Отношения между НАТО и Россией: факты

  • Last updated 05-Feb-2016 11:28

С тех пор, как Россия начала незаконное военное вмешательство в Украину, российские официальные лица обвиняют НАТО в ряде провокаций, угроз и враждебных действий на протяжении более чем 25 лет. На данной веб-странице изложены факты.



Мифы

РАСШИРЕНИЕ НАТО

Утверждение: Политика открытых дверей НАТО создает новые разделительные линии в Европе и углубляет уже существующие

Факт: Политика открытых дверей НАТО помогла устранить раскол эпохи «холодной войны» в Европе. Расширение НАТО способствовало дальнейшему распространению демократии, безопасности и стабильности по всей Европе.

Решив принять стандарты и принципы НАТО, страны-кандидаты дали своим демократиям наиболее прочную привязку. А взяв на себя обязательство защищать НАТО, они получили ответное обязательство о том, что НАТО будет защищать их.

Членство в НАТО не навязывается странам. Каждая суверенная страна имеет право самостоятельно принимать решение о присоединении к какому-либо договору или союзу.

Этот основополагающий принцип закреплен в международных соглашениях, в том числе в Хельсинкском Заключительном акте, в котором говорится, что каждое государство имеет право «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров». И когда Россия подписала Основополагающий акт НАТО–Россия, она согласилась уважать «неотъемлемое право государств выбирать пути обеспечения их собственной безопасности».

За последние 65 лет 28 стран сделали свободный выбор в пользу присоединения к НАТО в соответствии со своими демократическими процессами. Ни одна не попросила о выходе из организации. Это их суверенный выбор. Статья 13 Вашингтонского договора четко предоставляет союзникам право выйти из организации, если они того пожелают.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Решение НАТО пригласить Черногорию начать переговоры о присоединении встречает сопротивление в стране и является дестабилизирующим

Факт: В декабре 2015 г. министры иностранных дел стран НАТО пригласили Черногорию начать переговоры о присоединении, чтобы стать членом Североатлантического союза. Это стало историческим достижением, которое укрепит безопасность Черногории, Западных Балкан и НАТО.

Никто не принуждает страну к вступлению в НАТО. Членство является национальным решением и свободным выбором суверенных государств. Страны-кандидаты должны подать заявку. И, как всегда, все государства-члены НАТО должны согласиться с этим.

Вопрос о членстве в НАТО решает сама Черногория и сами черногорцы. Этот принцип также применяется к национальным (страновым) процедурам утверждения решений о присоединении. Это не вопрос партийной политики. Это вопрос национальных интересов.

Каждая страна имеет суверенное право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Никакая третья страна не имеет права вмешиваться в вопрос о членстве в НАТО.

Для того чтобы присоединиться к Североатлантическому союзу, страны должны уважать ценности НАТО и отвечать жестким политическим, экономическим и военным критериям.

Страны, которые вступили в Североатлантический союз, смогли укрепить свою демократию, повысить уровень безопасности и сделать жизнь граждан более безопасной. Расширение способствовало стабильности и безопасности в Европе, а также позволило приблизиться к достижению цели создания единой, свободной и мирной Европы.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Расширение НАТО на Балканы является дестабилизирующим фактором

Факт: Все страны Центральной и Восточной Европы, вступившие в НАТО за последнее десятилетие, живут с тех пор в условиях мира, безопасности и сотрудничества со своими соседями.

Страны региона, которые стремятся к членству, проводят реформы, чтобы приблизиться к стандартам НАТО. Эти реформы укрепляют демократию и безопасность в каждой стране.

Страны региона играют важную роль в операциях НАТО в Афганистане и Косово, осуществляя учебную подготовку афганских сил и помогая создавать безопасную и защищенную обстановку для всего населения Косово. Это прямой вклад в обеспечение стабильности в широком евроатлантическом регионе.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО пыталась «втянуть» Украину в Североатлантический союз

Факт: Когда администрации президента Кучмы и президента Ющенко ясно заявили о стремлении страны вступить в НАТО, Североатлантический союз работал с ними, чтобы способствовать реформам, которые потребуются для реализации этого стремления.

Когда администрация президента Януковича сделала выбор в пользу внеблокового статуса, НАТО отнеслась к этому выбору с полным уважением и по запросу правительства продолжила работать с Украиной в области реформ.

