Отношения с Россией

  • Last updated 16-Mar-2022 12:21

В течение более трех десятилетий НАТО пыталась создать партнерство с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Практическое сотрудничество было приостановлено в 2014 году в ответ на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, Украина, которую НАТО никогда не признает. Политические и военные каналы связи остаются открытыми. Неспровоцированное вторжение России в Украину и пренебрежение нормами международного права представляют серьезную угрозу евроатлантической безопасности и будут иметь геостратегические последствия.

General view of the meeting

Заседание Совета Россия–НАТО в штаб-квартире НАТО в Бельгии, январь 2022 г.

 

  • С момента окончания «холодной войны» и распада Советского Союза НАТО пыталась создать партнерство и вести диалог с Россией, в том числе через Совет Россия–НАТО (СРН), форум для консультаций по вопросам безопасности и сотрудничества.
  • Однако в апреле 2014 года в ответ на агрессивные действия России против Украины и незаконную и противоправную аннексию Крыма НАТО приостановила все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией. Политические и военные каналы связи остаются открытыми, чтобы обеспечить обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес и вызывающим взаимную озабоченность, уменьшить недопонимание и повысить предсказуемость. Страны НАТО остаются открытыми для диалога с Россией в формате СРН.
  • НАТО самым решительным образом осуждает начавшееся в феврале 2022 года вторжение России в Украину, которое является совершенно неоправданным и неспровоцированным. Это грубое нарушение международного права и серьезная угроза евроатлантической безопасности.
  • Североатлантический союз также осуждает решение России признать сепаратистские регионы на востоке Украины.
  • Страны НАТО призывают президента Путина свернуть с выбранного ею пути насилия и агрессии, немедленно прекратить войну, вывести все свои войска из Украины и добросовестно участвовать в дипломатических усилиях.
  • В то время как НАТО привержена своим международным обязательствам, Россия нарушила ценности, принципы и обязательства, лежащие в основе отношений между НАТО и Россией (изложенные в Учредительном документе Совета евроатлантического партнерства 1997 года, Основополагающем акте Россия–НАТО 1997 года и Римской декларации 2002 года). Помимо Украины мы наблюдаем провокационную военную деятельность России вблизи границ НАТО, простирающихся от Балтийского до Черного моря; безответственную и агрессивную ядерную риторику, демонстрацию военной силы; и гибридные действия, в том числе попытки вмешательства в избирательные процессы, широко распространенные кампании дезинформации, манипуляции с поставками энергоносителей в целях принуждения и злонамеренные действия в киберпространстве.
  • Россия подорвала доверие, занимающее центральное место в нашем сотрудничестве, и бросила вызов основополагающим принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности. Отношения России и НАТО коренным образом изменились в долгосрочной перспективе. Наряду с этим Североатлантический союз по-прежнему привержен сохранению открытых каналов для дипломатии и устранению конфликтов, чтобы избежать любой непреднамеренной эскалации, недопонимания или просчета.

 

  • Реакция на российско-украинский конфликт

    НАТО самым решительным образом осуждает вторжение России в Украину, которое является абсолютно неоправданным и неспровоцированным. Это грубое нарушение международного права и серьезная угроза евроатлантической безопасности. Страны НАТО призывают президента Путина немедленно прекратить войну, вывести все свои войска из Украины и добросовестно участвовать в дипломатических усилиях. Кроме того, НАТО призывает Россию полностью соблюдать международное гуманитарное право и предоставить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ и помощь всем нуждающимся.

    После незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в марте 2014 года страны НАТО приостановили в апреле 2014 года все практическое гражданское и военное сотрудничество, сохраняя при этом открытыми политические и военные каналы связи. Совет Россия–НАТО (СРН) остается важным форумом для диалога на основе взаимности; с 2016 года (когда СРН был созван впервые после военного вмешательства России в Украине) прошло 11 заседаний СРН. С тех пор Украина оставалась первым пунктом повестки дня каждого заседания СРН. Последнее заседание СРН состоялось 12 января 2022 года. Все 30 стран НАТО и Россия обсудили ситуацию в Украине и вокруг нее, а также последствия для европейской безопасности. Страны НАТО по-прежнему готовы снова встречаться с Россией в формате СРН.

