Взаимоотношения НАТО с контактными странами

  • Last updated 27-Oct-2010 15:10

Кроме государств, с которыми у НАТО установлены официальные партнерские отношения¹, Североатлантический союз сотрудничает с рядом других стран, на которые не распространяются данные механизмы. Часто именуемые «другими партнерами во всем мире» или «контактными странами», эти страны разделяют стратегические интересы и ключевые ценности Организации Североатлантического договора. В число таких стран входят Австралия, Япония и Новая Зеландия.

Эти страны изъявили заинтересованность в углублении своих отношений с НАТО или желание быть в курсе стоящих перед НАТО задач. Некоторые из таких стран выделяют свои военные контингенты в рамках руководимых НАТО операций или участвуют в этих операциях иными способами. Другие ограничиваются сотрудничеством с НАТО в областях, представляющих взаимный интерес. За последние годы у НАТО сформировались двусторонние отношения с каждой из этих стран.

В 2006 г. на встрече в верхах в Риге были предприняты существенные шаги по усилению оперативной составляющей сотрудничества НАТО, как с ее официальными партнерами, так и с контактными странами. Эти шаги были также подкреплены решениями встречи в верхах в Бухаресте (2008 г.), на которой был сформулирован ряд задач в рамках этих партнерских отношений и созданы возможности для интенсивного политического диалога.

Были разработаны ежегодные рабочие программы совместно с заинтересованными партнерскими странами. В эти программы включены различные мероприятия, начиная с совместных учений и заканчивая курсами английского языка и соответствующими консультациями, а также информационным обменом.

Каждая контактная страна выбирает для себя области сотрудничества с НАТО и формат данного сотрудничества. Привлечение контактных стран к мероприятиям НАТО требует предварительной санкции Североатлантического совета — главного руководящего органа НАТО, за исключением определенных случаев. Сотрудничество с контактными странами должно быть двусторонним и взаимовыгодным для его участников. .

Поддержка операций под руководством НАТО

Участие контактных стран в операциях под руководством НАТО имеет существенное значение для международного мира и стабильности.

Контингенты Аргентины и Чили находились наряду с членами НАТО на Балканах, обеспечивая безопасность в Боснии и Герцеговине. В Косово Аргентина помогают военнослужащим НАТО в оказании медицинской и социальной помощи местному населению и сотрудничает в деле осуществления мирного соглашения с 1999 г.

В Афганистане ряд других контактных стран работает совместно с союзниками по НАТО в составе Международных сил содействия безопасности. Другие страны, подобно Японии, не участвуют в МССБ своими военными силами и средствами, но содействуют мероприятиям по стабилизации в Афганистане путем финансирования проектов развития и  направляют туда сотрудников для связи.

Основой для участия партнеров в руководимых НАТО операциях по поддержанию мира является Военно-политический рамочный документ, разработанный для операций под эгидой программы «Партнерство ради мира и безопасности» под руководством НАТО. Этот документ гласит, что страны, выделяющие свои контингенты для операций, привлекаются к планированию и формированию контингентов через Международный координационный центр в штабе Верховного главнокомандующего Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (ВГКОВСНЕ) в г. Монс (Бельгия) и, при необходимости, через временные механизмы связи взаимодействия со стратегическими командованиями.

Обычно контингенты из этих стран участвуют в операциях по такой же схеме, что и контингенты стран-членов Североатлантического союза и официальных партнеров. Это означает, что они привлекаются к процессу принятия решений, участвуя в работе комитетов и направляя офицеров связи в оперативное командование или в штаб ВГКОВСНЕ. Зачастую контингенты контактных стран действуют под непосредственным началом командующего операцией через штаб многонациональной дивизии. .

Развитие взаимоотношений

Сотрудничество НАТО со странами, не входящими в число ее официальных партнеров, началось в 1990-х гг. Например, политический диалог с Японией стартовал в 1990 г., а контингенты Аргентины и Чили участвуют в операциях НАТО в Боснии-Герцеговине. Тем не менее, это сотрудничество происходило на разовой основе.

Проведение НАТО мероприятий за пределами ее традиционной зоны ответственности, включая Афганистан и Дарфур, сделало необходимым и возможным усиление взаимодействия с другими партнерами — контактными странами, расположенными в различных частях планеты. Аналогичным образом, сходство стратегических приоритетов между членами НАТО и рядом партнеров, в частности, борьба с терроризмом, подтолкнуло эти страны к более активному сотрудничеству с НАТО.

В 1998 г. членами НАТО был разработан ряд руководящих указаний по взаимоотношениями с контактными странами. Данные руководящие указания не дают возможности создать официальный механизм партнерства, но отражают намерение стран НАТО активировать сотрудничество. В результате обширной дискуссии термин «контактные страны» был официально утвержден союзниками по НАТО в 2004 г. Позднее появился термин «другие партнеры во всем мире».

На Рижской встрече в верхах в 2006 г. НАТО обязалась усилить оперативную составляющую своих отношений с заинтересованными контактными странами. В частности, были предприняты шаги к расширению возможностей совместной работы НАТО со странами-участниками или потенциальными участниками операций под ее руководством, которые разделяют интересы и ценности Североатлантического союза. Это решение ознаменовало собой сдвиг в политике НАТО, так как по существу контактные страны получили доступ ко всем мероприятиям в рамках официальных партнерских механизмов НАТО.

В решениях, принятых на Бухарестской встрече в верхах НАТО в 2008 г., были сформулированы задачи организации в ее взаимоотношениях с партнерами во всем мире. В число таких задач входит поддержка операций, сотрудничество в области обеспечения безопасности и укрепление взаимопонимания в плане продвижения общих интересов в области безопасности и демократических ценностей. С этой целью были созданы различные инструменты, призванные усилить политический диалог: заседания Североатлантического совета с участием министров соответствующих стран, переговоры на высоком уровне и встречи с послами. Помимо этого, дальнейшее развитие получили ежегодные рабочие программы (известные под названием Индивидуальных целевых пакетов совместных мероприятий).

1. Совет евроатлантического партнерства, «Партнерство ради мира», «Средиземноморский диалог» и «Стамбульская инициатива сотрудничества».

Дополнительная справочная информация