НАТО уважает право каждой страны выбирать свои собственные механизмы по обеспечению безопасности. Действительно, статья 13 Вашингтонского договора четко предоставляет государствам-членам право выйти из организации.

За последние 65 лет 28 стран сделали свободный выбор в пользу присоединения к НАТО в соответствии со своими демократическими процессами. Ни одна не попросила о выходе из организации. Это их суверенный выбор.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Россия имеет право требовать 100-процентную гарантию того, что Украина не вступит в НАТО

Факт: В соответствии со статьей I Хельсинкского Заключительного акта (здесь) 1975 г., на основе которого была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), каждое государство имеет право «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров». Все государства-члены ОБСЕ, включая Россию, приняли обязательство соблюдать эти принципы.

В соответствии с этими принципами Украина имеет право сама выбирать, быть ли ей участницей каких-либо союзных договоров, включая учредительный договор НАТО.

Кроме того, когда Россия подписала Основополагающий акт, она обязалась «уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств и их неотъемлемое право выбора путей обеспечения их собственной безопасности».

Таким образом, Украина имеет право выбирать для себя союзы, а Россия, как она сама неоднократно соглашалась, не имеет право диктовать этот выбор.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО спровоцировала протесты на Майдане в Украине

Факт: Демонстрации, которые начались в Киеве в ноябре 2013 г., произошли из-за стремления украинцев установить более тесные отношения с Европейским союзом, и из-за их разочарования, вызванного тем, что бывший президент Янукович остановил продвижение к этой цели в результате давления со стороны России.

Требования протестующих включали конституционную реформу, усиление роли парламента, формирование правительства национального единства, прекращение тотальной коррупции на всех уровнях, проведение досрочных президентских выборов и прекращение насилия. Никакого упоминания о НАТО не было.

В сентябре 2014 г. Украина начала обсуждение вопроса об отказе от внеблокового статуса, через шесть месяцев после незаконной и противоправной «аннексии» Россией Крыма и начала агрессивных действий России на востоке Украины. Окончательное решение об отказе от внеблокового статуса было принято Верховной радой Украины в декабре 2014 г., более чем через год после начала демонстраций за вступление в ЕС.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО планировала разместить корабли и ракеты в Крыму

Факт: Это является вымыслом. Эта идея никогда не выдвигалась, не предлагалась и не обсуждалась в НАТО.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО намерена создать военную базу в Грузии

Факт: На встрече на высшем уровне в Уэльсе НАТО приняла решение предложить существенный пакет мер по содействию Грузии для укрепления ее оборонного потенциала и потенциала ее оперативной совместимости с Североатлантическим союзом. В соответствии с договоренностью с Грузией там будет создан учебный центр для содействия учебной подготовке и обеспечения оперативной совместимости военнослужащих Грузии и стран НАТО.

Это учебный центр, а не военная база.

Данная инициатива будет способствовать более тесному сотрудничеству с суверенным и международно признанным правительством Грузии и более совершенной учебной подготовке ее вооруженных сил и демократическому контролю над ними. По существу, инициатива будет делать вклад в стабильность, делая грузинские вооруженные силы более профессиональными и укрепляя демократический контроль над ними.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО имеет базы по всему миру

Факт: Военная инфраструктура НАТО за пределами территории государств-членов ограничена теми районами, где Североатлантический союз проводит операции.

Поэтому у Североатлантического союза имеются военные объекты в Афганистане в поддержку миссии «Решительная поддержка», а также в Косово для миссии СДК.

У НАТО есть гражданские бюро по связи в таких государствах-партнерах, как Грузия, Украина и Россия. Их нельзя считать «военными базами».

Отдельные страны НАТО имеют базы за границей на основе двухсторонних соглашений и принципа согласия принимающей страны, в отличие от российских баз на территории Молдовы (Приднестровье), Украины (Автономная Республика Крым) и Грузии (регионы Абхазия и Южная Осетия).

Вернуться к началу страницы

НАТО И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ

Утверждение: НАТО пытается окружить Россию

Факт: Это утверждение игнорирует географические факты. Протяженность сухопутной границы России чуть больше 20 000 километров. Из них 1 215 километров, или менее одной шестнадцатой от общей протяженности, – граница с нынешними государствами-членами НАТО.