    На встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре 2014 года и на последовавших с тех пор встречах на высшем уровне руководители стран НАТО осудили самым решительным образом военное вмешательство России в Украине, призвав Россию вывести свои войска из Украины, а также отвести их от границы с этой страной. Руководители стран НАТО продолжают требовать, чтобы Россия соблюдала международное право и свои международные обязательства и обязанности; прекратила свою незаконную оккупацию Крыма; воздерживалась от агрессивных действий в отношении Украины; остановила поток оружия, техники, людей и денег, идущий через границу к сепаратистам; и прекратила разжигать напряженность у границы с Украиной и по другую сторону этой границы. НАТО не признает в настоящий момент и не признает в будущем неправомерную и незаконную аннексию Россией Крыма.

    Помимо этого, НАТО осуждает решение России признать самопровозглашенные «Донецкую народную республику» и «Луганскую народную республику» на востоке Украины. Это еще больше нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины и противоречит Минским соглашениям, которые подписала Россия. Страны никогда не смирятся с этим незаконным признанием.

    Кроме того, страны НАТО отметили, что насилие и отсутствие безопасности в регионе привели к трагическому крушению сбитого 17 июля 2014 года самолета «Малайзийских авиалиний», совершавшего пассажирский рейс MH17, и призвали к тому, чтобы виновные прямым или косвенным образом лица, были привлечены к ответственности и предстали перед судом в ближайшее время. Страны НАТО солидарны с Нидерландами и Австралией, которые призвали Россию взять на себя государственную ответственность за крушение сбитого самолета, совершавшего рейс MH17.

    Страны НАТО также осудили неоправданное применение Россией военной силы против украинских кораблей и личного состава военно-морских сил вблизи Азовского моря и Керченского пролива в ноябре 2018 года. В соответствии с резолюцией 73/194 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 17 декабря 2018 года союзники призвали Россию безоговорочно освободить задержанных ею членов украинских экипажей, вернуть захваченные суда и выполнить свои международные обязательства, обеспечив беспрепятственный доступ в украинские порты в Азовском море и предоставив свободу судоходства. Кроме того, страны НАТО осудили строительство Россией моста через Керченский пролив, которое является еще одним нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины. После этого события министры иностранных дел стран НАТО в апреле 2019 года согласовали пакет мер по улучшению осведомленности НАТО об обстановке в регионе Черного моря и усилению поддержки Украины и Грузии.

    В апреле 2021 года в ответ на наращивание Россией военной мощи в Украине и вокруг нее страны НАТО призвали Россию прекратить провокации и немедленно начать деэскалацию напряженности на границах Украины и в незаконно аннексированном Крыму. C ноября 2021 года до вторжения России в Украину в феврале 2022 года страны НАТО продолжали призывать Россию выбрать путь дипломатии и немедленно отказаться от своего массированного наращивания военной мощи в Украине и вокруг нее.

    Действия России представляют серьезную угрозу евроатлантической безопасности, и они будут иметь геостратегические последствия. В феврале 2022 года союзники приняли беспрецедентный пакет ограничительных мер, включая массированные и жесткие экономические санкции, которые были введены против России в результате ее полномасштабного вторжения в Украину. НАТО будет продолжать принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности и обороны всех союзников. НАТО развертывает дополнительные оборонительные сухопутные и военно-воздушные силы в восточной части Североатлантического союза, а также дополнительные морские силы и средства. Союзники повысили готовность сил для реагирования на все непредвиденные ситуации, и Североатлантический совет принял решение ввести в действие планы обороны НАТО для защиты государств-членов во время этого кризиса.

