Отношения с Украиной

  • Last updated 25 Oct. 2023 13:23

Безопасность Украины имеет большое значение для НАТО и ее государств-членов. Североатлантический союз полностью поддерживает право Украины на самооборону и выбор механизмов обеспечения собственной безопасности. Будущее Украины - в НАТО. Отношения между НАТО и Украиной берут свое начало в 1990-е годы, и с тех пор они стали одним из самых существенных партнерств НАТО. С 2014 года, после незаконной аннексии Россией Крыма, активизировалось сотрудничество в важных областях. После полномасштабного вторжения России в 2022 году НАТО и государства-члены оказывают поддержку на беспрецедентном уровне.

Joint press conference with NATO Secretary General Jens Stoltenberg and the President of Ukraine, Volodymyr Zelenskyy

 

Развитие отношений между НАТО и Украиной

  • Диалог и сотрудничество начались, когда получившая независимость Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (1991 год) и программе «Партнерство ради мира» (1994 год).
  • Укреплению отношений способствовало подписание в 1997 году Хартии об особом партнерстве, а в 2009 году - Декларации о дополнении Хартии, которая подтвердила решение лидеров стран НАТО, принятое на встрече в верхах в Бухаресте в 2008 году, о том, что Украина будет членом НАТО.
  • Хартией 1997 года была учреждена Комиссия НАТО–Украина - руководящий орган, который отвечал за развитие отношений между НАТО и Украиной и управление деятельностью по сотрудничеству. В 2023 году Комиссия была заменена Советом НАТО-Украина, в котором страны НАТО и Украина заседают как равные члены. Это изменение свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины с НАТО.
  • С течением времени сотрудничество углубилось и носит взаимовыгодный характер. Украина располагает большим опытом активного участия в операциях и миссиях под руководством НАТО.

Политическая и практическая поддержка Украины

  • НАТО самым решительным образом осуждает агрессивную войну России против Украины. Эта агрессия серьезно подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и является грубым нарушением международного права. Страны НАТО, согласуясь с соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, требуют, чтобы Россия немедленно прекратила использование силы против Украины, а также полностью и безоговорочно вывела все свои силы из Украины.
  • Государства-члены НАТО не признают и никогда не признáют незаконные и противоправные аннексии России, в том числе Крыма. После того, как Россия незаконно аннексировала Крым и начала агрессивные действия на востоке Украины в 2014 году, НАТО усилила поддержку в области создания сил и средств и наращивания потенциала в Украине, наряду с обучением десятков тысяч украинских военнослужащих странами НАТО.
  • После встречи НАТО в верхах в Варшаве в июле 2016 года оказываемая Украине практическая поддержка была изложена во Всеобъемлющем пакете помощи (ВПП) для Украины. На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году государства-члены договорились расширить ВПП и оказать еще большую поддержку Украине. На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году союзники договорились о дальнейшем преобразовании ВПП в многолетнюю программу помощи с целью содействия восстановлению украинского сектора безопасности и обороны и перехода Украины к полной оперативной совместимости с НАТО.
  • НАТО неизменно солидарна с правительством и народом Украины в героической защите своей страны, своей земли и наших общих ценностей. Североатлантический союз полностью поддерживает неотъемлемое право Украины на самооборону, закрепленное в статье 51 Устава ООН. Страны НАТО будут продолжать поддерживать Украину столько времени, сколько потребуется.