Россия имеет сухопутные границы с 14 странами (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея). Только пять из них являются государствами-членами НАТО.

Утверждения о том, что НАТО создает базы вокруг России, также безосновательны. За пределами территории стран НАТО Североатлантический союз поддерживает значительное военное присутствие в трех местах: в Косово, в Афганистане и на море, у побережья Африканского Рога. Все три операции осуществляются в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций, и, следовательно, были одобрены Россией наряду со всеми другими членами Совета Безопасности. До начала своих агрессивных действий в Украине Россия предоставляла материально-техническое обеспечение для миссии в Афганистане и непосредственно сотрудничала с операцией по борьбе с пиратством, ясно демонстрируя, что рассматривает их как пользу, а не как угрозу.

Что касается постоянного размещения вооруженных сил США и других стран Североатлантического союза в Европе, то НАТО полностью соблюдает обязательства, которые она приняла в соответствии с Основополагающим актом между НАТО и Россией. Дополнительное постоянное размещение боевых сил на территории других союзников не осуществляется; и общие уровни вооруженных сил были, в действительности, значительно снижены со времени окончания «холодной войны».

НАТО установила партнерские отношения со многими странами в Европе и Азии, как видно на этой интерактивной карте. Такие партнерские отношения, которые осуществляются по запросу соответствующих стран, сосредоточены исключительно на вопросах, согласованных с ними, таких как готовность к реагированию на стихийные бедствия и катастрофы, транспарентность, реформа вооруженных сил и борьба с терроризмом. Эти партнерские отношения не могут обоснованно рассматриваться как угроза России или любой другой стране в регионе и уж тем более как попытки окружения.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: У НАТО сохранился менталитет «холодной войны»

Факт: «Холодная война» закончилась более двадцати лет назад. Для нее характерными были противостояние двух идеологических блоков, присутствие многочисленных постоянных армий в Европе, а также военное, политическое и экономическое доминирование Советского Союза почти во всех соседних с ним европейских странах.

Окончание «холодной войны» стало победой для народов Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза и открыло возможности для преодоления раздела в Европе. На поворотных встречах на высшем уровне, которые прошли после падения Берлинской стены, Россия играла свою роль в построении новой всеобъемлющей европейской архитектуры безопасности, включая принятие Парижской хартии, создание ОБСЕ, учреждение Совета евроатлантического партнерства и принятие Основополагающего акта между НАТО и Россией.

Со времени окончания «холодной войны» НАТО провела радикальные перемены в своем членском составе и методах деятельности; эти перемены были разъяснены принятием Стратегических концепций в 1999 и 2010 гг. Обвинения в том, что НАТО сохранила свое назначение времен «холодной войны», игнорируют реальность этих перемен.

В этот же период НАТО обращалась к России с рядом партнерских инициатив, кульминацией которых стало создание Совета Россия–НАТО в 2002 г. Ни одной другой стране не предлагались такие привилегированные отношения с НАТО.

Главы государств и правительств стран НАТО на встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре 2014 г. заявили: «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Но мы не можем и не будем идти на компромиссы, когда речь идет о принципах, на которых зиждутся наш Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке». (Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Уэльсе можно прочитать здесь).

Это официальная политика НАТО, которая определяется и прозрачно выражается на самом высоком руководящем уровне. Как организация, подотчетная своим государствам-членам, НАТО обязана осуществлять эту политику.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО – геополитический проект США

Факт: НАТО была создана в 1949 г. двенадцатью суверенными государствами: Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Соединенными Штатами и Францией. С тех пор число государств-членов выросло до двадцати восьми, при этом каждое из них приняло индивидуальное и суверенное решение вступить в Североатлантический союз.

Все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, что означает, что решение может быть принято, только если каждый член организации согласится с ним.

Аналогичным образом, решение любой страны об участии в операциях под руководством НАТО принимает сама страна самостоятельно в соответствии с собственными правовыми процедурами. Ни одно государство-член Североатлантического союза не может принимать решения о развертывании сил другого государства-члена.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Цель НАТО – сдерживать или ослабить Россию

Факт: Цели НАТО изложены в преамбуле Вашингтонского договора, учредительного документа Североатлантического союза (с ним можно ознакомиться здесь).