  • Более широкая обеспокоенность в связи с поведением России

    Обеспокоенность НАТО выходит далеко за рамки действий России в Украине. Страны НАТО продолжают заявлять о своей поддержке территориальной целостности Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ и призывают Россию вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия. Активизировалась военная деятельность России, особенно вдоль границ НАТО; поведение России продолжает делать обстановку в области безопасности в евроатлантическом регионе менее стабильной и менее предсказуемой, в частности ее практика объявления о внезапных учениях, развертывания рядом с границами НАТО, проведения интенсивной крупномасштабной подготовки и учений и нарушения воздушного пространства Североатлантического союза. Россия также бросает вызов евроатлантической безопасности и стабильности посредством гибридных действий, включая попытки вмешательства в избирательные процессы и суверенитет наших стран, широкомасштабные кампании дезинформации и злонамеренные действия в кибернетической сфере.

    Кроме того, страны НАТО осуждают применение боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия в Солсбери в марте 2018 года и выражают солидарность с Соединенным Королевством. В результате этого нападения максимальное количество сотрудников Постоянного представительства России при штаб-квартире НАТО было сокращено с 30 до 20 человек. Это число было дополнительно сокращено с 20 до 10 человек в октябре 2021 года, после того как восемь членов Постоянного представительства Российской Федерации при НАТО были признаны в качестве сотрудников российской разведки.

    4 сентября 2020 года Североатлантический совет опубликовал заявление, осуждающее нападение на российского оппозиционера Алексея Навального с применением нервно-паралитического газа, которое является явным нарушением международного права и противоречит Конвенции по химическому оружию. Страны НАТО призвали Россию продемонстрировать полную транспарентность и привлечь виновных к ответственности. Они также настоятельно призвали Россию раскрыть любую соответствующую информацию Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

    В апреле 2021 года союзники по НАТО опубликовали заявление о солидарности с Чешской Республикой после брифинга министра иностранных дел Чехии о деятельности российских оперативных сотрудников, результатом которой стали взрывы складов боеприпасов в Врбетице в 2014 году, что привело к гибели двух человек, работавших на объекте.

    Эти озабоченности усугубляются продолжающимся нарушением, невыполнением и обходом со стороны России многочисленных обязательств и обязанностей в сфере контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности. Страны НАТО уже давно обеспокоены избирательным выполнением Россией Венского документа и ее длительным невыполнением Договора об обычных вооруженных силах в Европе, действиями, которые подрывают евроатлантическую безопасность. Страны НАТО неоднократно призывали Россию вернуться к полному соблюдению ее обязательств по Договору об открытом небе и в июне 2021 года выразили глубокое сожаление в связи с решением России выйти из Договора вместо того, чтобы вернуться к его полному выполнению. Россия официально вышла из Договора 18 декабря 2021 года.

    Кроме того, в декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод США о том, что Россия существенным образом нарушила свои обязательства, предусмотренные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД): не обладать, не производить и не проводить летные испытания крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров, и не обладать и не производить пусковые установки таких ракет. Страны НАТО пришли к выводу, что Россия разработала и ввела в действие ракетную систему SSC-8 (9M729), которая нарушила Договор и представляла собой существенный риск для евроатлантической безопасности, а также призвали Россию незамедлительно вернуться к полному и поддающемуся проверке соблюдению. 1 февраля 2019 года Соединенные Штаты приостановили выполнение своих обязательств по ДРСМД, направив Сторонам Договора необходимое письменное уведомление за шесть месяцев до своего выхода. Страны НАТО оставались открытыми для диалога и продолжали взаимодействие с Россией по поводу нарушения ею Договора, в том числе на двух заеданиях Совета Россия–НАТО в январе и июле 2019 года. Однако Россия продолжала отрицать свое нарушение ДРСМД, отказалась предоставить какой-либо убедительный ответ и не предприняла никаких очевидных шагов по возвращению к полному и поддающемуся проверке соблюдению. В результате 2 августа 2019 года Соединенные Штаты приняли решение выйти из Договора при полной поддержке союзников. НАТО будет взвешенно и ответственно реагировать на значительные риски, создаваемые российской системой SSC-8. В то же время страны НАТО твердо привержены сохранению эффективного международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. На протяжении более трех десятилетий ДРСМД являлся историческим договором в области контроля над вооружениями. Он вступил в силу в 1988 году с целью снижения угроз безопасности и стабильности в Европе, в частности, угрозы нападений на стратегически важные объекты в условиях кратковременного предупреждения, требуя поддающейся проверке ликвидации целого класса ракет, которыми обладали США и бывший Советский Союз.

