО в области предоставления поддержки, консультаций, содействия, учебной подготовки и инструктажа странам, которым необходима поддержка Североатлантического союза в укреплении потенциала, и позволяет разрабатывать целевые индивидуальные пакеты мер по поддержке в укреплении оборонного потенциала по просьбе стран и с одобрения Североатлантического союза.

НАТО также взаимодействует с партнерами по широкому кругу других областей, в которых она накопила опыт и разработала программы. Среди этих областей:

  • борьба с терроризмом;
  • борьба с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • новые вызовы безопасности, такие как вызовы, связанные с киберзащитой, энергетической безопасностью и безопасностью на море, включая борьбу с пиратством;
  • гражданское чрезвычайное планирование.

К большей гибкости: преобразования в партнерствах НАТО

Партнерские отношения НАТО начались в 1990 году, когда на встрече в верхах в Лондоне НАТО приняла обязательство «протянуть… руку дружбы» своим бывшим противникам по «холодной войне». Вскоре это привело к созданию таких структур сотрудничества, как Совет североатлантического сотрудничества в 1991 году. В январе 1994 года была начата программа «Партнерство ради мира» – первая официальная программа партнерств НАТО, в центре внимания которой были соседи НАТО в Европе и бывшие страны Советского Союза. В тот же год страны НАТО учредили Средиземноморский диалог для своих соседей в Средиземноморье. В 2004 году страны НАТО создали Стамбульскую инициативу о сотрудничестве для стран Персидского залива, и в течение ряда лет посредством сотрудничества в миссиях и операциях НАТО, Североатлантический союз выстроил отношения с партнерами во всем мире.

Отражая существенные преобразования в политике партнерства НАТО, в соответствии со Стратегической концепцией, принятой в 2010 году, на встрече в верхах в Лиссабоне в 2010 году были предприняты целенаправленные усилия по реформированию политики партнерств НАТО, чтобы сделать диалог и сотрудничество более всеохватными, гибкими, содержательными и стратегически ориентированными. В результате была разработана политика партнерства, которая была одобрена министрами иностранных дел стран НАТО на их встрече в апреле 2011 года в Берлине.

Эта политика была направлена на укрепление существующих партнерств путем усиления механизмов консультаций и содействия сотрудничеству, более основанному на содержании. Кроме того, эта политика определила набор механизмов и мероприятий для сотрудничества с партнерами.

В соответствии со Стратегической концепцией 2010 года НАТО предложила своим партнерам «дополнительные возможности политического взаимодействия с Североатлантическим союзом и существенную роль в формировании стратегии и решений в отношении операций под руководством НАТО, в которые они вносят свой вклад». Военно-политические рамки, которые регулируют то, каким образом НАТО привлекает партнеров к политическим консультациям и процессу принятия решений для операций и миссий, в которые они вносят свой вклад, были обновлены, тем самым предоставив вносящим вклад партнерам полномочия формировать решения, но не такие же полномочия принимать решения, какие имеют государства-члены.

Принятые в Берлине политические решения предоставили возможность для ведения новых форм политического диалога с партнерами, в том числе посредством более гибких форматов «30+n» (тематических или ориентированных на конкретные события), и используются, на индивидуальной основе, для активизации консультаций по вопросам безопасности, вызывающим общую озабоченность, и сотрудничества в приоритетных областях политики, таких как борьба с пиратством, борьба с незаконным оборотом наркотиков в Афганистане и киберзащита. Кроме того, принятая в 2011 году политика дала возможность развития более глубоких отношений с партнерами во всем мире, а также с ключевыми глобальными субъектами и другими новыми сторонами по всему миру, которые разделяют заинтересованность стран НАТО в мирных международных отношениях, но не имеют индивидуальных программ сотрудничества с НАТО. С тех пор ряд партнеров во всем мире присоединились к партнерскому сообществу НАТО; совсем недавно, в 2017 году, партнером стала Колумбия.