Там говорится, что страны НАТО «преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

В соответствии с этими целями в течение последних двух десятилетий НАТО проводит миссии на Балканах, в Афганистане, в воздушном пространстве Ливии и у побережья Африканского Рога. Североатлантический союз проводит учения от Средиземноморья до Северной Атлантики и по всей Европе, по различным вопросам, от борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок, в том числе совместно с самой Россией.

Ни одно из этих мероприятий не может быть достоверно представлено, как направленное против России.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО пыталась изолировать и маргинализировать Россию

Факт: С начала 90-х годов Североатлантический союз постоянно работал над формированием отношений в духе сотрудничества с Россией в областях, представляющих взаимный интерес.

НАТО начала налаживать отношения, предложив диалог вместо конфронтации, как было четко обозначено на встрече НАТО на высшем уровне в Лондоне в июле 1990 г. (текст Лондонской декларации здесь). В последующие годы Североатлантический союз способствовал развитию диалога и сотрудничества путем создания новых форумов общения, таких как «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), открытых для всей Европы, включая Россию (Основополагающие документы ПРМ здесь и здесь).

После заключения Дейтонских соглашений в 1995 г. российские вооруженные силы участвовали в операциях под руководством НАТО по выполнению мирного соглашения (ИФОР и СФОР) и в операции под руководством НАТО по обеспечению мира в Косово (СДК) в соответствии с мандатами Совета Безопасности ООН.

В 1997 г. НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, создав Совместный постоянный совет Россия–НАТО. В 2002 г. они усовершенствовали взаимоотношения, создав Совет Россия–НАТО (СРН). Они вновь подтвердили свою приверженность Основополагающему акту на саммитах Россия-НАТО в Риме в 2002 г. и Лиссабоне в 2010 г. (с Основополагающим актом можно ознакомиться здесь, с Римской декларацией о создании СРН – здесь, с Совместным заявлением СРН на заседании в Лиссабоне – здесь.).

Со времени создания СРН НАТО и Россия работали вместе по различным вопросам, от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок и гражданского чрезвычайного планирования. Мы поставили задачу построить уникальные отношения с Россией, построенные не только на взаимных интересах, но и на сотрудничестве и общей цели создания единой, свободной и мирной Европы. Ни одному другому партнеру подобные взаимоотношения и аналогичные всеобъемлющие институциональные рамки не предлагались.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО должна была прекратить свое существование в конце «холодной войны»

Факт: На встрече на высшем уровне в Лондоне в 1990 г. главы государств и правительств договорились о том, что «мы должны оставаться вместе, чтобы продлить долговременный мир, в условиях которого мы живем последние четыре десятилетия». Это был их суверенный выбор, который полностью соответствовал их праву на коллективную оборону, закрепленному в Уставе Организации Объединенных Наций.

С тех пор еще двенадцать стран решили вступить в НАТО. Североатлантический союз осуществлял новые миссии и адаптировался к новым вызовам, при этом придерживаясь основополагающих принципов безопасности, коллективной обороны и принятия решений на основе консенсуса.

Дважды со времени окончания «холодной войны» НАТО принимала новые Стратегические концепции (в 1999 и 2010 гг.), адаптируясь к новым реалиям. Таким образом, вместо того, чтобы прекратить свое существование, НАТО адаптировалась и продолжает меняться, чтобы соответствовать потребностям и ожиданиям союзников, а также продвигать концепцию единой, свободной и мирной Европы.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Расширение НАТО следовало аналогичному процессу, что и расширение СССР и Организации Варшавского договора

Факт: Любое сравнение между расширением НАТО после окончания «холодной войны» и созданием Организации Варшавского договора или советского блока после окончания Второй мировой войны является полным искажением истории.

Включение стран Центральной и Восточной Европы в Советский Союз и Организацию Варшавского договора после Второй мировой войны осуществлялось в условиях военной оккупации, однопартийной диктатуры и жестокого подавления инакомыслия.

Когда страны Центральной и Восточной Европы подали заявку на присоединение к НАТО после роспуска Организации Варшавского договора, это было сделано в соответствии с их свободным выбором, в рамках их собственных национальных демократических процессов и после проведения необходимых реформ.

Это было сделано посредством дискуссии, в мирное время и транспарентным образом.