    В ноябре 2021 года страны НАТО осудили осуществленное Россией безрассудное и безответственное испытание противоспутниковой ракеты 15 ноября 2021 года. Это испытание привело к образованию поля орбитального мусора, что значительно увеличивает риск для жизни людей и для средств космического базирования многих стран и организаций. Это опасное поведение прямо противоречило заявлениям России, направленным против «вепонизации» космоса, и подорвало международный порядок, основанный на правилах. Союзники по НАТО по-прежнему привержены защите и сохранению мирного доступа к космосу и его мирного исследования для всего человечества.

    Военное вмешательство России и значительное военное присутствие в Сирии создает дополнительные риски для Североатлантического союза. 5 октября 2015 года в ответ на вмешательство России в Сирии страны НАТО призвали Россию немедленно прекратить нападения на сирийскую оппозицию и гражданских лиц, сосредоточить свои усилия на борьбе с так называемым Исламским государством и способствовать урегулированию конфликта путем политического перехода. В апреле 2018 года страны НАТО решительно поддержали совместные военные действия США, Соединенного Королевства и Франции в ответ на применение химического оружия в Сирии.

    В течение более трех десятилетий НАТО прилагала усилия для создания партнерства с Россией, в том числе с помощью механизма СРН, построенного на Основополагающем акте Россия–НАТО 1997 года и Римской декларации 2002 года. Россия подорвала доверие, занимающее центральное место в нашем сотрудничестве, и бросила вызов основополагающим принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности.

    Страны НАТО по-прежнему считают, что партнерство между НАТО и Россией, основанное на уважении международного права, представляло бы стратегическую ценность. Государства-члены продолжают стремиться к сотрудничеству и конструктивным отношениям с Россией, включая взаимные меры укрепления доверия и прозрачности, и к большему взаимопониманию в вопросе о построении НАТО и Россией своих нестратегических ядерных сил в Европе, на основе общей озабоченности в сфере безопасности и общих интересов безопасности, в Европе, где каждая страна свободно выбирает свое будущее. Они сожалеют о том, что условий для этих отношений в настоящий момент не существует. Во время встречи на высшем уровне в Брюсселе в июне 2021 года руководители стран НАТО вновь заявили, что до тех пор, пока Россия не продемонстрирует соблюдение международного права и своих международных обязательств и обязанностей, не может быть возвращения к отношениям «в обычном режиме».

  • Развитие отношений

    Отношения между НАТО и Россией начались после окончания «холодной войны» и распада Советского Союза, когда Россия вступила в Совет Североатлантического сотрудничества (1991 г.). В 1997 году на смену этому форуму для диалога пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет все государства-члены и страны-партнеры НАТО в евроатлантическом регионе.

    Практическое сотрудничество началось после того, как в 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» и развернула миротворцев в поддержку операций под руководством НАТО по поддержанию мира на Западных Балканах в конце 1990-х годов. 

    Основополагающий акт Россия–НАТО, подписанный в 1997 году, стал официальной основой двусторонних отношений, в том числе путем создания Совместного постоянного совета Россия–НАТО (СПС) в качестве форума для консультаций и сотрудничества. 