Стремление Украины к членству в НАТО

  • В ответ на стремление Украины к членству в НАТО государства-члены договорились на встрече в верхах в Бухаресте в 2008 году о том, что Украина станет членом НАТО. Они также договорились в том, что следующим шагом Украины на пути к членству станет План действий по подготовке к членству (ПДПЧ) - программа политических, экономических, оборонных, ресурсных, правовых реформ, а также реформ в секторе безопасности НАТО для стран-кандидатов. В 2009 году в качестве ключевого инструмента продвижения евроатлантической интеграции и соответствующих реформ в Украине была введена Годовая национальная программа.
  • С 2010 по 2014 год Украина проводила политику неприсоединения, которую прекратила в ответ на агрессию России. В июне 2017 года парламент Украины принял закон, восстанавливающий курс страны на членство в НАТО в качестве стратегической цели внешней политики и политики безопасности. В 2019 году вступила в силу соответствующая поправка к Конституции Украины.
  • В сентябре 2020 года президент Владимир Зеленский утвердил новую Стратегию национальной безопасности Украины, которая предусматривает развитие особого партнерства с НАТО с целью членства в НАТО. В сентябре 2022 года, после незаконной попытки со стороны России аннексировать украинскую территорию, Украина вновь обратилась с запросом о вступлении в НАТО.
  • На встрече в верхах в 2023 году в Вильнюсе государства-члены вновь подтвердили свою приверженность тому, что Украина станет членом НАТО. Признавая возросшую оперативную совместимость Украины и существенный прогресс в проведении реформ, они решили, что путь Украины к полной евроатлантической интеграции вышел за рамки необходимости в Плане действий по подготовке к членству. Союзники продолжат поддерживать и проводить обзор прогресса Украины в обеспечении оперативной совместимости, а также дополнительные демократические реформы и реформы сектора безопасности, которые необходимы на пути к будущему членству. Министры иностранных дел НАТО будут регулярно оценивать прогресс в рамках адаптированной Ежегодной национальной программы. НАТО будет в состоянии направить Украине приглашение о вступлении в Североатлантический союз, когда союзники придут к согласию, и когда будут соблюдены условия.

 

 

Ответ на войну России против Украины

НАТО самым решительным образом осуждает незаконную, неоправданную и неспровоцированную агрессивную войну России против Украины, которая серьезно подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и стабильность и является вопиющим нарушением международного права. Страны НАТО, согласуясь с соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), требуют, чтобы Россия немедленно остановила войну, прекратила использование силы против Украины и полностью и безоговорочно вывела все свои силы из Украины.

Кроме того, страны НАТО призывают Россию полностью соблюдать международное гуманитарное право и предоставить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ, и помощь всем нуждающимся. Военные и другие жестокие преступления России, такие как нападения против гражданского населения и разрушение гражданской инфраструктуры, лишающие миллионы украинцев доступа к базовым услугам, не могут остаться безнаказанными. Все лица, ответственные за ущемление и нарушения прав человека и международного гуманитарного права, особенно в отношении гражданского населения Украины, включая насильственную депортацию детей и связанное с конфликтом сексуальное насилие, должны быть привлечены к ответственности.

Война России также оказала глубокое воздействие на окружающую среду, ядерную безопасность, энергетическую и продовольственную безопасность, глобальную экономику и благополучие миллиардов людей во всем мире. Страны-члены НАТО и Украина решительно осуждают решение России выйти из черноморской зерновой сделки и ее преднамеренные попытки остановить экспорт украинских сельскохозяйственных товаров, от которого зависят сотни миллионов людей во всем мире. Члены НАТО работают над возобновлением действия зерновой сделки и продолжением экспорта украинского зерна морским и наземным путем, в том числе в сотрудничестве с Евросоюзом и Организацией Объединённых наций.

После того, как Россия незаконно аннексировала Крым и начала агрессивные действия на востоке Украины в 2014 году, НАТО заняла твердую позицию, которая состоит в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках ее международно признанных границ, включая ее территориальные воды. Страны НАТО решительно осуждают и не будут признавать незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, а также осуждают его временную оккупацию.

Члены НАТО также осудили продолжающуюся с 2014 года агрессию и дестабилизирующую деятельность России на востоке Украины и в регионе Черного моря. НАТО увеличила свое присутствие на Черном море и активизировала морское сотрудничество с Украиной и Грузией.