Вернуться к началу страницы

НАТО КАК «УГРОЗА»

Утверждение: НАТО представляет угрозу для России

Факт: В течение последних двадцати пяти лет НАТО последовательно, транспарентно и открыто развивала связи с Россией.

Североатлантический союз создал уникальные органы сотрудничества – Совместный постоянный совет и Совет Россия–НАТО – для реализации отношений с Россией. НАТО пригласила Россию к сотрудничеству в области противоракетной обороны. Такого приглашения НАТО не делала ни одному другому государству-партнеру.

В Основополагающим акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованном с Россией в 1997 г. и подтвержденном на саммитах Россия–НАТО в Риме в 2002 г. и Лиссабоне в 2010 г., НАТО заявила, что «в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Североатлантический союз выполнил все свои обязательства.

Официальная политика НАТО в отношении России была недавно сформулирована главами государств и правительств стран Североатлантического союза на встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре 2014 г.

Они заявили, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Но мы не можем и не будем идти на компромиссы, когда речь идет о принципах, на которых зиждутся наш Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке». (Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Уэльсе можно прочитать здесь).

Таким образом, ни политика Североатлантического союза, ни его действия не представляют угрозы для России.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Противоракетная оборона НАТО нацелена на Россию и соглашение по Ирану доказывает это

Факт: Система противоракетной обороны НАТО не разрабатывалась против России и не направлена против нее. Она не представляет угрозы для российских средств стратегического сдерживания.

Как уже объяснял заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, географическое расположение и законы физики не позволяют системе НАТО сбивать российские межконтинентальные ракеты с баз НАТО в Румынии и Польше. Их возможности слишком ограничены, их запланированное количество слишком мало, и они расположены слишком далеко к югу или слишком близко к России, чтобы сделать это.

Российские официальные лица подтвердили, что планируемый щит НАТО, в действительности, не сможет подорвать российские средства сдерживания. Заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин, уполномоченный по вопросам противоракетной обороны, заявил 26 января 2015 г., что «ни нынешняя, ни даже перспективная» система противоракетной обороны «не способна будет остановить или поставить под сомнение российский ракетный стратегический потенциал».

И наконец, утверждение России о том, что рамочное соглашение по ядерной программе Ирана устраняет необходимость в системе противоракетной обороны НАТО, неверно по двум причинам.

Соглашение по Ирану не охватывает распространение технологии баллистических ракет, что совершенно отличается от ядерных вопросов.

Кроме того, НАТО неоднократно ясно давала понять, что противоракетная оборона направлена не против какой-либо страны, а против угрозы, вызванной распространением в более общем смысле. Действительно, более 30 стран приобрели или пытаются приобрести технологию баллистических ракет. Рамочное соглашение по Ирану не меняет этих фактов.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Вступление новых членов в НАТО угрожает России

Факт: Каждая страна, которая вступает в НАТО, обязуется соблюдать принципы и политику Североатлантического союза, а также выполнять обязательства, которые уже взяла на себя НАТО.

Это включает обязательство о том, что НАТО не представляет угрозы для России, как было недавно заявлено на встрече на высшем уровне в Уэльсе.

Поэтому, по мере того, как растет число стран, вступающих в НАТО, растет и число стран, согласных с тем, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России».

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Учения НАТО – провокация, которая угрожает России

Факт: Каждая страна имеет право проводить учения, при том условии, что они делают это в соответствии со своими международными обязательствами, в том числе уведомляют о фактическом количестве и, в случае необходимости, предоставляя возможности для наблюдения.

С целью обеспечения взаимного доверия и транспарентности, члены ОБСЕ в соответствии с Венским документом обязаны заблаговременно уведомлять друг друга об учениях с участием более 9 000 человек, за исключением случаев, когда учения представляют собой внезапные проверки готовности.

НАТО и союзники неизменно соблюдают дух и букву Венского документа. Об учениях, пересекающих порог уведомления, сообщалось заблаговременно. Поэтому Россия могла направить наблюдателей на учения «Джойнт уорриор» под руководством Великобритании в апреле 2015 г.

Россия, с другой стороны, неоднократно назначала внезапные учения с участием десятков тысяч человек, при этом некоторые из таких учений проводились рядом c территорией НАТО. Такая практика назначения массовых учений без уведомления нарушает дух Венского документа, повышает напряженность и подрывает доверие. Это особенно верно, потому что военный захват Россией Крыма был замаскирован под точно такие внезапные учения.