На встрече в верхах в Уэльсе в сентябре 2014 года руководители стран НАТО одобрили две важные инициативы для укрепления приверженности Североатлантического союза основной задаче – безопасности на основе сотрудничества: Инициативу по оперативной совместимости с партнерами и Инициативу об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности. Первая инициатива была разработана в целях усиления способности НАТО обеспечивать безопасность с партнерами в будущем посредством оперативной совместимости; а вторая в большей степени ориентирована на оказание помощи странам, по их просьбе, в обеспечении их собственной безопасности путем укрепления их оборонного потенциала и связанных с ним институтов и потенциала в области безопасности.

Инициатива по оперативной совместимости с партнерами предусматривает меры, призванные обеспечить сохранение и дальнейшее углубление связей, налаженных между силами стран НАТО и стран-партнеров во время проводимых в течение многих лет операций, с тем чтобы партнеры могли вносить вклад в будущие операции под руководством НАТО и, при необходимости, в Силы реагирования НАТО. В рамках Инициативы по оперативной совместимости с партнерами был внедрен ряд нововведений, в том числе возможность предоставления конкретным партнерам расширенных возможностей для более глубокого сотрудничества. Шесть партнеров (Австралия, Грузия, Иордания, Украина, Финляндия и Швеция) имеют в настоящее время доступ к этому расширенному сотрудничеству, которое включает облегчение процесса участия этих стран в учениях и обеспечивает проведение регулярных консультаций по вопросам безопасности.

Еще одно нововведение касается создания Платформы оперативной совместимости, постоянного форума для встреч с отдельными партнерами, которые делают вклад в операции НАТО или делают конкретные шаги по углублению своей оперативной совместимости с НАТО. В этом формате страны НАТО и партнеры обсуждают проекты и вопросы, которые оказывают влияние на оперативную совместимость в таких областях, как образование, учебная подготовка, учения, оценка, создание потенциала, системы командования и управления и тыловое обеспечение.

Инициатива об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности основана на многолетнем опыте и экспертных знаниях НАТО в области предоставления поддержки, консультаций, содействия, учебной подготовки и инструктажа странам, которым необходима поддержка Североатлантического союза в укреплении потенциала. Цель инициативы – укрепление приверженности НАТО странам-партнерам и оказание помощи Североатлантическому союзу в проецировании стабильности без развертывания крупных боевых сил в рамках общего вклада НАТО в международную безопасность, стабильность и предотвращение конфликтов. Программа распространяется на страны по их просьбе и с одобрения Североатлантического союза. Страны НАТО предложили пакеты мер по укреплению оборонного потенциала Грузии, Иордании, Ираку, Республике Молдова и Тунису в соответствии с их просьбами.

На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году государства-члены подчеркнули, что стремятся внести больший вклад в усилия международного сообщества по проецированию стабильности и укреплению безопасности за пределами территории НАТО.

На встрече в верхах в Брюсселе в 2018 году государства-члены обязались продолжить укрепление роли НАТО в этой связи, помогая партнерам, по их запросу, в создании более сильных оборонных учреждений, улучшении надлежащего управления, повышении их устойчивости, обеспечении своей безопасности и более действенном участии в борьбе с терроризмом. Вклад в безопасность партнеров способствует укреплению безопасности Североатлантического союза в целом, и партнерские отношения продолжают быть принципиально важными для функционирования НАТО в деле преодоления вызовов безопасности.

На встрече в верхах в Мадриде в июне 2022 года НАТО приняла новую Стратегическую концепцию, в которой «безопасность на основе сотрудничества» по-прежнему является одной из трех составляющих НАТО. Эта составляющая отражает тот факт, что евроатлантическая безопасность лучше всего обеспечивается через обширную сеть партнерств со странами и организациями во всем мире. Как указано в Стратегической концепции 2022 года, «политический диалог и практическое сотрудничество с партнерами, основанные на взаимном уважении и взаимной выгоде, способствуют стабильности за пределами наших границ, укрепляют нашу безопасность на нашей территории и поддерживают основные задачи НАТО. Партнерские отношения имеют решающее значение для защиты всеобщего достояния, повышения нашей устойчивости и поддержания основанного на правилах международного порядка».