НАТО также осуждает предпринятую Россией в сентябре 2022 года незаконную попытку аннексировать четыре области Украины – Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую, – которая является крупнейшей попыткой захвата территории в Европе со времен Второй мировой войны. Псевдореферендумы в этих областях были организованы Москвой и навязаны Украине. Они не имеют никакой легитимности, и НАТО не признáет их. Это земли Украины, и они всегда будут принадлежать Украине. Генеральная Ассамблея ООН, подавляющим большинством голосов осудившая российскую попытку аннексий, направила четкий и мощный сигнал о том, что Россия находится в изоляции, и что мир - на стороне Украины, в защиту основанного на правилах международного порядка.

В результате незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма страны НАТО в 2014 году приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставив при этом открытыми политические и военные каналы связи. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО наложили тяжелые санкции на Россию, чтобы помочь лишить военную машину Кремля ресурсов. Страны НАТО продолжают совершенствовать санкции, чтобы усилить давление на Москву. Эти усилия затруднят России восстановление ее танков, производство ракет и финансирование своей войны.

С 2014 года проводились регулярные консультации в рамках Комиссии НАТО–Украина (КНУ) в условиях непосредственных угроз для территориальной целостности, политической независимости и безопасности Украины. Комиссия проводила чрезвычайные заседания в связи с российской агрессией в Крыму и на востоке Украины в 2014 году, с неоправданным применением Россией военной силы против украинских кораблей вблизи Керченского пролива в ноябре 2018 года и угрожающим наращиванием Россией военной мощи в апреле 2021 года. Другие чрезвычайные заседания Комиссии прошли в штаб-квартире НАТО в январе и феврале 2022 года, в центре их внимания были наращивание Россией военной мощи и неспровоцированное вторжение в Украину На протяжении всей войны НАТО, и Украина проводят в рамках Комиссии консультации по обстановке в области безопасности и поддержке, которую государства-члены оказывают Украине. В июле 2023 года недавно созданный на встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году Совет НАТО-Украина, провел заседание в рамках механизма консультаций в условиях кризиса в связи с российской эскалацией напряженности в Черноморском регионе.

НАТО неизменно солидарна с правительством и народом Украины в героической защите своей страны, своей земли и наших общих ценностей. Североатлантический союз полностью поддерживает право Украины на самооборону закрепленное в статье 51 Устава ООН. Мы остаемся непоколебимыми в нашем обязательстве далее наращивать политическую и практическую поддержку Украины, которая продолжает защищать свою независимость, суверенитет и территориальную целостность в пределах международно признанных границ. НАТО будет продолжать поддерживать Украину столько, сколько потребуется.

 

Практическая поддержка Украины - Всеобъемлющий пакет помощи

Наряду с политической поддержкой НАТО значительно активизировала практическую помощь Украине. Непосредственно после незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в 2014 году министры иностранных дел стран НАТО договорились о мерах, призванных повысить способность Украины обеспечивать собственную безопасность. Кроме того, они приняли решение и дальше усиливать практическую поддержку Украины на основе значительного укрепления существующих программ сотрудничества, а также развития существенных новых программ.

На встрече НАТО в верхах 2016 года в Варшаве меры НАТО в поддержку Украины стали частью Всеобъемлющего пакета помощи (ВПП), который призван поддержать способность Украины обеспечивать собственную безопасность и осуществлять широкомасштабные реформы на основе стандартов НАТО, евроатлантических принципов и передовой практики.

В рамках ВПП НАТО на протяжении многих лет помогает Украине преобразовать сектор безопасности и обороны, предоставляя консультации стратегического уровня через Представительство НАТО в Украине и практическую поддержку посредством ряда программ и инициатив по наращиванию потенциала. При помощи этих программ и адресных консультаций НАТО значительно укрепила потенциал и устойчивость сектора безопасности и обороны Украины, а также ее способность противостоять гибридным угрозам. НАТО и государства-члены также оказали широкую поддержку развитию сил и средств, в том числе посредством обучения и подготовки, а также предоставления оборудования.