Поэтому учения, проводимые Россией, а не НАТО, представляют угрозу для стабильности.

Вернуться к началу страницы

ОБЕЩАНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Утверждение: Россия имеет право возражать против поддерживаемой НАТО инфраструктуры на территории государств-членов в Центральной и Восточной Европе

Факт: Отношения между НАТО и Россией регламентированы Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованным странами НАТО и Россией в 1997 г. и подтвержденным на встречах Россия–НАТО на высшем уровне в Риме в 2002 г. и Лиссабоне в 2010 г. (с Основополагающим актом можно ознакомиться здесь).

В Основополагающем акте обе стороны договорились о том, что: «в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Соответственно он будет полагаться на адекватную инфраструктуру, соизмеримую с вышеупомянутыми задачами. В этом контексте, при возникновении необходимости, усиление может происходить в случае защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОВСЕ, положениями Венского документа 1994 года и взаимосогласованными мерами транспарентности. Россия будет проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе».

Поэтому и инфраструктура и усиление прямо допускаются положениями Основополагающего акта.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Реакция НАТО на незаконные действия России в Украине является нарушением Основополагающего акта

Факт: В ответ на новую стратегическую реальность, вызванную незаконными и противоправными действиями России, НАТО усилила оборону союзников в Центральной и Восточной Европе и обеспечила способность при необходимости повысить усиление, в том числе посредством модернизации инфраструктуры.

Все это соответствует Основополагающему акту, процитированному выше.

В Основополагающем акте все подписавшие его стороны, в том числе и Россия, согласовали принципы, которые включают: «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащейся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципов, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях» и «уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ».

НАТО неукоснительно выполняла эти обязательства. Россия, с другой стороны, объявила об аннексии Крыма, поддерживала использующих насильственные методы сепаратистов на востоке Украины и настаивала на том, чтобы Украине было запрещено вступать в НАТО.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Договоренности НАТО по ядерному оружию нарушают ДНЯО

Факт:На встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре 2014 г. союзники подтвердили свою полную поддержку Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Построение ядерных сил НАТО полностью соответствует этому договору.

НАТО никогда не перемещала ядерное оружие в Восточную Европу. Со времени окончания «холодной войны» НАТО не проводила ядерных учений в восточной части Североатлантического союза.

Это Россия начала использовать ядерное оружие в качестве инструмента в своей стратегии запугивания. Россия усилила ядерную риторику и активизировала свои ядерные учения. Российские бомбардировщики, оснащенные ядерным оружием, совершают полеты вблизи границ Североатлантического союза. Кроме этого, Россия угрожает разместить ракеты, способные нести ядерные боеголовки, в Калининграде и Крыму.

Эта деятельность и эта риторика не способствуют транспарентности и предсказуемости, особенно в контексте изменившейся обстановки в области безопасности в связи с агрессивными действиями России в Украине.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Ядерные учения НАТО нарушают ДНЯО

Факт: В ответ на новую стратегическую реальность, вызванную незаконными и противоправными действиями России, НАТО усилила оборону союзников в Центральной и Восточной Европе и обеспечила способность при необходимости повысить усиление, в том числе посредством модернизации инфраструктуры.

Все это соответствует Основополагающему акту, процитированному выше.

В Основополагающем акте все подписавшие его стороны, в том числе и Россия, согласовали принципы, которые включают: «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащейся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципов, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях» и «уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ».

НАТО неукоснительно выполняла эти обязательства. Россия, с другой стороны, объявила об аннексии Крыма, поддерживала использующих насильственные методы сепаратистов на востоке Украины и настаивала на том, чтобы Украине было запрещено вступать в НАТО.

Вернуться к началу страницы

#
Утверждение: Во время воссоединения Германии руководители стран НАТО дали обещание, что Североатлантический союз не будет расширяться на восток

Факт: Такое обещание никогда не давалось, и Россия никогда не представляла никаких доказательств в подтверждение своего утверждения.

В НАТО все официальные решения принимаются на основе консенсуса и подтверждаются в письменной форме. Никакого письменного свидетельства о принятии Североатлантическим союзом такого решения не существует, следовательно, такое обещание не могло быть дано.

