Североатлантический совет

  • Last updated 13 Sep. 2022 10:51

Североатлантический совет (САС) – главный политический руководящий орган НАТО. Он контролирует военно-политический процесс, связанный с вопросами безопасности, затрагивающими Североатлантический союз в целом. Он объединяет в своем составе представителей каждого государства-члена для обсуждения вопросов политики или оперативных вопросов, требующих совместного решения, является форумом для проведения широких консультаций между государствами-членами НАТО по всем вопросам, касающимся мира и безопасности этих государств.

First meeting of the North Atlantic Council since Sweden became an official member of NATO.

 

  • Североатлантический совет (Совет или САС) – главный политический руководящий орган НАТО, он также является последней инстанцией, возглавляющей сеть комитетов.
  • Обсуждения и решения САС охватывают все аспекты деятельности организации и часто опираются на отчеты и рекомендации, подготовленные по запросу Совета подчиняющимися ему комитетами.
  • Группа ядерного планирования имеет полномочия, сопоставимые с полномочиями САС, но только по вопросам, относящимся к ее компетенции, т.е. ядерная политика, процедуры планирования и консультаций.
  • Политика, выработанная САС, является выражением коллективной воли всех государств-членов Североатлантического союза, поскольку решения принимаются единогласно при наличии всеобщего согласия.
  • Генеральный секретарь является председателем САС, и статус и правомерность решений Совета одинакова, независимо от уровня проведения заседания.
  • Это единственный орган, который был учрежден в соответствии с Североатлантическим договором (статья 9) в 1949 году, и единственный орган, уполномоченный создавать вспомогательные органы.

  • Реальные политические полномочия и право принимать решения

    САС обладает реальными политическими полномочиями и правом принимать решения. Это единственный орган, учрежденный в соответствии с Североатлантическим договором (статья 9):

    «Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5».

    Помимо того, что он является единственным органом, уполномоченным создавать «вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость», он также является последней инстанцией, возглавляющей широкую и сложную сеть комитетов и рабочих групп. Его часто называют Советом.

    САС – главный политический руководящий орган, который также контролирует военно-политический процесс, связанный с вопросами безопасности, затрагивающими Североатлантический союз в целом.

    На своих заседаниях Совет обсуждает и принимает решения по вопросам, которые охватывают все аспекты деятельности организации и часто опираются на отчеты и рекомендации, подготовленные по запросу Совета подчиняющимися ему комитетами. Вместе с тем, Генеральный секретарь или представитель любого государства-члена могут выносить темы на обсуждение САС, в частности в соответствии со статьей 4 Вашингтонского договора:

    «Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой».

    Решения утверждаются единогласно при наличии всеобщего согласия. Голосование не проводится, и решения не могут быть приняты большинством. Это означает, что политика, выработанная САС, пользуется поддержкой всех суверенных государств-членов НАТО, выражает их коллективную волю и принята всеми государствами-членами. Все члены обладают равным правом высказывать свое мнение и участвовать в консенсусе, на основании которого принимаются решения.

  • Различные уровни представительства

    Представители всех государств-членов НАТО имеют место за столом переговоров САС. Заседания Совета могут проводиться на уровне постоянных представителей (или послов), на уровне министров иностранных дел и министров обороны, а также на уровне глав государств и правительств.

    Статус и правомерность решений САС одинакова, независимо от уровня проведения заседания.

    Генеральный секретарь является председателем САС. В его отсутствие функции председательствующего на заседаниях выполняет заместитель Генерального секретаря. Посол, который пребывает на своем посту в течение самого длительного срока, получает звание дуайена Совета. Функция дуайена является, главным образом, церемониальной, но дуайен может быть призван играть и более конкретную руководящую роль, например, созывать заседания и выступать в качестве председательствующего при проведении обсуждений во время избрания нового Генерального секретаря. На заседаниях на уровне министров иностранных дел министр одной из стран выполняет функции почетного председателя. Ежегодно государства-члены сменяют друг друга на этой должности в английском алфавитном порядке.

    Послы сидят за круглым столом в порядке подданства, следуя английскому алфавитному порядку. Та же процедура применяется во всей структуре комитетов НАТО.

  • Порядок работы

    Заседания Североатлантического совета проводятся как минимум один раз в неделю, а нередко еще чаще, на уровне постоянных представителей; два раза в год проводятся заседания на уровне министров иностранных дел, три раза в год – на уровне министров обороны и периодически на высшем уровне, с участием премьер-министров и глав государств и правительств. При этом частота проведения заседаний может меняться в зависимости от потребности организации в обсуждении международной обстановки и событий.

    Постоянные представители действуют в соответствии с инструкциями, полученными из столиц государств: они информируют присутствующих за столом переговоров коллег о взглядах и политических решениях, принятых правительством страны, и разъясняют эти взгляды и решения. Вместе с тем, они доводят до сведения своего руководства взгляды и позиции, которых придерживаются правительства других стран, информируют руководство о развитии ситуации и держат его в курсе того, как вырабатывается консенсус по важным вопросам или направлениям, по которым позиции государств расходятся.

    Каждая страна, представленная за столом Совета или в подчиняющихся ему комитетах, сохраняет полную суверенность и ответственность за свои собственные решения.

    Подготовка работы Совета

    Работу Совета готовят подчиняющиеся ему комитеты, которые отвечают за конкретные направления политики. Большая часть работы проделывается Комитетом заместителей, в состав которого входят заместители постоянных представителей от каждой страны.

    Совет выполняет важную общественную функцию, им обнародуются заявления и коммюнике, в которых разъясняются политика и решения Североатлантического союза. Обычно эти документы публикуются по итогам министерских совещаний или встреч на высшем уровне. В обязанности Комитета заместителей входит подготовка этих документов, поэтому комитет проводит заседания перед министерскими совещаниями и составляет тексты документов, которые затем утверждаются Советом. Рабочая группа по ядерному планированию играет аналогичную роль, действуя от имени Группы ядерного планирования.

    Комитет по политике и Комитет по партнерствам и коллективной безопасности могут заниматься другими аспектами политической работы. В зависимости от обсуждаемого вопроса, соответствующий главный комитет, отвечающий за данный вопрос, берет на себя руководящую роль в подготовке заседаний Совета и проведении дальнейшей работы по внедрению принятых Советом решений.

    Когда проводятся заседания Совета на уровне министров обороны или рассматриваются вопросы обороны и оборонной стратегии, к работе могут привлекаться в качестве основных консультационных органов такие главные комитеты, как Комитет оборонной политики и планирования. Если на повестке дня Совета стоят финансовые вопросы, ответственность за подготовку соответствующих аспектов работы Совета может возлагаться на Совет по политике и планированию ресурсов.

    Поддержка работы Совета

    Непосредственную поддержку работе Совета оказывает секретарь Совета, который следит за тем, чтобы выполнялись мандаты Совета, чтобы принимаемые им решения заносились в протокол и доводились до сведения. Небольшой секретариат Совета занимается бюрократическими и организационными аспектами работы САС, тогда как соответствующие управления Международного секретариата обеспечивают работу комитетов, подчиняющихся САС.

    В сущности, весь Международный секретариат штаб-квартиры НАТО оказывает прямую или косвенную поддержку работе Совета и помогает обеспечивать выполнение его решений.