    Россия заморозила свои отношения с НАТО из-за разногласий по поводу кризиса Косово в 1999 году, но возобновила деятельность и встречи в рамках СПС после окончания военно-воздушной кампании НАТО в Косово, включая участие в возглавляемых НАТО Силах для Косово (СДК).

    Диалог и сотрудничество были укреплены в 2002 году, когда взамен СПС был создан Совет Россия–НАТО (СРН), который был призван служить форумом для консультаций по текущим вопросам безопасности и направлять практическое сотрудничество в широком спектре областей.

    Для содействия регулярным контактам и сотрудничеству Основополагающий акт Россия–НАТО также привел к созданию политических и военных каналов связи на основе взаимности и дальнейших взаимных договоренностей. С этой целью Россия учредила в 1998 году дипломатическое представительство при НАТО. В 2001 году НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро (ИБН), а в 2002 году – Военную миссию связи (ВМС). 

    ИБН выполняло функции координационного центра по распространению информации в России о НАТО, способствуя пониманию российской общественностью развивающихся отношений между Российской Федерацией и НАТО. После создания Совета Россия–НАТО в мае 2002 года Бюро было также поручено повышать осведомленность о деятельности Совета. ИБН содействовало достижению этих целей, распространяя официальную информацию НАТО по печатным и цифровым каналам среди российской общественности, финансируя коммуникационные проекты российских неправительственных организаций и предоставляя информацию об образовательных и научных программах НАТО для российских учреждений и потенциальных российских участников. Кроме того, Бюро организовывало визиты для российских посетителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и на другие объекты НАТО, а также визиты представителей НАТО в Российскую Федерацию.

    ВМС вносила свой вклад в отношения между НАТО и Россией, поддерживая открытый канал связи между Военным комитетом НАТО в Брюсселе и Министерством обороны Российской Федерации. Поддержание канала связи между военными структурами помогло повысить предсказуемость и снизить риск неверного понимания, которое может привести к конфликтам. ВМС также оказывала содействие ИБН в его работе по разъяснению политики Североатлантического союза российской общественности и другим аудиториям.

    Несоразмерные военные действия России в Грузии в августе 2008 года привели к приостановке официальных заседаний СРН и сотрудничества в некоторых областях до весны 2009 года. Страны НАТО продолжают призывать Россию отменить свое признание грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – в качестве независимых государств.

    Все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией в рамках СРН было приостановлено с апреля 2014 года в ответ на военное вмешательство и агрессивные действия России в Украине и на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, которые страны НАТО осуждают самым решительным образом.

    В октябре 2021 года Россия приняла решение приостановить работу своей дипломатической миссии при НАТО и потребовала от НАТО закрыть Информационное бюро НАТО в Москве и приостановить работу ее Военной миссии связи в Москве. НАТО сожалеет о решении России; тем не менее, политика НАТО в отношении России остается последовательной. Североатлантический союз усилил свои сдерживание и оборону в ответ на агрессивные действия России, в то же время оставаясь открытым для диалога, в том числе в рамках Совета Россия–НАТО.

  • Основные направления сотрудничества до апреля 2014 года

    До приостановки деятельности в апреле 2014 года Совет Россия–НАТО обеспечивал рамки для консультаций по текущим вопросам безопасности и практического сотрудничества в широком спектре направлений, представляющих общий интерес.

    Поддержка операций под руководством НАТО. В течение ряда лет Россия оказывала поддержку действующим в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международным силам содействия безопасности (МССБ) через различные механизмы для содействия транзиту по российской территории невоенных грузов для стран-участниц МССБ. Несколько российских кораблей развертывались в поддержку военно-морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», а также в рамках операции НАТО по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога «Оушн шилд». До вывода своего миротворческого контингента в начале 2003 года Россия оказывала поддержку операциям НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и Косово.