В дополнение к ВПП с 2014 года было создано несколько целевых фондов. Эти целевые фонды предоставляют ресурсы для поддержки развития сил и средств и устойчивого наращивания потенциала в ключевых областях. Активные проекты целевых фондов сосредоточены на следующих областях:

  • Командование, управление, связь и информатика (C4), оказывающий содействие Украине в реорганизации и модернизации ее структур и возможностей в области С4;
  • Медицинская реабилитация, направлен на оказание поддержки Украине в укреплении ее системы медицинской реабилитации, чтобы обеспечить предоставление долгосрочных устойчивых услуг пациентам, в том числе украинским военнослужащим – мужчинам и женщинам, – находящимся на действительной службе или уволенным в запас, и гражданскому персоналу сектора обороны и безопасности; и
  • Программа профессионального развития, которая помогает развивать способности гражданских лиц, работающих в учреждениях обороны и безопасности Украины.

Завершенные целевые фонды также оказали Украине поддержку в таких областях, как переподготовка бывших военнослужащих по гражданским специальностям; обезвреживание взрывоопасных предметов (ВОП) и борьба с самодельными взрывными устройствами (СВУ); уничтожение стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ), обычных боеприпасов и противопехотных мин; обеспечение безопасного хранения боеприпасов; безопасное удаление радиоактивных отходов и восстановление земель; киберзащита; логистика и стандартизация.

Расширение Всеобъемлющего пакета помощи

На встрече в верхах НАТО в Мадриде в 2022 году союзники договорились расширить ВПП и оказать еще большую поддержку Украине. Расширенный ВПП включает инициативы по предоставлению Украине немедленной, краткосрочной, нелетальной военной помощи, а также структуры для увеличения долгосрочной поддержки со стороны НАТО. После встречи в верхах в Мадриде союзники и партнеры выделили более 500 млн. евро на финансирование ВПП.

Нелетальная помощь, основанная на неотложных потребностях Украины

С февраля 2022 года в рамках Целевого фонда ВПП Украины НАТО осуществляет проекты по оказанию поддержки в различных областях, включая:

  • боевые пайки;
  • топливные материалы (включая авиационное топливо);
  • армейские ботинки;
  • предметы медицинского назначения (включая аптечки первой помощи и фармацевтические препараты);
  • оборудование для военной учебно-образовательной подготовки;
  • приборы для обнаружения и средства защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ;
  • оборудование для борьбы с беспилотниками и
  • усовершенствованную спутниковую связь.

Дополнительные проекты находятся на различных стадиях разработки и реализации, в том числе:

  • дальнейшая поддержка Украины в области С4 (командование, управление, связь и информатика);
  • амфибийные переправочные средства и паромные системы;
  • укрытия и генераторы;
  • передвижные душевые,
  • передвижные прачечные,
  • оборудование для кухонь.
  • машины скорой помощи и пожарные машины;
  • топливозаправщики и баки для перекачки топлива;
  • автоцистерны,
  • покрышки;
  • аккумуляторы; и
  • зимняя одежда.

Параллельно с предоставлением нелетальной помощи союзники по НАТО значительно активизировали двустороннюю поддержку и предоставление оружия, оборудования и обучения, помогая Украине отстаивать свое право на самооборону, закрепленное в Уставе ООН. Кроме того, страны НАТО оказывают существенную финансовую и гуманитарную помощь, в том числе принимая миллионы беженцев в странах во всем Североатлантическом союзе. Страны НАТО договорились активизировать и обеспечивать свою поддержку до тех пор, пока это необходимо, чтобы Украина одержала верх. 

Более долгосрочная поддержка Украины

На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году союзники договорились о дальнейшем преобразовании ВПП в многолетнюю программу помощи Украине на основе устойчивого и прогнозируемого финансирования. Предоставляемая помощь поможет в восстановлении украинского сектора безопасности и обороны и в переходе Украины к полной оперативной совместимости с НАТО, в том числе от стандартов, обучения и доктрин НАТО к стандартам, обучению и доктрин НАТО. Союзники также будут оказывать Украине помощь в преодолении физических и социальных последствий войны, включая поддержку в разминировании и скоординированную медицинскую помощь. НАТО и Украина также будут совместно работать над уроками, извлеченными из войны. 