Более того, в то время, когда якобы было дано это обещание, все еще существовала Организация Варшавского договора. Ее члены дали согласие на роспуск организации только в 1991 г. Поэтому неправдоподобно предполагать, что идея об их присоединении к НАТО стояла на повестке дня в 1989 г.

Это подтвердил сам бывший президент СССР Михаил Горбачев. Вот что г-н Горбачев сказал 15 октября 2014 г. в интервью «Российской газете» и «России поверх заголовков»:

«Вопрос о "расширении НАТО" в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе и после прекращения Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители».

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО планировала разместить корабли и ракеты в Крыму

Факт: Это является вымыслом. Эта идея никогда не выдвигалась, не предлагалась и не обсуждалась в НАТО.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО намерена создать военную базу в Грузии

Факт: На встрече на высшем уровне в Уэльсе НАТО приняла решение предложить существенный пакет мер по содействию Грузии для укрепления ее оборонного потенциала и потенциала ее оперативной совместимости с Североатлантическим союзом. В соответствии с договоренностью с Грузией там будет создан учебный центр для содействия учебной подготовке и обеспечения оперативной совместимости военнослужащих Грузии и стран НАТО.

Это учебный центр, а не военная база.

Данная инициатива будет способствовать более тесному сотрудничеству с суверенным и международно признанным правительством Грузии и более совершенной учебной подготовке ее вооруженных сил и демократическому контролю над ними. По существу, инициатива будет делать вклад в стабильность, делая грузинские вооруженные силы более профессиональными и укрепляя демократический контроль над ними.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: НАТО имеет базы по всему миру

Факт: Военная инфраструктура НАТО за пределами территории государств-членов ограничена теми районами, где Североатлантический союз проводит операции.

Поэтому у Североатлантического союза имеются военные объекты в Афганистане в поддержку миссии «Решительная поддержка», а также в Косово для миссии СДК.

У НАТО есть гражданские бюро по связи в таких государствах-партнерах, как Грузия, Украина и Россия. Их нельзя считать «военными базами».

Отдельные страны НАТО имеют базы за границей на основе двухсторонних соглашений и принципа согласия принимающей страны, в отличие от российских баз на территории Молдовы (Приднестровье), Украины (Автономная Республика Крым) и Грузии (регионы Абхазия и Южная Осетия).

Вернуться к началу страницы

ОПЕРАЦИИ НАТО

Утверждение: Операция НАТО в Афганистане потерпела неудачу

Факт: В 2003 г. НАТО приняла на себя командование Международными силами содействия безопасности в Афганистане, действующими в соответствии с мандатом ООН.

Под командованием НАТО миссия постепенно распространилась по всему Афганистану, к ней присоединились 22 страны, не входящие в НАТО. В ходе миссии практически с нуля были созданы Афганские национальные силы безопасности, численность которых сейчас достигла 350 000 военнослужащих и полицейских.

Угрозы безопасности Афганистана по-прежнему существуют. Однако афганские силы сегодня готовы принять на себя полную ответственность за обеспечение безопасности по всей стране в соответствии с договоренностью с властями Афганистана.

НАТО осуществляет учебную подготовку, консультирует и оказывает содействие афганским силам в рамках миссии «Решительная поддержка».

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Миссия под руководством НАТО в Афганистане не смогла остановить незаконный оборот афганских наркотиков

Факт: Как в случае с любой суверенной страной основная обязанность по поддержанию законности и правопорядка в Афганистане, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков, возложена на афганское правительство.

Международное сообщество всячески поддерживает правительство Афганистана, чтобы оно смогло выполнить эту обязанность, в том числе через Организацию Объединенных Наций и Европейский союз.

НАТО не является основным действующим лицом в этой сфере. Эта роль была согласована с международным сообществом.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Операция НАТО в воздушном пространстве Ливии была незаконной

Операция под руководством НАТО была осуществлена на основании двух резолюций Совета Безопасности ООН – 1970 и 1973; обе резолюции ссылаются на Главу VII Устава ООН, и Россия не возражала ни против одной из них.

Резолюция СБ ООН 1973 уполномочила международное сообщество «принимать все необходимые меры» для «защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения», что НАТО и сделала при политической и военной поддержке государств региона и членов Лиги арабских государств.