    Поддержка афганских вооруженных сил. В рамках проекта Целевого фонда СРН по техническому обслуживанию вертолетов, начатого в 2011 году, оказывалась помощь афганским вооруженным силам в эксплуатации и техническом обслуживании вертолетного парка и в проведении медицинской эвакуации. К концу 2013 года подготовку прошли 40 афганских специалистов по техобслуживанию вертолетов.

    Обучение сотрудников правоохранительных органов из Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проект СРН по обучению методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начатый в декабре 2005 года, оказал помощь в деле наращивания местного потенциала и содействия развитию региональных контактов и сотрудничества среди работников среднего звена из Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Пакистан присоединился к проекту в 2010 году. Постоянное обучение проводилось во взаимодействии с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) в одном из четырех институтов – в Турции, России или США, вместе с тем в каждой из семи стран-участниц проводились выездные курсы. В рамках данного проекта подготовку прошли более 3500 сотрудников. После того, как сотрудничество с Россией было приостановлено, НАТО организовала новый проект с УНП ООН.

    Борьба с терроризмом. В декабре 2004 года был утвержден План действий СРН по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в данной области включало проведение учений, регулярный обмен информацией и подробные консультации по различным аспектам, таким как ликвидация последствий, борьба с самодельными взрывными устройствами, проведение особо важных мероприятий и обеспечение их безопасности. В рамках Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства была разработана система обмена информацией для обеспечения транспарентности воздушного движения и раннего предупреждения о подозрительных действиях воздушных судов, чтобы помочь предотвратить теракты, подобные совершенным 11 сентября 2001 года в США. В рамках проекта СТАНДЭКС разрабатывалась технология дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на объектах общественного транспорта; в июне 2013 года были проведены успешные испытания этой технологии в реальных условиях.

    Противоракетная оборона театра военных действий/ противоракетная оборона. Общую обеспокоенность вызывала беспрецедентная опасность, которой подвергаются развернутые группировки, в связи с широкой доступностью высокоточных баллистических ракет. В ходе начатого в 2003 году исследования был проанализирован возможный уровень оперативной совместимости систем противоракетной обороны театра военных действий государств-членов НАТО и России. Были организованы командно-штабные и компьютерные учения в целях разработки механизмов и процедур для совместных операций. На встрече на высшем уровне в Лиссабоне в 2010 году руководители стран СРН утвердили общую оценку угрозы баллистических ракет и договорились разработать совместный анализ будущих рамок для сотрудничества в области противоракетной обороны. В то время как Россия продолжает высказывать озабоченность в связи с планируемым потенциалом противоракетной обороны НАТО, государства-члены подчеркивают, что он не направлен против России и не подорвет российские стратегические средства сдерживания, но он предназначен для защиты от потенциальных угроз, источники которых находятся за пределами евроатлантического региона.

    Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями. Дискуссии экспертов были сосредоточены на вопросах, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, выработке рекомендаций по усилению существующих механизмов нераспространения, изучении возможностей для практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия. Велись откровенные дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, таким как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор об открытом небе и меры укрепления доверия и безопасности. Главным приоритетом была работа над ратификацией Адаптированного ДОВСЕ, поэтому страны НАТО выразили озабоченность в связи с принятым Россией в декабре 2007 года решением «приостановить» в одностороннем порядке свое участие в договоре и принятым впоследствии Россией в марте 2015 года решением о приостановлении ее участия в совместной консультативной группе, на регулярных заседаниях которой в Вене обсуждается вопрос о выполнении ДОВСЕ.

    Вопросы ядерного оружия. Были проведены семинары, посвященные ядерной доктрине и стратегии, урокам, вынесенным из инцидентов и аварий с ядерным оружием, а также возможным действиям в случае обнаружения самодельных ядерных или радиологических устройств. В период с 2004 по 2007 год эксперты и другие представители стран СРН также присутствовали в качестве наблюдателей на четырех полевых учениях по реагированию на аварию с ядерным боеприпасом, которые были проведены в России и каждом государстве НАТО, обладающем ядерным оружием (Франция, Соединенное Королевство и США). Подобные мероприятия способствовали повышению транспарентности, помогали вырабатывать общее понимание порядка реагирования на аварии с ядерными боеприпасами и сформировали уверенность в том, что ядерные державы были в полной мере способны действенно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, связанную с ядерным оружием.