 

Представительство НАТО в Украине

Поддержка сотрудничества на местах осуществляется Представительством НАТО в Украине, которое было создано в сентябре 2015 года, для руководства двумя уже существовавшими офисами. В него входят Центр информации и документации НАТО (ЦИДН) и Бюро по связи НАТО. 

Центр информации и документации НАТО (ЦИДН)

ЦИДН был открыт в Киеве в 1997 году для поддержки усилий по информированию украинской общественности о деятельности НАТО и преимуществах сотрудничества между НАТО и Украиной. ЦИДН является частью Управления общественной дипломатии НАТО и стал первым информационным бюро, созданным НАТО в стране-партнере и открытым для широкой общественности. У Центра есть три ключевых направления работы:

  • повышение осведомленности и углубление понимания НАТО в Украине;
  • информирование украинской общественности о ключевых мероприятиях в рамках сотрудничества между НАТО и Украиной; и
  • и предоставление консультаций и поддержки украинским учреждениям в области создания потенциала стратегических коммуникаций.

Чтобы содействовать основной миссии и деятельности НАТО в Украине, ЦИДН поддерживает различные проекты в области общественной дипломатии и коммуникаций, включая круглые столы, семинары, конференции и мультимедийные проекты

Бюро по связи НАТО

Бюро по связи было создано в Киеве в 1999 году и играет ключевую роль в содействии сотрудничеству между НАТО и Украиной. Его главными приоритетами являются:

  • поддержание контактов с украинскими министерствами и ведомствами;
  • консультирование украинских властей по поводу деятельности в поддержку партнерства между НАТО и Украиной и реформ, в частности, министерств иностранных дел, обороны и внутренних дел; Совета национальной безопасности и обороны; Службы безопасности Украины; Парламента и неправительственных организаций;
  • активизация политического и практического диалога между НАТО и Украиной; и
    поддержание контактов между гражданскими и военными органами и советниками НАТО и Украины.

Представительство НАТО в Украине играет ведущую роль в предоставлении консультаций стратегического уровня под эгидой Всеобъемлющего пакета помощи для Украины.

 

Развитие отношений между НАТО и Украиной

Официальные отношения между НАТО и Украиной начались в 1991 году, когда новая независимая страна присоединилась к Совету евроатлантического сотрудничества (СЕАС), форуму для диалога и сотрудничества между союзниками по НАТО и их бывшими противниками из организации Варшавского договора. Несколько лет спустя, в 1994 году, Украина присоединилась к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) – программе практического двустороннего сотрудничества между отдельными странами-партнерами и НАТО. Она была одним из членов-основателей Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), который заменил СЕАС в мае 1997 года.

Фундаментом отношений между НАТО и Украиной остается Хартия об особом партнерстве июля 1997 года. Хартией была учреждена Комиссия НАТО–Украина (КНУ), как руководящий орган, который отвечал за развитие отношений между НАТО и Украиной. Комиссия направляла совместную деятельность по сотрудничеству и являлась форумом для консультаций между странами НАТО и Украиной по вопросам безопасности, представляющим общий интерес.

Декларация о дополнении Хартии, подписанная в 2009 году в качестве последующей меры по выполнению решений, принятых на встрече НАТО в верхах 2008 года в Бухаресте, закрепила за Комиссией центральную роль в углублении политического диалога и сотрудничества в целях поддержания усилий Украины в области реформ, касающихся ее евроатлантических устремлений к членству в НАТО. Основным инструментом оказания поддержки этому процессу является Годовая национальная программа (ГНП), которая отражает цели национальной реформы Украины и ежегодные планы осуществления. ГНП состояла из пяти разделов, посвященных политическим и экономическим, оборонным и военным, ресурсным, правовым вопросам, а также вопросам безопасности. Это включает реформы, связанные с такими областями, как надлежащее управление, борьба с коррупцией, верховенство права, права человека, а также с сектором безопасности и обороны в соответствии с евроатлантическими принципами и стандартами.

Страны НАТО ежегодно проводят оценку осуществления ГНП. Обязанности по ее осуществлению лежат, прежде всего, на Украине. Комиссия по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины, возглавляемая заместителем премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, обеспечивает общую координацию ее реализации государственными органами.