После конфликта НАТО сотрудничала с Международной комиссией ООН по расследованию событий в Ливии, не выявившей никаких нарушений резолюции 1973 СБ ООН или международного права и заключившей, напротив, что «НАТО провела высоко точную кампанию, характеризующуюся наглядным стремлением избежать жертв среди гражданского населения».

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Операция НАТО в Косово была незаконной

Факт: Операция НАТО, связанная с Косово, была проведена вслед за продолжавшимися более года интенсивными усилиями ООН и Контактной группы, в которую входила Россия, направленными на достижение мирного урегулирования. Совет Безопасности ООН неоднократно характеризовал этническую чистку в Косово и растущее число беженцев, вынужденных покидать свои дома, как угрозу международному миру и безопасности. Проведение операции НАТО «Эллайд форс» началось, чтобы предотвратить крупномасштабные и непрекращающиеся нарушения прав человека и гибель гражданских лиц.

По окончании военно-воздушной кампании, в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН 1244), была проведена миротворческая операция СДК под руководством НАТО с целью обеспечить безопасную и защищенную обстановку в Косово, в которой изначально участвовала и Россия.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Случаи Косово и Крыма идентичны

Факт: Операция в Косово была проведена после исчерпывающего обсуждения с участием всего международного сообщества, которое пыталось урегулировать затянувшийся кризис, который был признан Советом Безопасности ООН в качестве угрозы международному миру и безопасности.

После операции в течение почти десяти лет международное сообщество вело дипломатическую работу, под эгидой ООН, направленную на достижение политического решения и определение окончательного статуса Косово, как предписано резолюцией 1244 СБ ООН.

В Крыму не было существовавшего до этого кризиса, не было попыток обсудить ситуацию с правительством Украины, привлечь ООН, и не было попыток прийти к урегулированию на основе переговоров.

В случае с Косово усилия международного сообщества по поиску решения продлились 3 000 дней. В случае с Крымом Россия аннексировала часть территории Украины менее чем за 30 дней. Россия пыталась частично оправдать свою незаконную и противоправную аннексию, указывая на «референдум», который не соответствовал украинскому законодательству, проводился в условиях незаконной вооруженной оккупации, в отсутствии свободы выражения мнений или доступа оппозиции к прессе и без какого-либо внушающего доверие международного мониторинга.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Российская аннексия Крыма была оправдана решением Международного суда по независимости Косово (онлайн здесь).

Факт: Суд заявил, что его заключение не было прецедентом. Суд заявил, что ему был поставлен «ограниченный и конкретный» вопрос о независимости Косово, под который не подпадают более широкие правовые последствия этого решения.

Вернуться к началу страницы

Утверждение: Украинские власти незаконны

Факт: Президент Украины Порошенко был избран на этот пост 25 мая, набрав явное большинство голосов на выборах, которые были охарактеризованы ОБСЕ (заявление здесь), как свидетельствующие о «четком намерении властей провести настоящие выборы, которые в целом соответствовали международным обязательствам, с соблюдением основных свобод граждан». Серьезные ограничения были зафиксированы только в областях, контролируемых сепаратистами, предпринимавшими усиленные «попытки сорвать процесс».

Нынешний парламент был избран 26 октября в ходе выборов, которые, по мнению ОБСЕ (заявление здесь), характеризуются «высокой конкуренцией среди участников избирательного процесса, предложивших избирателям настоящий выбор, а также общим уважением к основным свободам». ОБСЕ вновь отметила, что «органы, ответственные за подготовку и проведение выборов, прилагали решительные усилия для проведения выборов на всей территории страны, но это оказалось невозможным на значительной части Донецкой и Луганской областей и на Крымском полуострове».

И наконец, российские официальные лица продолжают утверждать, что в украинском парламенте и правительстве преобладают «нацисты» и «фашисты». Однако на парламентских выборах те партии, которые Россия назвала «фашистскими», не смогли преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент. Украинские избиратели явно проголосовали за единство и умеренность, а не за сепаратизм и экстремизм, и это нашло отражение в составе парламента.

Иными словами, президент и парламент являются законными, а действия поддерживаемых Россией сепаратистов – нет.

Вернуться к началу страницы