    Военное сотрудничество. В рамках СРН были усилены механизмы связи и взаимодействия между военными, как в Командовании НАТО по операциям и Командовании НАТО по трансформации, так и в Москве. Основной целью военного сотрудничества было укрепление доверия, уверенности и транспарентности, а также повышение способности сил НАТО и России к взаимодействию при подготовке к возможным совместным военным операциям в будущем. Сотрудничество включало такие направления, как тыловое обеспечение, борьба с терроризмом, поиск и спасание на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД/ПРО, обмен между военными научными учреждениями, а также связанные с ними мероприятия в военной сфере.

    Поиск и спасание экипажей аварийных подводных лодок. С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 год Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО.

    Транспарентность, стратегия и реформа в оборонной сфере. В целях укрепления взаимного доверия и транспарентности велся диалог по различным вопросам доктрины, стратегии и политики, касающимся военной реформы, ядерного оружия, а также строительства и организации вооруженных сил. Выдвигавшиеся инициативы в области военной реформы были сосредоточены на развитии вооруженных сил, управлении людскими и финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности, управлении последствиями военной реформы и связанных с обороной аспектах борьбы с терроризмом. В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации «Россия–НАТО» помогал бывшим российским военнослужащим адаптироваться к гражданской жизни путем предоставления информации о поиске работы и социальной адаптации, подготовки и оказания услуг по трудоустройству. Центр был создан в Москве и постепенно расширял свою деятельность в регионах. Около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ прошли переподготовку и более 80% смогли трудоустроиться в гражданской сфере.

    Оборонно-промышленное сотрудничество. Комплексное «Исследование сотрудничества между НАТО и Россией в области оборонной промышленности, исследований и технологий», начатое в январе 2005 года и завершенное в 2007 году, пришло к выводу о том, что сочетание научно-технологических возможностей открывало потенциал для реагирования на глобальные угрозы.

    Тыловое обеспечение. Использовались возможности по гражданской и военной линии для сотрудничества в области тылового обеспечения по таким направлениям, как воздушный транспорт, дозаправка в воздухе, медицинское обеспечение и водоочистка. На различных встречах и семинарах внимание было сосредоточено на создании прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как принципы, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обобщение опыта.

    Гражданские чрезвычайные ситуации. С 1996 по 2014 год НАТО и Россия сотрудничали в деле создания потенциала для совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные ситуации, такие как землетрясения и наводнения, а также ликвидации последствий террористических актов. Кроме того, на основе российского предложения в 1998 году был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

    Научное сотрудничество. С 1992 года Россия активно участвовала в работе в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (НРМБ). Ученые и эксперты из России стремились решать целый ряд проблем безопасности, в частности в области защиты от радиологических, химических, биологических и ядерных веществ, обнаружения мин и противодействия терроризму (включая обнаружение взрывчатых веществ, как например, проект СТАНДЭКС, упомянутый выше), и решения проблем в сфере экологии и безопасности, связанных с разливами нефти и местами захоронения боеприпасов в Балтийском море. Через исследовательский грант программы НРМБ НАТО также поддержала работу российского ученого Жореса Алферова, получившего Нобелевскую премию по физике.

    Терминология и языковая подготовка. По всем направлениям сотрудничества НАТО и России были разработаны глоссарии, помогающие лучше усвоить понятийный аппарат и концепции, используемые НАТО и Россией. В 2011 году лингвистическое сотрудничество было расширено: был начат проект по гармонизации языковой подготовки военных и гражданских специалистов Министерства обороны РФ.