В 2023 году был создан Совет НАТО-Украина, который стал преемником Комиссии НАТО-Украина. Переход от Комиссии к Совету свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины с НАТО. В формате Совета Украина заседает в качестве равноправного участника наряду со всеми странами-членами НАТО. Совет может созываться как Генеральным секретарем, так и отдельными его участниками, включая Украину, для проведения консультаций в условиях кризиса. инаугурационное заседание Совета НАТО-Украина состоялось 12 июля 2023 года на встрече в верхах в Вильнюсе.

 

Более широкое сотрудничество

С 2014 года, после незаконной аннексии Россией Крыма, сотрудничество между НАТО и Украиной активизировалось в важнейших областях. После полномасштабного вторжения России в Украину, начавшегося в феврале 2022 года, НАТО и страны-члены оказали Украине поддержку на беспрецедентном уровне.

Но оказание НАТО поддержки Украине и деятельность в партнерстве с этой страной начались не в 2014 или 2022 году. Практическое сотрудничество между НАТО и Украиной продолжается с 1990-х годов. На протяжении многих лет велось взаимовыгодное сотрудничество Украины с НАТО, охватывавшее широкий спектр деятельности – от наращивания потенциала и оперативной совместимости Украины с силами НАТО до содействия реформам в секторе обороны и безопасности Украины и поддержки невоенных видов деятельности, таких как совместные научные исследования и общественная дипломатия.

В дополнение к вышеописанным проектам целевых фондов ВПП Украины сотрудничество НАТО с Украиной осуществляется в рамках следующих программ и инициатив:

Кроме того, сотрудничество организовано через несколько подгрупп Комиссии НАТО–Украина, включая:

Украина также оказывает поддержку операциям и миссиям под руководством НАТО, повышая оперативную совместимость украинских войск с вооруженными силами НАТО.

Платформа НАТО–Украина по противодействию гибридной войне

На фоне начальных этапов войны России против Украины – не только незаконной аннексии Крыма в 2014 году, но и использования кибернападений, дезинформации и других гибридных действий в последующие годы – на встрече НАТО в верхах в Варшаве в июле 2016 года была создана Платформа НАТО–Украина по противодействию гибридной войне. Она обеспечивает механизм, позволяющий лучше выявлять гибридные угрозы и наращивать потенциал в области определения уязвимостей и укрепления устойчивости государства и общества. В настоящее время осуществляются проекты в поддержку исследований, проводятся учебная подготовка и консультации экспертов, в ходе которых основное внимание уделяется извлеченным урокам, противодействию дезинформации и повышению устойчивости.

Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости

После нелегальной аннексии Россией Крыма и дестабилизации на востоке Украины в 2014 году эксперты предоставляли консультации Украине по планам действий в особой обстановке и мерам кризисного регулирования с целью защиты критически важных объектов энергетической инфраструктуры и гражданского населения. Сегодня сотрудничество ориентировано на повышение национального потенциала гражданской готовности и устойчивости. В 2019 году Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости разработала для украинских учреждений рекомендации по повышению устойчивости государства. По просьбе Украины, в начале февраля 2022 года, до начала широкомасштабного вторжения России Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости провела дальнейшие консультации, предоставив технические рекомендации по обеспечению долгосрочной устойчивости и мер гражданской готовности. Украина также регулярно участвует в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, и сама принимала многочисленные учения по реагированию на бедствия.

Процесс планирования и анализа по программе «Партнерство ради мира» (ПРМ)

Участие в процессе планирования и анализа по программе ПРМ помогает Украине ставить и достигать масштабных, но реалистичных целей для проведения реформ сектора обороны и безопасности, трансформации и создания потенциала; для повышения способности своих сил действовать совместно с силами государств-членов и стран-партнеров НАТО в операциях по реагированию на кризис и операциях по поддержанию мира; и для расширения возможностей Украины принимать на своей территории силы государств-членов и стран-партнеров НАТО в целях проведения учений и учебной подготовки.

Процесс НАТО по укреплению этических основ

С 2007 года Украина участвует в Инициативе по укреплению этических основ, которая предоставляет практическое содействие и консультации по укреплению этических основ, подотчетности и транспарентности в секторе обороны и безопасности. В октябре 2019 года девять учреждений сектора обороны и безопасности Украины завершили самооценку и экспертную оценку в области укрепления этических основ НАТО, которые обеспечили тщательную оценку институциональных потребностей и уязвимостей и предложили ряд директивных рекомендаций на секторальном уровне для совершенствования надлежащего управления и осуществления устойчивых антикоррупционных реформ в секторе обороны и связанном с ним секторе безопасности. На этой основе адресная программа мероприятий продолжает оказывать поддержку в области наращивания потенциала на двух уровнях: предоставление институтам конкретных экспертных знаний для совершенствования надлежащего управления и управления оборонными ресурсами (финансовыми, людскими и материальными) и проведение мероприятий по учебно-образовательной подготовке для развития индивидуальных способностей и укрепления организационной культуры этичности.

Программа НАТО по углублению военного образования

Программа по углублению военного образования оказывает помощь в совершенствовании и реструктуризации систем военного образования и профессиональной подготовки, уделяя особое внимание восьми военным учебным заведениям и пяти учебным центрам для военнослужащих сержантского состава. Кроме того, в рамках Программы предоставляются консультации по вопросам управления академиями и университетами, оказывая поддержку профессорско-преподавательскому составу в области методов преподавания и помогая в разработке курсов по развитию руководящих навыков и процессу принятия решений.

Программа НАТО по обмену данными о воздушной обстановке

Украина присоединилась к Программе по обмену данными о воздушной обстановке в июле 2006 года. Эта программа повышает осведомленность и безопасность полетов за счет взаимного обмена данными о воздушной обстановке, что повышает оперативную эффективность противовоздушной обороны за счет идентификации, классификации и потенциального согласования действий летательных аппаратов. Этот потенциал приобрел особую оперативную актуальность и пользу после дальнейшего вторжения России на территорию Украины, начиная с февраля 2022 года. НАТО тесно сотрудничает с Украиной в целях предоставления как можно более актуальной информации.

План работы Военного комитета с Украиной

Участие в широком спектре военных мероприятий и учений в рамках Плана работы Военного комитета с Украиной направлено на повышение оперативной совместимости и оперативного потенциала Вооруженных сил Украины, а также вносит существенный вклад в проводимую реформу сектора обороны и безопасности.

Программа оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов

Активное участие Украины в Программе оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов НАТО поддерживает дальнейшее развитие Вооруженных сил, позволяя при этом Североатлантическому союзу формировать специально предназначенные комплекты сил, которые могут быть развернуты в поддержку операций и миссий под руководством НАТО.

Программа «Наука ради мира и безопасности»

С 1991 года Украина активно участвует в программе НАТО «Наука ради мира и безопасности». Совместная рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству способствует определению приоритетных областей практического научного сотрудничества в рамках программы НРМБ. С 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. Ведущие направления сотрудничества с Украиной в рамках программы НРМБ включают передовые технологии, борьбу с терроризмом, защиту от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ, а также энергетическую и экологическую безопасность. Среди этих мероприятий следует отметить участие Украины в программе «Декстер», которая разрабатывает интегрированную систему обнаружения взрывчатых веществ и огнестрельного оружия в общественных местах.

Другие инициативы

Помимо перечисленных выше программ, Украина участвует во многих других инициативах, организованных через консультативную миссию Представительства НАТО в Украине.

  • НАТО оказывает поддержку Украине в выполнении резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций оженщинах, мире и безопасности.
  • Была разработана правовая база, которая позволяет Украине и НАТО и дальше развивать оперативную составляющую сотрудничества; она включает Соглашение о статусе сил «Партнерства ради мира» (ПРМ) (вступило в силу в мае 2000 года); Соглашение о поддержке принимающей страны (ратифицировано в марте 2004 года); и Соглашение о стратегических воздушных перевозках (ратифицировано в октябре 2006 года).
  • В июне 2020 года Украина стала партнером с расширенными возможностями. Этот статус предоставляется тем участникам Инициативы НАТО по оперативной совместимости с партнерами, которые внесли особенно значительный вклад в операции НАТО и в достижение других целей Североатлантического союза. Статус партнера с расширенными возможностями способствует сотрудничеству, предоставляя Украине преимущественный доступ к инструментам обеспечения оперативной совместимости НАТО, включая учения, учебную подготовку, обмен информацией и осведомленность об обстановке. Другими партнерами с расширенными возможностями являются Австралия, Грузия, Иордания и Швеция.
  • Украина также наращивает потенциал и повышает оперативную совместимость посредством участия в Силах реагирования НАТО.

Совместная рабочая группа НАТО–Украина по военной реформе (СРГВР)

Сотрудничество НАТО и Украины в области реформы сектора обороны и безопасности является более обширным, чем у любой другой страны-партнера. Совместная рабочая группа НАТО–Украина по военной реформе (СРГВР) является основным центром в этой области сотрудничества.

Созданная в 1998 году под эгидой Комиссии НАТО–Украина, СРГВР реализует инициативы в области военно-гражданских отношений, демократического контроля и гражданского управления вооруженными силами и другими силовыми ведомствами, оборонного планирования, разработки политики, стратегии и концепций национальной безопасности.

СРГВР позволяет Украине использовать значительный опыт и знания стран НАТО и служит инструментом, с помощью которого государства-члены могут направлять помощь. Она также обеспечивает институциональную основу для сотрудничества НАТО с министерствами и ведомствами, участвующими в реализации реформы сектора обороны и безопасности в Украине. К ним относятся Совет национальной безопасности и обороны, министерства иностранных дел и обороны, Национальная гвардия, Пограничная служба, Служба безопасности Украины, Верховная рада (украинский парламент) и другие.

На заседаниях СРГВР представлены все страны-члены НАТО и Украина, а соответствующие страны-партнеры и представители гражданского общества приглашаются на заседания СРГВР на индивидуальной основе.

Совместная рабочая группа по военно-техническому сотрудничеству

С 2004 года Совместная рабочая группа НАТО–Украина по военно-техническому сотрудничеству работает над расширением сотрудничества в области создания потенциала, процессов закупок военного оборудования и разработки технических стандартов. Это включает стандартизацию, кодификацию, тыловое обеспечение и управление жизненным циклом, а также сотрудничество с Конференцией руководителей национальных ведомств по вооружениям НАТО и Организацией НАТО по науке и технологии. Эта Совместная рабочая группа также является форумом, на котором обсуждаются усилия Украины по реформированию оборонной промышленности.

Поддержка операций и миссий под руководством НАТО

Украина оказывала содействие операциям по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине. Она также участвовала в Силах для Косово (СДК), в том числе выделяя инженерно-саперное подразделение с тяжелым оборудованием, обладающее потенциалом борьбы с самодельными взрывными устройствами.

В поддержку Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане Украина предоставляла право на пролет над своей территорией, позволяла осуществлять транзит предметов снабжения и выделяла медицинский персонал в поддержку групп восстановления провинций в Афганистане, а также инструкторов в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Афганистане. После завершения миссии ИСАФ в 2014 году Украина оказывала поддержку последующей миссии «Решительная поддержка» (2015-2021 годы) по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам безопасности.

С марта 2005 года Украина выделяла офицеров в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Ираке, которая завершилась в декабре 2011 года.

С 2007 по 2010 год Украина шесть раз развертывала свои корабли в поддержку «Эктив индевор» – контртеррористической операции по наблюдению за морским пространством в Средиземном море. В 2013 году она также участвовала в операции НАТО по борьбе с пиратством «Оушен шилд». После начала морской операции «Си гардиан» в 2016 году Украина предоставляла информацию для обеспечения осведомленности НАТО об обстановке на Черном море и вокруг него.